Решение по делу № 3а-118/2021 от 11.01.2021

Дело № 3а-118/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 29 апреля 2021 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего – судьи Астапенко С.А.,

при секретаре Кузнецове А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «ИНГКА Сентерс Рус Проперти Б» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

ООО «ИНГКА Сентерс Рус Проперти Б» обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит:

- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости равном <данные изъяты> руб.;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области внести вышеуказанные изменения в ЕГРН.

В обоснование требований указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером . Учитывая, что в соответствии со ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом, у административного истца имеется заинтересованность в оспаривании результатов кадастровой оценки, принадлежащего ему на праве собственности земельного участка. Затрагиваются права административного истца как налогоплательщика, поскольку размер налога на землю определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

К участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Росреестра по Ленинградской области, Правительство Ленинградской области. В качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования Бугровское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

В письменном отзыве представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Яковлева Н.Н. вопрос об удовлетворении заявленных требований оставила на усмотрение суда. Дополнительно указала, что Правительство Ленинградской области является ненадлежащим административным ответчиком.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области Сердцева Д.Ю. в отзыве требования административного искового заявления оставила на усмотрение суда, поясняя, что 14.10.2019 г. на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости категория земельного участка изменена с «земли промышленности и иного специального назначения» на «земли населенных пунктов». Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356. Дата, по состоянию на которую определена стоимость (дата формирования перечня объектов оценки) 01.01.2007 г. Рассматриваемый земельный участок не вошел в перечень объектов оценки и не прошел пообъектную оценку, результаты которой утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб. (исходя из площади – 400000 кв.м. и УПКС- <данные изъяты> руб./кв.м.). Дата определения кадастровой стоимости - 14.10.2019 г. Управление Росреестра по Ленинградской области не имеет самостоятельных возражений по существу предъявленных требований.

В судебном заседании представители Шварц С.М. - от ООО «ИНГКА Сентерс Рус Проперти Б», Яковлева Н.Н. - от Правительства Ленинградской области, Михайлова Е.А. – от администрации МО Бугровское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области просили установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости, определенном в заключении эксперта.

Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Изложенное в силу ч.4 ст.247 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела по существу в отсутствие названных представителей.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как указано в ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права собственника данного земельного участка.

В ст.24 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлено, что государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Согласно ст.24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Судом установлено, что согласно выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 15.08.2020 г., ООО «ИНГКА Сентерс Рус Проперти Б» является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 400000+/-1106 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».

Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области.

Объект недвижимости административного истца не вошел в перечень объектов оценки и не прошел пообъектную оценку, результаты которой утверждены Постановлением №356.

Кадастровая стоимость спорного земельного участка внесена (определена) исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, площади участка.

Из выписки ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 09.12.2020 г. следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.12.2020 составляет <данные изъяты> руб. Датой внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости является 15.10.2019 г. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 14.10.2019 г.

По состоянию на дату 14.10.2019 г. оценщиком в отчете определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером . В отношении даты, по состоянию на которую оценщиком установлена рыночная стоимость земельного участка, у участников процесса возражений не имеется.

В соответствии с отчетом от 28.09.2020 г. составленным оценщиком ООО «АФК-Аудит» ФИО8, являющейся членом саморегулируемой организации Ассоциация оценщиков «Сообщество профессионалов оценки», рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 14.10.2019 г. определена в размере <данные изъяты> рублей.

При исследовании отчета об оценке от 28.09.2020 г. судом установлено, что объект оценки расположен в зоне ОД-1 – общественно-деловая зона. Однако объекты-аналоги №2, №3 и №8 расположены в зоне П-1 – зона производственной деятельности, зона застройки территории производственными предприятиями с технологическими процессами, являющимися источниками выделения производственных вредностей в окружающую среду. Объекты оценки расположены в разных субъектах, как в Санкт-Петербурге, так и в Ленинградкой области, однако оценщик не приводит корректировку на местоположение. Корректировка на тип ближайшей автодороги берется оценщиком применительно к земельным участкам под объекты придорожного сервиса, хотя объект оценки предназначен для размещения объектов торговли.

В связи с наличием в отчете об оценке недостатков, замечаний администрации МО «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области относительно обоснованности представленного административным истцом отчета, существенного расхождения между кадастровой стоимостью объекта недвижимости и указанной в отчете рыночной стоимости, определением суда от 19.02.2021 г. по делу назначена судебная экспертиза.

Согласно заключению эксперта ООО «Инвест-Оценка» ФИО9 от 09.04.2021 г. рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 14.10.2019 г. составляет – <данные изъяты> руб.

Оценивая заключение эксперта от 09.04.2021 г. , суд отмечает следующее.

В силу ст.59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

Экспертиза выполнена экспертом ФИО9, являющейся членом некоммерческого партнерства «СМАО».

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы. Эксперт, проводивший экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждено соответствующими документами.

Заключение эксперта от 09.04.2021 г. мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта соответствует требованиям, предусмотренным законодательством об оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Руководствуясь ст.82 КАС РФ, положениями Закона об оценочной деятельности, суд признает заключение эксперта от 09.04.2021 г. надлежащим доказательством, подтверждающим с достоверностью размер рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 14.10.2019 г.

Учитывая, что доказательств, опровергающих приведённую величину рыночной стоимости объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере лицами, участвующими в деле, не представлено, суд находит требования административного истца об установлении в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований в части обязания административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из взаимосвязанных положений статей 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В пункте 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г.
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Следовательно, обязанность органа регистрации по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вновь установленной по решению суда величине кадастровой стоимости возникает в силу закона, а потому судебного вмешательства при рассмотрении административного спора о результатах определения кадастровой стоимости по мотиву её несоответствия рыночной стоимости не требуется.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ООО «ИНГКА Сентерс Рус Проперти Б» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 400000+/-1106 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равном <данные изъяты> рублей по состоянию на 14 октября 2019 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 16 ноября 2020 года.

В части требования административного иска об обязании административного ответчика внести в ЕГРН сведения о рыночной стоимости земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                           С.А. Астапенко

Решение принято в окончательной форме 04 мая 2021 года.

3а-118/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Ингка Сентерс Рус Проперти Б"
Ответчики
Управление Росреестра по Ленинграсдкой области
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинграсдкой области
Правительство Ленинградской области
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Астапенко Сергей Александрович
Дело на сайте суда
oblsud.lo.sudrf.ru
11.01.2021Регистрация административного искового заявления
11.01.2021Передача материалов судье
13.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.02.2021Предварительное судебное заседание
19.02.2021Судебное заседание
13.04.2021Производство по делу возобновлено
29.04.2021Судебное заседание
04.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее