Решение по делу № 2-3925/2022 от 13.04.2022

Дело № 2 – 3925/2022(21) УИД 66RS0051-01-2021-003262-08

Мотивированное решение изготовлено 06.09.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург «30» августа 2022 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновой Ю.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Широковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Серовский центр занятости» к Антоненко Е. В. о взыскании неосновательного обогащения,

У С Т А Н О В И Л :

истец Государственное казенное учреждения службы занятости населения Свердловской области «Серовский центр занятости» (далее – ГКУ «Серовский ЦЗ») обратился в Серовский районный суд Свердловской области с иском к Антоненко Е.В. о взыскании неосновательного обогащения в сумме 55063 рубля 04 копейки.

В обоснование иска указано, что 20.04.2020 ответчик обратилась в ГКУ «Серовский ЦЗ» за предоставлением государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. 27.04.2020 она была признана безработной с выплатой пособия по безработице с 20.04.2020, в дальнейшем проходила перерегистрацию в дистанционном режиме. 16.08.2020 пенсионным органом были предоставлены сведения о том, что ответчик с сентября 2019 года по июль 2020 года осуществляла трудовую деятельность, то есть была занятой. Однако, факт своей занятости при подаче заявления о постановке на учет в качестве безработной на портале «Работа в России» ответчик скрыла. 24.09.2020 она была снята с регистрационного учета с прекращением выплаты пособия с 18.08.2020. Таким образом, пособие по безработице за период с 20.04.2020 на сумму 55063 рубля 04 копейки ответчик получила незаконно, является неосновательным обогащением ответчика согласно положениям статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации. 30.09.2020 по данному факту в прокуратуру г. Серова было направлено обращение о привлечении ответчика к ответственности. 30.03.2020 в возбуждении уголовного дела было отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 24 УПК РФ.

Определением Серовского районного суда Свердловской области от 11.03.2022 гражданское дело по данному иску передано для рассмотрения по существу по подсудности в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Истец ГКУ «Серовский ЦЗ» своего представителя в судебное заседание не направил, в письменном ходатайстве представитель Воротынцев А.В., действующий по доверенности от 10.01.2022, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие стороны истца.

Ответчик Антоненко Е.В. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что в спорный период времени она не была трудоустроена, нигде не работала, дохода не получала.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Пенсионный фонд Российской Федерации, который своего представителя в судебное заседание не направил, своевременно и надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, с учетом мнения ответчика, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения ответчика, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд находит исковые требования ГКУ «Серовский ЦЗ» не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте положений пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Российская Федерация в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует гражданам как свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, так и право на защиту от безработицы и право на социальное обеспечение (статья 34 часть 1; статья 37 части 1 и 3; статья 39 часть 1).

В силу указанных конституционных положений в их взаимосвязи с положениями статей 7 (часть 2), 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации установление государственных гарантий социальной защиты от безработицы, включая правовые основания обеспечения такой защиты и механизм ее осуществления, круг лиц, на который она распространяется, условия и порядок предоставления, относится к компетенции законодателя.

В Законе Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Одной из основных гарантий социальной поддержки безработных, предусмотренных данным законом, является выплата пособия по безработице (абзац второй пункта 1 статьи 28).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 7.1 данного Закона к полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится осуществление социальной выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде пособия по безработице.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 данного Закона: безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона «О занятости населения в Российской Федерации»).

08.04.2020 Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 460 «Об утверждении временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».

Данными Временными правилами предусмотрено, что регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (пункт 2).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (пункт 3).

Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 4).

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (пункт 8).

В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (пункт 9).

При постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения (пункт 10).

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (пункт 11).

В случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке (пункт 19).

В соответствии с положения части 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае, в частности, попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

Таким образом, основанием для прекращения выплаты пособия по безработице является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданин утрачивает право на эту выплату.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что Антоненко Е.В. на основании заявления от 20.04.2020 и приказа ГКУ «Серовский ЦЗ» от 27.04.2020 признана безработной, начиная с 20.04.2020 с назначением пособия по безработице на период с 20.04.2020 по 19.10.2020.

Приказом ГКУ «Серовский ЦЗ» от 24.09.2020 Антоненко Е.В. прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина с 18.08.2020, приказом от 24.09.2020 она снята с регистрационного учета с указанной даты в связи с попыткой получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

Кроме того, 24.09.2020 ГКУ «Серовский ЦЗ» был вынесен приказ о запрете осуществлять Антоненко Е.В. пособия по безработице с 20.04.2020 по 18.08.2020.

