Решение по делу № 2а-490/2020 от 20.01.2020

        КОПИЯ                                                                                       Дело а-490/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<данные изъяты>                                                      <адрес>

Реутовский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Волковой Э.О., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: <адрес>, Юбилейный проспект, <адрес>, зал , административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации г.о. Балашиха МКУ г.о. Балашиха «Центральная ритуальная служба» о признании незаконным и отмене решения об отказе в оформлении удостоверения на захоронение и обязании оформить и выдать удостоверение на захоронение,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Администрации г.о. Балашиха МКУ г.о. Балашиха «Центральная ритуальная служба», в котором с учетом уточнений просит:

- признать незаконным и отменить Решение административного ответчика от <данные изъяты> об отказе в оформлении удостоверения на захоронение, произведенное до ДД.ММ.ГГГГг.

<данные изъяты>

Административный истец ФИО2 в судебное заседание явилась, просила суд удовлетворить заявленные требования.

Представитель административного ответчика Администрации г.о. Балашиха МКУ г.о. Балашиха «Центральная ритуальная служба» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.79), в материалы дела представлены письменные возражения, в которых представитель просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (л.д.46-48).

Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, находит административный иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ предъявление иска (заявления) должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

При этом лицо, обращающееся за судебной защитой, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", а также положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение органа местного самоуправления может быть признано незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения закону и нарушения таким решением прав и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам возложена на орган, организацию, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. ФИО2 было подано заявление об оформлении удостоверения на захоронение, произведенное до ДД.ММ.ГГГГг. с приложением необходимых документов, через МФЦ городского округа Балашиха.

ДД.ММ.ГГГГг. в МФЦ городского округа Балашиха административный истец получила Решение от <данные изъяты> отказе в оформлении удостоверения на захоронение, произведенное до ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для отказа в решении указано: «Несоответствие представленных Заявителем оригиналов документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, электронным образам, направленным в электронном виде посредствам РПГУ».

Из самого Решения, не ясно на основании чего и что именно нарушено или не соответствует в представленных заявителем документах и какое требование нормативного акта нарушено, что повлекло принятие данного решения и привело к отказу в оформлении удостоверения.

Как указывает административный истец, со слов представителей МФЦ и МКУ данная формулировка решения обозначает, что ею представлен не полный комплект документов, не на все имеющиеся захоронения на участке.

Административный истец не согласно с данным Решением Администрации городского округа Балашиха по следующим основаниям.

Согласно требованиям <адрес> <данные изъяты>. «О погребении и похоронном деле в <адрес>» (в редакции от <данные изъяты>.) в части 1 ст. 18.2 установлен полный перечень документов необходимый для предоставления при оформлении удостоверения.

Этот перечень полностью был предоставлен, что подтверждается выпиской из электронного журнала регистрации обращений от 15.01.2020г.

Частью 3 ст. 18.2. установлено, что «При наличии на территории родственных, семейных (родовых) захоронений двух и более произведенных захоронений оформление удостоверений о захоронениях производится при представлении документов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи 18.2, в отношении двух умерших родственников, погребенных последними на соответствующем месте захоронения. На остальных умерших родственников, погребенных на данном месте захоронения, заявитель вправе по собственной инициативе представить документы, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей части.»

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Все это время административный истец обладала документом, подтверждающим ее права и обязанности в отношении данного участка и захоронений, и осуществляла уход и содержание данного участка.

Как считает административный истец, требования <адрес> от <данные изъяты>. соблюдены полностью, необходимый комплект документов для переоформления удостоверения предоставлен в полном объеме, решение об отказе в оформлении удостоверения на захоронение, произведенное до ДД.ММ.ГГГГг. является не законным, нарушающим ее права.

В вышестоящий в порядке подчиненности орган жалоба на Решение административного ответчика от 15.01.2020г. не подавалась.

С заявленными требованиями к МКУ «ЦРС» (административный ответчик) не согласен по следующим основаниям:

Из заявленных административным истцом требований следует, что ФИО2 просит признать право владения на семейное захоронение на участке расположенного на муниципальном кладбище «Никольское».

