Дело № 2-58/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2017 года с. Яковлевка
Яковлевский районный суд Приморскогокрая в составе:
председательствующего судьи Акимчук В.А.
при секретаре ФИО2,
с участием помощника прокурора Яковлевского района Кузнецова Р.С.,
представителя МБУДО «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Яковлевского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» о возложении обязанности организовать парковочное место для инвалидов,
установил:
прокурор Яковлевского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование требований, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о социальной защите инвалидов в здании, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> в котором располагается спортивный комплекс «Лидер» и который относится к числу объектов социальной инфраструктуры. Деятельность в указанном спортивном комплексе осуществляет муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» (МБУ ДО «ДООСЦ»).В ходе проверки установлено, что около спортивного комплекса не имеется мест, отведенных для парковки специальных автотранспортных средств управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов. Между тем, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 % мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Для устранения выявленных нарушений действующего законодательства прокуратурой Яковлевского района в адрес исполняющего обязанности директора МБУ ДО «ДООСЦ» 7 февраля 2017 года было внесено представление об устранении нарушений, которое до настоящего времени не исполнено. Из ответа МБУ ДО «ДООСЦ» следует, что работа в спортивном комплексе «Лидер» на зимний период приостановлена согласно распоряжению администрации Яковлевского муниципального района от 21 ноября 2016 года № 516, в связи, с чем необходимость организации парковочного места для инвалидов отсутствует. Учитывая изложенное, просил суд обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» оборудовать место, отведенное для парковки специальных автотранспортных средств, управляемых инвалидами, или перевозящих инвалидов, около спортивного комплекса «Лидер», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Яковлевского района Кузнецов Р.С. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указал, что земельный участок под зданием спорткомплекса, также как и само здание комплекса, передано учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования. При этом, отсутствие осуществления деятельности в спортивном центре не снимает с учреждения обязанности исполнить требование закона в части организации парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.
Представитель МБУДО «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» ФИО3 с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что образовательная деятельность в здании спортивного комплекса «Лидер», расположенного по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>, приостановлена на основании распоряжения администрации Яковлевского района № 516 от 21 ноября 2016 года, в случае возобновления работы спортивного комплекса «Лидер» администрацией МБУДО «ДООСЦ» будет рассмотрен вопрос об установлении знака парковки автотранспортных средств, в том числе и специальных автотранспортных средств. Кроме того, фактически возле здания отсутствует какая-либо парковка или стоянка, на которой можно было бы организовать парковочное место для специальных автотранспортных средств инвалидов. Просил в удовлетворении требований отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям
Из положений, закрепленных в статье 7 Конституции Российской Федерации, следует, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу статьи 15 указанного закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно – правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла – коляски и собак – проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям).
Под социальной инфраструктурой, в данном случае, понимается созданная система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Это коммунально-бытовые объекты, учреждения образования, здравоохранения, досуга и т.д. Деятельность этих объектов в их совокупности направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан.
Одним из средств конкретизации указанной нормы является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений – объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в выделении на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений не менее 10 % мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 года № 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в соответствии пунктом 41 которого утверждены СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Согласно пункту 4.2.1 приведенного свода правил на индивидуальных автостоянках на участке около или внутри зданий учреждений обслуживания следует выделять 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов.
Выделяемые места должны обозначаться знаками, принятыми ГОСТ Р 52289-2001 и Правилами дорожного движения.
Согласно пунктам 5.7.5 и 5.9.21 ГОСТ Р 52289-2001 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» утвержденному Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года № 120-ст, для обозначения площадок, предназначенных для стоянки транспортных средств, применяется дорожный знак 6.4 «Место стоянки», а для указания, что стояночная площадка (или ее часть) отведена для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов указанный знак применяется совместно с табличкой 8.17 «Инвалиды».
Из материалов дела следует, что муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» осуществляет, в том числе, задачи по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплению здоровья учащихся, создает и обеспечивает необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения учащихся, и иные.
На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ за МБУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» на праве оперативного управления закреплено муниципальное имущество – здание-спорткомплекс по адресу: <адрес>, <адрес>
Постановлением администрации Яковлевского муниципального района Приморского края № 81 от 11 февраля 2014 года МБУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» предоставлен в пользование земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>
Также установлено, что в здании по вышеуказанному адресу располагается спортивный комплекс «Лидер», который, принимая во внимание цели, задачи и предмет деятельности учреждения – МБУДО «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр», признается объектом социальной инфраструктуры.
7 февраля 2017 года прокуратурой Яковлевского района Приморского края проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр».
В ходе проверки проведен осмотр территории, прилегающей к зданию спортивного комплекса «Лидер», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> установлено, что на территории около спортивного комплекса «Лидер», который относится к числу объектов социальной инфраструктуры, в нарушение статьи 15 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также положений пунктов 5.7.5 и 5.9.21 ГОСТ Р 52289-2001, не имеется мест, отведенных для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов. По результатам проверки составлен акт от 7 февраля 2017 года, а из фотоматериалов, приложенных к акту проверки видно, что у здания спортивного комплекса «Лидер» имеется место парковки, однако дорожный знак 8.17 «Инвалиды» - отсутствует.
При таких обстоятельствах, поскольку на территории объекта социальной инфраструктуры не предусмотрены места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, обозначенных дорожным знаком 6.4 «Место стоянки» с применением таблички 8.17 «Инвалиды», тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований в части возложения на образовательное учреждение обязанности по оборудованию места, отведенного для парковки специальных автотранспортных средств, управляемых инвалидами, или перевозящих инвалидов.
Доводы представителя ответчика о том, что поскольку на основании распоряжения администрации Яковлевского района № 516 от 21 ноября 2016 года образовательная деятельность в здании спортивного комплекса «Лидер», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> приостановлена и оборудование места для парковки специальных автотранспортных средств, управляемых инвалидами, или перевозящих инвалидов, в настоящее время нецелесообразно, признается несостоятельным.
В частности суд исходит из того, что здание и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес> «б», закреплены на праве оперативного управления за МБУДО «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр», предоставлены для осуществления основной деятельности учреждения, договор № от ДД.ММ.ГГГГ и постановление № 81 от 11 февраля 2014 года недействительными не признаны, договор сторонами не расторгнут. Временное приостановление деятельности спорткомплекса не освобождает учреждение от исполнения требований действующего законодательства в области социальной защиты инвалидов и не свидетельствует об отсутствии необходимости в оборудовании мест, отведенных для парковки специальных автотранспортных средств, управляемых инвалидами, или перевозящих инвалидов.
Также признается необоснованным довод представителя ответчика о том, что фактически возле здания спортивного центра отсутствует парковка (стоянка), согласованная с органами ГИББД, в рамках которой возможно выделить и оборудовать место для парковки специальных автотранспортных средств, управляемых инвалидами, или перевозящих инвалидов.
Действительно, в соответствии с пунктом 21 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ парковочным местом признается специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо соответствующей части здания, строения или сооружения.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, прокурор указал на необходимость оборудования мест для транспортных средств лиц с ограниченными возможностями на территории, прилегающей к зданию спортивного комплекса «Лидер» непосредственно по адресу: <адрес>, <адрес>
При этом, возможность организации стоянки (парковки) транспортных средств) около здания спортивного комплекса подтверждена имеющимися в материалах дела фотоматериалами, а также данными публичной кадастровой карты, в совокупности свидетельствующими о том, что на площади земельного участка <данные изъяты> кв м при общей площади самого здания <данные изъяты> кв м возможна организация парковки (стоянки) и, соответственно, выделение предусмотренного законом места для парковки специальных автотранспортных средств, управляемых инвалидами, или перевозящих инвалидов. Земельный участок, занимаемый спортивным комплексом «Лидер» и прилегающей территорией площадью сформирован, поставлен на кадастровый учет.
Обязанность по оборудованию земельного участка парковкой (стоянкой), согласованной в установленном законом порядке в органах ГИБДД и обозначенной соответствующими дорожными знаками, нормами федерального законодательства возлагается на пользователей (собственников) земельного участка, в связи с чем ее наличие или отсутствие существенного значения для исполнения обязанности, предусмотренной статьей 15 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не имеет.
Надлежащие меры к беспрепятственному доступу лиц с ограниченными возможностями к социально-значимому объекту ответчиком не принимаются, отсутствие выделенных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, что противоречит основным целям и задачам законодательства, предусматривающего социальную защиту инвалидов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора Яковлевского района, заявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц, законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Яковлевского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» о возложении обязанности организовать парковочное место для инвалидов – удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» обязанность оборудовать место, отведенное для парковки специальных автотранспортных средств, управляемых инвалидами, или перевозящих инвалидов, около спортивного комплекса «Лидер», расположенного по адресу: <адрес> в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Яковлевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 17 апреля 2017 года.
Председательствующий В.А. Акимчук