Общая сумма выплаченного за период с 20.04.2020 по 24.09.2020 пособия по безработице составила 55 063 рубля 04 копейки.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Следовательно, необходимым условием возникновения обязательства из неосновательного обогащения является приобретение и сбережение имущества в отсутствие правовых оснований, то есть приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого, не основанное на законе, иных правовых актах, сделке.

Таким образом, обязанность по доказыванию факта обогащения ответчика возлагается на истца, а обязанность подтвердить основание получения денежных средств, то есть законность такого обогащения, либо обстоятельства, при которых неосновательное обогащение не подлежит возврату, лежит на получателе этих средств.

В соответствии пунктом 3 статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствиинедобросовестностис его стороны и счетной ошибки.

Положениями пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлен перечень граждан, которые не могут быть признаны безработными. В том числе, не могут быть признаны безработными граждане, которые считаются занятыми в соответствии со статьей 2 указанного Закона. Занятыми, в частности, считаются граждане, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.

Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указывает, что при постановке на учет ответчик скрыла факт своей трудовой деятельности за период с сентября 2019 по июль 2020.

Между тем, из представленных суду доказательств следует, что на дату постановки на учет в качестве безработной (20.04.2020) ответчик никаких доходов от трудовой деятельности не имела.

Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Антоненко Е.В. по состоянию на 01.07.2022 до постановки на учет в качестве безработной она работала с 01.01.2020 по 14.04.2020 в АО «ОТП Банк», ООО «Мой горящий тур – ЕКБ» и получала вознаграждение, с которого производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Справками АО «ОТП Банк» от 21.09.2020 и 22.09.2020 подтверждается, что с Антоненко Е.В. был заключен агентский договор от 16.07.2019, который расторгнут, последняя выплата вознаграждения за оказанные услуги в марте 2020 года произведена 21.05.2020. В мае, июне, июле 2020 года выплаты не производились.

С 01.11.2020, то есть после снятия с учета в качестве безработной, по настоящее время ответчик оказывает услуги информационно-справочному обслуживанию АО «Тинькофф Банк» на основании заключенного договора присоединения от 11.11.2020, и получает доход, что подтверждается справкой АО «Тинькофф Банк» от 25.03.2022 и сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Антоненко Е.В.

Кроме того, в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Антоненко Е.В. по состоянию на 01.07.2022 отражены сведения о трудовой деятельности ответчика в ПАО «Банк Синара» в период с 01.01.2020 по 31.05.2020. Между тем, вознаграждение за работу ей не выплачивалось, страховые взносы на страховую пенсию в пенсионный орган не перечислялись, что свидетельствует об отсутствии факта выполнения ответчиком работы для данного лица.

На основании представленных сведений следует, что на дату постановки на учет и в период нахождения на учете в качестве безработной, получения пособия по безработице ответчик иного дохода, кроме как получаемого пособия, не имела.

Более того, в трудовой книжки, которая ведется ответчиком в электронном виде, в качестве последнего места работы по трудовому договору указан период с 01.08.2019 по 31.12.2019 в АО «ОТП Банк».

Отказывая в удовлетворении иска, суд также принимает во внимание, что постановлением оперуполномоченного МО МВД России «Серовский» от 30.03.2021 в возбуждении уголовного дела в отношении Антоненко Е.В. по ч. 1 статьи 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации было отказано в связи с отсутствием в её действиях признаков состава преступления.

Руководствуясь приведенными нормами права, суд, оценив представленные сторонами доказательства в обоснование периодов осуществления ответчиком трудовой и иной оплачиваемой деятельности, приходит к выводу о том, что выплаченное истцом пособие по безработице за период с 20.04.2020 по 24.09.2020 в общей сумме 55 063 рубля 04 копейки неосновательным обогащением ответчика Антоненко Е.В. не является, поскольку действий, свидетельствующих о попытке получения либо получения пособия по безработице обманным путем с её стороны не установлено.

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении иска Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Серовский центр занятости» к Антоненко Е. В. о взыскании неосновательного обогащения – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.

