Дело № 2-30/2023
УИД 23RS0040-01-2023-000021-72
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 11 мая 2023 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Довженко А.А.,
при секретаре Татлок Б.Р.,
с участием: представителя истца ФИО4, действующего на основании доверенности 23АВ2405981 от 17.03.2022,
представителей ответчика: ФИО5, действующего на основании доверенности от 06.07.2022, председателя ТСЖ «Зеленая Крона» - ФИО6. действующего на основании приказа №05-ШТ/01-23 от 20.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесниковой Т. Л. к ТСЖ «Зеленая крона» об оспаривании актов об отказе предоставить допуск к общему имуществу многоквартирного дома,
установил:
Колесникова Т.Л. обратилась в Первомайский районный суд г. Краснодара с требованиями к ТСЖ «Зеленая крона» об оспаривании актов об отказе предоставить допуск к общему имуществу многоквартирного дома.
В обоснование иска указала, что она является собственником двухкомнатной квартиры №186, расположенной на 9 этаже 16-ти этажного 3-х секционного многоквартирного жилого дома по адресу: г. Краснодар, Центральный округ, <адрес>. Указанный многоквартирный дом построен 12 лет назад. С момента введения многоквартирного дома в эксплуатацию его управление осуществляет ТСЖ «Зеленая Крона». Истец является членом указанного товарищества с 10.04.2011. 24.11.2022 Колесниковой Т.Л. было получено уведомление ТСЖ «Зеленая Крона» о том, что 07.12.2022 в 11 час. 00 мин. истцу необходимо обеспечить доступ в квартиру 186 для проведения проверки технической возможности установки индивидуальных приборов учета согласно утвержденному проекту, сверки достоверности показаний приборов учета, последствий изменений проектных решений в системе отопления, вентиляции, санитарии после проведений работ по перепланировке квартиры, в целях выявления нарушения эксплуатационных качеств несущих конструкций балкона. В ответ на указанное уведомление на электронный адрес исполнителя (zelenavakrona@,mail.ш) 30.11.2022 поступило сообщение потребителя о том, что проведение осмотра 07.12.2022 (среда) в 11 час. 00 мин. невозможно по причине временного отсутствия собственника квартиры 186. Несмотря на это, 08.12.2022 на электронный адрес истца поступил акт ТСЖ «Зеленая Крона» № 239 от 07.12.2022 об отказе предоставить допуск к общему имуществу многоквартирного дома. Вместе с тем акт ТСЖ «Зеленая Крона» № 239 от 07.12.2022 является незаконным, нарушает права и законные интересы истца по следующим основаниям. В рассматриваемом случае у ТСЖ «Зеленая Крона» имелась информация о временном отсутствии потребителя в занимаемом жилом помещении, что подтверждается сообщением Колесниковой Т.Л. от 30.11.2022. Составление исполнителем акта № 239 от 07.12.2022 свидетельствует о том, что сообщение потребителя от 30.11.2022 о невозможности проведения осмотра 07.12.2022 в 11 час. 00 мин. по причине временного отсутствия собственника квартиры ответчиком незаконно проигнорировано. В рассматриваемом случае, игнорируя сообщение потребителя от 30.11.2022 и устанавливая дату для проведения проверки в среду 07.12.2022г., т.е. в будний день, причем в 11 час. 00 мин., когда все трудоспособное население, в т.ч. истец, находится на работе, ТСЖ «Зеленая Крона» действует недобросовестно и с намерением причинить вред собственнику квартиры 186 (злоупотребление правом). Таким образом, акт ТСЖ «Зеленая Крона» № 239 от 07.12.2022 не отвечает принципу законности, поскольку составлен ТСЖ «Зеленая Крона» с нарушением пп. «г» пункта 85 Правил № 354, т.е. без законных к тому оснований. Соответственно акт ТСЖ «Зеленая Крона» № 239 от 07.12.2022 не является доказательством уклонения Колесниковой Т.Л. от предоставления доступа в квартиру 186, расположенную в доме 59 по ул. Московской в Центральном округе г. Краснодара. Далее, 08.12.2022 уже по истечении назначенной даты осмотра 07.12.2022, т.е. с нарушением 14-дневного срока, установленного подпунктом «а» пункта 85 Правил № 354, истцом было получено второе уведомление ТСЖ «Зеленая Крона» № 236 от 01.12.2022 о том, что 07.12.2022 в 11 час. 00 мин, истцу необходимо обеспечить доступ в квартиру 186 для проведения осмотра общего имущества балкон, наружные несущие стены в целях своевременного выявления несоответствия требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан. Как указывалось выше из сообщения потребителя от 30.11.2022 ответчику достоверно было известно о том, что проведение осмотра 07.12.2022 (среда) в 11 час. 00 мин. невозможно по причине временного отсутствия собственника квартиры 186. Несмотря на это, 09.12.2022 на электронный адрес истца поступил второй акт ТСЖ об отказе предоставить допуск к общему имуществу многоквартирного дома. В указанный акт были внесены возражения потребителя, после чего 09.12.2022 скан акта № 240 от 07.12.2022 направлен на электронный адрес ответчика. Аналогично первому акту № 239 от 07.12.2022 второй акт ТСЖ «Зеленая Крона» № 240 от 07.12.2022 не отвечает принципу законности. Акт ТСЖ «Зеленая Крона» № 240 от 07.12.2022 также не является доказательством уклонения Колесниковой Т.Л. от предоставления доступа в квартиру 186, расположенную в доме 59 по ул. Московской в Центральном округе г. Краснодара. Начиная с февраля 2022 по настоящее время, при расчете платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению показания индивидуальных приборов учета воды в квартире 186 ТСЖ «Зеленая Крона» игнорируются и не учитываются. Расчет за потребление коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в квартире потребителя производится исполнителем без учета показаний индивидуальных приборов учета воды, а исходя из нормативов потребления на четырех проживающих человек с применением повышающего коэффициента 1,5. В настоящее время между исполнителем и потребителем имеется судебный спор относительно законности указанного акта № 75 от 29.03.2022, а также относительно наличия ТСЖ «Зеленая Крона» правовых оснований для расчета по нормативу потребления воды с применением повышающего коэффициента 1,5. Решением Первомайского районного суда города Краснодара от 13.07.2022 удовлетворены в части исковые требования Колесниковой Т.Л. к ТСЖ «Зеленая Крона» о защите прав потребителя. Указанным решением суд обязал ТСЖ «Зеленая Крона» в течение пятнадцати дней с момента вступления решения в законную силу произвести перерасчет оплаты за февраль и март 2022 года за холодное и горячее водоснабжение, определив размер потребленного водоснабжения по показаниям приборов учета воды, установленных в квартире 186 дома 59 по ул. Московской в Центральном округе г. Краснодара. Кроме того, судом признан незаконным акт ТСЖ «Зеленая Крона» № 75 от 29.03.2022 об отказе предоставить допуск к общему имуществу многоквартирного дома. В связи с апелляционным обжалованием по состоянию на 07.12.2022 решение Первомайского районного суда города Краснодара от 13.07.2022 не было вступившим в законную силу. Соответственно, акт № 75 от 29.03.2022 об отказе предоставить допуск к общему имуществу многоквартирного дома являлся действующим. Заявления о готовности обеспечить допуск исполнителя в квартиру 186 от Колесниковой Т.Л., в отношении которой составлен акт № 75 от 29.03.2022, в ТСЖ «Зеленая Крона» не поступало. Соответственно, по состоянию на 07.12.2022 у исполнителя не имелось предусмотренных подпунктом «д» пункта 85 Правил № 354 законных оснований для проведения проверки и составления акта проверки. В уведомлении ТСЖ «Зеленая Крона» № 236 от 01.12.2022 ответчик заявил о необходимости 07.12.2022 в 11 час. 00 мин. провести в квартире 186 осмотр общего имущества дома, а именно балкона и наружных несущих стен. При этом ТСЖ «Зеленая Крона» ссылается на проект по строительству Многоквартирного дома 59. Однако, как указано в решении Первомайского районного суда города Краснодара от 13.07.2022, правовое значение имеют фактические обстоятельства, к которым относятся актуальные технические характеристики квартиры 186 после сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию (после 26.01.2011), а не характеристики квартиры 186, которые были предусмотрены проектом на строительство многоквартирного дома. Более того, актуальные технические характеристики многоквартирного дома, полученные после его сдачи в эксплуатацию 26.01.2011, имеют правовое значение и для определения состава общего имущества многоквартирного дома, к которому относятся балконы и наружные стены. Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела техническая инвентаризация всего многоквартирного дома проводилась еще на этапе строительства в сентябре 2010 технический паспорт от 28.09.2010), т.е. еще до сдачи Многоквартирного дома в эксплуатацию (разрешение на ввод в эксплуатацию от 26.01.2011). При этом корректировку технического паспорта на весь многоквартирный дом на протяжении уже 12 лет ТСЖ «Зеленая Крона» не проводило. Вместе с тем сведения технического паспорта на многоквартирный дом от 28.09.2010 в отношении квартиры 186 уже давно неактуальны, что подтверждается более поздним техническим паспортом на квартиру 186 от 22.04.2014. Таким образом, ответчик не соблюдает требования законодательства о наличии актуализированной технической документации, отражающей достоверные и необходимые сведения о многоквартирном доме. ТСЖ «Зеленая Крона» выставляет собственникам квартир в многоквартирном доме счета-квитанции, в которых, при расчете платы за коммунальные услуги использует показатели площади общего имущества дома, всех помещений дома и общей площади дома на основании устаревших данных, отраженных в техническом паспорте по состоянию на 28.09.2010, что является неправомерным и безусловно нарушающим права и законные интересы истца, а также иных собственников и нанимателей жилых помещений дома. ТСЖ «Зеленая Крона» достоверно известно о том, что ни одного балкона в квартире 186 не имеется, что подтверждается: экспликацией квартиры 186, являющейся неотъемлемой частью акта приема-передачи объекта долевого строительства от 01.02.2011, экспликацией квартиры 186, являющейся неотъемлемой частью акта приема-передачи объекта долевого строительства от 10.02.2011, техническим паспортом на квартиру от 22.04.2014, техническим планом квартиры от 04.04.2022, содержащим данные натурального обмера от 01.04.2022, планом расположения помещения на этаже, являющимся неотъемлемой частью выписки из ЕГРН от 07.06.2022. Все перечисленные документы в распоряжении ТСЖ «Зеленая Крона» имеются. Решением Первомайского районного суда города Краснодара от 13.07.2022 установлено, что объемно-планировочное решение квартиры 186 по ул. Московской в г. Краснодаре на дату подписания с застройщиком первого акта приема-передачи от 01.02.2011 полностью соответствует тому, в котором она находится в настоящее время, то есть на протяжении 12 лет. Таким образом, вопреки позиции ТСЖ «Зеленая Крона», с момента подписания с застройщиком первого акта приема-передачи объекта долевого строительства от 01.02.2011 и до настоящего времени никакие работы по перепланировке собственником квартиры 186 не производились. Однако изложенные в решении выводы суда кардинально отличаются от доводов ТСЖ «Зеленая Крона», изложенных в первом уведомлении № 229 от 22.11.2022, а также во втором уведомлении ответчика № 236 от 01.12.2022. Ответчик утверждает, что согласно проекту многоквартирного дома в квартире 186 должно находиться 2 счетчика на холодную воду и 2 счетчика на горячую воду, поскольку первоначально в квартире истца было запроектировано два санузла. Соответственно, в каждом санузле запроектирована установка по одному счетчику на холодную и горячую воду. Однако правовое значение имеют фактические обстоятельства, к которым относятся актуальные технические характеристики квартиры истца после сдачи многоквартирного дома з эксплуатацию, а не характеристики квартиры истца, которые были предусмотрены проектом на строительство многоквартирного дома. Решением Первомайского районного суда города Краснодара от 13.07.2022 установлено, что после проведения фактических замеров 10.02.2011 между Колесниковой Т.Л. и ООО ТП «Универсал- Авто» (застройщик) подписан акт приема-передачи объекта долевого строительства, согласно которому истцу передана двухкомнатная квартира 186 общей площадью 68,6 кв.м, жилой - 25 кв.м, состоящая из следующих помещений: коридор площадью 8,4 кв.м (помещение № 1), гардеробная площадью 2,5 кв.м (помещение № 2), спальня площадью 11,6 кв.м (помещение № 3), кухня площадью 28,1 кв.м (помещение № 4), санузел площадью 4,6 кв.м (помещение № 5), жилая площадью 13,4 кв.м (помещение № 6). Из указанного акта следует, что вместо двух запроектированных застройщиком санузлов в квартире 186 фактически построен один санузел в помещении № 5 площадью 4,6 кв.м, а помещение № 2, площадью 2,5 кв.м, в котором по проекту предусматривался второй санузел, передано истцу как гардеробная. Решением Первомайского районного суда города Краснодара от 13.07.2022 установлено, что в квартире 186 имеется два индивидуальных прибора учета воды: один на холодную воду и один на горячую воду, техническая возможность установки индивидуальных приборов учета воды в помещении № 2 (гардеробной) отсутствует, целевое назначение помещения № 2 (гардеробная) потребителем с 01.02.2011 не менялось и используется по назначению. В решении Первомайского районного суда города Краснодара от 13.07.2022 указано, что возможность применения исполнителем представленных потребителем показаний исправных и прошедших поверку счетчиков на воду не ставится в зависимость от установки потребителем всех запроектированных в квартире индивидуальных приборов учета воды, поскольку при наличии в квартире только одного санузла достаточно установить один счетчик на холодную и один счетчик на горячую воду. Очевидно, что до пересмотра указанного решения судом апелляционной инстанции ТСЖ «Зеленая Крона» продолжало бы в квартире истца искать балкон, которого нет и никогда не было, а также искать четыре запроектированных вместо двух фактически установленных счетчиков на воду. В этой связи по состоянию на 07.12.2022 проведение какого-либо осмотра в квартире 186 было нецелесообразно, поскольку позиция ответчика являлась спорной, выражала исключительно субъективное мнение ТСЖ «Зеленая Крона» и подлежала проверке судом апелляционной инстанции, о чем было указано в сообщении истца от 30.11.2022. Однако сообщение потребителя от 30.11.2022 исполнителем было проигнорировано. Важно отметить, что направляя 22.11.2022 первое уведомление № 229 от 22.11.2022 о проведении осмотра 07.12.2022 в 11 час. 00 мин., ТСЖ «Зеленая Крона» достоверно было известно о том, что заседание судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда по делу № 33-36992/2022 (в первой инстанции № 2-3210/2022) было назначено на 19.01.2023 в 11 час. 05 мин., поскольку соответствующая информация на официальном сайте Краснодарского краевого суда была размещена еще 14.11.2022. Таким образом, с учетом вышеназванных обстоятельств назначение осмотра на 07.12.2022 с последующим составлением сразу двух актов об отказе в предоставлении допуска № 239 от 07.12.2022 и № 240 от 07.12.2022 свидетельствует о недобросовестном осуществлении ТСЖ «Зеленая Крона» гражданских прав, поскольку названные действия ответчика направлены исключительно на причинение вреда Колесниковой Т.Л. (злоупотребление правом), что в силу п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ недопустимо. Указанные обстоятельства явились поводом для обращения в суд.
На основании вышеизложенного просила суд признать незаконным акт ТСЖ «Зеленая Крона» № 239 от 07.12.2022 «Об отказе предоставить допуск к общему имуществу многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, <адрес>, <адрес> для проведения осмотра технического состояния стояков хвс и гвс, технического состояния ИПУ, достоверности показаний ИПУ, а также установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных приборов учета (согласно Приказу Минстроя и ЖКХ РФ от 28.08.2020 № 485/пр) и др. работ». Признать незаконным акт ТСЖ «Зеленая Крона» № 240 от 07.12.2022 «Об отказе предоставить допуск к общему имуществу многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, <адрес>, <адрес> для проведения осмотра общего имущества (балкон, наружные несущие стены) в целях своевременного выявления несоответствия требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан». Взыскать с ТСЖ «Зеленая Крона» в пользу Колесниковой Т. Л. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В ходе слушания иска истцом уточнены исковые требования, согласно чему он просит суд признать незаконным акт ТСЖ «Зеленая Крона» № 239 от 07.12.2022 «Об отказе предоставить допуск к общему имуществу многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, <адрес>, <адрес> для проведения осмотра технического состояния стояков хвс и гвс, технического состояния ИПУ, достоверности показаний ИПУ, а также установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных приборов учета (согласно Приказу Минстроя и ЖКХ РФ от 28.08.2... 485/пр) и др. работ». Признать незаконным акт ТСЖ «Зеленая Крона» № 240 от 07.12.2022 «Об отказе предоставить допуск к общему имуществу многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, <адрес>, <адрес> для проведения осмотра общего имущества (балкон, наружные несущие стены) в целях своевременного выявления несоответствия требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан». Взыскать с ТСЖ «Зеленая Крона» в пользу Колесниковой Т.Л. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей и понесенные судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 рублей, а почтовые расходы в сумме 273,94 рублей.
В судебном заседании представитель истца настаивал на заявленных требованиях в уточненной редакции, дал пояснения, аналогичные изложенным в тексте искового заявления.
В судебном заседании представители ответчика против требований иска возражали. Суду дали пояснения, аналогичные изложенным в тексте возражений на иск, просят в требованиях иска отказать.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как устанослвено судом, Колесникова Т. Л. является собственником двухкомнатной квартиры 186 с кадастровым номером №:257, общей площадью 68,6 кв.м, расположенной на 9 этаже 16-ти этажного 3-х секционного многоквартирного жилого дома по адресу: г. Краснодар, Центральный округ, <адрес>. В Едином государственном реестре недвижимости запись от 15.09.2010 № 23-23-01/516/2010-508.
