Дело №2-592/2022
УИД 53RS0015-01-2022-000715-04
Решение
именем Российской Федерации
10 августа 2022 года г. Сольцы
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Матей Ю.В.,
при секретаре Тимофеевой Ю.В.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Солецкого района Новгородской области Ситенкова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения Солецкая центральная районная больница об обязании оборудовать здание учреждения устройством молниезащиты,
установил:
Прокурор Солецкого района Новгородской области обратился в суд с иском к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения Солецкая центральная районная больница (далее - ГОБУЗ Солецкая ЦРБ) об обязании оборудовать здание учреждения устройством молниезащиты, в обоснование указав, что в ходе проведенной прокуратурой Солецкого района проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности ГОБУЗ Солецкая ЦРБ установлено, что здание ГОБУЗ Солецкая ЦРБ, расположенное по адресу: Новгородская область, г.Сольцы, ул.Новгородская, д.38, не оборудовано устройством молниезащиты, чем нарушены требования Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго Российской Федерации от 30.06.2003 №280. Указанные факты создают угрозу жизни и здоровью, как работников медицинского учреждения, так и иных граждан, его посещающих. Просил обязать ответчика в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание учреждения устройством молниезащиты.
В судебном заседании представитель истца - прокурор Ситенков И.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГОБУЗ Солецкая ЦРБ надлежаще извещенный о дате, времени и месте проведения судебного заседания, не явился, ходатайств об отложении дела не заявил.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Новгородской области, надлежаще извещенный о дате, времени и месте проведения судебного заседания, не явился, причина неявки не известна.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ст.41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на охрану здоровья.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии с преамбулой указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Согласно ст.20 вышеуказанного Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.
В силу ст.5.1 указанного Федерального закона особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Во исполнение названного положения закона Правительством Российской Федерации издано постановление от 28.05.2021 № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений.
Согласно п.58 указанного постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения».
В соответствии с разделом 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении «В», в котором указаны, в том числе медицинские организации (п.2.1.1).
При этом, в пункте 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года №280.
Указанной Инструкцией предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций всех видов зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, в том числе, зданий медицинских организаций.
Таким образом, в силу действующего правового регулирования здания медицинских организаций должны быть оснащены устройством молниезащиты.
Как следует из материалов дела, ГОБУЗ Солецкая ЦРБ является медицинской организацией, осуществляющей свою деятельность на основании Устава и лицензии на осуществление медицинской деятельности, расположено по адресу: Новгородская область, г.Сольцы, ул.Новгородская, д.38.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07 октября 2014, на основании приказа комитета по управлению государственным имуществом области от 31.01.2012 №194, здание больницы общей площадью 3490,7 кв.м с кадастровым номером 53:16:0010319:30, расположенное по адресу: Новгородская область, г.Сольцы, ул.Новгородская, д.38, передано в оперативное управление ГОБУЗ Солецкая ЦРБ.
Таким образом, ГОБУЗ Солецкая ЦРБ, являющееся медицинским учреждением, в силу действующего законодательства должно быть оборудовано устройством молниезащиты.
В судебном заседании установлено, что здание ГОБУЗ Солецкая ЦРБ, расположенное по адресу: Новгородская область, г.Сольцы, ул.Новгородская, д.38, устройством молниезащиты не оборудовано. Данный факт не оспаривался представителем ответчика в судебном заседании.
Исходя из анализа приведенных норм материального права, с учетом фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что нарушение ответчиком норм пожарной безопасности ставит в незащищенное положение личность и имущество неопределенного круга лиц, угрожает жизни и здоровью как работников медицинского учреждения, так и иных граждан, посещающих учреждение, создает реальную угрозу возникновения пожара и гибели людей. Осуществление деятельности медицинского учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
ГОБУЗ Солецкая ЦРБ в соответствии с Уставом является самостоятельным юридическим лицом, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации наделено правом оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества, несет бремя его содержания.
При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчика, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют значительных временных и материальных затрат, суд полагает возможным установить испрашиваемый истцом срок.
Согласно п.9 ч.2 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п. 9 ч.2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
На основании ч.4 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст.11, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения Солецкая центральная районная больница об обязании оборудовать здание учреждения устройством молниезащиты удовлетворить.
Обязать государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения Солецкая центральная районная больница, ИНН5315000613, ОГРН 1025301787323 в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание учреждения, расположенного по адресу: Новгородская область, г.Сольцы, ул.Новгородская, д.38, устройством молниезащиты, с учетом требований Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго Российской Федерации от 30 июня 2003 года №280 (СО 153-34.21.122-2003).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Солецкий районный суд Новгородской области в течение месяца, начиная с 11 августа 2022 года.
Председательствующий Ю.В.Матей
УИД 53RS0015-01-2022-000715-04
Решение
именем Российской Федерации
10 августа 2022 года г. Сольцы
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Матей Ю.В.,
при секретаре Тимофеевой Ю.В.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Солецкого района Новгородской области Ситенкова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения Солецкая центральная районная больница об обязании оборудовать здание учреждения устройством молниезащиты,
установил:
Прокурор Солецкого района Новгородской области обратился в суд с иском к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения Солецкая центральная районная больница (далее - ГОБУЗ Солецкая ЦРБ) об обязании оборудовать здание учреждения устройством молниезащиты, в обоснование указав, что в ходе проведенной прокуратурой Солецкого района проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности ГОБУЗ Солецкая ЦРБ установлено, что здание ГОБУЗ Солецкая ЦРБ, расположенное по адресу: Новгородская область, г.Сольцы, ул.Новгородская, д.38, не оборудовано устройством молниезащиты, чем нарушены требования Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго Российской Федерации от 30.06.2003 №280. Указанные факты создают угрозу жизни и здоровью, как работников медицинского учреждения, так и иных граждан, его посещающих. Просил обязать ответчика в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание учреждения устройством молниезащиты.
В судебном заседании представитель истца - прокурор Ситенков И.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГОБУЗ Солецкая ЦРБ надлежаще извещенный о дате, времени и месте проведения судебного заседания, не явился, ходатайств об отложении дела не заявил.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Новгородской области, надлежаще извещенный о дате, времени и месте проведения судебного заседания, не явился, причина неявки не известна.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ст.41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на охрану здоровья.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии с преамбулой указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Согласно ст.20 вышеуказанного Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.
В силу ст.5.1 указанного Федерального закона особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Во исполнение названного положения закона Правительством Российской Федерации издано постановление от 28.05.2021 № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений.
Согласно п.58 указанного постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения».
В соответствии с разделом 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении «В», в котором указаны, в том числе медицинские организации (п.2.1.1).
При этом, в пункте 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года №280.
Указанной Инструкцией предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций всех видов зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, в том числе, зданий медицинских организаций.
Таким образом, в силу действующего правового регулирования здания медицинских организаций должны быть оснащены устройством молниезащиты.
Как следует из материалов дела, ГОБУЗ Солецкая ЦРБ является медицинской организацией, осуществляющей свою деятельность на основании Устава и лицензии на осуществление медицинской деятельности, расположено по адресу: Новгородская область, г.Сольцы, ул.Новгородская, д.38.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07 октября 2014, на основании приказа комитета по управлению государственным имуществом области от 31.01.2012 №194, здание больницы общей площадью 3490,7 кв.м с кадастровым номером 53:16:0010319:30, расположенное по адресу: Новгородская область, г.Сольцы, ул.Новгородская, д.38, передано в оперативное управление ГОБУЗ Солецкая ЦРБ.
Таким образом, ГОБУЗ Солецкая ЦРБ, являющееся медицинским учреждением, в силу действующего законодательства должно быть оборудовано устройством молниезащиты.
В судебном заседании установлено, что здание ГОБУЗ Солецкая ЦРБ, расположенное по адресу: Новгородская область, г.Сольцы, ул.Новгородская, д.38, устройством молниезащиты не оборудовано. Данный факт не оспаривался представителем ответчика в судебном заседании.
Исходя из анализа приведенных норм материального права, с учетом фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что нарушение ответчиком норм пожарной безопасности ставит в незащищенное положение личность и имущество неопределенного круга лиц, угрожает жизни и здоровью как работников медицинского учреждения, так и иных граждан, посещающих учреждение, создает реальную угрозу возникновения пожара и гибели людей. Осуществление деятельности медицинского учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
ГОБУЗ Солецкая ЦРБ в соответствии с Уставом является самостоятельным юридическим лицом, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации наделено правом оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества, несет бремя его содержания.
При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчика, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют значительных временных и материальных затрат, суд полагает возможным установить испрашиваемый истцом срок.
Согласно п.9 ч.2 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п. 9 ч.2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
На основании ч.4 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст.11, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения Солецкая центральная районная больница об обязании оборудовать здание учреждения устройством молниезащиты удовлетворить.
Обязать государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения Солецкая центральная районная больница, ИНН5315000613, ОГРН 1025301787323 в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание учреждения, расположенного по адресу: Новгородская область, г.Сольцы, ул.Новгородская, д.38, устройством молниезащиты, с учетом требований Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго Российской Федерации от 30 июня 2003 года №280 (СО 153-34.21.122-2003).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Солецкий районный суд Новгородской области в течение месяца, начиная с 11 августа 2022 года.
Председательствующий Ю.В.Матей