Судья (подпись) Копия верна. Судья Ю.А. Блинова

Помощник судьи:

Дело № 2 – 3925/2022(21) УИД 66RS0051-01-2021-003262-08

Мотивированное решение изготовлено 06.09.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург «30» августа 2022 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновой Ю.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Широковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Серовский центр занятости» к Антоненко Е. В. о взыскании неосновательного обогащения,

У С Т А Н О В И Л :

истец Государственное казенное учреждения службы занятости населения Свердловской области «Серовский центр занятости» (далее – ГКУ «Серовский ЦЗ») обратился в Серовский районный суд Свердловской области с иском к Антоненко Е.В. о взыскании неосновательного обогащения в сумме 55063 рубля 04 копейки.

В обоснование иска указано, что 20.04.2020 ответчик обратилась в ГКУ «Серовский ЦЗ» за предоставлением государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. 27.04.2020 она была признана безработной с выплатой пособия по безработице с 20.04.2020, в дальнейшем проходила перерегистрацию в дистанционном режиме. 16.08.2020 пенсионным органом были предоставлены сведения о том, что ответчик с сентября 2019 года по июль 2020 года осуществляла трудовую деятельность, то есть была занятой. Однако, факт своей занятости при подаче заявления о постановке на учет в качестве безработной на портале «Работа в России» ответчик скрыла. 24.09.2020 она была снята с регистрационного учета с прекращением выплаты пособия с 18.08.2020. Таким образом, пособие по безработице за период с 20.04.2020 на сумму 55063 рубля 04 копейки ответчик получила незаконно, является неосновательным обогащением ответчика согласно положениям статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации. 30.09.2020 по данному факту в прокуратуру г. Серова было направлено обращение о привлечении ответчика к ответственности. 30.03.2020 в возбуждении уголовного дела было отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 24 УПК РФ.

Определением Серовского районного суда Свердловской области от 11.03.2022 гражданское дело по данному иску передано для рассмотрения по существу по подсудности в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Истец ГКУ «Серовский ЦЗ» своего представителя в судебное заседание не направил, в письменном ходатайстве представитель Воротынцев А.В., действующий по доверенности от 10.01.2022, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие стороны истца.

Ответчик Антоненко Е.В. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что в спорный период времени она не была трудоустроена, нигде не работала, дохода не получала.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Пенсионный фонд Российской Федерации, который своего представителя в судебное заседание не направил, своевременно и надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, с учетом мнения ответчика, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения ответчика, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд находит исковые требования ГКУ «Серовский ЦЗ» не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте положений пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Российская Федерация в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует гражданам как свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, так и право на защиту от безработицы и право на социальное обеспечение (статья 34 часть 1; статья 37 части 1 и 3; статья 39 часть 1).

В силу указанных конституционных положений в их взаимосвязи с положениями статей 7 (часть 2), 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации установление государственных гарантий социальной защиты от безработицы, включая правовые основания обеспечения такой защиты и механизм ее осуществления, круг лиц, на который она распространяется, условия и порядок предоставления, относится к компетенции законодателя.

В Законе Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Одной из основных гарантий социальной поддержки безработных, предусмотренных данным законом, является выплата пособия по безработице (абзац второй пункта 1 статьи 28).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 7.1 данного Закона к полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится осуществление социальной выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде пособия по безработице.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 данного Закона: безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона «О занятости населения в Российской Федерации»).

08.04.2020 Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 460 «Об утверждении временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».

Данными Временными правилами предусмотрено, что регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (пункт 2).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (пункт 3).

Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 4).

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (пункт 8).

В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (пункт 9).

При постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения (пункт 10).

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (пункт 11).

В случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке (пункт 19).

В соответствии с положения части 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае, в частности, попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

Таким образом, основанием для прекращения выплаты пособия по безработице является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданин утрачивает право на эту выплату.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что Антоненко Е.В. на основании заявления от 20.04.2020 и приказа ГКУ «Серовский ЦЗ» от 27.04.2020 признана безработной, начиная с 20.04.2020 с назначением пособия по безработице на период с 20.04.2020 по 19.10.2020.

Приказом ГКУ «Серовский ЦЗ» от 24.09.2020 Антоненко Е.В. прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина с 18.08.2020, приказом от 24.09.2020 она снята с регистрационного учета с указанной даты в связи с попыткой получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

Кроме того, 24.09.2020 ГКУ «Серовский ЦЗ» был вынесен приказ о запрете осуществлять Антоненко Е.В. пособия по безработице с 20.04.2020 по 18.08.2020.

Общая сумма выплаченного за период с 20.04.2020 по 24.09.2020 пособия по безработице составила 55 063 рубля 04 копейки.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Следовательно, необходимым условием возникновения обязательства из неосновательного обогащения является приобретение и сбережение имущества в отсутствие правовых оснований, то есть приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого, не основанное на законе, иных правовых актах, сделке.

Таким образом, обязанность по доказыванию факта обогащения ответчика возлагается на истца, а обязанность подтвердить основание получения денежных средств, то есть законность такого обогащения, либо обстоятельства, при которых неосновательное обогащение не подлежит возврату, лежит на получателе этих средств.

В соответствии пунктом 3 статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствиинедобросовестностис его стороны и счетной ошибки.

Положениями пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлен перечень граждан, которые не могут быть признаны безработными. В том числе, не могут быть признаны безработными граждане, которые считаются занятыми в соответствии со статьей 2 указанного Закона. Занятыми, в частности, считаются граждане, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.

Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указывает, что при постановке на учет ответчик скрыла факт своей трудовой деятельности за период с сентября 2019 по июль 2020.

Между тем, из представленных суду доказательств следует, что на дату постановки на учет в качестве безработной (20.04.2020) ответчик никаких доходов от трудовой деятельности не имела.

Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Антоненко Е.В. по состоянию на 01.07.2022 до постановки на учет в качестве безработной она работала с 01.01.2020 по 14.04.2020 в АО «ОТП Банк», ООО «Мой горящий тур – ЕКБ» и получала вознаграждение, с которого производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Справками АО «ОТП Банк» от 21.09.2020 и 22.09.2020 подтверждается, что с Антоненко Е.В. был заключен агентский договор от 16.07.2019, который расторгнут, последняя выплата вознаграждения за оказанные услуги в марте 2020 года произведена 21.05.2020. В мае, июне, июле 2020 года выплаты не производились.

С 01.11.2020, то есть после снятия с учета в качестве безработной, по настоящее время ответчик оказывает услуги информационно-справочному обслуживанию АО «Тинькофф Банк» на основании заключенного договора присоединения от 11.11.2020, и получает доход, что подтверждается справкой АО «Тинькофф Банк» от 25.03.2022 и сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Антоненко Е.В.

Кроме того, в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Антоненко Е.В. по состоянию на 01.07.2022 отражены сведения о трудовой деятельности ответчика в ПАО «Банк Синара» в период с 01.01.2020 по 31.05.2020. Между тем, вознаграждение за работу ей не выплачивалось, страховые взносы на страховую пенсию в пенсионный орган не перечислялись, что свидетельствует об отсутствии факта выполнения ответчиком работы для данного лица.

На основании представленных сведений следует, что на дату постановки на учет и в период нахождения на учете в качестве безработной, получения пособия по безработице ответчик иного дохода, кроме как получаемого пособия, не имела.

Более того, в трудовой книжки, которая ведется ответчиком в электронном виде, в качестве последнего места работы по трудовому договору указан период с 01.08.2019 по 31.12.2019 в АО «ОТП Банк».

Отказывая в удовлетворении иска, суд также принимает во внимание, что постановлением оперуполномоченного МО МВД России «Серовский» от 30.03.2021 в возбуждении уголовного дела в отношении Антоненко Е.В. по ч. 1 статьи 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации было отказано в связи с отсутствием в её действиях признаков состава преступления.

Руководствуясь приведенными нормами права, суд, оценив представленные сторонами доказательства в обоснование периодов осуществления ответчиком трудовой и иной оплачиваемой деятельности, приходит к выводу о том, что выплаченное истцом пособие по безработице за период с 20.04.2020 по 24.09.2020 в общей сумме 55 063 рубля 04 копейки неосновательным обогащением ответчика Антоненко Е.В. не является, поскольку действий, свидетельствующих о попытке получения либо получения пособия по безработице обманным путем с её стороны не установлено.

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении иска Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Серовский центр занятости» к Антоненко Е. В. о взыскании неосновательного обогащения – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.

Судья (подпись) Копия верна. Судья Ю.А. Блинова

Помощник судьи:

2-3925/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области Серовский центр занятости
Ответчики
Антоненко Елена Валерьевна
Другие
Пенсионный Фонд РФ
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Блинова Юлия Алексеевна (Шперлинг)
Дело на сайте суда
leninskyeka.svd.sudrf.ru
13.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
14.04.2022Передача материалов судье
18.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2022Судебное заседание
01.08.2022Судебное заседание
30.08.2022Судебное заседание
06.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее