УИД 39RS0019-01-2024-000157-05
Дело №2-333/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Советск 27 сентября 2024 года
Советский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Понимаш И.В.,
с участием помощника Калининградского межрайонного природоохранного прокурора Мосиной Е.А.,
представителя ответчика ФГБУ клинический санаторий «Советск» Министерства здравоохранения Российской Федерации Коноваловой Е.В.,
представителя третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Грибанова А.В.,
представителя третьего лица Западно-Балтийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Павлова Д.В.,
представителей третьего лица ООО «Кадастровый инженер» Куличенко Н.Н., Демчука Д.В.,
при секретаре Батуринцевой Ю.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по уточненному исковому заявлению Калининградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному бюджетному учреждению клинический санаторий «Советск» Министерства здравоохранения Российской Федерации о признании незаконным сброса сточных вод и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Калининградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Советский городской суд Калининградской области с уточненным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному бюджетному учреждению клинический санаторий «Советск» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее ФГБУ КС «Советск» Минздрава России) о признании незаконным сброса сточных вод и возложении обязанности совершить определенные действия, в обоснование требований которого указал следующее. ФГБУ КС «Советск» Минздрава России осуществляет деятельность по оказанию специализированной и санаторно-курортной медицинской помощи взрослым по профилю: туберкулез мочеполовой системы, туберкулез костей и суставов по адресу: <адрес> (расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером №). В ходе проверки прибрежной защитной полосы, водоохраной зоны реки Узкая (водного объекта, имеющего рыбохозяйственное значение) установлено, что ФГБУ КС «Советск» Минздрава России осуществляет сброс неочищенных сточных вод в реку Узкая, которая является притоком первого порядка реки Неман. При осмотре береговой полосы и акватории реки Узкой, находящейся в пределах границы земельного участка с кадастровым номером №, установлено, что с территории земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположен ФГБУ КС «Советск» Минздрава России, по территории лесного массива (земельный участок с кадастровым номером №) проложена сеть водоотведения до береговой полосы реки Узкой, где обустроен последний смотровой колодец с обустроенным выпуском сточных вод и выведенным стоком в акваторию реки Узкой. Хозяйственно-бытовые сточные воды с территории и корпусов санатория самотеком поступают на канализационную насосную станцию, откуда сточные воды перекачиваются на механические очистные сооружения, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами №, состоящие из 2-х отстойников и хлораторной, довоенной постройки, с последующим сбросом в реку Узкая. ФГБУ КС «Советск» Минздрава России осуществляется сбор, водоотведение и сброс хозяйственно бытовых сточных вод в реку Узкую через выпуск, расположенный в районе точки с координатами СШ №. При сборе, водоотведении и сбросе хозяйственно бытовых сточных вод ФГБУ КС «Советск» Минздрава России в реку Узкую отсутствуют какие - либо технические сооружения, на которых осуществляется надлежащая очистка отводимых сточных вод в реку Узкую. В районе точки с координатами СШ №, в месте сброса сточных вод в реку Узкую, визуально установлено, что качество очистки сбрасываемых сточных вод не соответствует нормативным. Присутствует интенсивный характерный запах и цвет, образовались наносные отложения. В момент осмотра зафиксирован факт сброса сточных вод в реку Узкую. Согласно п.1.1 устава ФГБУ КС «Советск» Минздрава России учредителем учреждения является Российская Федерация, полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее- Министерство). Министерство и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляют в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, находящегося в оперативном управлении ФГБУ КС «Советск» Минздрава России. Министерство в отношении ФГБУ КС «Советск» Минздрава России (далее - Учреждение) является главным распорядителем бюджетных средств. В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Финансовое обеспечение функции Учреждения до принятия Министерством решения о предоставлении Учреждению субсидий в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы. Министерство является ответственным органом за целевое направление бюджетных средств необходимых Учреждению для функционирования. Вопреки требованиям закона, использование ФГБУ КС «Советск» Минздрава России реки Узкой по адресному ориентиру: (СШ №) для сброса сточных вод, поступающих с канализационных сетей хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод через выпуск, осуществляется в отсутствие оформленного в установленном законом порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование. Самовольный сброс сточных вод в акваторию реки Узкой в отсутствие разрешительной документации на использование водного объекта, обеспечивающей его охрану и определяющей условия использования водотока, нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, в том числе на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Министерство в нарушение действующего законодательства Российской Федерации, являясь собственником федерального имущества ФГБУ КС «Советск» Минздрава России, в том числе очистных сооружений, не принимает меры по приведению системы водоотведения в состояние, гарантирующее нормативную очистку хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод канализации. Ссылаясь на положения ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 4, 11, 34, 39, 43.1, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона «О животном мире», ст. 47 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ст.ст. 3, 9, 11, 23, 39, 44 Водного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 6, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, прокурор просит: признать незаконным пользование ФГБУ КС «Советск» Минздрава России» рекой Узкой для целей сброса сточных вод, поступающих с сетей канализации через выпуск в реку Узкую (приток реки Неман) по адресному ориентиру: (СШ №), без решения о предоставлении водного объекта в пользование; обязать ФГБУ КС «Советск» Минздрава России» и Министерство здравоохранения Российской Федерации в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проектную документации на реконструкцию существующих канализационных очистных сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Узкая (приток реки Неман) по адресному ориентиру: (СШ №); обязать ФГБУ КС «Советск» Минздрава России» и Министерство здравоохранения Российской Федерации в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу провести реконструкцию существующих канализационных очистных сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Узкую (приток реки Неман) по адресному ориентиру: (СШ №), в соответствии с разработанной проектной документацией; обязать Министерство здравоохранения Российской Федерации и ФГБУ КС «Советск» Минздрава России» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование разработки проектной документации на реконструкцию существующих канализационных очистных сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Узкую (приток реки Неман) по адресному ориентиру: (СШ №); обязать Министерство здравоохранения Российской Федерации и ФГБУ КС «Советск» Минздрава России» в течение 6 месяцев с момента разработки проектной документации обеспечить финансирование реконструкции существующих канализационных очистных сооружений, в соответствии с разработанной проектной документацией; обязать ФГБУ КС «Советск» Минздрава России в течение 6 месяцев с момента окончания реконструкции очистных сооружений и ввода их в эксплуатацию, в установленном законом порядке получить решение на право пользования водным объектом рекой Узкой для целей сброса сточных вод, поступающих с сетей канализации через выпуск в реку Узкую (приток реки Неман) по адресному ориентиру: (СШ №).
В судебном заседании помощник Калининградского межрайонного природоохранного прокурора Мосина Е.А. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, доводам и мотивам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Российской Федерации извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представитель ответчика Шустов А.Б., представил письменные возражения на иск, в которых указал, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2012 № 1286-р ФГБУ КС «Советск» Минздрава России отнесено к ведению Министерства здравоохранения Российской Федерации. Порядок осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения определен Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 537 (далее - Положение № 537). Среди функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, перечисленных в пункте 3 Положения № 537, какие-либо функции, связанные с управлением (использованием) имуществом федерального бюджетного учреждения, обеспечением финансирования мероприятий, связанных с управлением (использованием) отсутствуют. Согласно пункту 1.1 Устава ФГБУ КС «Советск» Минздрава России, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 07.09.2011 № 1021 (далее - Устав), Учреждение является федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных услуг физическим и юридическим лицам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также иных, предусмотренных законодательством источников. Пунктом 1.3 Устава установлено, что Учреждение является юридическим лицом - бюджетным учреждением (некоммерческой организацией), созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде в соответствий с законодательством Российской Федерации. В силу пункта 3.1 Устава в целях обеспечения уставной деятельности за Учреждением закрепляется на праве оперативного управления федеральное имущество. В соответствии с пунктами 3.2, 3.3 Устава имущество Учреждения является федеральной собственностью. Учреждение несет ответственность за сохранность, целевое и эффективное использование закрепленного за ним имущества, обеспечивая в установленном законодательством Российской Федерации порядке учет указанного имущества, включая имущество, приобретенное за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также обязано представлять сведения об имуществе, приобретенном Учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра федерального имущества. Учреждение реализует право владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Уставом. На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно статье 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, является право оперативного управления имуществом. На основании пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Исходя из содержания статей 210 и 296 ГК РФ, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества. Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу является ФГБУ КС «Советск» Минздрава России. Источники финансового обеспечения Учреждения не ограничиваются денежными средствами, выделяемыми из федерального бюджета. Финансирование в рамках источников финансирования, предусматривающих доведение средств федерального бюджета, осуществляется Минздравом России в установленном порядке. При этом даже отсутствие финансирования со стороны собственника не может рассматриваться как основание для освобождения Учреждения от несения бремени содержания имущества, предоставленного ему на праве оперативного управления. Необходимо отметить, что с учетом пункта 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, согласно которому Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, пункта 1.1 Устава, согласно которому Минздрав России и Росимущество осуществляют в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, находящегося в оперативном управлении. Предъявление Прокурором требований об обязании осуществить финансирование и организовать работу по подготовке проектно-сметной документации на реконструкцию существующих канализационных очистных сооружений, а также реконструкции только к Минздраву России, представляется необоснованным. Исковые требования Прокурора об обязании Министерства здравоохранения Российской Федерации осуществить финансирование и организовать работу по подготовке проектно-сметной документации на реконструкцию существующих канализационных очистных сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Узкая, также осуществить финансирование и организовать работу по реконструкции канализационных очистных сооружений в соответствии с проектно-сметной документацией лишены правовых оснований. Действующее законодательство Российской Федерации, в том числе бюджетное, не предусматривает обязанностей Минздрава России по «осуществлению финансирования», «организации работы». Отсутствие какой-либо обязанности Минздрава России применительно к обстоятельствам настоящего дела, а также факта ее нарушения свидетельствуют об избрании Истцом ненадлежащего способа защиты права, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении Исковых требований. Бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрен механизм финансирования федеральных бюджетных учреждений, для приведения в действие которого достаточного одного лишь волеизъявления Минздрава России. Определение объемов и направлений капитальных вложений является правом Минздрава России, осуществляемом в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации. Принятие решения об утверждении адресной программы отнесено к исключительной компетенции президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, принимаемом в специальном порядке, предусматривающем, в частности, оценку эффективности инвестиционных проектов, планируемых к включению в адресную программу, обоснование необходимости включения в проект адресной программы объекта капитального строительства, подготовленное в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктом 9 Правил № 716 (подпункт «н» пункта 17, пункт 18(2) Правил № 716). Минздравом России осуществляются бюджетные инвестиции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Министерство здравоохранения Российской Федерации на основании приказа Минздрава России от 22.03.2022 № 185 (далее - Приказ № 185) в соответствии с постановлением № 324 осуществило бюджетные инвестиции из федерального бюджета в проектирование и реконструкцию объекта капитального строительства «Реконструкция очистных сооружений ФГБУ КС «Советск» Минздрава России» федерального государственного бюджетного учреждения клинический санаторий «Советск» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Объект), не включенного в федеральные целевые программы, в общем размере 47 691,0 тыс. рублей. Таким образом, Министерством здравоохранения Российской Федерации были выделены в 2022, 2023 годах необходимые и достаточные средства для осуществления проектно-изыскательских работ и реконструкции объекта «Реконструкция очистных сооружений ФГБУ КС «Советск» Минздрава России», что не оспаривается лицами, участвующими в деле. На основании подпункта «б» пункта 9 Правил № 13 расходы, связанные с бюджетными инвестициями, осуществляются в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании государственных контрактов, заключенных в целях выполнения проектных и (или) изыскательских работ, строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и (или) приобретения объектов организациями, которым федеральные органы государственной власти (государственные органы), осуществляющие функции и полномочия учредителя или права собственника имущества организаций, являющиеся государственными заказчиками, передали в соответствии с данными Правилами, свои полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации от лица указанных органов государственных контрактов. В целях осуществления бюджетных инвестиций в соответствии с подпунктом «б» пункта 9 Правил № 13 федеральными органами государственной власти (государственными органами) заключаются с организациями соглашения о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица указанных органов (далее - соглашение о передаче полномочий). Соглашениями о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов при осуществлении за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации от 04.05.2022 №056-12-2022-011, от 20.01.2023 № 056-12-2023-013, в редакции дополнительных соглашений (далее - Соглашения о передаче полномочий, копии прилагаются), заключенными в соответствии с БК РФ, Постановление № 13, Приказом № 185 полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов на осуществление проектно-изыскательский работ и реконструкции объекта «Реконструкция очистных сооружений ФГБУ КС «Советск» Минздрава России» в 2022-2025 гг. от Минздрава России - получателя средств федерального бюджета в целях осуществления за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации переданы организации (ФГБУ КС «Советск» Минздрава России»). Согласно пунктам 1.1 Соглашений о передаче полномочий Получатель средств федерального бюджета (Минздрав России) передает на безвозмездной основе, а Организация (ФГБУ КС «Советск» Минздрава России») принимает полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица Получателя средств федерального бюджета в целях осуществления за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации (далее соответственно - полномочия государственного заказчика, бюджетные инвестиции, Объекты). В соответствии с пунктами 3.3.4 и подпунктами 3.3.4.3 Соглашений о передаче полномочий ФГБУ КС «Советск» Минздрава России» обязуется исполнять полномочия государственного заказчика от лица Получателя средств федерального бюджета с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при осуществлении бюджетных инвестиций в Объект(ы) в том числе заключать и исполнять государственные контракты от имени Российской Федерации от лица Получателя средств федерального бюджета. Таким образом, полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов переданы Минздравом России ФГБУ КС «Советск» Минздрава России» и не могут быть возложены на Минздрав России в судебном порядке. В настоящее время на основании письма Учреждения от 22.03.2023 № 165 об увеличении Предполагаемой (предельной) стоимости Объекта Минздравом России в порядке, предусмотренном Правилами № 324, осуществляется внесение изменений в Приказ № 185, которые предусматривают увеличение предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства (в ценах соответствующих лет) до 75 154,0 тыс. руб. Однако в адресную программу Объект включен как мероприятие «Инвестиционный проект, требующих принятия правового акта», для уточнения которого требуется внесение изменений в Приказ № 185 в части приведения распределения средств федерального бюджета по годам реализации Объекта в соответствие с Федеральным законом от 27,11.2023 № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». Согласно Проекту приказа распределение предполагаемой (предельной) стоимости проектирования и строительства Объекта и общего (предельного) объема бюджетных инвестиций, осуществляемых из федерального бюджета в проектирование и строительство по годам реализации инвестиционного проекта составило: предполагаемая (предельная) стоимость объекта капитального строительства (в ценах соответствующих лет) всего -.15 154,0 тыс.руб., в 2024 году — 776,6 тыс.руб., в 2025 году - 27 221,7 тыс.руб., в 2026 году - 45 759,2 тыс.руб., из них на проектные и изыскательские работы всего - 2 173,1 тыс.руб., на 2024 год - 776,6 тыс. руб. Проект приказа соответствует Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов», в котором учтены предложения Минздрава России о выделении в 2024 году по Объекту 776,6 тыс. рублей (на завершение проектных и изыскательских работ), в 2025 году - 27 221,7 тыс. рублей и в 2026 году - 45 759,2 тыс. рублей на работы по реконструкции. Проект приказа направлен на согласование в Минэкономразвития России, Минфин России и Минстрой России. Минэкономразвития России и Минфин России соответственно согласовали Проект приказа в предложенной редакции. В настоящее время Проект приказа находится на согласовании в Минстрое России. С учетом вышеизложенного в 2024 году в рамках федеральной адресной инвестиционной программы на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов на завершение проектирования Объекта предусмотрено 776,6 тыс. рублей, в 2025 году - 27 221,7 тыс. рублей и в 2026 году - 45 759,2 тыс. рублей. Просит суд в удовлетворении исковых требований Калининградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, предъявленных к Минздраву России, отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя Минздрава России.
Представитель ответчика ФГБУ клинический санаторий «Советск» Министерства здравоохранения Российской Федерации Коновалова Е.В. в судебном заседании исковые требования прокурора признала. Пояснила, что ФГБУ КС «Советск» Минздрава России осуществляет сброс сточных вод в реку Узкая без надлежащей очистки, по причине отсутствия очистных сооружений. Имеющиеся очистные сооружения довоенной постройки, эмшер и станция хлорирования, не обеспечивают необходимой степени очистки сточных вод, требуют реконструкции. Ранее заключенный с ООО «Кадастровый инженер» договор на реконструкцию очистных сооружений расторгнут в судебном порядке. Поскольку у ФГБУ КС «Советск» Минздрава России отсутствуют достаточные денежные средства для выполнения заявленных прокурором требований, финансирование данных мероприятий должно обеспечить Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Грибанов А.В., в судебном заседании просил иск прокурора удовлетворить. Поддержал доводы письменного отзыва на иск, в котором указано, что Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - Министерство) в полном объеме поддерживает исковые требования Калининградской межрайонной природоохранной прокуратуры, полагает их подлежащими удовлетворению. Согласно п. 1 положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 23 Л 1.2015 № 642 (далее - Положение), Министерство является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, в области лесных отношений, в области охоты, а также в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, регионального экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы. Согласно п, п. 6 п.18 Положения Министерство осуществляет региональный государственный экологический контроль (надзор) в отношении водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, которые в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ) подлежат региональному государственному экологическому контролю (надзору). На основании нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Министерства, у Министерства имеется законное право в судебном порядке требовать, а также поддерживать требования о прекращения нарушения природоохранного законодательства вне зависимости от выбора способа защиты нарушенного права. По общему правилу ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Согласно положениям ч. 1 ст. 26 ВК РФ, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование и полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. В силу п.п. 1 п. 19 Положения Министерство предоставляет водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории Калининградской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в ст. 21 ВК РФ. Согласно ч. 2 ст. 21 ВК РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2022 № 18. Поскольку решение о предоставлении водного объекта - реки Узкой в пользование для целей сброса сточных вод ФГБУ КС «Советск» Минздрава России, Министерством не выдавалось, Министерство полагает обоснованным требование о признании незаконным пользования водным объектом в отсутствие указанного решения. Также, по вышеуказанным основаниям обоснованными являются требования в части необходимости реконструкции очистных сооружений и обязании получить решение на пользование водным объектом.
Представитель третьего лица Западно-Балтийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Павлов Д.В., в судебном заседании просил иск прокурора удовлетворить. Поддержал доводы письменного отзыва на иск Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области.
Представители третьего лица ООО «Кадастровый инженер» Куличенко Н.Н., Демчук Д.В., полагали требования прокурора обоснованными, но с поправкой на то, что по их мнению, у ФГБУ КС «Советск» Минздрава России отсутствуют какие-либо очистные сооружения, в связи с чем, требуется не их реконструкция, а возведение новых канализационных очистных сооружений. Поскольку это будет новое строительство, в этой части требования иска должны звучать иначе.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования «Советский городской округ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Ранее представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что самовольный сброс ФГБУ КС «Советск» Минздрава России сточных вод в акваторию реки Узкой без разрешительной документации и без надлежащей очистки, является неправомерным, в связи с чем, администрация Советского городского округа полагает иск Калининградского межрайонного природоохранного прокурора подлежит удовлетворению, в том числе в интересах муниципального образования.
Представитель третьего лица Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 43.1 Федерального закона № 7-ФЗ при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими федеральными законами.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. При осуществлении хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации устанавливается приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В силу ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица, приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям в порядке, которые установлены главой 3 настоящего кодекса.
Вместе с тем, согласно п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.
На основании ч. 6 ст. 23 Водного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации.
Исходя из положения п. 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2022 № 18.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Учитывая положения п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, объектам культурного значения; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
В соответствии ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Судом установлено, что ФГБУ КС «Советск» Минздрава России осуществляет деятельность по оказанию специализированной и санаторно-курортной медицинской помощи взрослым по профилю: туберкулез мочеполовой системы, туберкулез костей и суставов по адресу: <адрес> (расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером №) (пункты 1.1., 1.7., 2.1. Устава ФГБУ КС «Советск» Минздрава России утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ).
Согласно доводам искового заявления, ФГБУ КС «Советск» Минздрава России осуществляет сброс неочищенных сточных вод в реку Узкая, которая является притоком первого порядка реки Неман, что ответчиками не оспаривается.
28.11.2023 министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области в адрес ФГБУ КС «Советск» Минздрава России внесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №522, из которого следует, что при осмотре территории ФГБУ КС «Советск» Минздрава России, прилегающей сопредельной территории (лесного массива) на земельном участке № береговой полосы и акватории реки Узкой, установлено, что с территории земельного участка №, на котором расположен ФГБУ КС «Советск», по территории лесного массива (земельный участок №) проложена сеть водоотведения до береговой полосы реки Узкой, где обустроен последний смотровой колодец с обустроенным выпуском сточных вод и выведенным стоком непосредственно в акваторию р. Узкой. Сеть водоотведения обустроена до 1945 года и представляет собой отстойники, хлораторную, смотровые колодцы, соединенные между собой в единую сеть водоотведения. Последний смотровой колодец и выпуск из него в реку Узкую расположен непосредственно в береговой полосе реки Узкой, в районе точки с координатами №. При осмотре установлено, что указанная сеть водоотведения эксплуатируется по назначению, осуществляется сбор, водоотведение и сброс хозяйственно бытовых сточных вод ФГБУ КС «Советск» в реку Узкую через выпуск расположенный в районе точки с координатами №. При сборе, водоотведении и сбросе хозяйственно бытовых сточных вод ФГБУ КС «Советск» в реку Узкую отсутствуют какие - либо технические сооружения, где осуществляется (может осуществляться) очистка отводимых сточных вод в реку Узкую. Помещение хлораторной предназначено исключительно лишь для минимального обеззараживания (бактериологического, вирусного) отводимых сточных вод методом хлорирования. В районе точки с координатами №, в месте сброса сточных вод в реку Узкую, визуально определено, что качество очистки сбрасываемых сточных вод не соответствует нормативным. Присутствует интенсивный характерный запах и цвет, образовались наносные отложения. В момент осмотра зафиксирован факт сброса сточных вод в реку Узкую. Решение о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод в реку Узкую через обнаруженный выпуск ФГБУ КС «Советск» не имеет и Министерством не выдавалось. ФГБУ КС «Советск», осуществляет сброс сточных вод в реку Узкую, тем самым оказывает негативное воздействие, и в соответствии с обязательными требованиями в области охраны окружающей среды, как объект негативного воздействия, не осуществил постановку на государственный учет. Информация в Государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду по ФГБУ КС «Советск» - отсутствует. Обнаруженный действующий выпуск сточных вод в районе точки с координатами № расположен в непосредственной близости (150-250 метров) к земельным участкам №, на которых обустроены и эксплуатируются водозаборные буровые скважины участка водозабора г.Советска.
Тем самым, хозяйственно-бытовые сточные воды с территории и корпусов санатория самотеком поступают на канализационную насосную станцию, откуда сточные воды перекачиваются на механические очистные сооружения, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами №, состоящие из 2-х отстойников и хлораторной, довоенной постройки, с последующим сбросом в реку Узкая.
Согласно сведениям Государственного водного реестра, являющегося государственным информационным ресурсом, созданным в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидаций его последствий, река Узкая относится к типу водных объектов - 21 - река, форма собственности - федеральная.
В соответствии с п. 1.1 Устава ФГБУ КС «Советск» Минздрава России, Учреждение является федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных услуг физическим и юридическим лицам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также иных, предусмотренных законодательством источников.
Пунктом 1.3 Устава установлено, что Учреждение является юридическим лицом - бюджетным учреждением (некоммерческой организацией), созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде в соответствий с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3.1 Устава в целях обеспечения уставной деятельности за Учреждением закрепляется на праве оперативного управления федеральное имущество.
В соответствии с пунктами 3.2, 3.3 Устава, имущество Учреждения является федеральной собственностью. Учреждение несет ответственность за сохранность, целевое и эффективное использование закрепленного за ним имущества, обеспечивая в установленном законодательством Российской Федерации порядке учет указанного имущества, включая имущество, приобретенное за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также обязано представлять сведения об имуществе, приобретенном Учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра федерального имущества.
За ФГБУ КС «Советск» Минздрава России на праве оперативного управления закреплено федеральное имущество: Эмшер, площадью 18,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> хлорирования, назначение: сооружения очистные водоснабжения, год постройки 1949, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями ЕГРН. Право оперативного управления зарегистрировано в государственном реестре 29.12.2020.
Эмшер (эмшерский колодец) – сооружение (резервуар) для отстаивания (осветления) сточных вод и одновременно для сбраживания выпавшего осадка в анаэробных условиях.
Поскольку ФГБУ КС «Советск» Минздрава России, в нарушение вышеприведенных положений закона, использует реку Узкая для целей сброса сточных вод из канализационных хозяйственно-бытовых и производственных сетей санатория, в отсутствие оформленного в установленном законом порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование, исковые требования прокурора о признании незаконным пользование ФГБУ КС «Советск» Минздрава России рекой Узкой для целей сброса сточных вод, поступающих из сетей канализации через выпуск в реку Узкую (приток реки Неман) по адресному ориентиру: (СШ №), без решения о предоставлении водного объекта в пользование, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования прокурора в оставшейся части, суд учитывает следующее.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, является право оперативного управления имуществом.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
На основании пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Исходя из содержания статей 210 и 296 ГК РФ, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (ч.3 ст. 298 ГК РФ).
На основании пункта 3.6 Устава ФГБУ КС «Советск» Минздрава России источниками финансирования Учреждения являются:
субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ);
субсидии на иные цели;
бюджетные инвестиции;
- средства, полученные от приносящей доход деятельности;
средства, полученные в виде безвозмездных благотворительных поступлений и добровольных пожертвований;
средства, полученные за выполнение работ и оказание услуг на основании договоров (контрактов), заключенных в рамках мероприятий федеральных целевых и региональных программ, утвержденных в установленном порядке;
средства, полученные от сбора и сдачи лома и отходов драгоценных металлов с последующим использованием данных средств в порядке, установленном постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 288 «О размерах средств на премирование за сбор и сдачу лома и отходов драгоценных металлов и природных алмазов»;
средства, полученные от участников конкурсов на размещение заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд;
средства, полученные от физических и юридических лиц в виде платы за проживание в помещениях, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления;
средства, полученные от сдачи помещений, находящихся на праве оперативного управления, в аренду в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- средства, полученные от арендаторов на возмещение затрат на эксплуатационные, коммунальные и необходимые административно- хозяйственные услуги.
Таким образом, источники финансового обеспечения Учреждения не ограничиваются денежными средствами, выделяемыми из федерального бюджета.
Финансирование в рамках источников финансирования, предусматривающих доведение средств федерального бюджета, осуществляется Минздравом России в установленном порядке.
Полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской федерации государственных контрактов при осуществлении за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций ф форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, переданы Министерством здравоохранения Российской Федерации ФГБУ КС «Советск» Минздрава России Соглашением №056-12-20220011 от 04.05.2022 и дополнительными соглашениями к нему №056-12-2022-011/2 от 02.12.2022, №056-12-2023-013 от 20.01.2023, №056-12-2023-013/1 от 21.02.2023, №056-12-2023-013/2 от 22.09.2023.
29.07.2022 между ФГБУ КС «Советск» Минздрава России (Государственный заказчик, Заказчик) и ООО «Кадастровый инженер» (Генеральный проектировщик, Проектировщик) в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам электронного аукциона заключен контракт на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: «Реконструкция очистных сооружений ФГБУ КС «Советск» Минздрава России № 049/22.
Решением Арбитражного суда Калининградской области №Ф21-14090/2023 от 29.07.2024 удовлетворен иск ФГБУ КС «Советск» Минздрава России к ООО «Кадастровый инженер», решение № 708 от 05.09.2023 ООО «Кадастровый инженер» об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта № 049/22 на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту «Реконструкция очистных сооружений ФГБУ КС «Советск» Минздрава России от 29.07.2022 признано недействительным. Расторгнут государственный контракт № 049/22 на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту «Реконструкция очистных сооружений ФГБУ 21 Дело № А21-14090/2023 КС «Советск» Минздрава России от 29.07.2022. С ООО «Кадастровый инженер» взыскано в пользу ФГБУ КС «Советск» Минздрава России взыскан основной долг 798 000 рублей, в возмещение расходов по оплате государственной пошлины в размере 30 960 рублей.
Доводы представителей третьего лица ООО «Кадастровый инженер» о невозможности реконструкции закрепленных за ФГБУ КС «Советск» Минздрава России на праве оперативного управления очистных сооружений, при рассмотрении настоящего дела, своего подтверждения не нашли, соответствующих доказательств, в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что на ФГБУ КС «Советск» Минздрава России подлежит возложению обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работу по подготовке проектной документации на реконструкцию существующих канализационных очистных сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Узкая (приток реки Неман) по адресному ориентиру: (СШ №), а в случае отсутствия или недостаточности собственных денежных средств на данные цели, на Министерство здравоохранения Российской Федерации подлежит возложению обязанность в течение 12 месяцев осуществить финансирование разработки такой проектной документации.
Принимая во внимание, что в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества, а реконструкция объектов капитального строительства является элементом распоряжения данным имуществом, влекущим изменение параметров объекта капитального строительства, на ФГБУ КС «Советск» Минздрава России» и Министерство здравоохранения Российской Федерации подлежит возложению обязанность в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу провести реконструкцию существующих канализационных очистных сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Узкую (приток реки Неман) по адресному ориентиру: (СШ №), в соответствии с разработанной проектной документацией, ), а в случае отсутствия или недостаточности собственных денежных средств на данные цели у ФГБУ КС «Советск» Минздрава России», на Министерство здравоохранения Российской Федерации подлежит возложению обязанность в течение 6 месяцев с момента разработки проектной документации обеспечить финансирование реконструкции существующих канализационных очистных сооружений, в соответствии с разработанной проектной документацией.
На ФГБУ КС «Советск» Минздрава России подлежит возложению обязанность в течение 6 месяцев с момента окончания реконструкции очистных сооружений и ввода их в эксплуатацию, в установленном законом порядке получить решение на право пользования водным объектом рекой Узкой для целей сброса сточных вод, поступающих из сетей канализации через выпуск в реку Узкую (приток реки Неман) по адресному ориентиру: (СШ №).
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Уточненное исковое заявление Калининградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному бюджетному учреждению клинический санаторий «Советск» Министерства здравоохранения Российской Федерации о признании незаконным сброса сточных вод и возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить в части.
Признать незаконным пользование Федеральным бюджетным учреждением клинический санаторий «Советск» Министерства здравоохранения Российской Федерации рекой Узкой для целей сброса сточных вод, поступающих из сетей канализации через выпуск в реку Узкую (приток реки Неман) по адресному ориентиру: (СШ №), без решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение клинический санаторий «Советск» Министерства здравоохранения Российской Федерации в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работу по подготовке проектной документации на реконструкцию существующих канализационных очистных сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Узкая (приток реки Неман) по адресному ориентиру: (СШ №), а в случае отсутствия или недостаточности собственных денежных средств на данные цели у Федерального бюджетного учреждение клинический санаторий «Советск» Министерства здравоохранения Российской Федерации, на Министерство здравоохранения Российской Федерации подлежит возложению обязанность в течение 12 месяцев осуществить финансирование разработки такой проектной документации.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение клинический санаторий «Советск» Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу провести реконструкцию существующих канализационных очистных сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Узкую (приток реки Неман) по адресному ориентиру: (СШ №), в соответствии с разработанной проектной документацией, ), а в случае отсутствия или недостаточности собственных денежных средств на данные цели у Федерального бюджетного учреждения клинический санаторий «Советск» Министерства здравоохранения Российской Федерации, на Министерство здравоохранения Российской Федерации подлежит возложению обязанность в течение 6 месяцев с момента разработки проектной документации обеспечить финансирование реконструкции существующих канализационных очистных сооружений, в соответствии с разработанной проектной документацией.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение клинический санаторий «Советск» Министерства здравоохранения Российской Федерации в течение 6 месяцев с момента окончания реконструкции очистных сооружений и ввода их в эксплуатацию, в установленном законом порядке получить решение на право пользования водным объектом рекой Узкой для целей сброса сточных вод, поступающих из сетей канализации через выпуск в реку Узкую (приток реки Неман) по адресному ориентиру: (СШ №).
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Советский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Резолютивная часть решения принята в совещательной комнате.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 11.11.2024.
Судья И.В. Понимаш