Дело № 2а-1092/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2021 года г.Шилка
Судья Шилкинского районного суд Забайкальского края Терновая Ю.В., при секретаре Батоболотовой А.Б., с участием административного истца Николаевой Е.И., административного ответчика Номоконова И.А., представителя административного ответчика НИН, представителя административного ответчика Романюк Л.Н., заместителя Шилкинского межрайонного прокурора Макушева Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Николаевой Елены Ивановны к Избирательной комиссии городского поселения «Первомайское», Главе городского поселения «Первомайское» Номоконову Игорю Анатольевичу о признании недействительными итогов голосования и результатов выборов на должность главы городского поселения «Первомайское»,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с указанным административным иском, сославшись на то, что с 17 по 19 сентября 2021 года состоялись выборы на должность главы г.п. Первомайское. Она являлась зарегистрированным кандидатом за № 1 от 30.08.2021 избирательной комиссией г.п. Первомайское на должность главы г.п. Первомайское, на основании её решения. При проведении выборов и при подведении итогов выборов были допущены многочисленные нарушения избирательного законодательства, которые могли повлиять на результаты выборов. В соответствии законом о выборах избирательные бюллетени являются документами строгой отчетности. Согласно закона о выборах в день голосования после окончания времени голосования неиспользованные избирательные бюллетени, находящиеся в избирательных комиссиях, подсчитываются и погашаются. Согласно ч.3 ст.68 №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России" после окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в ч.5 ст.30 закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и вносят в строку 7 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм соответствующее число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования.
Выявлено расхождение числа погашенных неиспользованных бюллетеней на 262 единиц. Так, в протоколе избирательного участка № 3813 Забайкальский край, муниципальный район Шилкинский район г.п. Первомайское, посёлок Первомайский ул. Чкалова д.2,в строке 7, отражено 971 погашенных избирательных бюллетеней. Между тем, в строке 2 отражено 1680 полученных бюллетеней участковой избирательной комиссией. В строке 8 число 91 бюллетеней содержащихся в переносных ящиках для голосования. В строке 9 число 618 бюллетеней содержащихся в стационарных ящиках. В строке 10 отражено 41 число недействительных бюллетень. В строке 11 отражено 668 число действительных бюллетеней. Сумма отраженных числа бюллетеней составляет 41+668=709 - 971=262. Таким образом цифровой разрыв с количеством полученных бюллетеней составляет 262 единицы.
Выявлено расхождение числа погашенных неиспользованных бюллетеней на 85 единиц. В протоколе избирательного участка № 3809 Забайкальский край, муниципальный район Шилкинский район г.п. Первомайское, посёлок Первомайский ул. Ленина, 40, в строке 7, отражено 606 погашенных избирательных бюллетеней. Между тем, в строке 2 отражено 1127 полученных бюллетеней участковой избирательной комиссией. В строке 8 число 128 бюллетеней содержащихся в переносных ящиках для голосования. В строке 9 число 393 бюллетеней содержащихся в стационарных ящиках. В строке 10 отражено 26 число недействительных бюллетеней. В строке 11 отражено 495 число действительных бюллетеней. Сумма отраженных числа бюллетеней составляет 26+495=521-606=85. Таким образом, цифровой разрыв с количеством полученных бюллетеней составляет 85 единицы.
Выявлено расхождение числа погашенных неиспользованных бюллетеней на +25 единиц. В протоколе избирательного участка № 3812 Забайкальский край, муниципальный район Шилкинский район г.п. Первомайское, посёлок Первомайский ул. Строительная, 2 в строке 7, отражено 509 погашенных избирательных бюллетеней. Между тем, в строке 2 отражено 1043 полученных бюллетеней участковой избирательной комиссией. В строке 8 число 78 бюллетеней содержащихся в переносных ящиках для голосования. В строке 9 число 456 бюллетеней содержащихся в стационарных ящиках. В строке 10 отражено 29 число недействительных бюллетеней. В строке 11 отражено 505 число действительных бюллетеней. Сумма отраженных числа бюллетеней составляет 29+505=534-509=+25. Таким образом, цифровой разрыв с количеством полученных бюллетеней превышает +25 единицы.
Выявлено расхождение числа погашенных неиспользованных бюллетеней на + 53 единиц. В протоколе избирательного участка № 3810 Забайкальский край, муниципальный район Шилкинский район г.п. Первомайское, посёлок Первомайский микрорайон 19, в строке 7, отражено 490 погашенных избирательных бюллетеней. Между тем, в строке 2 отражено 1033 полученных бюллетеней участковой избирательной комиссией. В строке 8 число 423 бюллетеней содержащихся в переносных ящиках для голосования. В строке 9 число 120 бюллетеней содержащихся в стационарных ящиках. В строке 10 отражено 28 число недействительных бюллетень. В строке 11 отражено 515 число действительных бюллетеней. Сумма отраженных числа бюллетеней составляет 28+515=543 - 490= +53 Таким образом цифровой разрыв с количеством полученных бюллетеней превышает на +53 единицы.
Выявлено расхождение числа погашенных неиспользованных бюллетеней на 51 единицу. В протоколе избирательного участка № 3814 Забайкальский край, муниципальный район Шилкинский район г.п. Первомайское, село Шиванда Зелёная, 3, в строке 7, отражено 135 погашенных избирательных бюллетеней. Между тем, в строке 2 отражено 219 полученных бюллетеней участковой избирательной комиссией. В строке 8 число 51 бюллетеней содержащихся в переносных ящиках для голосования. В строке 9 число 33 бюллетеней содержащихся в стационарных ящиках. В строке 10 отражено 1 число недействительных бюллетеней. В строке 11 отражено 83 действительных бюллетеней. Сумма отраженных числа бюллетеней составляет 1+83=84 - 135= 51. Таким образом, цифровой разрыв с количеством полученных бюллетеней составляет 51 единицу.
Выявлено расхождение числа погашенных неиспользованных бюллетеней на + 38 единиц. В протоколе избирательного участка № 3811 Забайкальский край, муниципальный район Шилкинский район г.п. Первомайское, посёлок Первомайский Пролетарская, 5, в строке 7 отражено 612 погашенных избирательных бюллетеней. Между тем, в строке 2 отражено 1262 полученных бюллетеней участковой избирательной комиссией. В строке 8 число 51 бюллетеней содержащихся в переносных ящиках для голосования. В строке 9 число 599 бюллетеней содержащихся в стационарных ящиках. В строке 10 отражено 23 число недействительных бюллетеней. В строке 11 отражено 627 число действительных бюллетеней. Сумма отраженных числа бюллетеней составляет 23+627=650 - 612= +38. Таким образом, цифровой разрыв с количеством полученных бюллетеней превышает + 38 единицы.
Выявлено расхождение числа погашенных неиспользованных бюллетеней на + 41 единиц. В протоколе избирательного участка № 3814 Забайкальский край, муниципальный район Шилкинский район г.п. Первомайское, село Солнцево, Станционная, 9, в строке 7, отражено 46 погашенных избирательных бюллетеней. Между тем, в строке 2 отражено 133 полученных бюллетеней участковой избирательной комиссией. В строке 8 число 57 бюллетеней содержащихся в переносных ящиках для голосования В строке 9 число 30 бюллетеней содержащихся в стационарных ящиках. В строке 10 отражено 0 число недействительных бюллетеней. В строке 11 отражено 87 число действительных бюллетеней. Сумма отраженных числа бюллетеней составляет 0+87=87 - 46= + 41. Таким образом, цифровой разрыв с количеством полученных бюллетеней превышает + 41 единицы.
Выявлено расхождение числа погашенных неиспользованных бюллетеней на 14 единиц. В протоколе избирательного участка № 3815 Забайкальский край, муниципальный район Шилкинский район г.п. Первомайское, село Уненкер, Чкалова, 44, в строке 7, отражено 54 погашенных избирательных бюллетеней. Между тем, в строке 2 отражено 94 полученных бюллетеней участковой избирательной комиссией. В строке 8 число 13 бюллетеней содержащихся в переносных ящиках для голосования. В строке 9 число 27 бюллетеней содержащихся в стационарных ящиках. В строке 10 отражено 4 число недействительных бюллетеней. В строке 11 отражено 36 число действительных бюллетеней. Сумма отраженных числа бюллетеней составляет 4+36=40 - 54= 14. Таким образом цифровой разрыв с количеством полученных бюллетеней составляет 14 единиц.
Количество избирательных бюллетеней превысило количество избирательных бюллетеней, полученных от Окружной избирательной комиссии. Так, количество избирательных бюллетеней, полученных на избирательном участке № 3814 от ОИК, составляло 219 единиц. При подсчете же бюллетеней, их количество составило 336 единиц, на месте соответствующий акт составлен не был членами участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса. № 3812 от ОИК, составляло 1043 единиц. При подсчете же бюллетеней, их количество составило 1068 единиц, на месте соответствующий акт составлен не был членами участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса. № 3811 от ОИК, составило 1262 единицы. При подсчете же бюллетеней, их количество составило 1300 единиц, на месте соответствующий акт составлен не был членами участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса. № 3810 от ОИК составило 1033 единицы. При подсчете же бюллетеней, их количество составило 1086 единиц, на месте соответствующий акт составлен не был членами участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
В список избирателей, голосование которых происходит вне помещения УИК, без указания уважительных причин, свидетельствующих о невозможности личной явки на избирательный участок необоснованно включены множество избирателей. ИУ № 3810 в строке 6 отражено, что число бюллетеней выданных избирателям вне помещения для голосования в день голосования составляет - 120 единиц. ИУ № 3815 в строке 6 отражено - 13 единиц - это село Уненкер, где население проживает компактно на одной улице, рядом с избирательным участком, поэтому надобность голосования вне помещения отсутствует. Всего взрослого населения участвующего в выборах составляет 94 единицы. ИУ № 3816 в строке 6 отражено - 57 единиц это село Солнцевая, где население проживает компактно на одной улице, рядом с избирательным участком, поэтому надобность голосования вне помещения отсутствует. Всего взрослого населения участвующего в выборах составляет 133 единицы. ИУ № 3813 в строке 6 отражено - 91 единицы. ИУ № 3814 в строке 6 отражено 51 единицы, это село Шиванда, где население проживает компактно на одной улице, рядом с избирательным участком, поэтому надобность голосования вне помещения отсутствует. Всего взрослого населения участвующего в выборах составляет 219 единицы. ИУ № 3811 в строке 6 отражено 51 единицы. ИУ № 3812 в строке 6 отражено 78 единиц. ИУ № 3809 в строке 6 отражено 128 единиц. Указанное количество избирателей, голосование которых происходит вне помещения УИК, без уважительной причины не позволяют с достоверностью определить действительную волю избирателя.
Нарушался порядок голосования вне помещения и агитации членами участковой избирательной комиссии, который заключаются в следующем. 15 сентября 2021 года работник Домоуправления СО проходила по дачным участкам посёлка с целью сбора заявлений на голосовании вне помещения УИК. Она записывала в опросные листы фамилию, имя, отчество, паспортные данные и адрес места жительства. А в дни голосования члены избирательной комиссии совершали поквартирный и дачный обход этих людей, где им прямо указывали, что надо ставить галочку рядом с фамилией Номоконов. Более того, от нее наблюдателей не было в с. Шиванда, с. Уненкер, с. Солнцевая, поэтому невозможно с достоверностью сказать были или не были члены комиссии у тех избирателей, которые не могли лично явиться на участок. Если были известны их паспортные данные и фамилия, с именем и отчеством, то подпись и галочку мог поставить любой член комиссии. Уважительность причин невозможности явки на участок, этими избирателями не подтверждены.
Её доверенное лицо РГК дежурила на участке № 3810. Она поехала, как наблюдатель на квартиру к избирателям и видела, как члены комиссии агитировали голосовать за Номоконова, говоря, что это действующий глава, а остальные кандидаты самовыдвиженцы. Поэтому определить действительную волю избирателя, при домашнем голосовании не представляется возможным в силу того, что голосование в условиях, когда рядом с избирателем стоят члены комиссии с ручкой наготове и предлагают голосовать за нужного им кандидата - это не имеет ничего общего с тайным голосованием в кабинке на избирательном участке, где каждый избиратель выражает свою действительную волю. Иные свидетели, также могут прийти в суд и подтвердить факт того, что во время дня голосования члены избиркома г.п. Первомайское при выездном надомном голосовании агитировали избирателей голосовать за Номоконова И.А. Они прямо указывали, что галочку нужно ставить рядом с фамилией Номоконова И.А.
Более того, во время избирательной компании кандидат Номоконов И.А., используя административный ресурс, ограничил ее в избирательном праве. Издав постановление №86 от 18.08.2021, администрация г.п. Первомайское за подписью и.о. Юдиной определила 10 мест для размещения листовок и помещения для проведения предвыборных встреч. Тем самым запретив ей проводить агитацию в с. Уненкер, с. Солнцевая, с. Шиванда, которые входят в территориальную единицу поселения. Данное постановление ограничивало ее в праве вести агитацию через газеты. Это было сделано с ведома избиркома г.п. Первомайское, ибо постановление ей вручено в избирательной комиссии г.п. Первомайское. Вместе с тем, она отпечатала листовки в типографии 12 августа 2021 и разместила их там, где посчитала нужным 13 августа. Номоконов И.А., через своих доверенных лиц снял мои листовки, которые были ею оплачены из средств фонда кандидата. Доверенные лица МИ и КАБ подали заявления в избирательную комиссию на предмет того, что она развесила листовки. Ее пригласили на собрание избирательной комиссии, где члены комиссии указали ей на то, что агитация печатной продукции на территории г.п. Первомайское начинается с 21 августа 2021 в отведённых местах. Однако, закон об избирательном праве говорит обратное. Места для наглядной агитации определяются за месяц до начала регистрации кандидатов на должность. Вести агитацию кандидат вправе за себя с момента подачи заявления. Она развесила листовки в отведённых 10 местах, 21 и 23 августа, которые 25 августа ободрали. Между тем, используя свой административный ресурс глава г.п. Номоконов И.А. развесил свой портрет на баннерах в посёлке Первомайский. Листовки клеились во всех удобных для него местах и валялись в подъездах многоквартирных домов. На первой полосе газеты Первомайские ведомости он разместил своё агитационное фото. Она через систему ватсап 08.09.2021 обратилась с жалобой в адрес председателя избирательной комиссии Романюк Л.Н., где указала на нарушение об ограничении в правах. Лично явиться в избирком она не могла, т.к. находилась за пределами Забайкальского края. Однако ее жалобу избирком проигнорировал и оставил без рассмотрения.
Всё вышеперечисленное свидетельствует не только о нарушении ее избирательных прав, но и само по себе избрание Номоконова И.А. не отражает добровольную волю населения г.п. Первомайское. По ее глубокому убеждению Номоконов И.А., используя административный ресурс самостоятельно, без учёта воли народа избрал себя сам, с помощью членов избирательной комиссии г.п. Первомайское на должность главы г.п. Первомайское.
В уточненном заявлении от 28.09.2021 года административный истец ссылается на следующее. 11.08.2021 года Номоконов И.А. был зарегистрирован кандидатом на выборную должность главы ГП, «Первомайское». 26.08.2021 года Номоконов И.А. разместил на своей странице в соцсети Контакт https://vk.com/id392674445 агитационный видеоролик, который был также распространен в сети Интернет, сети вайбер – Барахолка Первомайский и а аккаунтах интернет пользователей. Данный видеоролик не соответствует законодательству ФЗ №20 от 22.02.2014 ч.7 ст.62, которая прямо запрещает проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационный материалы лицам, замещающим выборные муниципальные должности и органам местного самоуправления. Между тем, видеоролик начинает фоном даты выборов 17,18,19 сентября 2021 года и закадровый голос Номоконова И.А. говори: «Дорогие друзья, я Игорь Номоконов – глава городского поселения Первомайское зарегистрированный кандидат на должность главы ГП «Первомайское», выборы которого состоятся с 17 по 19 сентября 2021 года». Далее голос главы Номоконова И.А. рассказал о достигнутых успехах главы Номоконова И.А. в период его выборной деятельности с 2012 по 2021 год. Таким образом, видеоролик основан на выступлении главы Администрации ГП «Первомайское» Номоконова И.А., в котором он агитировал за кандидата на выборную должность главы ГП «Первомайское» Номоконова И.А.. Очевидно, кандидат Номоконов И.А., используя в предвыборной агитации выступление лица, замещающего государственную должность, что запрещено законом. Вместе с тем, ч.8 ст.62 данного закона запрещает привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения таких лиц в агитационных материалах. Однако, как видно из данного видеоролика Номоконов И.А. использует изображение лиц в качестве агитационного материала, не достигших 18 лет. Это учащиеся общеобразовательных школ, воспитанники детских садов. На одном из изображений видно, как Номоконов И.А. позирует вместе с несовершеннолетними детьми. В агитационном видеоролике Номоконов И.А. использует изображения неопределенного круга физических лиц, что прямо запрещено ч.9.1 ст.62 названного закона. Кроме того, ч.10 ст.62 данного закона прямо указывает на то, что расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательного фонда кандидата или политической партии. Между тем, как видно из агитационного видеоролика он не оплачен из средств кандидатского фонда Номоконова И.А.. Как следует из вышесказанного, Номоконов И.А. нарушил правила избирательной компании и поэтому выборы главы ГП «Первомайское» 17 по 19 сентября 2021 года по результату которых Номоконов И.А. избран на должность главы ГП «Первомайское» следует считать недействительными.
В уточненном заявлении от 11.10.2021 года административный истец ссылается на следующее. Согласно ФЗ № 157 от 04.06.2021 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия (ст. 10). Выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью (ст.4). Право на выдвижение кандидатов на должность главы поселения имеет Гражданин РФ, замещавший должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию (ст.32). Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события (ст. 11.1).
Глава г.п. Первомайское Номоконов И.А. до дня вынесения решения Советом депутатов г.п. Первомайское, т.е. до 20 июля 2021 года не снял с себя полномочия главы поселения. Не уволился с должности главы по собственному желанию, и тем самым не освободил должность главы поселения для ее переизбрания. А продолжал замещать её вплоть до 19 сентября 2021 года. А 19 сентября 2021 года был назначен на новый срок постановлением избирательной комиссии, опубликованном в газете Первомайские ведомости 21 сентября 2021 № 38 (876) на стр.1. Таким образом, на момент предвыборной компании, которая проходила с даты назначения выборов Советом депутатов и состоявшихся выборов - должность главы г.п. Первомайское была занята главой и по совместительству кандидатом на должность главы Номоконовым И.А. Очевидно, выбор главы поселения проходил при нахождении на должности действующего главы и кандидата Номоконова И.А. Более того, в августе 2021 года Номоконов И.А. находился в ежегодном оплачиваемом отпуске, после которого продолжал замещать должность главы поселения. Избирательная комиссия г.п. Первомайское была осведомлена о данном факте, что подтверждается публичной информацией, которую избирком разместил в газете Первомайские ведомости за № 37(875) от 14.09.2021. На стр. 2 газеты в таблице Зарегистрированные кандидаты на должность главы г.п. Первомайское в графе место работы, занимаемая должность у Номоконова И.А. записано глава администрации г.п. Первомайское.
Как следует из Сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности по состоянию на 01.06.2021 года у Номоконова И.А. имеется торговая недвижимость - магазин по адресу: пгт. Первомайский, ул. Забайкальская, д. 5а. Я живу рядом с этим магазином и постоянно покупаю продукты питания в одном из отделов магазина, а также косметические и хозяйственные товары. Однако в графе доходы у Номоконова И.А. не отражены коммерческие доходы от данного магазина. Данные сведения были представлены в избирательную комиссию г.п. Первомайское, которая была осведомлена о торговой недвижимости Номоконова И.А. зафиксировав это в данные сведения.
В уточненном заявлении от 09.11.2021 года административный истец ссылается на следующее. 13.09.2021 года доверенное лицо кандидата Номоконова И.А. на должность главы ГП «Первомайское» Мадорная Ирина создала петицию «Верните нам право на выбор достойного кандидата на должность главы ГП «Первомайское», где от имении 11 400 жителей поселка потребовала на должность главы поселения Номоконова Игоря Анатольевича ибо другой глава поселения не нуден. Петиция была размещена на международной интернет странице www.change.org. 15.09.2021 года петиция была закрыта. За три дня петицию подписали 454 жителя поселка Первомайский.
Сформулировав требования в окончательном варианте в заявлении от 09.11.2021 года, просит признать протоколы об итогах голосования по выборам главы городского поселения «Первомайское» на избирательных участках №3810,3809,3812,3811,3814,3813,3816,3815 от 19.09.2021 года по Первомайскому избирательному округу недействительными. Признать результаты выборов от 19.09.2021 года на должность главы городского поселения «Первомайское» в части избрания Номокогова И.А. незаконными. Признать постановление избирательной комиссии ГП «Первомайское» от 19.09.2021 №34 о результатах выборов главы ГП «Первомайское» 19.09.2021 года в части п.2, п.3, п.4, п.5 – незаконными.
В судебном заседании административный истец Николаева Е.И. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске и дополнениях к нему, просила требования удовлетворить, дополнительно суду пояснила, что постановление избирательной комиссии №34 о результатах выборов главы городского поселения «Первомайское» от 20.09.2021 года она не получала, ей было вручено постановление №34, датированное 19.09.2021 года.
Административный ответчик Номоконов И.А. исковые требования не признал, считал административный иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, указанным в письменных возражениях, согласно которым, административным истцом помимо требования о признании недействительным постановления Избирательной комиссии ГП «Первомайское», заявлены 8 самостоятельных требований о признании недействительными решений 8 участковых избирательных комиссий об итогах голосования, вместе с тем, административным истцом оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, то есть за рассмотрение одного из 9 заявленных требований. Порядок голосования детально регламентирован ст.64 Закона 67-ФЗ. Статьей 68 Закона №67-ФЗ детально регламентирован порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией. Доказательств наличия бесспорных нарушений, которые бы исключали возможность установления действительной воли избирателей на избирательных участках 3809-3816 в материалы дела не представлено. Административный иск не содержит убедительных и законно обоснованных доводов о каких-либо нарушениях, и основан на неверном толковании истцом норм действующего избирательного законодательства, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения требования о признании недействительными протоколов об итогах голосования по выборам главы ГП «Первомайское» на избирательных участках 3809-3816 от 19.09.2021 года по Первомайскому избирательному округу. Места для размещения предвыборных печатных агитационных материалов по выборам главы ГП Первомайское определены полномочным административным органом постановлением №86 от 18.08.2021 года и доведены избирательном комиссией до всех кандидатов, включая истца, исключительно в целях соблюдения норм действующего электорального законодательства, при этом, непонятно, каким образом данным постановлением и тем более административным ответчиком ограничены права истицы вести агитацию через газеты и тем более запрещено истице проводить агитацию в с.Уненкер, с.Солнцевая, с.Шиванда – не указано и ничем не обосновано. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов регламентированы ст.54 ФЗ №67-ФЗ и все агитационные материалы кандидата Номоконова были изготовлены и размещены в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства, то ест за плату, осуществленную из средств избирательного фонда кандидата Номоконова И.А., в связи с чем, законные действия одного кандидата никак не могут нарушать права другого кандидата, имеющего равные права, при этом, и в данной части административный истец не указала, каким образом Номоконов И.А. использовал административный ресурс, какой административный ресурс им был использован, каким образом и на каком основании Номоконов должен нести ответственность за то, что кто-то когда-то, якобы, ободрал некие развешанные Николаевой листовки и самое главное, не указано и не обосновано, со ссылками на нормы права – чем и какие права кандидата Николаевой были нарушены в данном конкретном случае. Ссылается на п.2 ст.77 ФЗ №67-ФЗ, предусматривающей основания, когда суд может отменить решение избирательном комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов. Исходя из указанного в данной статье, имеющими значение для правильного разрешения настоящего административного дела являются не любые нарушения избирательного законодательства, а лишь такие нарушения, которые существенно отразились на избирательной кампании и ее итоговых результатах, повлияли на свободу выборов и не позволяют выявить действительную волю избирателей. Административным истцом вопреки приведенному законоположению не были указаны и подтверждены относимыми и допустимыми в данном случае доказательствами, сведения о нарушении постановлением избирательной комиссии №34 от 19.09.2021 года каких-либо ее прав, свобод и законных интересов либо о возникновении реальной угрозы их нарушения. Помимо установления самого факта нарушения необходимо выяснить степень влияния этого нарушения на результаты выборов. Результаты выборов определены избирательной комиссией путем суммирования данных, содержащихся в протоколах нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования после предварительной проверки правильности составления этих протоколов. В силу ст.48 ФЗ №67-ФЗ Номоконов имел законное право агитировать за себя, как лицо, зарегистрированное в качестве кандидата на выборную должность. Изображенные в агитационном материале объекты находятся в месте, открытом для свободного посещения, совершены таким образом, что изображения граждан (в том числе, возможно не достигших возраста 18 лет) не являются доминирующим объектом использования. При этом, вопреки доводам административного истца, фотоматериалы такого качества и разрешения, что опознание изображенных на них лиц не представляется возможным. На личной странице в социальной сети Номоконовым использовались фотографии, полученные при съемке на публичных мероприятиях и в местах открытых для свободного посещения, при этом, изображения неопределенного круга лиц, в том числе возможно не достигших на день голосования 18 лет – не являлись основным объектом использования. Социальная сеть «В контакте», на личную страницу Номоконова в которой ссылается административный истец, сетевым изданием не является. Административный истец в предусмотренном законом порядке участвовала в выборах на должность главы ГП «Первомайское» как зарегистрированный кандидат. В голосовании приняли участие почти 3 168 избирателей. За кандидата Николаеву было подано 496 голосов избирателей, что составляет 15,66 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании, в то время как избранный Главой ГП «Первомайское» зарегистрированный кандидат Номоконов получил наибольшее число голосов избирателей, а именно 1998, что в четыре раза превышает количество избирателей, отдавших свой голос за кандидатуру административного истца и составляет более 63 процентов от числа избирателей, приявших участие в голосовании и однозначно выразивших свою волю. В иске Николаевой не указано как могло повлиять на действительную волю избирателей и результаты выборов размещение Номоконовым на его личной странице в социальной сети, на которую подписано 28 человек, материала. Размещение агитационного материала с какими-либо нарушениями – основаниями для признания решения о результатах выборов незаконными не является и в перечень императивно установленных в ст.77 ФЗ №67-ФЗ для этого обстоятельств не входит. Доводы административного истца об использовании Номоконовым преимуществ служебного положения не основаны на нормах действующего законодательства, так как законодатель, исключая все возможные способы реализации административного ресурса, императивно закрепил обширный перечень действий, квалифицируемых как использование преимуществ должностного или служебного положения. Согласно Определению Верховного Суда РФ от 29.08.2003 по делу №45-Г03-10 перечень, изложенный в п.5 ст.40 Закона №67-ФЗ, является исчерпывающим. Основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, поскольку из представленных в материалы дела документов и иных доказательств не моет быть установлено и не доказано какого-либо нарушения избирательного законодательства, которые бы не позволили с достоверностью определить действительную волю избирателей, чем существенно повлияли на установление итогов голосования по выборам. Доказательств обратного административным истцом не представлено.
Представитель административного ответчика НИН, действующий на основании доверенности, требования не признал, поддержав доводы письменного отзыва Номоконова И.А..
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии ГП «Первомайское» Романюк Л.Н., действующая на основании прав по должности, требования не признала по основаниям, указанным в письменных возражениях, согласно которым каких-либо нарушений при проведении выборов на должность Главы ГП «Первомайское», в том числе, при подсчете голосов избирателей, в ходе избирательной кампании, допущено не было. Постановление №86 от 18.08.2021 года было издано в соответствии с Законом Забайкальского края №385 от 06.07.2010 года, никто Николаеву в ее праве агитировать в селах Уненкер, Шиванда и Солнцево не ограничивал. ФЗ №20 от 22.02.2014 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» на муниципальных выборах не применяется. Просила в удовлетворении требований отказать. Дополнительно суду пояснила, что постановление №34 о результатах выборов главы городского поселения «Первомайское» было издано 20.09.2021 года, именно оно было официально опубликовано и является действующим. Редакция постановления №34 от 19.09.2021 года недействительна.
Представители административных ответчиков участковых избирательных комиссий №3810, 3809, 3812, 3811, 3814, 3813, 3816, 3815 в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом, представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Забайкальского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому считал требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Шилкинской районной территориальной избирательной комиссии в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Выслушав участника процесса, заключение прокурора Макушева Д.И., полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации МР «Шилкинский район» №4 от 15.01.2018 года образованы избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах в муниципальной районе «Шилкинский район».
Решением Совета городского поселения «Первомайское» №56 от 28.06.2017 года сформирована избирательная комиссия ГП «Первомайское».
Постановлением Избирательной комиссии городского поселения «Первомайское» №1 от 05.07.2017 года, ее председателем избрана Романюк Л.Н..
23.06.2021 года №256 Советом городского поселения «Первомайское» назначены выборы главы городского поселения «Первомайское» на 19 сентября 2021 года.
Постановлением №11 от 30.07.2021 года Избирательной комиссией городского поселения «Первомайское» принято решение о регистрации Николаевой Елены Ивановны, выдвинутой в порядке самовыдвижения, кандидатом на должность главы городского поселения «Первомайское».
Постановлением №18 от 11.08.2021 года Избирательной комиссией городского поселения «Первомайское» принято решение о регистрации Федорова Валерия Витальевича, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом на должность главы городского поселения «Первомайское».
Постановлением №19 от 11.08.2021 года Избирательной комиссией городского поселения «Первомайское» принято решение о регистрации Номоконова Игоря Анатольевича, выдвинутого Шилкинским местным отделением Всероссийской Политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», кандидатом на должность главы городского поселения «Первомайское».
Согласно постановлению избирательной комиссии ГП «Первомайское» №24 от 19.08.2021 года об утверждении количества избирательных бюллетеней для голосования на выборах главы ГП «Первомайское», изготовлены избирательные бюллетени в количестве 6 591 штук, что составляет 70% от численности избирателей ГП «Первомайское» (УИК №3809 – 1127, УИК№3810 – 1033, УИК №3811 – 1262, УИК№3812 – 1043, УИК№3813 – 1810, УИК№3814 – 89, УИК №3815 – 94, УИК№3816 – 133). Постановлением избирательной комиссии №33 от 14.09.2021 года количество избирательных бюллетеней изменено по УИК №3813 – 1680 шт, УИК №3814 – 219 штук.
Согласно акту от 07.09.2021 года редакция «Первомайские ведомости» изготовила в соответствии с заказом избирательной комиссии городского поселения «Первомайское» и передала избирательные бюллетени для голосования на выборах главы ГП «Первомайское» в количестве 6 591 бюллетень члену избирательной комиссии Романюк Л.Н..
Постановлением Администрации ГП «Первомайское» №86 от 18.08.2021 года определены специальные места для размещения печатных агитационных материалов; определены помещения муниципальной собственности для проведения предвыборных встреч в установленном порядке.
Согласно актам от 19.09.2021 года о передаче избирательных бюллетеней для голосования, избирательная комиссия ГП «Первомайское» передала Участковой избирательной комиссии (далее УИК) №3809 избирательные бюллетени в количестве 1127 штук; УИК №3816 – 133 штук; №3815 – 94 штуки; №3814 – 219 штук; №3813 – 1680 штук; №3812 – 1043 штуки; №3811 – 1262 штук; №3810 – 1033 штуки.
Согласно актам погашения неиспользованных бюллетеней от 19.09.2021 года члены избирательного участка №3816 погасили 46 неиспользованных избирательных бюллетеней; №3809 – 606 штук; №3810 – 490 штук; №3811 – 612 штук; №3812 – 509 штук; №3813 – 981 штуку; №3814 – 135 штук; №3815 – 54 штуки.
Согласно протоколу УИК ИУ №3816 Николаева Е.И. набрала 5 голосов избирателей, Номоконов И.А. – 65, Федоров В.В. – 17. Согласно протоколу УИК ИУ №3809 Николаева Е.И. набрала 72 голосов избирателей, Номоконов И.А. – 355, Федоров В.В. – 68. Согласно протоколу УИК ИУ №3810 Николаева Е.И. набрала 103 голосов избирателей, Номоконов И.А. – 338 Федоров В.В. – 74. Согласно протоколу УИК ИУ №3811 Николаева Е.И. набрала 103 голосов избирателей, Номоконов И.А. – 414, Федоров В.В. – 110. Согласно протоколу УИК ИУ №3812 Николаева Е.И. набрала 71 голосов избирателей, Номоконов И.А. – 328, Федоров В.В. – 106. Согласно протоколу УИК ИУ №3813 Николаева Е.И. набрала 122 голосов избирателей, Номоконов И.А. – 420, Федоров В.В. – 126. Согласно протоколу УИК ИУ №3814 Николаева Е.И. набрала 9 голосов избирателей, Номоконов И.А. – 67, Федоров В.В. – 7. Согласно протоколу УИК ИУ №3815 Николаева Е.И. набрала 11голосов избирателей, Номоконов И.А. – 11, Федоров В.В. – 14.
Суду представлены реестры заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования по УИК №3809 -128, УИК №3811 -51, УИЕ №3812 -78, УИК №3813 -91, УИК №3816 -57, УИК №3810 -120, УИК №3815 -13.
Согласно протоколу избирательной комиссии ГП «Первомайское» об итогах голосования на территории ГП «Первомайское» от 20.09.2021 года, число УИК -8, число поступивших протоколов УИК -8, число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования -9 139, число избирательных бюллетеней, полученных УИК -6 591, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования -2 579, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям вне помещении для голосования в день голосования -589, число погашенных избирательных бюллетеней -3423, число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках -589, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования -2 579, число недействительных избирательных бюллетеней -152, число действительных избирательных бюллетеней -3 016, число голосов избирателей, полученных кандидатами: Николаева Е.И. 496, Номоконов И.А. 1998, Федоров В.В. 522.
Постановлением Избирательной комиссии ГП «Первомайское» №34 от 20.09.2021 года о результатах выборов главы городского поселения «Первомайское» 19.09.20221 года постановлено признать выборы главы ГП «Первомайское» 19.09.2021 года состоявшимися и действительными. Установить, что главой городского поселения «Первомайское» избран Номоконов И.А.. Административным истцом в материалы дела представлено аналогичное постановление №34 от 19.09.2021 года.
В соответствии с ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч.1.1 ст.77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".
Частью 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен исчерпывающий список оснований для отмены итогов голосования.
Так, суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Согласно пункту 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств: а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным; б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Указанное согласуется с разъяснениями, данными в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Вместе с тем, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.
Таким образом, основаниями для удовлетворения требований административного истца могут служить только доказательства наличия таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела административный истец, ссылаясь на нарушение своих избирательных прав, доказательств допущения существенных нарушений избирательного законодательства, которые могли повлиять на установление действительной воли избирателей, суду не представил.
Довод административного истца о том, что административными ответчиками нарушен порядок подсчета голосов, подлежит отклонению.
В силу ч.5 и ч.6 ст.68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" перед непосредственным подсчетом голосов избирателей, участников референдума члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей, участников референдума следующие суммарные данные по этой странице: а) число избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на момент окончания голосования (без учета числа избирателей, участников референдума, которым выданы открепительные удостоверения территориальной комиссией (избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией) и участковой комиссией, а также выбывших по другим причинам); б) число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей, участников референдума в списке избирателей, участников референдума); в) число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей, участников референдума); г) число бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирателям, участникам референдума (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей, участников референдума; число избирателей, участников референдума, досрочно проголосовавших в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, проверяется по списку досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума); д) число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума; д.1) число открепительных удостоверений, выданных территориальной комиссией (избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией) избирателям, участникам референдума; е) число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, участке референдума.
После внесения указанных в пункте 5 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей, участников референдума подписывается внесшим эти данные членом комиссии, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка избирателей, участников референдума, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии (ч.6).
Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией также предусмотрен ст.81 Закона Забайкальского края от 06.07.2010 N 385-ЗЗК "О муниципальных выборах в Забайкальском крае".
Доказательств о том, что указанный порядок административными ответчиками был нарушен, а подсчет голосов избирателей был проведен не в его соответствии, не выполнены контрольные соотношения, в материалах дела не имеется.
Так, в ИУ№3813 число бюллетеней, полученных УИК равно 1680 штук, погашено 971 бюллетень, выдано в дни голосования в помещении и вне помещения 709 штук, что соотносится со строками 5 и 6, строками 8 и 9.
В ИУ №3809 число бюллетеней, полученных УИК равно 1127 штук, погашено 606 бюллетеней, выдано в дни голосования в помещении и вне помещения 521 штук, сумма действительных и недействительных бюллетеней составляет 521 штук, сумма строк 10 и 11 равняется 521 штук. 606+521=1127.
В ИУ №3812 число бюллетеней, полученных УИК равно 1043 штук, погашено 509 бюллетеней, сумма действительных и недействительных бюллетеней составляет 534 штук.
В ИУ №3810 число бюллетеней, полученных УИК равно 1033 штук, погашено 490 бюллетеней, разность составляет 543, что соответствует сумме строк 8 и 9, 10 и 11.
В ИУ №3814 число бюллетеней, полученных УИК равно 219 штук, погашено 135 бюллетеней, что соответствует строкам 8 и 9, 10 и 11.
В ИУ №3811 число бюллетеней, полученных УИК равно 1262 штук, погашено 612 бюллетеней, что соответствует строкам 8 и 9, 10 и 11.
В ИУ №3816 число бюллетеней, полученных УИК равно 133 штук, погашено 46 бюллетеней, что соответствует строкам 8 и 9, 10 и 11.
В ИУ №3815 число бюллетеней, полученных УИК равно 94 штук, погашено 54 бюллетеней, что соответствует строкам 8 и 9, 10 и 11.
Количество избирательных бюллетеней, полученных УИК, строго соответствует суммарному количеству бюллетеней, отраженного в строке 2 итогового протокола и сводной таблицы избирательной комиссии ГП «Первомайское» и равно 6 591 бюллетень. Протоколы УИК об итогах голосования в целом соответствуют требованиям, предъявляемым к указанным документам Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Жалоб относительно процедуры подсчета голосов избирателей не поступало, контрольные соотношения показателей заполненных строк протоколов проверены, арифметических ошибок и погрешностей не выявлено. Подсчеты административного истца суд признает неверными.
Порядок голосования избирателей в день голосования вне помещения для голосования регламентирован ст.79 Закона Забайкальского края от 06.07.2010 N 385-ЗЗК "О муниципальных выборах в Забайкальском крае".
Согласно ч.1 ст.79 названного закона участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования). Участковая избирательная комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, которые включены в список избирателей, но в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования.
Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) непосредственно в день подачи заявления (устного обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей (ч.2).
При регистрации устного обращения избирателя в реестре, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства, а также ставится подпись члена участковой избирательной комиссии, принявшего обращение. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства этого лица. По прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю данное обращение избирателя подтверждается письменным заявлением (ч.3).
В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть изложена причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования (ч.4).
Сведения о количестве избирателей, голосование которых происходило вне помещения УИК, их данные, уважительные причины, по которым они голосовали вне помещения УИК, представлены в материалы дела в виде соответствующих реестров, сомнений у суда не вызывают, в связи с чем, доводы административного истца о том, что в списки избирателей, голосование которых происходило вне помещения УИК необоснованно включены избиратели без указания уважительных причин, свидетельствующих о невозможности личной явки, необоснованны и опровергаются материалами дела.
Довод административного истца о том, что был нарушен порядок голосования вне помещения и имела место агитации членами участковой избирательной комиссии за кандидата Номоконова И.А. никакими допустимыми доказательствами не подтвержден, является необоснованным и отвергается судом.
Довод административного истца об ограничении ее избирательного права, подлежит отклонению.
Суду не приведено основанных на законе доводов нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца действиями административных ответчиков.
В силу ч.5 ст.40 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается: а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума; б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях; в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума; г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране; д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок; е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом; ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий; з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Условия распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов в период проведения выборов установлены статье 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В силу ч.1 ст.54 названного закона, кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.
В силу ч.ч. 6,8,9 ст.77 Закона Забайкальского края от 06.07.2010 N 385-ЗЗК "О муниципальных выборах в Забайкальском крае" органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидата, не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить на территории каждого избирательного участка специальные места для размещения печатных агитационных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов избирательных комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится избирательными комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений (ч.7).
Печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных частью 7 настоящей статьи) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается (ч.8).
Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы (оказывающие услуги) по подготовке и размещению агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям равные условия оплаты своих работ (услуг) (ч.9).
Места для размещения печатных агитационных материалов по выборам главы ГП «Первомайское» определены постановлением органа местного самоуправления №86 от 18.08.2021 года и доведены до сведения кандидатов.
Оснований полагать, что указанным постановлением, действиями административного ответчика Номоконова И.А. были ограничены права Николаевой Е.И. вести агитацию в с.Уненкер, с.Солнцевая, с.Шиванда, через газеты не имеется.
Доказательств тому, что кандидатом Номоконовым И.А., его уполномоченными представителями и доверенными лицами в ходе избирательной кампании снимались листовки Николаевой, привлекались сотрудники администрации, избирательной комиссии к деятельности, непосредственно связанной с его избирательной кампанией, не имеется. Все доводы административного истца являются голословными.
Представленными в материалы административного дела копиями договоров на изготовление печатной продукции и платежных документов подтверждается, что агитационные материалы оплачены из избирательного фонда кандидата Номоконова И.А., то есть, были изготовлены и размещены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В силу п. «б» ч.7 ст.48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного пунктом 8.1 настоящей статьи, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. Указание в агитационном материале должности такого лица не является нарушением настоящего запрета.
В силу ч.8 ст.48 указанного закона лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.
Запрещается привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах (ч.6 ст.48 названного закона).
Согласно ч.9 ст.60 Закона Забайкальского края от 06.07.2010 N 385-ЗЗК "О муниципальных выборах в Забайкальском крае" в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.
Использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в случаях использования кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц (ч.10.1 ст.60 названного закона).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 5.1.2 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2017 года, названные положения не препятствуют использовать изображение кандидата среди указанных лиц, полученные при съемке на публичных мероприятиях или в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение лиц, не достигших на день голосования 18 лет, является основным объектом использования.
В судебном заседании был исследован агитационный видеоролик кандидата Номоконова И.А.. Использованные в агитационном материале изображения граждан (в том числе, возможно не достигших возраста 18 лет) не являются доминирующим объектом использования и не нарушает положения закона о предвыборной агитации. Довод о том, что видеоролик не оплачен из средств избирательного фонда кандидата никакими доказательствами не подтвержден.
При этом, в силу пункта 3 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предвыборная агитация может проводиться, в том числе, посредством изготовления и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.
Пунктом 4 названной статьи предусмотрено право кандидата самостоятельно определять содержание, формы и методы своей агитации, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.
В силу ч.2 ст.40 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.
В соответствии с ч.2 ст.52 Закона Забайкальского края от 06.07.2010 N 385-ЗЗК "О муниципальных выборах в Забайкальском крае" зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в муниципальных выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. На выборах в представительные органы муниципальных образований при числе избирателей в избирательном округе не более 5000 избирателей зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.
В силу ст.2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Понятия государственной службы и ее системы даются в ст.1 и ст.2 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
Номоконов И.А. на момент избирательной кампании являлся действующим главой городского поселения «Первомайское». Однако, действующий глава городского поселения, являясь лицом, замещающим выборную муниципальную должность и имеющий статус зарегистрированного кандидата, может продолжать свою деятельность в период избирательной кампании, поскольку лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности могут продолжать свою деятельность с соблюдением требований ч.1 ст.40 Федерального закона №67-ФЗ.
В силу ч.9 ст.4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Как следует из представленных в избирательную комиссию Номоконовым И.А. сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащему кандидату на праве собственности, ему на праве собственности принадлежит недвижимое имущество – нежилое помещение, расположенное по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, пгт.Первомайский, ул.Забайкальская, д.7 стр а, общей площадью 877,9 кв.м. Сведений о том, что Номоконов И.А. осуществляет предпринимательскую деятельность суду не представлено.
Тот факт, что административному истцу Николаевой Е.И. было вручено постановление избирательной комиссии о результатах выборов главы городского поселения «Первомайское» №34 от 19.09.2021 года, не свидетельствует о недействительности решения о результатах выборов, поскольку суду представлено постановление №34 от 20.09.2021 года, которое было опубликовано 20.09.2021 года в официальном источнике.
То обстоятельство, что вопреки ожиданиям административного истца, главой городского поселения «Первомайское» была избрана не она, а иное лицо, само по себе о незаконности состоявшихся выборов не свидетельствуют.
С учетом того, что нарушений избирательного законодательства при проведении выборов главы городского поселения «Первомайское» 19.09.2021 года, которые делают невозможным установление действительной воли избирателей не установлено, в удовлетворении требований надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных требований Николаевой Елены Ивановны отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Судья Терновая Ю.В.
Решение изготовлено 25 ноября 2021 года.
Судья Терновая Ю.В.