Дело № 3-91/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург |
01 декабря 2014 г. |
Свердловский областной суд в составе председательствующего судьи Ольковой А.А. при секретаре Вахрамеевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Альянс» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
ООО «Альянс» на основании заключенного с Комитетом по управлению имуществом Березовского городского округа договора № от ( / / ) является арендатором земельного участка площадью ( / / ) кв.м с кадастровым номером № категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения здания теплого склада, расположенного в ...
Кадастровая стоимость указанного участка согласно кадастровой справке составляет на сегодняшний день ( / / )
Ссылаясь на несоответствие кадастровой стоимости участка его рыночной стоимости, истец ( / / ) обратился в суд с настоящим иском, в котором просил определить кадастровую стоимость участка по состоянию на 01.01.2010 в размере рыночной стоимости по состоянию на ту же дату в размере ( / / ) руб.
В судебном заседании представитель истца ГМА исковые требования поддержала.
Представитель Управления Росреестра по Свердловской области – ПЕС указал, что Управление не является органом кадастрового учета, не уполномочено на определение кадастровой стоимости, прав и законных интересов истца не нарушало, а потому является ненадлежащим ответчиком. Полагал, что надлежащим ответчиком в данном случае будет являться ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра». Относительно представленного отчета указал, что считает его надлежащим, выводы не оспаривает, отчет составлен по состоянию на туже дату, на какую определена кадастровая стоимость участка по результатам государственной кадастровой оценки.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Свердловской области – КНА указала, что Учреждение не является надлежащим ответчиком, поскольку не уполномочено на проведение государственной кадастровой оценки земель, а лишь осуществляет внесение представленных в установленном порядке сведений об экономических характеристиках участков в государственный кадастр недвижимости. Функции по проведению государственной кадастровой оценки земель возложены на Управление Росреестра по Свердловской области. Полагала, что в силу обязательности судебного постановления для исполнения отсутствует необходимость в случае удовлетворения иска возлагать на ФГБУ обязанность по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости. Подтвердила соответствие представленного отчета дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость участка по результатам массовой оценки.
Третье лицо Администрация Березовского городского округа в судебное заседание своего представителя не направила, извещена надлежащим образом, каких-либо ходатайств, возражений на иск суду не представила.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что ООО «Альянс» является арендатором земельного участка с кадастровым номером №. Договор аренды заключен на срок с ( / / ) по ( / / ), зарегистрирован в установленном порядке.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Размер арендной платы таких участков в Свердловской области установлен Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 № 1855-ПП в процентах от кадастровой стоимости.
Исходя из этого размер кадастровой стоимости затрагивает права и обязанности истца при исчислении платы за пользование участком в будущих периодах.
Из положений пунктов 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что кадастровая стоимость участка определяется на основании государственной кадастровой оценки земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности либо путем определения рыночной стоимости применительно к индивидуальному земельному участку.
Таким образом, законодателем предусмотрено две модели определения кадастровой стоимости земельных участков. При этом определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, что само по себе согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определения № 2343-О от 23.10.2014, № 280-О-О от 01.03.2011) не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» в действующей редакции предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если указанные результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, рассматривающий данное заявление орган принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость арендуемого истцом участка согласно отзыву ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» установлена на основании Акта определения кадастровой стоимости от ( / / ), утвержденного заместителем начальника Березовского отдела Управления Росреестра по Свердловской области, в размере ( / / )., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земель ( / / ) за 1 кв.м.
В обоснование своих требований истец представил отчет от ( / / ), выполненный оценщиком ( / / ) ЗЗБ, из которого следует, что по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет ( / / ) руб.
При сопоставлении отчета с результатами массовой оценки и определении даты, по состоянию на которую должна быть определена рыночная стоимость земельного участка, суд исходит из следующего.
Установление рыночной стоимости участка направлено на уточнение результатов его оценки массовым методом. Следовательно, при составлении отчета о рыночной стоимости оценщику необходимо руководствоваться ценообразующими факторами, имевшими место на ту же дату, на какую другой оценщик определял кадастровую стоимость массовым методом. Это позволяет сопоставить оба вида стоимости в одинаковой экономической обстановке и установить различия.
Согласно кадастровому паспорту участок с кадастровым номером № образован путем раздела другого участка и поставлен на кадастровый учет ( / / ), т.е. после проведения массовой кадастровой оценки, результаты которой были утверждены Постановлением от 07.06.2011 № 695-ПП.
В соответствии с пунктом 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 (далее – Методических указаний) в случае образования нового участка его кадастровая стоимость определяется на дату внесения сведений о нем в ГКН.
Вместе с тем, рассчитывается кадастровая стоимость такого участка, образованного при разделе, в порядке, установленном пунктом 2.1.17 Методических указаний путем умножения площади вновь образованного участка на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого участка.
Согласно пункту 1.4 Методических указаний результаты определения кадастровой стоимости таких участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков.
Из отзыва ФГБУ «ФКП Росреестра» и Акта от ( / / ) следует, что в основе определения кадастровой стоимости участка № лежит удельный показатель преобразуемого участка в размере ( / / ) руб./кв.м, установленный по состоянию на 01.01.2010 и закрепленный в Постановлении Правительства Свердловской области от 07.06.2011 № 695-ПП.
Следовательно, если для расчета кадастровой стоимости участка при его образовании применен удельный показатель, определенный при проведении государственной кадастровой оценки земель, расчет рыночной стоимости данного участка исходя из принципа сопоставимости должен осуществляться с использованием ценообразующих факторов, имевших место на 01.01.2010.
Исходя из этого указанная в отчете оценщика ( / / ) ЗЗБ рыночная стоимость участка истца по состоянию на 01.01.2010 является сопоставимой в результатами массовой оценки данного участка.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Соответствие отчета требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности», федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности подтверждается положительным экспертным заключением ( / / ) от ( / / ), членом которого является оценщик ЗЗБ
Таким образом заявленный истцом размер рыночной стоимости подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Принимая во внимание, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью участка затрагивает права и обязанности истца при исчислении платы за пользование участком в будущих периодах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
С учетом изложенного кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № должна быть определена равной рыночной в размере ( / / ) руб. по состоянию на 01.01.2010.
Доводы ответчиков о том, что они являются ненадлежащей стороной по делу, судом отклоняются.
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221- ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимости» в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Согласно пункту 4 названной статьи одним из основания учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда.
С учетом предъявляемых требований, направленных на изменение размера кадастровой стоимости и того обстоятельства, что права истца могут быть защищены только посредством внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, надлежащим ответчиком является орган, уполномоченный в соответствии с законом вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из положений Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (часть 1 ст. 3), Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 (пункты 1, 5.1.3), Приказа Минэкономразвития России от 05.10.2009 № 395 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в лице своих территориальных органов по субъектам Российской Федерации.
Полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре объектов недвижимости» и Приказа Росреестра от 11.03.2010 № П/93 наделены федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации (в настоящее время ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице своих филиалов в субъектах Российской Федерации).
При этом делегирование отдельных управленческих функций частному лицу – ФГБУ «ФКП Росреестра» не свидетельствует о том, что Росреестр перестал являться органом кадастрового учета и не освобождает его от выполнения контрольных полномочий в отношении ФГБУ.
При таких обстоятельствах требования истца адресованы надлежащим лицам.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск общества с ограниченной ответственностью «Альянс» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью ( / / ) кв.м, расположенного в ..., равной рыночной стоимости в размере ( / / ) руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Свердловский областной суд.
Решение в окончательном виде изготовлено 08 декабря 2014 г.
Судья А. А. Олькова