24RS0№-56
Административное дело № 2а-1205/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 7 августа 2020 г.
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,
секретаря Самозвановой В.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к администрации <адрес> об оспаривании нормативно правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим с момента принятия постановление администрации <адрес> от 07.08.2019 № 541 «Об утверждении порядка проведения конкурсов на право заключения договора оказания услуг по погребению с присвоением статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования <адрес>».
Требования административный истец с учетом дополнений мотивировал тем, что данное постановление, которым определен порядок конкурсного отбора среди коммерческих фирм, осуществляющих ритуальную деятельность на территории города, в целях наделения победителя такого отбора статусом специализированной организации, - противоречит действующему законодательству, предусматривающему возможность наделения отнесенных к органам местного самоуправления, как гаранту закрепленных федеральным законом права на бесплатное погребение, функций по предоставлению ритуальных услуг только созданным органом местного самоуправления муниципальным специализированным службам. На территории <адрес> данными функциями обладало МП <адрес> «Ритуальные услуги», которое постановлением администрации города от 30.08.2019 было реорганизовано. Полагает, что оспариваемое постановление нарушает положения ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 и ФЗ № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», а также права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение гражданами на безвозмездной основе гарантированных государством услуг в сфере похоронного дела.
В судебном заседании административный истец - помощник прокурора <адрес> Дмитриев И.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям с учетом их дополнений.
Представитель администрации <адрес> Васильева Е.Ю. (доверенность от 10.12.2019) заявленные требования не признала, в обоснование возражений суду пояснила, что оспариваемое постановление не нарушает права неопределенного круга лиц, так как регламентирует порядок наделения действующего на рынке хозяйствующего субъекта правами специализированной службы с возложениями обязанностей по представлению гражданам на безвозмездной основе услуг по погребению, в том числе, в том объеме, котором он гарантирован ФЗ «О погребении и похоронном деле»; положения действующего законодательства не содержат запрета на наделение хозяйствующего субъекта полномочиями специализированной службы на конкурсной основе.
Представитель заинтересованного лица Департамента городского хозяйства администрации <адрес> Синотов Е.А. (доверенность от 13.12.2020) в судебном заседании заявленные требования не признал, возражения представителя администрации поддержал, суду в обоснование возрождений дополнительно пояснил, что в связи с неконкурентоспособностью МП «Ритуальные услуги» и превышение затрат деятельности предприятия предоставляемой компенсации было принято решение об исключении из полномочий данного предприятия функций специализированной службы; муниципальные нужды в данной сфере реализованы через конкурсный отбор среди коммерческий организаций; полагает, что оспариваемый порядок не противоречит правовым актам, имеющим высшую юридическую силу и обеспечивает права граждан на предоставление безвозмездных услуг по захоронению.
Представитель заинтересованного лица ООО «Ритуал-Сервис» Мельникова Н.С. (доверенность от 05.06.2020) в судебном заседании заявленные требования не признала, возражения представителей органов местного самоуправления поддержала, дополнительно суду пояснила, что ООО «Ритуал-Сервис» прошло конкурсный отбор и с ним заключен договора по возложению функций специализированной службы; орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить лицо, уполномоченное выполнять частичные функции, предусмотренные Законом о погребении и похоронном деле, и наделить его статусом специализированной службы.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, заслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд находит, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В ходе судебного заседания установлено, что постановлением администрации <адрес> от 07.08.2019 № 541 «Об утверждении порядка проведения конкурсов на право заключения договора оказания услуг по погребению с присвоением статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования <адрес>» утверждены:
- Порядок проведения конкурсов на право заключения договора оказания услуг по погребению с присвоением статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования <адрес> (далее - Порядок проведения конкурсов);
- Положение о комиссии по проведению конкурсов на право заключения договора оказания услуг по погребению с присвоением статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования <адрес> (далее – Положение о комиссии);
- Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории <адрес>.
Согласно ст. 58 Устава <адрес>, принятого Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 № В-62, данное постановление администрации города принято в соответствии с ее компетенцией, подписано исполняющим обязанности Главы города, опубликовано в газете "Городские новости", N 97, 14.08.2019, вступило в силу 07.08.2019.
Указанным постановлением определен механизм создания комиссии по проведению конкурса на право заключения договора оказания услуг по погребению с присвоением статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории <адрес>, порядок проведения такого конкурса и порядок деятельности прошедшей конкурс организации, получившей статус специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Исход из п.п. 2, 6 указанного Порядка проведения конкурса, Приложения к нему, участниками конкурса могут быть юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (с учетом ограничений прямо предусмотренных п. 6, п. 10 данного Порядка), с победителем конкурса среди которых органом местного самоуправления заключается договор, предоставляющий право и возлагающий обязанности в сфере оказание услуг по вопросам похоронного дела в качестве специализированной организации в соответствии со ст. 9, ст. 12 ФЗ от 12.01.196 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Правилами бытового обслуживания населения в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025, СанПин 2.1.2882-11.
Обращаясь с требованием о признании данного постановления недействующим, прокурор <адрес> ссылается на то, что данный нормативно правовой акт противоречит положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», относящим организацию похоронного дела и обеспечение гарантии осуществления погребения умершего к полномочиям органа местного самоуправления, реализация которых должна осуществляется непосредственно путем создания органами местного самоуправления специализированных служб – хозяйствующих субъектов, являющихся муниципальными предприятиями и учреждениями; а также нарушает права неопределенного круга лиц на получение гарантированных государством услуг по погребению на безвозмездной основе.
Дав оценку положениям указных правовых актов, суд находит, что оспариваемое постановление соответствует вышестоящим нормативно-правовым актам и не нарушает прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Так, пунктом 22 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями, в том числе, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженные лицом при жизни, и положения родственников, гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего, санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения, основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности - предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Статьей 9 указанного Федерального закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, которые оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Исходя из п. 1, п. 2 ст. 25, п. 2 ст. 29 данного ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления; погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления; порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
При этом понятие специализированной службы закреплено п. 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 «Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения", согласно которому специализированная служба это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных услуг и мемориальных услуг, оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.
Таким образом, из указанных выше нормативно–правовых положений следует, что Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не устанавливают требований к организационно-правовой форме юридического лица, которое будет наделено статусом специализированной службы, а также порядок создания данного учреждения; способ создания специализированных служб и порядок их деятельности отнесен к компетенции органов местного самоуправления.
При этом одним из требований, предъявляемых к таким специализированным службам, является обеспечения предусмотренных ФЗ № 8-ФЗ гарантированного перечня услуг.
Вместе с тем, суд находит, что организация похоронного дела и реализация возложенных на орган местного самоуправления обязательств по погребению умершего и оказание услуг по погребению представляют собой муниципальную нужду, для обеспечения которой орган местного самоуправления наделен правом на осуществление закупки услуг.
Оспариваемое постановление «Об утверждении порядка проведения конкурсов на право заключения договора оказания услуг по погребению с присвоением статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования <адрес>» является одним из способов реализации указанных муниципальных нужд в соответствии с наделенными Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочиями и по своему содержанию не противоречит положениям Федерального закона «О погребении и похоронном деле», так как предусматривает возложение на хозяйствующий субъект, осуществляющий ритуальные услуги, обязательства по обеспечению гарантированного перечня услуг по погребению, в том числе на безвозмездной для граждан основе.
Кроме того, наличие данного постановления № 541 от 07.08.2019 само по себе не препятствует возможности реализации органом местного самоуправления своих обязательств по созданию специализированной службы путем образования муниципальных предприятий и учреждений.
Вопрос же о правомерности действий/бездействия органа местного самоуправления в указанной части не является предметом настоящего разбирательства.
Таким образом, оспариваемое постановление администрации <адрес> принято в рамках возложенных на администрацию полномочий, опубликовано в установленном порядке, не противоречит нормативно-правовым актам, имеющим высшую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175, 178, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ 07.08.2019 № 541 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░