Решение по делу № 12-489/2022 от 07.07.2022

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск

Судья Октябрьского районного суда г. Иркутска Белова Е.В.,

с участием защитников Кузьминой Н.А., Кожемякиной О.И., действующих в интересах ООО «........» на основании доверенности,

представителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2,

рассмотрев жалобу защитника Кузьминой Н.А. на постановление № заместителя начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО3 от Дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «Разрез Иретский», ........

установил:

Постановлением № Э-1057-в/1 заместителя начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО3 от Дата ООО «Разрез Иретский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник Кузьмина Н.А. обратилась в Октябрьский районный суд г. Иркутска с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что программа производственного контроля разработана и утверждена Обществом Дата, а свидетельство о постановке на учет объекта негативного воздействия выдано Дата и присвоен код.

В программе производственного экологического контроля Общества указана периодичность контроля по двум источникам и методика проведения контроля – расчетный метод, то есть доводы в обжалуемом постановлении о том, что в программе ПЭК не указаны расчетные методики, являются неверными.

Общество получило сертификат соответствия сроком действия с Дата по Дата о том, что материал с насыпи является грунтом, что соответствует ГОСТу 25100-2020, может быть использован как строительный материал при отсыпке дорог. Таким образом, Общество выполнило все необходимые действия по определению физико-механических свойств материала с насыпи, отнесению его к категории «Строительный Материал» и постановки объекта негативного воздействия на государственный учет.

Насыпь на земельном участке по адресу: Адрес не подпадает под требования ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и не может быть отнесена к объекту размещения отходов, так как насыпь не накапливается в результате деятельности от добычи полезных ископаемых.

В соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды РФ от 25 февраля 2010 года № 49, объектам отвалы горных пород, террикон законодательно присвоен код объекта размещения отходов . Должностным лицом не принято во внимание, что данный объект должен быть изначально построен при осуществлении деятельности, создающей образование данного террикона, а именно, осуществление добычных работ шахтным способом. Террикон должен быть построен по правилам ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а затем при инвентаризации (четвертая стадия постановки в государственный реестр объектов размещения отходов) объекту присваивается код. Код является лишь информацией по отнесению объекта к той или иной группе объектов размещения отходов, а не основанием для признания любой насыпи терриконом, без учета требований к его строительству. Согласно п. 17 Порядка ведения государственного кадастра отходов не подлежат включению в государственный реестр объектов размещения отходов: объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные), то есть должностным лицом на Общество накладываются обязательства, которые не соотносятся с законодательством РФ, у Общества не имеется возможности получить необходимые разрешения для создания объекта размещения отходов.

Кроме того, на данном объекте негативного воздействия в период эксплуатации аварийных выбросов не зарегистрировано, значит, требование об отсутствии мероприятия о передаче информации в адрес должностного лица является не правомерным.

Законный представитель ООО «Разрез Иретский» ФИО1 в судебное заседание не явился, уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил, его явка не признана судом обязательной, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть данную жалобу в его отсутствие, с участием защитников.

В судебном заседании защитники Кузьмина Н.А., Кожемякина О.И. доводы жалобы поддержали, просили её удовлетворить.

Изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к следующему.

В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, что влечет административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Статьей 1 Федерального закона от Дата N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 3 Федерального закона хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, организация и развитие системы экологического образования.

В соответствии с п. 2 ст. 67 указанного выше Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Из материалов дела установлено, что Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области и Байкальской природной территории на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки -р от Дата проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Разрез Иретский». С указанным решением Дата ознакомлен генеральный директор ФИО1

Решением о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия -р от Дата, в связи с проведением испытаний проб отходов и экспертизы, установлен срок проведения проверки с Дата 09.00 по Дата 18.00; с Дата 09.00 по Дата 18.00. Из дополнительно запрошенных судом материалов установлено, что копия решения от Дата направлена в адрес генерального директора ООО «Разрез Иретский».

Решением о внесении изменений в решение о приостановлении срока проведения контрольного мероприятия -р от Дата внесено изменение, слова «15 рабочих дней» заменены словами «12 рабочих дней», с указанным решением ознакомлен генеральный директор ФИО1

Таким образом, контрольное мероприятие в отношении ООО «Разрез Иретский» было проведено в течение 12 рабочих дней в период с Дата, 09.00, по Дата, 18.00; с Дата, 09.00, по Дата, 18.00.

По результатам проверки Дата составлен акт внеплановой выездной проверки № , согласно которому установлено, что ООО «Разрез Иретский» в разделе «Общие положения» Программы производственного экологического контроля, утвержденной Дата, не указаны: код объекта негативного воздействия на окружающую среду, расчетные методики, используемые при осуществлении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха, отсутствуют сведения об объекте размещения отходов, так как терриконы являются таковыми (программа ПЭК разработана с нарушением установленных требований); объект негативного воздействия на окружающую среду, на котором расположен террикон бывшей шахты , являясь объектом размещения отходов, должен быть внесен в государственный реестр объектов размещения отходов; у ООО «Разрез Иретский» отсутствует паспорт отхода IV класса опасности размещенного на объекте негативного воздействия на окружающую среду, на котором расположен террикон бывшей шахты ; ООО «Разрез Иретский» с Дата, являясь собственником участка, на котором размещен отход IV класса опасности, обязано вести учет отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от Дата ; в плане мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 2021 года, утвержденном генеральным директором ООО «Разрез Иретский», отсутствуют мероприятия о передаче информации в адрес Управления в случае возникновения аварийной ситуации; у ООО «Разрез Иретский» по объекту размещения отходов террикон бывшей шахты , который расположен на объекте негативного воздействия на окружающую среду, отсутствует разработанная и утвержденная программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия и не осуществляется указанный мониторинг.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления Дата в отношении ООО «Разрез Иретский» протокола № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и основанием для привлечения Общества к административной ответственности.

В подтверждение виновности ООО «Разрез Иретский» должностным лицом представлены, проанализированы и исследованы следующие доказательства: протокол об административном правонарушении № от Дата, акт внеплановой выездной проверки № от Дата, программа производственного экологического контроля ООО «Разрез Иретский» от 2021 года, план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 2021 год.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Разрез Иретский», основным видом деятельности Общества является добыча угля и антрацита.

ООО «Разрез Иретский» поставлен на учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору: Промышленная площадка (склад строительного материала), дата постановки объекта на учет Дата, присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, П, III-я категория негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно абз. 2 пункта 1 Приказа Минприроды России от 28 февраля 2018 года N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.

Из представленных материалов дела следует, что программа производственного экологического контроля ООО «Разрез Иретский» утверждена генеральным директором ФИО1 Дата.

Свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет получено ООО «Разрез Иретский» Дата.

Вместе с тем, акт внеплановой выездной проверки № Э-1057-в, зафиксировавший имеющиеся нарушения, составлен Дата.

Требования о внесении корректировки в Программу в течение 60 рабочих дней неприменимы, поскольку изменений технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменений объемов выбросов не установлено.

Вместе с тем, в опровержение доводов защиты о том, что в Программе производственного экологического контроля ООО «Разрез Иретский» указана периодичность контроля по двум источникам и методика проведения контроля, следует отметить, что методики расчета разрабатываются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, включают алгоритм расчета выбросов и формулы расчета величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ, указание в ПЭК лишь на расчетный метод контроля 1 раз в год не может быть признано законным.

В соответствии с п. 2 ст. 67 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Согласно п. 6 Приказа Минприроды России от 28 февраля 2018 года N 74 раздел «Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения» должен содержать сведения об объектах размещения отходов на данном объекте в соответствии с государственным реестром объектов размещения отходов.

Террикон представляет собой искусственную насыпь из отвальных грунтов или некондиционных полезных ископаемых, промышленных, бытовых отходов.

Согласно Приказу Минприроды РФ от 25.02.2010 N 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов» отвал горных пород, террикон относятся к объектам размещения отходов (для машинной обработки)

На основании экспертного заключения от Дата определен 4 класс опасности отходов проведения вскрышных работ при добыче полезных ископаемых.

В обжалуемом постановлении нашли отражение нарушения, выразившиеся в отсутствии сведений об объекте размещения отходов в программе ПЭК «Разрез Иретский» по объекту П.

Согласно абз. 12 ст. 30 ФЗ от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля.

Отсутствие в Плане мероприятий по предупреждению аварийных выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу, по проверяемому объекту негативного воздействия на окружающую среду на 2021 год ООО «Разрез Иретский» мероприятия по передаче информации об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, послужило основанием для вывода должностного лица в обжалуемом постановлении о нарушении требований абз. 12 ст. 30 ФЗ от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Доводы защиты об отсутствии в период эксплуатации объекта аварийных выбросов не могут служить основанием для признания требования о необходимости включения мероприятия по передаче вышеуказанной информации в План мероприятий по предупреждению аварийных выбросов незаконным, поскольку включение указанного мероприятия в План является одним из обязательных методов предупреждения аварийных выбросов.

Кроме того, Приказом Росприроднадзора от 22 февраля 2022 года № 115 утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора), что также свидетельствует об обязательности включения мероприятия о передаче информации об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, в план ООО «Разрез Иретский».

Хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», должна осуществляться на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности хозяйственной и иной деятельности.

Вышеизложенные обстоятельства указывают на факт осуществления хозяйственной деятельности ООО «Разрез Иретский» при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие с нарушением экологических требований законодательства РФ, вследствие чего юридическим лицом нарушены требования п. 2, 3, 6 Приказа Минприроды России от 28 февраля 2018 года N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», п. 2, 3 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», абз. 12 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10,01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.     

Таким образом, выводы должностного лица являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.

Доводы защиты направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не нашли своего подтверждения материалами дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения ООО «Разрез Иретский» к административной ответственности соблюдены.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Несогласие защиты с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств и собранных по делу доказательств не может являться правовым основанием к отмене вынесенного по делу постановления.

Существенных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в судебном заседании не установлено.

Оценив доказательства в совокупности по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО3 пришла к обоснованному выводу о доказанности виновности юридического лица ООО «Разрез Иретский» в совершении указанного административного правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении от Дата соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы неустранимых сомнений в виновности юридического лица ООО «Разрез Иретский» в совершении указанного административного правонарушения не имеется. Доводы жалобы не содержат аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого акта, вынесенного должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении, опровергаются доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку объектом посягательства правонарушения являются правоотношения в области охраны окружающей среды, связанные с охраной окружающей среды при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Также не имеется оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, учитывая особый характер правонарушений в сфере природоохранного законодательства, ответственность наступает вне зависимости от наступления вредных последствий. В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в недостаточно внимательном отношении юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством, с посягательством на установленный принцип охраны окружающей среды.

Административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Назначенное ООО «Разрез Иретский» административное наказание в виде административного штрафа согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного Дата заместителем начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО3, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление № заместителя начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО3 от Дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Разрез Иретский» оставить без изменения.

Жалобу защитника Кузьминой Натальи Александровны на постановление № Э-1057-в/1 от Дата оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Судья               Е.В. Белова

12-489/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью "Разрез Иретский"
Другие
Кожемякина Ольга Ивановна
Кузьмина Наталья Александровна
Суд
Октябрьский районный суд г. Иркутск
Судья
Белова Елена Васильевна
Статьи

8.1

Дело на сайте суда
oktiabrsky.irk.sudrf.ru
08.07.2022Материалы переданы в производство судье
22.07.2022Судебное заседание
04.08.2022Судебное заседание
05.08.2022Судебное заседание
05.08.2022Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
15.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2022Вступило в законную силу
27.09.2022Дело оформлено
05.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее