Дело №2-1812/2021
УИД MS0036-01-2021-000251-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2021 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Скрябиной О.Г., при секретаре Парамоновой М.А., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Дворникова Ю.А. к ОГКУ «Центр социальных выплат» о взыскании задолженности по компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, компенсации морального вреда,
Установил:
Дворников Ю.А. обратился к мировому судье с иском, просил взыскать с ОГКУ «Центр социальных выплат» невыплаченное пособие по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за период с ноября ... по ноябрь .... с учетом изменения потребительских цен в сумме 15375 руб. 16 коп. Свои требования мотивирует следующим. В соответствии со ст. 13, ч. 1, п. 4 Федерального Закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» он, как ветеран военной службы, имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, которую получал ранее по октябрь 2017 г. С ноября 2017 г. ОГКУ «Центр социальных выплат» прекратил выплачивать данную компенсацию. На претензию от <дата> ОГКУ «Центр социальных выплат» со ссылкой на ст. 160 ч. 3 Жилищного Кодекса РФ сообщил, что выплаты приостановлены в связи с имеющейся у меня по сведениям ОАО «ЕИРКЦ» задолженностью по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Данное утверждение было голословным без указания стоимости, названий коммунальных услуг, их поставщиков. ОГКУ «Центр социальных выплат», по мнению истца, неправильно применил данную статью Жилищного Кодекса к категории ветеранов. Меры социальной поддержки ветеранам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем осуществляются не по Жилищному Кодексу, а по Федеральному Закону «О ветеранах» ст. 23.2 «Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем». Данный Закон не содержит ограничений в правах по тем или иным признакам на получение компенсаций. Реализация Закона «О ветеранах» передана в регионы и проводится на основе соответствующих региональных Законов, принятых в соответствии с Федеральным Законом за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Разница может быть только в стоимости компенсации, поскольку экономические условия в регионах разные. В соответствии с Законом Костромской области от 27.12.2004 г. № 226-ЗКО ежемесячная частичная денежная компенсация составляет 450 руб. С другой стороны, с ОАО «ЕИРКЦ» у истца нет никаких гражданско - правовых отношений, как и с ТСН «Мир», поэтому какая-либо информация, исходящая от них не может считаться объективной, тем более, что обе из них неоднократно уличались в финансовых махинациях. Ими занималась и налоговая инспекция и государственная жилищная инспекция, и суды. На этом фоне выглядит странным, что ОГКУ «Центр социальных выплат» им доверяет больше и проигнорировал мое предложение получить информацию от первых лиц, то есть от ресурсоснабжающих организаций, непосредственных поставщиков коммунальных услуг, которыми для меня являются: МУП «Костромагорводоканал», - холодное водоснабжение, отведение сточных вод; ПАО «Костромская сбытовая компания», - электроснабжение; ПАО «ТГК-2», - отопление, горячее водоснабжение; ООО «Новатэк-Кострома», - газоснабжение, обслуживание газового оборудования; ООО «ЭТМ», - вывоз твердых бытовых отходов. С ноября 2017 г. по ноябрь 2020 г. данным организациям за коммунальные услуги было оплачено: МУП «Костромагорводоканал» в сумме 11095,19руб., задолженность отсутствует; ПАО «Костромская сбытовая компания» в сумме 10401,17 руб., задолженность отсутствует; ПАО «ТГК-2» в сумме 40859,41 руб., задолженность отсутствует; ООО «Новатэк-Кострома» в сумме 3397,71 руб., задолженность отсутствует; ООО «ЭТМ» в сумме 2500,51 руб., задолженность отсутствует. Итоговая сумма расходов на оплату коммунальных услуг составила 68253,99 руб. по однокомнатной квартире площадью ... В данном случае ОГКУ «Центр социальных выплат» со своей частичной ежемесячной компенсацией в размере 450 руб., составляющей 10 % от реальной платы за жилищно-коммунальные услуги, остался в стороне вместе с «заботой» о ветеранах, так модной нынче превозносить. Не выплачивалось пособие за следующие месяцы: 2017г. - 2 мес. (ноябрь, декабрь); 2018г. - 10 мес. (январь, февраль, март, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь); 2019г. - 9 мес. (январь, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,, декабрь); 2020г. - 11 мес. (январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь). Исходя из содержания ответа ОГКУ «Центр социальных выплат» видно, что оно писалось с подачи ОАО «ЕИРКЦ», ТСН «Мир», отражало только их собственные коммерческие интересы в получении денег под предлогом оказания услуг, к которым отношения не имело. По реально же оказанным и оплаченным истцом услугам, предоставленным ресурсоснабжающими организациями, компенсация, предусмотренная Законом, применена не была. Федеральный Закон «О ветеранах» предусматривает компенсацию расходов за все виды оказанных жилищно-коммунальных услуг, а не только тех, которые навязываются ОАО «ЕИРКЦ», ТСН «Мир» в своих интересах вопреки Закону. ОГКУ «Центр социальных выплат» был использован, возможно с их же согласия, по мнению истца, как инструмент давления с целью принуждения его к выполнению дополнительных платежей в обход Жилищного Кодекса, а такие попытки со стороны ТСН «Мир» предпринимались неоднократно. Истец не вступал в данное товарищество, образованное в 2015 г., поскольку вся процедура образования имела криминальный оттенок, а последующая деятельность правления носила коммерческий характер, интересы жильцов не соблюдались, в таком же состоянии оно находится и сейчас. Договор об оказании каких-либо услуг с данным «товариществом» не заключался. Требование ст. 155 п.6 Жилищного Кодекса РФ обязывает ТСН ... заключать договора, в которых прописываются все права и обязанности сторон, перечень услуг, их стоимость, порядок и сроки оказания и т.д., только после этого возникают гражданско-правовые отношения между сторонами договора, а с ними и обязанности с одной стороны оказывать услуги, а с другой их оплачивать. Все попытки ТСН «... истребования денежных средств в обход этой статьи Жилищного Кодекса под предлогом задолженности являются незаконными.
ОГКУ «Центр социальных выплат» прекратил выплаты по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в нарушение ст. 13, ч. 1, п. 4 Федерального Закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Задолженность по выплате пособия с ноября 2017 г. по ноябрь 2020 г. составляет: (2 мес.+10 мес.+9 мес.+11 мес.)*450 руб. = 14400.00 руб. Общая задолженность ОГКУ «Центр социальных выплат» по выплате пособия с учетом изменения потребительских цен за период с ноября 2017 г. по ноябрь 2020 г. составляет 15375 (пятнадцать тысяч триста семьдесят пять) руб. 16 коп.
В ходе рассмотрения дела истец требования увеличил, просит дополнительно взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 200000 руб., которые мотивирует следующим. ОГКУ «Центр социальных выплат», помимо нанесенного ему материального вреда, причинил истцу и моральный вред, когда на протяжении трех лет из месяца в месяц ущемлял его права на получение компенсации, тем самым причиняя ему длительные нравственные и физические страдания. Указал, что ему 70 лет, он ветеран военной службы, имеет государственные награды, из Вооруженных Сил уволился по состоянию здоровья.
Определением мирового судьи дело было передано по подсудности для рассмотрения в Свердловский районный суд города Костромы.
В судебном заседании истец Дворников Ю.А. свои требования с учетом уточнений поддержал по указанным в иске и в заявлении об уточнении требований основаниям, просил требования удовлетворить в полном объеме. Отказался давать пояснения относительно оплаты за жилищные услуги. В обоснование указал, что требования заявлены о выплате компенсации расходов исключительно по коммунальным услугам, что не запрещено законом.
Ответчик ОГКУ «Центр социальных выплат» в лице своего представителя по доверенности Герцевой Л.Ю. в судебном заседании требования истцам не признали. Представитель ответчика пояснил следующее. Дворников Ю.А.,<дата>., зарегистрированный по адресу <адрес>., является получателем мер социально поддержки на основании Федерального закона от <дата> № «О ветеранах» по категории «Ветеран военной службы». На основании ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», данной категории граждан ОГКУ «ЦСВ» предоставляет ежемесячную денежную выплату и компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Согласно ст. 4 Закона Костромской области от 27.12.2004г. № 226-ЗКО «О мерах социальной поддержки ветеранам труда в Костромской области», ветеранам труда предоставляется ежемесячная социальная выплата в размере 500 рублей. Ежемесячная социальная выплата состоит из ежемесячной денежной выплаты в размере 416 рублей и ежемесячной частичной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе на отопление твердым топливом при наличии печного отопления). А также, в случае если у ветерана труда 50 процентов от фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе на отопление твердым топливом при наличии печного отопления), но не более 50 процентов расчетной суммы затрат, превышают размер ежемесячной частичной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ему производится доплата до уровня 50 процентов фактических расходе» оплату жилого помещения и коммунальных услуг, но не более 450 рублей. Максимальный размер ежемесячной социальной выплаты составляет 950 руб. На основании п. 5 Порядка реализации мер социальной поддержки в ежемесячной социальной выплаты ветеранам труда, труженикам реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в Костромской области, утвержденного Постановлением администрации Костромской области от 28.02.2011 №53-а, доплата предоставляется гражданам отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению с поставщиками жилищно-коммунальных услуг или организациями, осуществляющими расчет размера оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Согласно сведениям, полученным от поставщиков коммунальных услуг за январь 2021г. в графе «содержание» у Дворникова Ю.А. значится задолженность в размере 26023,69 руб., в связи с чем, выплата доплаты в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг была приостановлена. Таким образом, исходя из изложенного просит суд в удовлетворении исковых требований Дворникова Ю.А. отказать.
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По материалам дела судом установлено и не оспаривается сторонами, что Дворников Ю.А.<дата> зарегистрированный по адресу <адрес>., является получателем мер социально поддержки на основании Федерального закона от 12.01.1995 г. №5 «О ветеранах» по категории «Ветеран военной службы».
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 ЖК РФ).
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах").
Согласно ст. 4 Закона Костромской области от 27.12.2004г. № 226-ЗКО «О мерах социальной поддержки ветеранам труда в Костромской области», ветеранам труда предоставляется ежемесячная социальная выплата в размере 500 рублей. Ежемесячная социальная выплата состоит из ежемесячной денежной выплаты в размере 416 рублей и ежемесячной частичной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе на отопление твердым топливом при наличии печного отопления). А также, в случае если у ветерана труда 50 процентов от фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе на отопление твердым топливом при наличии печного отопления), но не более 50 процентов расчетной суммы затрат, превышают размер ежемесячной частичной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ему производится доплата до уровня 50 процентов фактических расходе» оплату жилого помещения и коммунальных услуг, но не более 450 рублей. Максимальный размер ежемесячной социальной выплаты составляет 950 руб.
Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме на основании части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ включает в себя, в том числе, и содержание имущества, и взнос на капитальный ремонт.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и. если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Таким образом, бремя содержания общего имущества лежит на собственнике независимо от его членства в организациях.
Частью 3 статьи 160 ЖК РФ предусмотрено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
На основании п. 5 Порядка реализации мер социальной поддержки в ежемесячной социальной выплаты ветеранам труда, труженикам реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в Костромской области, утвержденного Постановлением администрации Костромской области от 28.02.2011 №53-а, доплата предоставляется гражданам отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению с поставщиками жилищно-коммунальных услуг или организациями, осуществляющими расчет размера оплаты за жилищно-коммунальные услуги.
По сведениям ОАО «ЕИРКЦ», по адресу проживания истца имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, потребленных в сентябре-октябре 2017 года.
Истец вопрос суда об оплате за жилое помещение в указанный период оставил без ответа.
Поскольку в графе «содержание» у Дворникова Ю.А. значится задолженность в размере 26023,69 руб., ОГКУ «ЦСВ» выплата доплаты в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг была приостановлена.
То обстоятельство, что истец не является членом ТСН «Мир», не освобождает его от платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги. Истец пользуетесь всеми жилищными и коммунальными услугами, соответственно, обязан нести все расходы, в том числе, по содержанию жилого помещения.
Сведений о погашении задолженности либо заключение и (или) выполнение соглашения по ее погашению с поставщиками жилищно-коммунальных услуг или организациями, осуществляющими расчет размера оплаты за жилищно-коммунальные услуги, истцом в материалы дела не представлено.
Довод истца о том, что законом не запрещено, а, следовательно, предусмотрено предоставление компенсации только по расходам по оплате коммунальных услуг, судом не принимается во внимание, поскольку ст. 13 ч.1 Закона о ветеранах предусмотрен исчерпывающий перечень мер социальной поддержки ветеранов, и компенсация расходов производится исходя из общей суммы расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, поскольку у истца имеется задолженность по оплате услуг за жилое помещение, оснований для обязания ОГКУ «ЦСВ» выплатить доплаты в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не имеется.
Истцом так же заявлены требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда. Причинение вреда истец связывает с отказом в выплате оспариваемой компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ «Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда».
Поскольку в удовлетворении требований истца о выплате оспариваемой компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оснований для взыскания компенсации морального вреда так же не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Дворникова Ю.А. к ОГКУ «Центр социальных выплат» о взыскании задолженности по компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, компенсации морального вреда отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца с момента изготовления полного текста решения суда.
Судья
Полный текст решения изготовлен 22 июня 2021 года