Дело № 2-210/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 января 2017 года г.Златоуст Челябинской области
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Карповой О.Н.
при секретаре Ямасиповой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Златоусте гражданское дело по иску Коньшиной И. А. к администрации Златоустовского городского округа о признании права собственности на жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Коньшина И. А. обратилась в суд с иском к администрации Златоустовского городского округа, в котором просит признать ее собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ. между ней и МУ «УКС» был заключен договор найма-продажи №, по условиям которого наймодатель предоставляет нанимателю и членам его семьи во владение и пользование вышеуказанную квартиру, стоимостью 569592 руб. с оплатой стоимости квартиры в рассрочку и последующей ее передачей в собственность истца. Оплата стоимости квартиры должна была быть произведена истцом в размере 30% за счет собственных средств не позднее 30.11.2005г., 40% - в рассрочку в течение 10 лет. Обязательства по оплате стоимости квартиры выполнены истцом в полном объеме, что подтверждается справкой МБУ «УКС», а также актом приема-передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик свое обязательство по передаче квартиры в собственность не выполняет. Истец полагает, что фактически она заключила договор долевого участия в строительстве жилья, обязательства по которому ею исполнены в полном объеме, следовательно, она приобрела право собственности на жилое помещение.
В судебном заседании истец Коньшина И.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске.
Третье лицо Коньшин А.В. заявленные требования поддержал.
Представители ответчика администрации ЗГО, третьих лиц МБУ «УКС», ОМС «КУИ ЗГО» в судебное заседание не явились.
Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса, поскольку они извещены надлежащим образом (л.д.14-16), об отложении судебного заседания ходатайств не заявляли, об уважительности причин неявки суду не сообщили, представитель ответчика дело просил рассмотреть в его отсутствие (л.д.55).
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает требования Коньшиной И.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, 28.08.2002 г. постановлением Правительства РФ № 638 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».
Согласно пунктам 1, 2, 5 подпрограммы, государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться путем:
предоставления субсидий молодым малообеспеченным семьям на приобретение жилья;
компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка;
выделения строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в первую очередь в сельской местности);
предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма;
воссоздания или организации в отдельных субъектах Российской Федерации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам (п. 1).
Подпрограмма предусматривает разработку и утверждение программ субъектов Российской Федерации, включающих в себя программы муниципальных образований (п. 2).
Основными источниками финансирования подпрограммы являются:
а) средства молодых семей, используемые для частичной или полной оплаты стоимости строительства (приобретения) жилья;
б) средства бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемые на следующие цели:
предоставление молодым семьям безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья;
предоставление молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка субсидий на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение) жилья, или на погашение части кредита (займа);
предоставление бюджетных кредитов заказчикам-инвесторам, осуществляющим строительство жилья для молодых семей;
создание социально-бытовой и инженерной инфраструктуры;
в) средства федерального бюджета, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений при реализации региональных программ обеспечения жильем молодых семей и используемые для предоставления молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка субсидий на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение) жилья, или на погашение части кредита (займа);
г) средства заинтересованных в закреплении молодых специалистов предприятий и организаций, используемые для предоставления займов молодой семье;
д) средства кредитных организаций, используемые для кредитования молодых семей, в том числе под залог приобретаемого жилья или земельных участков, выделенных под жилищное строительство (п. 5).
Постановление утратило силу 31.12.2005 г. на основании постановления Правительства РФ от 31.12.2005 г. № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», которым изменен порядок реализации указанной подпрограммы. Пунктом «Г» постановления предусмотрено, что мероприятия по исполнению обязательств по компенсации в случае рождения (усыновления) ребенка части затрат на приобретение или строительство жилья, произведенных молодыми семьями - участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638, осуществляются в рамках соответствующей подпрограммы за счет средств, предусмотренных на реализацию федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы на втором этапе.
21.08.2003 г. во исполнение постановления Правительства от 28.08.2002 г. № 638 Златоустовское городское собрание депутатов своим решением № 588 утвердило Положение о порядке реализации в г. Златоусте федеральной целевой программы «Жилище» и входящей в ее состав подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 28 сентября 2005 г. N 43-ЗГО решение от 21.08.2003г. признано утратившим силу. Утверждено новое Положение о порядке реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", действовавшее до его отмены решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 24.12.2008 N 136-ЗГО.
Согласно данному Положению участниками программы являются молодые семьи, постоянно проживающие в Златоустовском городском округе, являющиеся работниками предприятий, организаций, учреждений Златоустовского городского округа, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, принимающие участие в подпрограмме на добровольной основе.
Исполнителями программы являются - Администрация Златоустовского городского округа (далее по тексту - Администрация), муниципальное образование Златоустовский городской округ в лице муниципального учреждения "Управление капитального строительства" (далее по тексту - Исполнитель) (п.п. 6).
Программой предусмотрено, что исполнитель заключает с участниками программы договоры найма-продажи жилья (п.п. 8, 12). Молодым семьям предоставляется бюджетная субсидия в размере и на условиях, установленных Областной целевой программой "Жилье" на 2002 - 2010 годы, Подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей", утвержденной Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 29 апреля 2004 года N 1202. (п.9).
Администрация города обеспечивает финансирование программы из местного бюджета в соответствии с решением о бюджете на соответствующий год (п. 13).
Поддержка за счет выделения средств бюджетов всех уровней оказывается молодым семьям в виде безвозмездной субсидии по одному из ниже перечисленных вариантов на приобретение или строительство жилья:
1) Молодым семьям, признанными решениями органов местного самоуправления нуждающимися в жилых помещениях.
После формирования списков участников подпрограммы, оформления свидетельств на получение субсидий на момент заключения договоров найма-продажи жилья участники вносят на расчетный счет исполнителя подпрограммы:
а) 30 % стоимости приобретаемого (строящегося) жилья за счет собственных средств;
б) 30 % стоимости приобретаемого (строящегося) жилья, полученные в качестве безвозмездной субсидии за счет средств бюджетов всех уровней (федерального, областного и местного);
- размер субсидии из федерального и областного бюджета составляет 20 % от стоимости жилья и рассчитывается исходя из социальной нормы (3 чел. х 18 кв. м = 54 кв. м).
- размер средств муниципального образования составляет 10 % стоимости жилья.
в) 40 % стоимости приобретаемого (строящегося) жилья участник выплачивает Исполнителю подпрограммы в течение 10 лет по согласованному графику.
В случае невыплаты нарушения сроков оплаты по истечении 10 лет ежегодно кроме суммы основного долга участник выплачивает процентную ставку рефинансирования (учетная ставка) ЦБ РФ (на текущий календарный год) на сумму невнесенного остатка.
2) Молодым семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при рождении (усыновлении) ребенка в виде выделения безвозмездной субсидии.
После формирования участников подпрограммы, оформления свидетельств на получение субсидий, на момент заключения договоров найма-продажи жилья участники вносят на расчетный счет исполнителя подпрограммы:
а) 30 % стоимости приобретаемого (строящегося) жилья за счет собственных средств;
б) Субсидию в размере стоимости 18 квадратных метров выделенных общей площади жилья на рожденного (усыновленного) ребенка, рассчитанную исходя из средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади, утвержденной органами местного самоуправления муниципального образования, которая не может превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в Челябинской области, определяемую Министерством регионального развития РФ в установленном порядке.
- 12 квадратных метров - за счет средств федерального, областного бюджетов;
- 6 квадратных метров - за счет средств местного бюджета.
в) Оставшуюся сумму стоимости жилья, приобретаемого по подпрограмме, участник вносит в течение 10 лет на расчетные счета Исполнителя подпрограммы на основании утвержденного графика (п.14).
Право собственности на предоставленное жилое помещение переходит к участникам программы после исполнения ими обязательств по оплате, установленных п. 14 настоящего Положения и регистрации в Главном управлении Федеральной регистрационной службы (п.16).
Денежные средства, связанные с исполнением данной подпрограммы, аккумулируются на расчетных счетах Исполнителя, который несет ответственность за целевое их использование в дальнейшем на эти же цели (п.19).
ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием Златоустовский городской округ, в лице начальника МУ «УКС» ФИО3, действующего на основании Устава и Распоряжения Главы ЗГО, и Коньшиной И.А. был заключен договор найма-продажи №, согласно которому наймодатель предоставляет нанимателю Коньшиной И.А. и членам ее семьи Коньшину А.В., ФИО4 во владение и пользование жилое помещение, общей площадью 52,74 кв.м., по адресу: <адрес> (адрес строительный), стоимостью 569592 рубля с оплатой стоимости квартиры в рассрочку с последующей передачей ее в собственность нанимателя, после выполнения последним условий пунктов 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 настоящего договора.
В силу п. 2.2 вышеуказанного договора, наниматель принял на себя обязательства по внесению на расчётный счёт наймодателя не позднее ДД.ММ.ГГГГ 30% стоимости предоставленной ему квартиры в сумме 170878 руб. в счёт её оплаты (п.2.2.1). В течение 10 лет с момента подписания настоящего договора выплатить наймодателю ежемесячно равными долями 40% стоимости предоставленной ему квартиры в сумме 204314 руб. в счёт её оплаты (п. 2.2.2). Не позднее 30 дней с момента получения «Свидетельства о предоставлении субсидии на компенсацию части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребёнка при реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы внесении на расчётный счёт наймодателя сумму предоставленной ему субсидии 194 400 руб. в счёт оплаты квартиры (п.2.2.3).
В соответствии с п. 2.3.2 договора, наймодатель в свою очередь обязался после выполнения нанимателем условий пунктов 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 настоящего договора предоставить ему все необходимые для регистрации права собственности документы.
Как установлено в ходе судебного разбирательства заказчиком строительства жилого <адрес> (почтовый адрес <адрес>) являлся МУ «УКС».
В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" между МУ «УКС» и застройщиком жилого дома <адрес> (почтовый адрес <адрес>) Обществом с ограниченной ответственностью СК «Златоустметаллургстрой» был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ. №, в рамках которого за выполненные строительно-монтажные работы производилась оплата за счет средств участников подпрограммы «Молодая семья», которые проводились как «долевые средства программы «Молодая семья-3», что подтверждается Карточками счета МУ «УКС» 60 с контрагентом ООО СК «3латоустметаллургстрой» по договору № (<адрес>) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Зачисление средств осуществлялось МУ «УКС» на расчетный счет ООО СК «Златоустметаллургстрой» в Филиале ОАО «УРАЛСИБ» в г. Челябинск, с указанием назначения платежа: «За выполненные работы по договору от ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> (ответ на запрос суда МБУ «УКС» л.д.37-38, карточка счета л.д.39).
Жилой дом <адрес> (адрес строительный), введен в эксплуатацию на основании разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.21-22).
В соответствии с актом распределения квартир от 21.11.2005г., владельцем квартиры <адрес> является Муниципальное образование Златоустовский городской округ (л.д.30-31).
Распоряжением Главы ЗГО от 13.10.2006г. № 2697-р утвержден акт приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию 9-этажного 54-квартирного жилого дома по адресу: <адрес> (строительный <адрес>), построенного МУ «Управление капитального строительства» от ДД.ММ.ГГГГ. Жилому дому присвоен почтовый адрес: <адрес> (распоряжение л.д.17, акт л.д.32-34).
На основании акта приемочной комиссии и акта распределения квартир, от МУ «УКС» по акту приема-передачи распоряжением КУИ ЗГО от 16.01.2007г. №-р приняты в муниципальную казну вновь построенные объекты жилищного фонда Муниципального образования Златоустовского городского округа, в том числе квартира <адрес> (распоряжение л.д.27, акт л.д.18-20, выписка из реестра муниципальной собственности л.д.58).
В Управлении Росрестра по Челябинской области сведения о зарегистрированных правах на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, отсутствуют (л.д.59).
Из искового заявления, материалов дела следует, что обязательства по договору об оплате стоимости квартиры исполнены Коньшиной И.А. в полном объеме. До 2010 года включительно истец вносила денежные средства в счет уплаты стоимости квартиры в кассу МУ «УКС», а с 2011 по 2014 на счет администрации ЗГО (справка МБУ «УКС» л.д.8, квитанции л.д.51,54, уведомления МУ «УКС» л.д.52,53).
На основании акта приема передачи жилого помещения (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ года Муниципальное образование Златоустовский городской округ в лице начальника МБУ «УКС» ФИО5 во исполнение договора № найма – продажи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ передал в собственность, а Коньшина И.А. приняла двухкомнатную квартиру, общей площадью 52,74 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес> (строительный адрес), <адрес>
Согласно кадастрового паспорта жилого помещения (л.д.49), уточнена площадь квартиры, которая составляет 53,2 кв.м.
Как следует из пояснений истца в судебном заседании, в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о регистрации перехода права собственности она не обращалась, поскольку ей известно об отказах регистрационного органа в регистрации права собственности граждан в отношении других квартир, имеющихся в том же доме, по которым заключены аналогичные договоры найма-продажи. С позиции Росреестра, администрация не имела право заключать подобные договоры на распоряжение муниципальным жилищным фондом.
Как указано в Обзоре практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" (с изм. от 04.03.2015)(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.12.2013) при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств и (или) иного имущества в целях строительства многоквартирного дома (иного объекта недвижимости) и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме (ином объекте недвижимости) в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. Если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости".
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, исходя из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон, суд приходит к выводу, что между сторонами фактически был заключен договор долевого участия в строительстве жилья.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости").
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, или договора аренды такого земельного участка. Право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
Согласно ст. 4 указанного закона, по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Согласно ст. 8 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Частью 2 ст. 12 вышеуказанного закона предусмотрено, что обязательства участника долевого строительства считаются исполненными с момента уплаты в полном объеме денежных средств в соответствии с договором и подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") и настоящим Федеральным законом. Основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.
На основании изложенного, учитывая, что строительство жилья фактически осуществлялось за счет уплаченных средств участников подпрограммы «Молодая семья» и между сторонами возникли отношения по долевому участию в строительстве жилья, законных оснований для включения спорной квартиры в муниципальную казну у администрации ЗГО не имелось.
Поскольку обязательства по оплате стоимости квартиры исполнены Коньшиной И.А. в полном объеме, суд находит требования Коньшиной И.А. о признании собственником квартиры <адрес> подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 53,2 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.