Административный ответчик полагал, что заявленные требования подлежат рассмотрению в ином порядке судопроизводства.

Также административный ответчик указывает, что в заявлении административный истец указывает, что на спорном месте захоронены, то три человека, то один человек. Скрывая факт того, что в ограде захоронены пять человек.

Административный ответчик считает, что истец не предоставил в МКУ «ЦРС» установленные законом документы на основании которых производится регистрация (перерегистрация) захоронения.

Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в <адрес>» (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 196/2014-ОЗ) определяет основы организации похоронного дела в <адрес>, полномочия исполнительных органов государственной власти <адрес> и органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, если иное не установлено законом <адрес> о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес>.

В силу п. 1 ст. 11 названного Закона, места захоронения подразделяются на следующие виды: одиночные, родственные, семейные (родовые), почетные, воинские, братские (общие), а также захоронения в стенах скорби.

Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела ведет учет всех захоронений, произведенных на территории кладбищ, находящихся в ведении органа местного самоуправления, а также проводит их инвентаризацию не реже одного раза в три года.

Порядок проведения инвентаризации захоронений, произведенных на территории кладбищ, устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом <адрес> в сфере погребения и похоронного дела с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и настоящего Закона (п.3.1)

Места захоронения, предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом, не могут быть принудительно изъяты, в том числе при наличии на указанных местах захоронения неблагоустроенных (брошенных) могил (п.4.)

Выдача двух и более удостоверений о захоронении на одно место захоронения, а также на отдельные могилы в границах одного места захоронения не допускается, (п. 5.1. ст. 11 вышеуказанного закона).

В силу ст. 18 Закона, каждое захоронение, произведенное на территории кладбища, находящегося в ведении органа местного самоуправления, регистрируется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела в книге регистрации захоронений (захоронений урн с прахом). Запись о регистрации захоронения вносится в удостоверение о захоронении.

Перерегистрация захоронения носит заявительный характер и осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом <адрес> в сфере погребения и похоронного дела, в ведении которых находятся кладбища, в день обращения на основании заявления с указанием причин перерегистрации. К заявлению прилагаются:

1) удостоверение о соответствующем захоронении;

2) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя, на которое зарегистрировано захоронение (с представлением подлинника для сверки);

3) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность на совершение действий по перерегистрации захоронения, копия паспорта представителя (с представлением подлинника для сверки) в случае, если заявление подается представителем лица, на которое зарегистрировано захоронение;

4) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица, на которое осуществляется перерегистрация захоронения (с представлением подлинника для сверки);

5) копии документов, подтверждающие факт родства с заявителем, либо захороненным (с представлением подлинника для сверки), если производится перерегистрация родственных и семейных (родовых) захоронений.

Не допускается требовать представления иных документов, не предусмотренных настоящим Законом.

Споры, возникающие в связи с перерегистрацией захоронений, разрешаются в судебном порядке.

В силу ст. 18.2. оформление удостоверений о захоронениях, произведенных до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела в день представления следующих документов:

1) заявления об оформлении места родственного, семейного (родового), воинского, почетного захоронения;

2) копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя с приложением подлинника для сверки;

3) копии свидетельства о смерти с приложением подлинника для сверки;

4) копии документов, подтверждающих родственные связи с умершим, с приложением подлинников для сверки;

5) копии справки о кремации с приложением подлинника для сверки в случае захоронения урны с прахом после кремации.

При отсутствии документов, подтверждающих погребение умершего на соответствующем кладбище, оформление удостоверения о захоронении производится, если на месте захоронения имеется надгробное сооружение (надгробие) или иное памятное сооружение с информацией об умершем, позволяющей идентифицировать захоронение.

При наличии на территории родственных, семейных (родовых), воинских, почетных захоронений двух и более захоронений оформление удостоверений о захоронениях производится при представлении документов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей части в отношении всех умерших родственников, погребенных на данном месте захоронения.

Не допускается требовать представления иных документов, не предусмотренных настоящим Законом.

Согласно Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ -ПА «Об организации похоронного дела в городском округе Балашиха» следует, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в <адрес>», в целях организации похоронного дела в городском округе Балашиха администрация городского округа Балашиха постановила:

Определить уполномоченным органом администрации городского округа Балашиха в сфере погребения и похоронного дела в городском округе Балашиха муниципальное казенное учреждение городского округа Балашиха «Центральная ритуальная служба».

Наделить статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском округе Балашиха муниципальное казенное учреждение городского округа Балашиха «Центральная ритуальная служба».

Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

Согласно ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 115/2007-03 "О погребении и похоронном деле в <адрес>", для выдачи разрешения на подзахоронение в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченный орган <адрес> в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с их компетенцией предоставляются следующие документы:

1) заявление о выдаче разрешения на подзахоронение;

2) удостоверение о захоронении;

3) копия паспорта или документа, удостоверяющего личность заявителя, на имя которого зарегистрировано место захоронения, либо копия свидетельства о смерти лица, на имя которого зарегистрировано данное место захоронения, в случае его смерти (с представлением подлинника для сверки);

4) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность лица, на которое зарегистрировано захоронение, на совершение действий по получению разрешения на подзахоронение, в случае, если заявителем является представитель лица, на которое зарегистрировано захоронение, а также копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность данного представителя (с представлением подлинника для сверки);

5) копия свидетельства о смерти (с представлением подлинника для сверки);

6) копия справки о кремации (с представлением подлинника для сверки) при захоронении урны с прахом после кремации;

7) копии документов, подтверждающих родственную связь с лицом, на имя которого зарегистрировано место захоронения, либо с захороненным на соответствующем месте захоронения (с представлением подлинников для сверки).

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Административный истец представила доказательства, подтверждающие родственную связь с ФИО3 и ФИО4 (л.д.8,9), ответчик данное обстоятельство не оспаривал.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

С учетом изложенного выше, принимая во внимание совокупность собранных по делу доказательств, учитывая, что административный истец приняла на себя обязанности ответственного лица за спорное захоронение, осуществляет уход за могилами, которые содержатся в надлежащем состоянии, а административным ответчиком не представлено обоснованных доказательств и обоснования надлежащего отказа при выдаче оспариваемого решения, суд считает, что в данном случае при отсутствии притязаний на данное захоронение со стороны иных лиц, решение об удовлетворении в части требований административного истца будет отвечать принципам законности и справедливости, поскольку в данном случае будет достигнута цель сохранение уважительного отношения и памяти о захороненных лицах как неотъемлемой части системообразующих ценностей людей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л

Административное исковое заявление ФИО2 к Администрации г.о. Балашиха МКУ г.о. Балашиха «Центральная ритуальная служба» о признании незаконным и отмене решения об отказе в оформлении удостоверения на захоронение и обязании оформить и выдать удостоверение на захоронение – удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить Решение об отказе в оформлении удостоверения на захоронение, произведенное до ДД.ММ.ГГГГ Администрации г.о. Балашиха МКУ г.о. Балашиха «Центральная ритуальная служба» от ДД.ММ.ГГГГг.

<данные изъяты>

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Московский областной суд через Реутовский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья:                              (подпись)                                                       Э.О. Волкова

В окончательной форме решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:                              (подпись)                                                       Э.О. Волкова

КОПИЯ ВЕРНА

                                        Судья:

                                                                                               Секретарь:

Решение вступило в законную силу: ДД.ММ.ГГГГ

                                      Судья:

                                                                                               Секретарь:

2а-490/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Савельева Инна Владимировна
Ответчики
Администрация г.о. Балашиха Муниципальное казенное учреждение (МКУ) г.о. Балашиха "Центральная ритуальная служба"
Суд
Реутовский городской суд Московской области
Судья
Волкова Эка Отаровна
Дело на странице суда
reutov.mo.sudrf.ru
20.01.2020Регистрация административного искового заявления
20.01.2020Передача материалов судье
24.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2020Подготовка дела (собеседование)
20.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2020Судебное заседание
14.04.2020Судебное заседание
19.05.2020Судебное заседание
04.06.2020Судебное заседание
18.06.2020Судебное заседание
25.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее