УИД RS0003-01-2023-004018-97
Производство № 2-3609/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2023 года г. Смоленск
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Калинина А.В.,
при секретаре Демидове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г. Смоленска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Смоленска о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Промышленного района г. Смоленска обратился в суд с иском к администрации г. Смоленска о возложении обязанностей, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Промышленного района г. Смоленска проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды. В ходе указанной проверки было установлено, что на земельном участке №, расположенном по ул. Шевченко в г. Смоленске расположена несанкционированная свалка отходов (бытовой и строительный мусор). Данный земельный участок является землями, государственная собственность на которые не разграничена. Ссылаясь на положения ФЗ «Об охране окружающей среды», а также ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» просит суд обязать ответчика Администрацию г. Смоленска ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №, являющейся государственной собственностью, по адресу: г. Смоленск, ул. Шевченко.
Уточнив требования, просят обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку в срок до 31.12.2023.
В судебном заседании помощник прокурора Промышленного района г. Смоленска Лейтес Т.Е. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г. Смоленска Яшкова О.В., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения заявленных требований. Не оспаривая факт наличия на указанном земельном участке несанкционированной свалки, указала, что в настоящее время ведутся работы по ее ликвидации, заключен соответствующий муниципальный контракт.
Суд, выслушав позицию представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон №7-ФЗ), отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 4 Закон №7-ФЗ установлено, что земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ч. 2 ст. 7 Закона №7-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Аналогичные правовые положения закреплены п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с положениями части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия за счет собственных средств.
В силу положений вышеуказанных норм, обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов нормами действующего законодательства возложена на органы местного самоуправления.
Таким образом, исходя из совокупности указанных норм материального права к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Положения ст. 42 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 11 Закон №7-ФЗ закреплено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В ходе судебного заседания установлено, что прокуратурой Промышленного района г. Смоленска на основании обращения ФИО6 проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды.
В ходе проведения проверки было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № по ул. Шевченко г. Смоленска находится несанкционированная свалка отходов (бытовой и строительный мусор).
Согласно сообщению Управления по Промышленному району Администрации г. Смоленска данный земельный участок является землями, государственная собственность на которые не разграничена.
Факт нахождения на названном земельном участке несанкционированной свалки, представителем ответчика не оспаривался, подтвержден приложенным фотоматериалом.
Кроме того, в материалы дела представлен муниципальный контракт № 393-ЛС/2023 от 26.09.2023, заключенный между Управлением Администрации г. Смоленска по Промышленному району и АО «Спецавтохозяйство», по условиям которого последний обязался оказать услуги по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов для нужд Заказчика.
В пункте 1.2 названного муниципального контракта определены места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, и в том числе, ул. Шевченко, в районе д. 77Б.
Поскольку ответчик не отрицает, что на указанном земельном участке имеется несанкционированная свалка, при этом, администрация г. Смоленска в силу возложенных на нее Законом обязанностей, должна предпринять меры к ее ликвидации, суд полагает, что исковые требования прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, с учетом уточнения требований, в соответствии с положениями ч.2 ст.206 ГПК РФ настоящее решение должно быть исполнено в срок до 31.12.2023.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Промышленного района г. Смоленска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Смоленска в срок до 31.12.2023 ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером № по ул. Шевченко г. Смоленска.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Калинин