Дело № 2-2843/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2013 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,
при секретаре Раевой А.С.,
с участием представителя ответчиков Надыршиной Е.Ю., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску Абеленцевой Г.Ф. к администрации г.Перми, Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, третьи лица – Абеленцев А.П., Абеленцева А.А., действующая также в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Абеленцев П.А., Абеленцева М.А. о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности предоставить жилое помещение,
установил:
Истец обратилась в суд с иском к администрации г. Перми, Управлению жилищных отношений администрации г.Перми о признании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ее с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилья, незаконным, возложении обязанности предоставить ей и членам ее семьи по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 74,55 кв.м.
В обоснование заявленных требований истец указала, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ она и члены ее семьи были вселены в №-комнатную квартиру, общей площадью 43,8 кв.м., в том числе 26,7 кв.м. жилой <Адрес>. В настоящее время семья истца занимает указанное жилое помещение на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. Совместно с истцом в данной квартире проживают: Абеленцева А.А., Копытов Е.И., Абеленцев П.А., Абеленцева М.А. Абеленцев А.П. ДД.ММ.ГГГГ семья истца была поставлена на жилищный учет. ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно о том, что распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № семья снята с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку семья Абеленцевой А.А. (дочь) приобрела квартиру <Адрес>, общей площадью 30,9 кв.м., данная квартира приобретена за счет субсидии, выданной участнику областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 г.г.». Истец считает распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной распоряжением главы администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, жилой дом <Адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Поскольку семья занимает данное жилое помещение на основании договора социального найма, то у администрации г.Перми возникает обязанность предоставить истцу и членам ее семьи другое жилое помещение по норме предоставления, то есть в размере 74,55 кв. метров из расчета: 90 – 15,45 (л.д.3-5).
Истец, ее представитель в судебное заседание не явились, о времени месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, об отложении слушания дела, о его проведении в свое отсутствие суд не просили, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с представленными представителем истца письменными пояснениями по иску ДД.ММ.ГГГГ истец была поставлена на жилищный учет, поскольку занимала неблагоустроенное жилое помещение. В настоящее время состав семьи истца состоит из 6 человек. Для разрешения вопроса о размере площади предоставляемого жилого помещения суд должен руководствоваться нормой, установленной решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, т.е. в размере 15 кв.м. на одного члена семьи. Таким образом, истцу должно быть предоставлено жилое помещение не менее 74,55 кв.м (за вычетом жилого помещения, приобретенного Абеленцевой А.А.).
Представитель ответчиков в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась в соответствии с представленными суду письменными возражениями, согласно которых истцом пропущен срок исковой давности, поскольку копия приказа начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми была направлена истцу, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что семья истца обоснована была снята с жилищного учета, поскольку обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи была более учетной нормы. В связи с тем, в настоящий момент истец и члены ее семьи не состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, то оснований для предоставления им жилья по норме предоставления не имеется. Для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что Абеленцева Г.Ф. и члены ее семьи признаны малоимущими. Кроме того, отсутствует документ, что семья истца принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, следовательно, прав на получение жилого помещения не менее нормы предоставления у них не имеется.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены судом надлежащим образом, об отложении слушания дела, о его проведении в свое отсутствие суд не просили, о причинах неявки суд не уведомили, возражения относительно иска не представили.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.
Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», указанный кодекс введен в действие с 01 марта 2005 года. К жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части (ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 1,2,3 ст. 50 Жилищного Кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
Согласно пунктам 2, 3 части 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Части 1 и 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ определяют, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу части 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Решением Пермской городской Думы №103 от 30.05.2006г. минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи (пункт 2).
В судебном заседании установлено, что истец является нанимателем жилого помещения – №-комнатной квартиры, общей площадью 43,8 кв.м., в том числе жилой площадью 26,7 кв.м., <Адрес>. В качестве членов семьи истца в договор социального найма включены Абеленцев А.П., Абеленцева А.А., Абеленцев П.А., ФИО1, Абеленцева М.А. (л.д. 6).
Уведомлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец с составом семьи из четырех человек была поставлена на жилищный учет по общему списку, учетный №, без указания причин постановки на жилищный учет (л.д.33).
Приказом Управления жилищных отношений администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ Абеленцева Г.Ф. была снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, ввиду приобретения семьей дочери, Абеленцевой А.А., квартиры <Адрес>, общей площадью 30,9 кв.м. (л.д.34).
В соответствии с заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом <Адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 12).
Постановлением администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная адресная программа по переселению граждан г.Перми из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы.
Судом установлено, сторонами не оспаривается, что квартиру № в указанном выше жилом доме истец и члены ее семьи занимают на основании договора социального найма, поскольку указанное выше жилое помещение является муниципальной собственностью.
В соответствии с условиями договора социального найма в квартире <Адрес>, общей площадью 43,8 кв.м., в том числе 26,7 кв.м. жилой, в качестве членов семьи нанимателя Абеленцева А.П. в указанное жилое помещение также вселены Абеленцева Г.Ф. (истец) с ДД.ММ.ГГГГ, Абеленцева А.А. (дочь) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 (внук) с ДД.ММ.ГГГГ, Абеленцев П.А. (сын) с ДД.ММ.ГГГГ, Абеленцева М.А. (сноха) с ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства установлены судом и не оспариваются сторонами.
Из материалов дела также следует, что истец и члены ее семьи (сын ФИО2) на момент рассмотрения настоящего гражданского дела имеют постоянную регистрацию по месту жительства в данной квартире в соответствии с условиями договора социального найма.
Судом также установлено, что Абеленцева А.А. и члены ее семьи являлись участниками краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г.». В рамках реализации указанной программы Абеленцева А.А. получила субсидию, которую использовала ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилого помещения общей площадью 30,9 кв.м., <Адрес>, что подтверждается договором купли-продажи. Вместе с тем, участником данной программы Абеленцева А.А. могла стать только в том случае, если не воспользовалась ранее правом улучшить свои жилищные условия за счет государственных гарантий.
Проанализировав собранные по делу доказательства и нормы закона, суд считает, что исковые требования истца о признании незаконным распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми о снятии истца и членов ее семьи с жилищного учета не подлежат удовлетворению, поскольку бесспорные доказательства того, что истец была принята на жилищный учет именно в связи с заявленным ею основанием – занятие неблагоустроенного жилого помещения - в материалах дела отсутствуют. Основания признания истца нуждающейся в улучшении жилищных условий в силу ст. 29 ЖК РСФСР, судом не установлено. Вместе с тем, Абеленцева А.А. воспользовалась своим правом и улучшила свои жилищные условия за счет соответствующих бюджетов, приобретя себе другое жилое помещение, а следовательно, в улучшении жилищных условий не нуждается. При этом суд принимает во внимание, что решение о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу было принято до принятия оспариваемого решения, данное заключение на момент постановки истца на жилищный учет также не существовало.
В свою очередь, ФИО1 (внук) вселился в квартиру <Адрес> только ДД.ММ.ГГГГ, Абеленцева М.А. (сноха) - ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий на них распространяются требования ст.ст. 49, 51 ЖК РФ, то есть указанным лицам следует подтвердить свою малоимущность. Данные доказательства суду не представлены.
Вместе с тем, на тот момент рассмотрения настоящего гражданского дела истец и члены ее семьи являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, т.к. занимают жилое помещение, признанное аварийным и подлежащим сносу, жилой дом подлежит расселении.
Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. В Постановлении от 5 апреля 2007 года N 5-П Конституционный Суд РФ отметил, что в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. Причем при предоставлении жилых помещений принимаются во внимание требования ст.50 ЖК РФ, а также Решение Пермской городской Думы №103 от 30.05.2006г., которые предусматривают предоставление жилого помещения исходя из нормы предоставления 15 кв.м. на каждого члена семьи.
Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК Российской Федерации, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием нуждающимися в улучшении жилищных условий носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Таким образом, истцу и членам ее семьи должна быть предоставлена в пределах г.Перми отдельная благоустроенная 2-комнатная квартира общей площадью не менее 43,8 кв. метров общей площади, в том числе 26,7 кв. метров жилой. К данному выводу суд пришел еще и потому, что даже если принимать во внимание требования истца о предоставлении ей и членам ее семьи жилого помещения по норме предоставления, без учета малоимущности, данное требование может быть рассмотрено только в отношении истца и двух членов ее семьи Абеленцева А.П., Абеленцева П.А., так как именно в этом составе семьи истец была принята на жилищный учет до ДД.ММ.ГГГГ, а Абеленцева А.А. уже воспользовалась своим правом на улучшение жилищных условий. При этом на семью из трех человек истец в силу ст. 51 ЖК РФ не нуждается в улучшении жилищных условий, исходя их учетной нормы 12 кв. метров общей площади на человека.
Доводы истца в этой части суд считает несостоятельными, так как они основаны на неверном толковании материального права, а также фактических обстоятельств дела.
Поскольку жилое помещение, в котором проживают истец и члены ее семьи является муниципальной собственностью, то обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение должна быть возложена на администрацию г.Перми на всех членов семьи, указанных в договоре социального найма.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с администрации г.Перми в пользу истца должны быть взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошины, в сумме <руб.>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить на администрацию г. Перми обязанность предоставить Абеленцевой Г.Ф. на семью из шести человек по договору социального найма отдельную благоустроенную №-комнатную квартиру общей площадью не менее 43,8 кв., в том числе 26,7 кв. жилой, отвечающую санитарно-техническим требованиям и степени благоустройства в пределах г.Перми.
В удовлетворении остальной части иска, в том числе к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, Абеленцевой Г.Ф. – отказать.
Взыскать с администрации г.Перми в пользу Абеленцевой Г.Ф. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме <руб.>.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья: Гачегова Е.И.