Управление многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Зеленая Крона». Истец является членом указанного товарищества с 10.04.2011, что подтверждается сертификатом ответчика № 186/186 от 18.04.2019.
Товарищество собственников жилья создается собственниками помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме и осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества (часть 1 ст. 291 ГК РФ).
Товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью, принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому, представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами (ст. 138 ЖК РФ).
Часть 1 статьи 161 ЖК предписывает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества, к которым относятся: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц. государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Необходимость обеспечивать безопасность зданий в процессе их эксплуатации также закреплена в Градостроительном кодексе (статья 55.24), который прямо предписывает проводить эксплуатационный контроль путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и мониторинга состояния конструкций и оборудования.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее – Правила №491).
Согласно п. 5 Правил №491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п. 6 Правил №491).
Согласно п.п.10-14 Правил №491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя. В том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях, в том числе посредством постоянного поддержания в открытом состоянии в течение всего календарного года одного продуха помещений подвалов и технических подполий, входящих в состав общего имущества, в случае наличия продухов в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а"-"д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпунктах "д_1" и "л" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Осмотры общего имущества могут быть текущие, сезонные и внеочередные.
Также согласно ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Истец в исковом заявлении ссылается на нормы Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей".
Между тем, согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях.
Истец оспаривает акты ТСЖ «Зеленая Крона» № 239 от 07.12.2022 «Об отказе предоставить допуск к общему имуществу многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, <адрес>, <адрес> для проведения осмотра технического состояния стояков хвс и гвс, технического состояния ИПУ, достоверности показаний ИПУ, а также установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных приборов учета (согласно Приказу Минстроя и ЖКХ РФ от 28.08.2... 485/пр) и др. работ» и № 240 от 07.12.2022 «Об отказе предоставить допуск к общему имуществу многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, <адрес>, <адрес> для проведения осмотра общего имущества (балкон, наружные несущие стены) в целях своевременного выявления несоответствия требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан».
Правилами предоставления коммунальных услуг (утв. Постановлением № 354 от 06.05.2011 г.), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491) и Правилами техэксплуатации жилфонда (утв. Постановлением Госстроя №170 от 27.09.2003 г.) установлено, что если через квартиру проходят транзитные общедомовые сети, то собственники обязаны впустить внутрь представителей УК и работников строительных бригад для осмотра и ремонта.
Указанные правила регламентируют, что сотрудники управляющих компаний могут и вправе проводить такие осмотры (пункты 11 и 13 Правил № 491; пп. «б» п. 32, «е» п. 34 Правил № 354. а также имеют право требовать допуска "в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще одного раза в три месяца в жилое или нежилое помещение, которое он занимает". Приходить управляющая организация может "по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время".
Пп. а) п. 85 Правил №354 указывает, что исполнитель, направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, предусмотренным подпунктом "а" пункта 119 настоящих Правил, извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика к приборам учета.
Установлено, что ТСЖ «Зеленая крона» 22.11.2022г. (исх. № 229) направило Колесниковой Т.Л. уведомление о предстоящей 07.12.2022г. проверке инженерных систем общего имущества (стояков, ответвлений от стояков), индивидуальных приборов учета установленных или не установленных в квартире истца согласно пп. е) и ж) п. 34 Правил №354.
Отправка и получение уведомления, в сроки, установленные пп. а) п. 85 Правил №354 подтверждается почтовой квитанцией об отправке. Предыдущее посещение помещения № 186 было проведено ТСЖ в марте 2022г.
Согласно пп. б) п. 85 и п. 34 Правил №354 потребитель обязан обеспечить допуск указанных в подпункте "а" настоящего пункта лиц в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время, за исключением случая, когда потребитель не может обеспечить допуск представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика в занимаемое потребителем жилое помещение по причине временного отсутствия, о чем он обязан сообщить указанным лицам в срок не позднее 2 дней до даты проведения проверки, указанной в извещении, с указанием иных возможных даты (дат) и времени допуска для проведения проверки, удобных для потребителя, при этом предложенная потребителем дата проверки не может быть ранее 2 дней с даты, когда поступило сообщение от потребителя, и позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки.
Уведомление истца о невозможности предоставить доступ в установленный ответчиком срок последним получено 08.12.2022 года, что подтверждается почтовым конвертом, т.е. после даты проведения проверки.
Кроме того в полученном уведомлении от истца не указана иная дата проведения проверки как того требует пи. б) п. 85 Правил №354, а также пп. в) п. 85 Правил №354.
Таким образом назначенная ответчиком дата проведения проверки - 07.12.2022г. в 11 час. 00 мин. соответствовала требованиям, предъявляемым к назначению к проведению подобного рода проверок.
Сторонами подтверждено, что в указанное время и дату проведения проверки истец не обеспечил допуск к оборудованию и транзитным инженерным коммуникациям, относящимся к общедомовому имуществу собственников МКД для осмотра.
Согласно пп. г) п. 85 Правил №354, если потребитель не обеспечил допуск представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в предусмотренном подпунктом "б" настоящего пункта сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у указанных лиц отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, такие лица составляют акт об отказе в допуске в занимаемое потребителем жилое помещение.
Также согласно рекомендациям, изложенным Минстроем России в письме № 794-АО/06 от 16.01.2019г. «О предоставлении доступа к общедомовому имуществу при необходимости проведения ремонтных работ» в случае, если собственник не пускает ответственных лиц в квартиру организации рекомендуется составить акт об отказе в доступе в помещение, что и было сделано ответчиком путем составления Акта об отказе в допуске к общему имуществу многоквартирного дома для проведения осмотра технического состояния стояков хвс и гвс, технического состояния ИПУ, достоверности показаний ИПУ, а также технической возможности установки индивидуальных приборов учета (согласно Приказу Минстроя и ЖКХ РФ от 28.08.2020г. № 485/пр) от 07.12.2022 г. № 239, так как иная дата проведения проверки, не была установлена истцом, и им не был обеспечен доступ для проведения проверки в дату и время установленные ответчиком.
Сроки и порядок уведомления о проведении осмотра общего имущества (балкон, наружные несущие стены) в целях своевременного выявления несоответствия требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан не установлены. По общим правилам срок уведомления должен носить разумный характер. Такое Уведомление № 236 было направлено истцу 01.12.2022 г., т.е. за 7 дней до проведения планируемой проверки, которая была назначена на 07.12.2022г. на 11 час. 00 мин.
Как пояснил ответчик, дату и время проверки инженерных коммуникаций по уведомлению № 229 от 22.11.2022г. и осмотра конструктивных элементов здания, являющихся общим имуществом (ограждающие конструкции, ограждения балконов, балконных плит и т.д.) по уведомлению № 236 от 01.12.2022г. управляющая организации сознательно объединила в целях оптимизации рабочего времени, а также, чтобы лишний раз не беспокоить жителей, проживающих в кв. № 186.
В связи с тем, что истцом не был предоставлен доступ для осмотра общего имущества конструктивных элементов дома, в сроки, установленные в уведомлении № 236 от 01.12.2022 г., а также у ТСЖ отсутствовала информация о временном отсутствии собственника или других его представителей, проживающих в занимаемом жилом помещении (согласно п.3 ст. 31 ЖК РФ, п. 27.3 Устава ТСЖ «Зеленая Крона» дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением), то ТСЖ «Зеленая Крона» был составлен Акт о не допуске к общему имуществу от 07.12.2022г. № 240.
Поскольку истец является членом ТСЖ, на нее распространяются положения Устава ТСЖ «Зеленая Крона», согласно п. 26.4 которого собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также Правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; выполнять «Правила пользования жилыми помещениями», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. № 25 (с изменениями от 16.01.2008 г. и последующими изменениями) (п. 26.6.4).
Кроме того, п. 26.6.8 Устава обязывает допускать в помещение работников Товарищества для производства осмотра технического состояния общего имущества (конструкций, коммуникаций), ликвидации аварий, снятия показаний водомерных счетчиков; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью (п. 11.1.9).
Доводы истца о наличии иных судебных споров с ответчиком правового значения для разрешения настоящего спора не имеют и судом отклоняются.
Таким образом, истцом в порядке ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств тому, что действия ответчика нарушают его законные права и интересы.
Установив фактические обстоятельства дела, имеющие правовое значение для его полного и всестороннего рассмотрения, анализируя их применительно к приведенным выше нормам права, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Колесниковой Т. Л. к ТСЖ «Зеленая крона» об оспаривании актов об отказе предоставить допуск к общему имуществу многоквартирного дома отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара.
Решение в окончательной форме изготовлено 18.05.2023.
Судья Первомайского
районного суда г. Краснодара А.А.Довженко