Решение по делу № 2а-3489/2017 от 01.08.2017

2а-3489/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2017 года

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Агафоновой А. Е., при секретаре Ярмушевой Р. Ф., с участием административного истца Колесниковой Е. В., представителя административного ответчика Янаевой Д. Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Колесниковой Е. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области о признании недоимки, задолженности по пеням безнадежной к взысканию и обязании ее списания,

УСТАНОВИЛ:

Колесникова Е. В. обратилась в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области (далее - Инспекция) о признании безнадежной к взысканию недоимки по налогу, начисленному в 2010 году, в общей сумме 26 473 рубля, и задолженности по начисленным на него пеням в сумме 16 940 рублей 42 копейки, обязании списать данную задолженность как безнадежную к взысканию, указав, что 21.05.2010 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с внесением записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. По настоящее время индивидуальным предпринимателем не является. На момент прекращения статуса индивидуального предпринимателя все налоговые декларации были сданы, и налоги уплачены. Впоследствии была проведена камеральная налоговая проверка по представленной декларации, однако уведомлений о ее результатах не получала, как и о наличии задолженности по налогу и пеням. В июне 2017 года ответчик известил о наличии задолженности по налогу в размере 26 473 рублей и пеням в размере 16 940 рублей 42 копеек. В связи с тем, что с 21.05.2010 статус индивидуального предпринимателя прекращен, взыскание налога и пеней могло производиться как с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации. В установленный срок налоговый орган в суд с заявлением о взыскании задолженности не обращался. В этой связи в настоящее время налоговый орган утратил возможность взыскания задолженности по налогу и пеням в связи с истечением установленного срока их взыскания, что в силу ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для признания недоимки, задолженности по пеням безнадежными к взысканию. После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента начислению не подлежат.

В судебном заседании административный истец Колесникова Е. В. заявленные требования уточнила, просила признать безнадежной к взысканию задолженность по единому налогу на вмененный доход в размере 26 473 рублей и суммы начисленных на него пеней, обязать ответчика списать указанную недоимку и задолженность по пеням как безнадежную к взысканию, в обоснование суду пояснила, что извещение о наличии задолженности по налогу и пеням получила в мае-июне 2017 года, после чего обратилась в Инспекцию для выяснения происхождения задолженности, был составлен акт сверки на 09.06.2017, после чего обратилась в суд.

Представитель административного ответчика Янаева Д. Р. заявленные требования не признала, суду пояснила, что за Колесниковой Е. В. значится задолженность по единому налогу на вмененный доход в размере 26 473 рублей и начисленные на него пени в размере 22 010 рублей 92 копеек, которые продолжают начисляться по настоящее время. Данная недоимка образовалась после того, как индивидуальный предприниматель представила налоговую декларацию, по которой впоследствии была проведена проверка и доначислен налог. В настоящее время материалов налоговой проверки уже не имеется, в связи с чем представлены быть не могут. Требование о взыскании недоимки на налогу и пеням Инспекция Колесниковой Е. В. не направляла. В этой связи в настоящее время Инспекция утратила возможность взыскания с Колесниковой Е. В. указанной недоимки и задолженности по пеням ввиду пропуска установленного для этого срока, который восстановлен быть не может по причине отсутствия уважительных причин его пропуска. При этом в силу ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция самостоятельно списать данную задолженность не может.

В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л. д. 44), в письменном ходатайстве просит рассмотреть дело в его отсутствие (л. д. 49).

С учетом мнения сторон суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Заслушав объяснения административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

Как следует из объяснений административного истца и не оспаривалось представителем ответчика, в мае-июне 2017 года Колесникова Е. В. получила извещение об уплате недоимки по единому налогу на вмененный доход в размере 26 473 рублей и пени в размере 16 940 рублей 42 копеек (л. д. 16).

Инспекцией 10.06.2017 истцу был представлен акт совместной сверки расчетов на налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам, процентам < № > по состоянию на 09.06.2017 (л. д. 20, 28-39), после чего 01.08.2017 Колесникова Е. В. обратилась в суд с настоящим административным иском (л. д. 6-8).

