№ 16-2203/2024
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владивосток 15 августа 2024 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу главы администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области Леоновой М.Ю. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Недончука К.В. № 27027/23/64559 от 12 июля 2023 года, решение судьи Кировского районного суда г. Хабаровска Хабаровского края от 24 октября 2023 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 10 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области,
у с т а н о в и л а:
постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - ГУФССП по Хабаровскому краю и ЕАО) Недончука К.В. № 27027/23/64559 от 12 июля 2023 года с учетом изменений о месте и времени совершения административного правонарушения, внесенных решением судьи Кировского районного суда г. Хабаровска Хабаровского края от 24 октября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 10 января 2024 года, юридическое лицо - администрация муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области (далее – и администрация) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, глава администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области Леонова М.Ю. просит постановление должностного лица административного органа и судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучение представленных материалов, доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ (здесь и далее нормы приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве») в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Как установлено по делу, вступившим в законную силу 10 января 2023 года решением Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 1 декабря 2022 года на администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области возложена обязанность в срок до 1 марта 2023 года обеспечить финансирование для проведения ремонтных работ здания МКОУ «СОШ с. Ек.-Никольское», расположенного по адресу: с. Екатерино-Никольское, ул. Пограничная, д.64, с. Столбовое, ул. Верхняя, д.7 «а», необходимых для установки системы оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
27 января 2023 года выдан исполнительный лист № ФС 020150581. 22 марта 2023 года в отношении должника возбуждено исполнительное производство № 17172/23/27027-ИП.
22 апреля 2023 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Должнику неоднократно были вручены требования об исполнении решения суда, для чего устанавливались новые сроки исполнения.
21 июня 2023 года судебным приставом-исполнителем вынесено и вручено должнику очередное требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 17 часов 00 минут 26 июня 2023 года.
Неисполнение должником законных требований судебного пристава-исполнителя исполнить требования исполнительного документа неимущественного характера в срок до 17 часов 00 минут до 26 июня 2023 года повлекло составление в отношении администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области 27 июня 2023 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и привлечение указанного юридического лица к административной ответственности по названной норме на основании постановления заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП по Хабаровскому краю и ЕАО Недончука К.В. № 27027/23/64559 от 12 июля 2023 года.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения установлены на основании собранных по делу доказательств, их подробный перечень приведен в вынесенных по делу актах, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Вступившие в законную силу судебные постановления, как установлено частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Принцип обязательности судебных актов закреплен и в части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
Согласно статьям 5,6 Федерального закона «Об исполнительном производстве», принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, обоснованно отклонены.
Материалами дела подтверждено, что у должника при должной степени усердия, направленного на исполнение судебного акта о возложении обязанности обеспечить финансирование для проведения ремонтных работ здания МКОУ «СОШ с. Ек.-Никольское», имелась возможность совершить все необходимые для данной цели действия. Вместе с тем орган местного самоуправления допустил бездействие и, несмотря на длительность времени, истекшего с момента вступления судебного решения в законную силу, пренебрег обязанностью его исполнить.
Отклоняя довод администрации муниципального образования о том, что решение суда от 1 декабря 2022 года не могло быть исполнено в срок до 26 июня 2023 года, так как бюджет района на 2023 года был утвержден в конце предшествующего года, данный вид расходов не был включен в расходные обязательства муниципального района, суды правильно исходили из того что порядок принятия бюджетных решений, исполнимость принимаемого судебного акта были изначально учтены при его вынесении, когда ответчику был предоставлен срок для добровольного исполнения возложенных обязанностей- до 1 марта 2023 года. Поскольку, администрация муниципального образования не исполнила решение суда добровольно, то возникла процессуальная необходимость в принудительном исполнении судебного акта на основании исполнительного листа в рамках возбужденного 22 марта 2023 года исполнительного производства № 17172/23/27027-ИП, по которому был предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения, 22 апреля 2023 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и вновь предоставлен срок для исполнения требований исполнительного документа.
Предпринятые должником меры, направленные на исполнение судебного решения, анализировались судами двух инстанций и обоснованно не были признаны достаточными для освобождения от законно возложенной административной ответственности.
При этом суды учли, что принятые меры (просьбы рассмотреть вопрос о включении мероприятий в государственные программы) были в большей степени направлены на реализацию администрацией муниципального района своих полномочий как органа местного самоуправления, в связи с чем не могут свидетельствовать о принятии должником всех необходимых мер и совершении им тех действий, которые необходимо совершить в исполнительном производстве для правильного и своевременного исполнения в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Оснований для применения части 4 статьи 24.5 КоАП РФ не установлено обоснованно.
Доводы настоящей жалобы о том, что требование судебного пристава-исполнителя от 21 июня 2023 года, в котором не было указано на необходимость к 26 июня 2023 года исполнить требования исполнительного документа, а содержалось требование представить документы, подтверждающие исполнение решения суда, в связи с чем должником и были представлены документы о невозможности исполнения, правильности состоявшихся по делу выводов не опровергают и наличие состава административного правонарушения под сомнение не ставят.
По делу установлено, что полученное 21 июня 2023 года должником требование судебного пристава-исполнителя от 21 июня 2023 года, хотя и содержало указание на необходимость представить к 17 часам 00 минутам 26 июня 2023 года документы, подтверждающие исполнение решения суда, а не исполнить требование исполнительного документа неимущественного характера в указанный срок, но было конкретно, определенно и двусмысленности в понимании не порождало, с очевидностью свидетельствуя о том, что необходимо исполнить вступивший в законную силу судебный акт, направленный на осуществление ремонта здания школы, что необходимо для установки системы оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, о чем представить судебному приставу-исполнителю надлежащие документы об исполнении.
Вместе с тем администрацией 22 июня 2023 года судебному приставу-исполнителю представлено сообщение о причинах неисполнения содержащихся в исполнительном документе требований.
Вопросы разъяснения исполнительного документа регулируются положениями Гражданского процессуального кодекса, Кодекса административного судопроизводства, в связи с чем доводы заявителя о неясности способа и порядка исполнения судебного акта, оценке по настоящему делу об административном правонарушении не подлежат.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств и собранных по делу доказательств правовым основанием к отмене принятых по делу актов быть признано не может.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено юридическому лицу в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л а:
постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Недончука К.В. № 27027/23/64559 от 12 июля 2023 года, решение судьи Кировского районного суда г. Хабаровска Хабаровского края от 24 октября 2023 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 10 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области оставить без изменения, жалобу Леоновой М.Ю. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева