Дело № 2 - 271/2019
УИД: №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2019 года с. Довольное
Доволенский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего Пахомова И.В.,
при секретаре Шевченко М.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балахмедова Ю. З. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области «Доволенская центральная районная больница» о восстановлении трудовых прав,
УСТАНОВИЛ:
Балахмедов Ю.З. обратился в Доволенский районный суд Новосибирской области с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области «Доволенская центральная районная больница» (ГБУЗ НСО «Доволенская ЦРБ») о восстановлении трудовых прав.
В обоснование исковых требований истец Балахмедов Ю.З. указал, что он в ДД.ММ.ГГГГ году был принят на работу в ГБУЗ НСО «Доволенская ЦРБ» по программе «Земский доктор» в качестве врача травматолога-ортопеда.
ДД.ММ.ГГГГ руководство ГБУЗ «Доволенская ЦРБ» направило истца на обучение по специальности врач рентгенолог. После обучения Балахмедов Ю.З. с его письменного согласия ДД.ММ.ГГГГ был переведен на должность врача рентгенолога.
С учетом изложенного истец Балахмедов Ю.З. просит признать незаконным приказ о его переводе на должность врача рентгенолога, а также просит внести изменения в трудовую книжку, изменив должность врача рентгенолога на должность врача травматолога-ортопеда с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку, по мнению Балахмедова Ю.З. действиями ГБУЗ НСО «Доволенская ЦРБ» нарушены условия договора заключенного между Балахмедовым Ю.З. и Министерством здравоохранения Новосибирской области по программе «Земский доктор», в связи с чем к нему могут быть применены санкции предусмотренные заключенным соглашением.
В судебном заседании истец Балахмедов Ю.З. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше.
Представитель ответчика ГБУЗ НСО «Доволенская ЦРБ» Галичин Е.Л. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, ходатайствовал о применении по делу ст. 392 ТК РФ, в связи с пропуском Балахмедовым Ю.З. срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Ранее в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ Балахмедов Ю.З. был принят в ГБУЗ НСО «Доволенская ЦРБ» на должность врача травматолога-ортопеда поликлиники. Между Балахмедовым Ю.З. и Министерством здравоохранения НСО был заключен договор в рамках участия в программе «Земский доктор». В связи с производственной необходимостью, в виду длительного отсутствия врача-рентгенолога, Балахмедов Ю.З. был направлен на профессиональную переподготовку по специальности «Рентгенология» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По окончании которого, на основании личного заявления Балахмедова Ю.З., он был переведен на должность врача-рентгенолога с ДД.ММ.ГГГГ с сохранением совместительства в качестве врача травматолога-ортопеда. После получения претензии от Балахмедова Ю.З. ему было предложено написать заявление о переводе на должность врача травматолога-ортопеда с ДД.ММ.ГГГГ с сохранением совместительства в качестве врача-рентгенолога. На что Балахмедов Ю.З. отказался и потребовал внести изменения записей в документах задним числом.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Новосибирской области в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, согласно поступившего в суд отзыва на исковое заявление просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку исковое заявление не содержит в себе указание на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения трудовых прав истца, и предмет иска не направлен на достижения значимого для истца позитивного правового результата. Перевод ДД.ММ.ГГГГ истца на должность врача-рентгенолога не изменяет права и обязанности сторон по договору от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав доводы истца Балахмедова Ю.З., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии со ст.ст. 60 и 72.1 ТК РФ работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, кроме случаев, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, а также переводить работника на другую работу (постоянную или временную) без его письменного согласия, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 ст. 72.2 ТК РФ.
Перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 ст. 72.2 ТК РФ ( ч.1 ст. 72.1 ТК РФ).
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, ст. 72 и ч.1 ст. 72.1 ТК РФ, закрепляя правило о том, что определенные сторонами условия трудового договора, в том числе трудовая функция, могут быть изменены только по письменному соглашению работника и работодателя, носят гарантийный характер и не могут рассматриваться как нарушающие права работников (Определение Конституционного Суда РФ от 25 мая 2017 года № 1098-О).
Согласно ч.1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Свобода труда обеспечивается в том числе запретом принудительного труда, под которым согласно Конвенции МОТ № 29 от 28 июня 1930 года относительно принудительного или обязательного труда (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1956 года) понимается всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (п. 1 ст. 2).
Гарантируя защиту от принудительного труда, ТК РФ в ч.1 ст. 72 (после вступления в силу Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ - в ч.ч. 1 и 2 ст. 72.1) предусмотрел запрет перевода работника на другую постоянную работу в той же организации по инициативе работодателя, т.е. изменение трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации) и (или) такого указанного в трудовом договоре существенного его условия, как структурное подразделение, в котором работает работник, а также на постоянную работу к другому работодателю без письменного согласия работника (Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 N 914-О-О).
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Балахмедов Ю.З. имеет высшее образование по специальности травматология и ортопедия (л.д. 24-25).
ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ НСО «Доволенская ЦРБ» был издан приказ о приеме Балахмедова Ю.З. на должность врача травматолога-ортопеда поликлиники на <данные изъяты> ставку с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40).
ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ НСО «Доволенская ЦРБ» (Работодатель) и Балахмедовым Ю.З. (Работник) был заключен трудовой договор №. По условиям трудового договора работодатель предоставляет работнику работу по должности врача травматолога-ортопеда. Договор заключен на неопределенный срок. Подпункт «г» п.9 предусматривает, что работник имеет право на иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации (л.д. 15-17).
ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ НСО «Доволенская ЦРБ» (Работодатель) и Балахмедовым Ю.З. (Работник – Ученик), был заключен ученический договор №. Предметом заключенного договора являлось профессиональное обучение на цикле первичной специализации Ученика, у которого с Работодателем заключен трудовой договор на выполнение работы в отличие от той, по которой Ученик намерен пройти обучение и получить сертификат по специальности «лечебное дело». Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-28).
Диплом о профессиональной переподготовке № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствует о том, что Балахмедов Ю.З. прошел профессиональную переподготовку в ГБОУ ВПО НГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, присвоена квалификация рентгенология (л.д. 29).
Как следует из заявления Балахмедова Ю.З. от ДД.ММ.ГГГГ, он просит главного врача ГБУЗ НСО «Доволенская ЦРБ» Галичина Е.Л. перевести его на должность врача рентгенолога на <данные изъяты> ставку с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34).
На основании личного заявления Балахмедова Ю.З. был издан приказ ГБУЗ НСО «Доволенская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого Балахмедов Ю.З. врач травматолог-ортопед был переведен на должность врача рентгенолога на <данные изъяты> ставку с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40).
Согласно дополнительного соглашения с работником о переводе от ДД.ММ.ГГГГ (приложение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ), Балахмедов Ю.З. переведен с должности врача травматолога-ортопеда на должность врача рентгенолога с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18). Дополнительное соглашение подписано сторонами трудового договора ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из выписки из приказа ГБУЗ НСО «Доволенская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ, Балахмедову Ю.З., врачу рентгенологу, разрешено совмещение врача рентгенолога стационара в размере <данные изъяты> ставки с ДД.ММ.ГГГГ, совмещение врача травматолога поликлиники в размере <данные изъяты> ставки с ДД.ММ.ГГГГ. Основание – личное заявление (л.д. 40).
Так же, согласно дополнительного соглашения о совмещении работником должностей от ДД.ММ.ГГГГ (приложение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ), помимо работы в должности врач рентгенолог, обусловленной дополнительным соглашением к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, работник (Балахмедов Ю.З.) обязуется выполнять в пределах установленной ему <данные изъяты> ставки дополнительные обязанности, совмещение по должности врача травматолога-ортопеда (л.д. 19). Дополнительное соглашение подписано сторонами трудового договора ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, судом установлено и подтверждено материалами дела, что Балахмедов Ю.З. в соответствии ч.1 ст. 72.1 ТК РФ, с его письменного согласия был переведен на другую постоянную работу, дополнительные соглашения к трудовому договору истцом подписаны, не оспорены.
Суд полагает необоснованным довод истца о признании незаконным приказа о его переводе в должность врача рентгенолога, а также внесении изменения в трудовую книжку, изменив должность врача рентгенолога на должность врача травматолога-ортопеда с ДД.ММ.ГГГГ.
С 1 января 2012 г. в Российской Федерации действует программа поддержки молодых врачей, практикующих в сельской местности, а именно, Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 369-ФЗ ст. 51 Федерального закона № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» была дополнена ч. 12.1, которой предусмотрено осуществление единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей медицинским работникам, прибывшим после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации трехсторонний договор.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Новосибирской области и Балахмедовым Ю.С. был заключен договор № о предоставлении медицинскому работнику государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Доволенская центральная районная больница» единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей. Согласно заключенного договора медицинский работник обязуется отработать в течение пяти лет по основному месту работы в ГБУЗ НСО «Доволенская ЦРБ» на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ №. Пункт 4 заключенного договора предусматривает, что в случае прекращения медицинским работником трудового договора с ГБУЗ НСО «Доволенская ЦРБ», до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п.8 ч.1 ст.77, п.п. 1,2 и 4 ч.1 ст.81, п.п. 1,2,5,6 и 7 ч.1 ст.83 ТК РФ), медицинский работник в течение 30 дней с даты прекращения трудового договора возвращает часть единовременной компенсационной выплаты Миндзраву НСО, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду (л.д. 8-9).
На момент заключения договора между Министерством здравоохранения Новосибирской области и Балахмедовым Ю.З. ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» дополнена предложениями следующего содержания: «В 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях».
Согласно подп. «а» п.3 ч.12.2 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», медицинский работник обязан отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения.
Подпунктом «в» п.3 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» закреплено положение, предусматривающее, что в случае если медицинский работник не выполнил условия трудового договора и не отработал пять лет в учреждении здравоохранения субъекта Российской Федерации, он обязан возвратить часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально отработанному времени, в бюджет субъекта Российской Федерации. Исключением является прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п. п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 81, п. п. 1, 2, 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.
Исходя из системного толкования законодательства, следует, что заключая договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000,00 рублей, медицинский работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее пяти лет по основному месту работы в соответствии с трудовым договором, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока возвратить часть компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду. Основания, при которых в случае досрочного расторжения трудового договора единовременная компенсационная выплата не возвращается, прямо предусмотрены законом, их перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, при досрочном прекращении трудовых отношений работник не должен возвращать выплату, если договор прекращен не по его инициативе, а в силу объективных обстоятельств, прямо предусмотренных законом.
Перевод Балахмедова Ю.З. ДД.ММ.ГГГГ на должность врача-рентгенолога не изменяет права и обязанности сторон по договору от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты, поскольку он работал и работает врачом в ГБУЗ НСО «Доволенская ЦРБ», куда он был направлен по договору, заключенному между ним и Министерством здравоохранения Новосибирской области.
В силу п.1 ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего прав.
В соответствии с ч.2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Кроме того, поскольку истечение срока исковой давности, то есть срока, в пределах которого предоставляется судебная защита лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске, исследование иных обстоятельств дела не может повлиять на характер вынесенного судебного решения (Определение Конституционного Суда РФ от 19 июня 2007 года).
Материалами дела подтверждено, что согласно дополнительного соглашения с работником о переводе от ДД.ММ.ГГГГ (приложение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ), Балахмедов Ю.З. переведен с должности врача травматолога-ортопеда на должность врача рентгенолога с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.
С данным дополнительным соглашением Балахмедов Ю.З. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его подпись в дополнительном соглашении (л.д. 18).
Таким образом, срок оспаривания дополнительного соглашения истек ДД.ММ.ГГГГ, равно как и сам приказ о его переводе.
С исковым заявлением о восстановлении трудовых прав Балахмедов Ю.З. обратился в суд только ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Балахмедова Ю. З. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области «Доволенская центральная районная больница» о восстановлении трудовых прав оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы в суд, вынесший решение.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 05 августа 2019 года.
Судья И.В. Пахомов