Дело № 2а- 4182 (2017)
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
20 ноября 2017 года г.Брянск
Советский районный суд гор. Брянска в составе
председательствующего судьи Шматковой О.В.,
при секретаре Савостиной Ю.М.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Брянской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ администрации Рє РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Брянску, РћР“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Брянску РѕР± оспаривании предписания в„– 432 РћР“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Брянску РѕС‚ 28.07.2017 РіРѕРґР°,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Брянская городская администрация обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ указанным административным РёСЃРєРѕРј, ссылаясь РЅР° то, что 28.07.2017 РіРѕРґР° РћР“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Брянску РІ отношении Брянской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ администрации вынесено предписание в„– 432 Рѕ ликвидации дефектов РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ покрытия проезжей части РІ РІРёРґРµ просадок, выбоин Рё РґСЂСѓРіРёС… разрушений РЅР° следующих участках улично-РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ сети Советского района РіРѕСЂ. Брянска: - СѓР». Арсенальная (РІ районе Рґ. 99 РїСЂ-та Ленина), - СѓР». Литейная, Рґ.25 путепровод, - СѓР». 7-СЏ Линия, - СѓР». Арсенальная (РЅР° участке РѕС‚ СѓР». Килинина РґРѕ СѓР». Февральской) РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 07.08.2017 РіРѕРґР°. Считает данное предписание незаконным. Р’ соответствии СЃ утвержденным графиком ямочного ремонта улично-РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ сети Рі.Брянска РІ 2017 РіРѕРґСѓ запланировано произвести работы РїРѕ ямочному ремонту РІ количестве 36 240 РєРІ.Рј. Планирование работ основывалось РЅР° техническом ресурсе МБУ «Дорожное управление Советского района Рі.Брянска» Рё РЅР° возможностях бюджета РіРѕСЂРѕРґР°. Протяженность улиц РїРѕ перечню переданных РЅР° обслуживание учреждению составляет 808 РєРІ.Рј, площадь полотна РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ покрытия составляет 5521123,6 РєРІ.Рј. Следовательно, РїСЂРё таком объеме ремонта РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ полотна МБУ «Дорожное управление Советского района Рі.Брянска» РїСЂРё имеющемся ресурсе (техники, рабочей силы, материалов), Р° городская администрация РїСЂРё имеющемся дефиците бюджетных средств РЅРµ РІ состоянии обеспечить ямочный ремонт указанных РІ предписании в„– 432 улиц РІ столь сжатые СЃСЂРѕРєРё (РґРѕ 07.08.2017 Рі.). РќР° основании изложенного, административный истец РїСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ признать незаконным (недействительным) предписание в„– 432 РѕС‚ 28.07.2017 Рі.
В судебном заседании представитель административного истца Брянской городской администрации по доверенности Бордачева С.Ю. заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представители административных ответчиков РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Брянску РћР“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Брянску РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ месте Рё времени рассмотрения дела извещались надлежаще, ходатайств РѕР± отложении дела РїРѕ уважительным причинам РЅРµ заявлено, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем СЃСѓРґ считает возможным рассмотреть дело РІ РёС… отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В силу ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое предписание Брянской городской администрацией получено 31.07.2017 г. (шпамп о принятии предписания), административный иск о признании незаконным предписания подан в суд 19.09.2017 г., то есть в установленный срок.
Как следует из материалов дела, что в рамках реализации контрольно-надзорных функций проведено обследование улично-дорожной сети, в целях установления нарушений обеспечения надлежащего дорожного движения.
На основании данной проверки, предписанием № 432 от 28.07.2017 г., выданным главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по г. Брянску С., Брянской городской администрация предписано в срок до 07.08.2017 г. в целях устранения нарушений ликвидировать дефекты дорожного покрытия проезжей части в виде просадок, выбоин и других разрушений на следующих участках улично-дорожной сети Советского района гор. Брянска: - ул. Арсенальная (в районе д. 99 пр-та Ленина), - ул. Литейная, д.25 путепровод, - ул. 7-я Линия, - ул. Арсенальная (на участке от ул. Килинина до ул. Февральской)
Срок исполнения предписания не продлевался.
Доказательств того, что предписание Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Брянску в„– 432 РѕС‚ 28.07.2017 Рі. исполнено, СЃСѓРґСѓ РЅРµ представлено.
Федеральный государственный надзор РІ области безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения РЅР° основании С‡. 2 СЃС‚. 30 названного закона Рё Рї. 1 Положения Рѕ государственной инспекции безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утвержденного Указом Президента Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 15 РёСЋРЅСЏ 1998 РіРѕРґР° N 711, осуществляет Р“РБДД РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё, которая обеспечивает соблюдение юридическими лицами Рё иными организациями, должностными лицами Рё гражданами Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов Рё технических РЅРѕСЂРј РїРѕ вопросам обеспечения безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, проведение мероприятий РїРѕ предупреждению РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕ-транспортных происшествий Рё снижению тяжести РёС… последствий РІ целях охраны Р¶РёР·РЅРё, Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ Рё имущества граждан, защиты РёС… прав Рё законных интересов, Р° также интересов общества Рё государства (Рї. 2 Положения).
Для выполнения возложенных обязанностей, Р“РБДД РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё вправе, РІ том числе, давать юридическим лицам Рё должностным лицам обязательные для исполнения предписания РѕР± устранении нарушений нормативных правовых актов РІ области обеспечения безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения (Рї. Рї. "Р±" Рї. 12 Положения).
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 марта 2015 года № 380 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (далее - Регламент).
Согласно пункту 8 Регламента предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения обязательных требований безопасности к строительству и реконструкции автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при капитальном ремонте и государственного надзора за обеспечением сохранности дорог федерального значения), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Как указано РІ пункте 9.7 Регламента сотрудники РїСЂРё исполнении государственной функции имеют право давать юридическим лицам Рё должностным лицам обязательные для исполнения предписания РѕР± устранении нарушений нормативных правовых актов РІ области обеспечения безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения РїСЂРё строительстве, ремонте, реконструкции Рё содержании автомобильных РґРѕСЂРѕРі, Р° РІ случае непринятия РїРѕ таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц Рє ответственности, предусмотренной законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений пункта 33.6 Регламента исполнение государственной функции включает РІ себя Рё надзор Р·Р° дорожным движением.
В пункте 81 Регламента указано, что надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствования организации дорожного движения.
При надзоре за дорожным движением осуществляется выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния автомобильных дорог, в том числе, наличие элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения (пункты 82, 83 Регламента).
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Основные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статей 1, 2 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» основными задачами в сфере регулирования безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно статей 13 и 22 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
На основании части 2 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормами другим нормативным правовым документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно статье 6 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых рекомендовано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Статьей 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу вышеприведенных норм права, лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения, является соответствующий орган местного самоуправления.
Таким образом, суд полагает, что обязанность по устранению выявленных административным ответчиком в ходе проверки нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа входит в обязанности Брянской городской администрации.
В соответствии с требованиями п. 3.1.1, 3.1.2. ГОСТ Р50597-93 года «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Факт нарушения ГОСТ Р50597-93 года подтверждается материалами дела и административным истцом не оспорен.
Правовых Рё фактических оснований для признания незаконным оспариваемого предписания РћР“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Брянску РЅРµ имеется, поскольку РѕРЅРѕ вынесено уполномоченным должностным лицом РїСЂРё наличии достаточных Рє тому оснований, прав Рё законных интересов административного истца РЅРµ нарушает.
Довод административного истца об отсутствии денежных средств на указанные работы не освобождает Брянскую городскую администрацию от обязанности по исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
Довод административного истца о невозможности исполнить в установленный административным ответчиком срок требования предписания не свидетельствует о незаконности указанного предписания.
Согласно пункту 73 Административного регламента в предписании, среди прочего, указывается срок устранения нарушений (в соответствии с нормативными правовыми актами, а в случае отсутствия установленного срока устранения нарушений - не позднее одного месяца).
Кроме того, при наличии объективных причин, препятствующих устранению нарушений в установленный срок, административный истец не лишен права обратиться за продлением срока исполнения предписания.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 179-180 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Р’ удовлетворении административного РёСЃРєР° Брянской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ администрации Рє РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Брянску, РћР“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Брянску РѕР± оспаривании предписания в„– 432 РћР“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Брянску РѕС‚ 28.07.2017 РіРѕРґР° - отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Шматкова О.В.
Мотивированное решение суда изготовлено 27 ноября 2017 года.