Согласно данному акту сверки, за Колесниковой Е. В. числится задолженность по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (КБК < № >) в размере 26 473,00 рублей, а также пеням в размере 22 010, 92 рублей.

Указанная задолженность Колесниковой Е. В. не уплачена.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от < дд.мм.гггг > < № >-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Как следует из материалов дела и объяснений сторон, 17.05.2010 Колесниковой (Н.) Е. В. в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга была представлена налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (л. д. 12-15).

Колесникова (Н.) Е. В. с 27.12.2004 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, данная деятельность прекращена 21.05.2010, что подтверждается свидетельствами (л. д. 10, 11, 55).

Из объяснений представителя административного ответчика следует, что материалы налоговой проверки, в результате которой Колесниковой Е. В. был доначислен единый налог на вмененный доход, не сохранились ввиду давности.

Между тем, в силу п. 2 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Согласно п. п. 1, 5, 6 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений), в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

В соответствии с п. п. 1, 9 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений),акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 1000 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу п. п. 2, 3 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней и штрафа.

Исходя из вышеприведенных предусмотренных законом сроков, в данном случае требование об уплате налога должно было быть направлено Инспекцией налогоплательщику не позднее декабря 2010 года (17.05.2010 + 3 месяца + 10 дней + 5 дней + 15 дней + 10 дней + 1 месяц + 5 дней + 10 дней + 10 дней).

Согласно п. п. 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Из вышеприведенных норм следует, что нарушение налоговым органом порядка и сроков направления требования об уплате налога и пеней, пропуск срока для обращения в суд с соответствующим заявлением свидетельствуют об утрате им возможности взыскания налога. В этом случае налоговый орган утрачивает не только право требовать от налогоплательщика исполнения обязанности по уплате налога, но и лишается возможности обеспечивать исполнение такой обязанности путем начисления пеней в отношении указанной недоимки, так как в силу ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика подтвердил, что требование об уплате единого налога на вмененный доход в размере 26 473 рублей и пеней на него Инспекцией Колесниковой Е. В. не направлялось, с заявлением в суд о взыскании налога, пеней, штрафов Инспекция не обращалась.

Непринятие налоговым органом таких мер влечет утрату им права на принудительное взыскание с налогоплательщика недоимки по налогу, образованной до прекращения административным истцом 21.05.2010 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, и начисленных на него пеней.

Таким образом, в отношении спорной суммы недоимки и задолженности по пеням истекли установленные законом сроки по взысканию, в связи с чем Инспекцией утрачена возможность их взыскания.

На основании подп. 5 п. 3 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Списание недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, производится в соответствии с Порядком списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, утвержденным Приказом Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 №ЯК-7-8/393@.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, как и прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафов, возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта.

Исходя из толкования подп. 1 п. 4 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.

Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016.

Поскольку возможность взыскания спорных сумм налоговым органом утрачена, они подлежат признанию безнадежными ко взысканию. Допущенное нарушение прав административного истца подлежит устранению путем обязания Инспекции списания с лицевого счета Колесниковой Е. В. задолженности по единому налогу на вмененный доход в размере 26 473 рублей и суммы начисленных на него пеней как безнадежной к взысканию.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Колесниковой Е. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области о признании недоимки, задолженности по пеням безнадежными к взысканию и обязании ее списания удовлетворить.

Признать безнадежной к взысканию задолженность Колесниковой Е. В. по единому налогу на вмененный доход в размере 26 473 рублей и суммы начисленных на него пени.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Колесниковой Е. В. путем списания с ее лицевого счета задолженности по единому налогу на вмененный доход в размере 26 473 рублей и суммы начисленных на него пени как безнадежной к взысканию.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 25.09.2017.

Судья

2а-3489/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Колесникова Е.В.
Ответчики
МИФНС России № 32 по Свердловской области
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на странице суда
ordzhonikidzevsky.svd.sudrf.ru
01.08.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.08.2017[Адм.] Передача материалов судье
03.08.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
04.08.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2017[Адм.] Судебное заседание
20.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее