Судья Быстрякова Д.С. дело №33-4559/2021
УИД 91RS0022-01-2020-004374-90 дело №2-599/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 мая 2021 года город Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Шестаковой Н.В.
судей Подлесной И.А. и Притуленко Е.В.
при секретаре Никифорове О.В.
по докладу судьи Шестаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 15 февраля 2021 года по гражданскому делу по иску Ляшенко Наталии Станиславовны к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) об установлении факта, имеющего юридическое значение, признании решения незаконным, возложении обязанности по совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛА:
В декабре 2020 года Ляшенко Наталия Станиславовна обратилась с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) об установлении факта принадлежности архивных справок о заработной плате № от 28.05.2020, № от 28.05.2020; № от 28.05.2020 г., выданных Архивным отделом (муниципальным архивом) Администрации г. Феодосии Республики Крым, а также справок о трудовом стаже № от 28.05.2020; № от 28.05.2020, выданных Архивным отделом (муниципальным архивом) Администрации г. Феодосии Республики Крым; включить в общий трудовой стаж истицы периодов работы с августа 1987 по июнь 1996 года по архивным справкам № от 28.05.2020; № от 28.05.2020; № от 28.05.2020 г.; № от 28.05.2020; № от 28.05.2020; установить, что заработная плата истицы, указанная в архивных справках о заработной плате № от 28.05.2020; № от 28.05.2020; № от 28.05.2020, выданных Архивным отделом (муниципальным архивом) Администрации г. Феодосии Республики Крым, исчисляется в денежных единицах, действующих на период начисления заработной платы: с августа 1987 по декабрь 1991 года, - в рублях; с января 1992 года по июнь 1996 года
2
- в карбованцах; возложении на орган пенсионного обеспечения обязанности по перерасчету пенсии Ляшенко Н.С. за период работы с августа 1987 по июнь 1996 года с учетом заработной платы и трудового стажа, подтвержденных архивными справками № от 28.05.2020: № от 28.05.2020; № от 28.05.2020, № от 28.05.2020; № от 28.05.2020, выданными Архивным отделом (муниципальным архивом) Администрации г. Феодосии Республики Крым.
Исковые требования обоснованы тем, что решением органа пенсионного обеспечения от 21.05.2020 № Ляшенко Н.С. в соответствии со ст.9 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» была назначена страховая пенсия по инвалидности с 15.04.2020 года по 30.04.2021 года.
Решением органа пенсионного обеспечения от 05.06.2020 года истице необоснованно было отказано в перерасчете пенсии по инвалидности и учётом заработной платы и трудового стажа по справкам №, №, №, №. № от 28.05.2020, выданным Архивным отделом (муниципальным архивом) Администрации г. Феодосии Республики Крым, что нарушает пенсионные права истицы.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен. Постановлено: признать незаконным отказ органа пенсионного обеспечения № 331099/2020 от 05.06.2020 года об отказе произвести истице перерасчет пенсии с учетом заработной платы и трудового стажа, подтвержденных архивными справками № от 28.05.2020; № от 28.05.2020; № от 28.05.2020, № от, 28.05.2020; № от 28.05.2020, выданными Архивным отделом (муниципальным архивом) Администрации г. Феодосии Республики Крым;
установить факт принадлежности Ляшенко Н.С. архивных справок № от 28.05.2020; № от 28.05.2020; № от 28.05.2020, № от 28.05.2020; № от 28.05.2020, выданными Архивным отделом (муниципальным архивом) Администрации г. Феодосии Республики Крым; обязать орган пенсионного обеспечения включить в стаж работы Ляшенко Н.С. периоды работы с 01.08.1987 г. по 01.02.1991 г. на должности контролера кассира в управлении торговли Феодосийского горисполкома; с 01.02.1991 г. по 18.06.1992 г. на должности контролера кассира в Арендном рознично-торговом предприятии «Продтовары»; с 19.6.1992 г. по 21.03.1996 г. на должности продавца в торговом предприятии «Универсам»; с 22.03.1996 г. по 23.05.1996 г. на должности продавца в магазине «Элегант»; обязать орган пенсионного обеспечения с 15 апреля 2020 года произвести перерасчет пенсии Ляшенко Н.С. с учетом указанных периодов работы и включения заработка (дохода) застрахованного лица для начисления пенсии за период с февраля 1988 года по 31.03.1992 года в рублях СССР, с 01.04.1992 года по
11.11.1992 года в купонах Украины; с 12.11.1992 года по декабрь 1993
3
года в карбованцах Украины; в период с января 1994 года по 01.09.1996 года в карбованцах Украины, с 01.09.1996 по декабрь 1997 года включительно в денежной единице - гривне, согласно справкам о заработной плате № от 28.05.2020; № от 28.05.2020; № от 28.05.2020, выданным Архивным отделом Администрации г. Феодосии Республики Крым.
В апелляционной жалобе представитель Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции с принятием нового решения об отказе в иске, оспаривая выводы суда первой инстанции.
В заседание суда апелляционной инстанции явилась истица; представитель ответчика не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
Истица возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Заслушав истицу, изучив материалы гражданского и пенсионного дел, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда,
4
обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Удовлетворяя иск, суд исходил из обоснованности заявленных исковых требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
Как правильно указал суд первой инстанции, исковые требования Ляшенко Н.С. сводятся: к признанию незаконным решения ответчика № от 05.06.2020 года об отказе произвести перерасчет пенсии по инвалидности с учетом заработной платы и трудового стажа, подтвержденных архивными справками № от 28.05.2020; № от 28.05.2020; № от 28.05.2020, № от 28.05.2020; № от 28.05.2020; установлению факта принадлежности истцу указанных справок и возложению на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом указанных справок.
Как установлено судом первой инстанции, решением органа пенсионного обеспечения от 21.05.2020 № Ляшенко Н.С. в соответствии со ст.9 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» была назначена страховая пенсия по инвалидности с 15.04.2020 года по 30.04.2021 года.
02.06.2020 года Ляшенко Н.С. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив справки о заработной плате №, №, №, а также о трудовом стаже №, № от 28.05.2020, выданные Архивным отделом (муниципальным архивом Администрации г. Феодосии Республики Крым.
Решением органа пенсионного обеспечения от 05.06.2020 за № истице отказано в перерасчете пенсии и о включении в расчет пенсии вышеуказанных справок о заработной плате и трудовом стаже на том основании, что в вышеуказанных справках о заработной плате и трудовом стаже неверно указано имя, не указана дата рождения заявителя, а также не указаны денежные единицы, в которых исчислялась заработная плата.
В трудовой книжке истицы имеются записи о периодах работы с 01.08.1987 г. по 01.02.1991 г. на должности контролера-кассира в управлении торговли Феодосийского горисполкома; с 01.02.1991 г. по 18.06.1992 г. на должности контролера-кассира в Арендном рознично-торговом предприятии «Продтовары»; с 19.06.1992 г. по 21.03.1996 г. на должности продавца в торговом предприятии «Универсам»; с 22.03.1996 г. по 23.05.1996 г. на должности продавца в магазине «Элегант».
Кроме того, указанные периоды работы подтверждаются справками №, № от 28.05.2020, выданными Архивным отделом (муниципальным архивом) Администрации г. Феодосии Республики Крым.
5
В вышеуказанных архивных справах о заработной плате указаны сведения о размере начисленной зарплаты истцу, однако не указано наименование денежных единиц.
Кроме того, в вышеуказанных справках имя истца Наталия ошибочно указано, как Наталья, что подтверждается свидетельством о рождении истицы от 17.03.1995 г., в котором данные истцы указаны Нерознак Наталия Станиславовна; дипломом от 29.06.1987 г., в котором данные истицы указаны Нерознак Наталия Станиславовна; справкой о заключении брака № № от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано, что Нерознак Наталия Станиславовна после регистрации брака изменила фамилию на Гареева; свидетельством о рождении ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в котором в графе «мать» указана Гареева Наталия Станиславовна; свидетельством о браке от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что Гареева Наталия Станиславовна после регистрации брака изменила фамилию на Ляшенко; паспортом гражданина Украины и паспортом гражданина Российской Федерации, полисом обязательного медицинского страхования, в которых истица указана как Ляшенко Наталия Станиславовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно ч.ч.1,2 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд рассматривает дела об установлении, в частности, факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении; других имеющих юридическое значение фактов.
В силу ст.263 ГПК РФ дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой и главами 28-38 настоящего Кодекса.
Процессуальным законодательством в исковом судопроизводстве не исключается рассмотрение в исковом производстве требований об установлении юридических фактов при наличии спора о праве.
В силу п.1 ст.4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за
6
исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
В соответствии с ч.1 ст.11 указанного ФКЗ граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым
или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации о гражданстве, имеют право, в том числе, на получение пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.ч.1,2 статьи 2 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих
на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.07.2014 №208 - ФЗ с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При обращении граждан, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, за назначением пенсии, пенсия назначается с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
Согласно ст.4 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 № 208-ФЗ периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Как установлено ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховой стаж определяется как учитываемая
при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
7
Как предусмотрено ч.1 ст.18 Федерального закона "О страховых пенсиях", размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно ч.8 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения
права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением
правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В силу п.п.6,12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Как установлено п.22 Правил N 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
8
В силу ст.22 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1).
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
Согласно п.31 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н, в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, - заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа
9
Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда РФ, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 25-28 Правил.
В силу ст.66 ТК РФ, п.п.11.60 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
Судом первой инстанции проанализированы фактические обстоятельства, а также документальные данные, представленные сторонами по делу, и обоснованно установлено, что в материалах дела имеются достаточно доказательств, подтверждающих принадлежность истице архивных справок № от 28.05.2020; № от 28.05.2020; № от 28.05.2020, № от 28.05.2020; № от 28.05.2020, выданных Архивным отделом (муниципальным архивом) Администрации г. Феодосии Республики Крым.
Соответственно включение в страховой стаж периодов работы, указанных судом первой инстанции, является правомерным.
Следует также согласиться с выводами суда первой инстанции в части определения денежных единиц, в которых указана заработная плата истицы в вышеуказанных архивных справках.
В силу ст.5 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» №208-ФЗ от 21.07.2014 года, в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины –
10
гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года 56,6723 рубля за 10 украинских гривен. Среднемесячный заработок (доход)
переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.
В соответствии со ст.1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13
марта 1992 года), пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст.6 Соглашения исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
Как предусмотрено п.п.10,11 Указаний Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996 года №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших
на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» - в случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, Центральным банком России не установлен (например, переходных денежных единиц), соответствующие суммы заработка исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В периоды, когда на территории государств - бывших республик Союза ССР действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсий по представленным сведениям о заработке. Разъяснено, что национальная валюта являлась единственным платежным средством на территории государства.
В случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года Центральным Банком России не установлен, соответствующие выплаченные суммы заработка исчисляются из подсчета.
Согласно Приложению №1 к Указаниям до 01 апреля 1992 года заработная плата на территории Украины начислялась и выплачивалась в рублях, с апреля 1992 года по 11 ноября 1992 года была введена и действовала переходная денежная единица «купон», с 12 ноября 1992 года введена национальная валюта «карбованец».
Как установлено Указом Президента Украины от 07 ноября 1992 года №549 -1 «О реформе денежной системы Украины», с 23 часов 00 минут 12
11
ноября 1992 года единственным законным средством платежа на территории Украины стал карбованец.
Согласно Указу Президента Украины «О денежной реформе в Украине» №762/96 от 25.08.1996 года со 2 сентября 1996 года в Украине введена гривна, предусмотрен обмен украинских карбованцев на гривну в соотношении 100000/1.
В соответствии с п.11 раздела III Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 года №99р (ред. от 28.01.2005 года) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» при обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 года перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 года (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним. Информация о сроках введения национальной валюты содержится в Указании Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 года У1-1 -У).
Согласно п.1 Указа Президента РФ от 4 августа 1997 года №822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» принято решение об укрупнении российской денежной единицы, проведении с 1 января 1998 года деноминации рубля и замене обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах, обеспечив параллельное обращение старых и новых денежных знаков в течение 1998 года.
В соответствии с Указаниями Министерства социальной защиты населения РФ от 20 августа 1992 года №1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» утверждена форма справки о заработке для рекомендации её всем предприятиям, учреждениям, организациям.
Определено, что справки подписываются должностными лицами предприятий, организаций или архивов. В форме справки предусматривается, что сведения о суммах заработной платы и, соответственно, сведения о среднемесячном заработке и среднемесячном скорректированном заработке отражаются обязательно с указанием денежных единиц.
Судебная коллегия считает, что отсутствие в справках о заработной плате указания на денежную единицу не является препятствием к зачету данных справок. Вышеуказанные сведения являются общедоступными, в связи с чем, ответчик может самостоятельно определить курс валюты, подлежащий применению к заработной плате.
Дата, с которой необходимо произвести перерасчет пенсии, судом также определена правильно.
В силу ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия, не полученная пенсионером
12
своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из материалов дела следует, что истцу пенсия по инвалидности назначена с 15.04.2020 года. При этом в нарушение положений ст.22 вышеназванного закона ответчик не разъяснил истцу возможность представления дополнительных документов в течение 3-х месяцев, в связи с чем истец был лишен возможности подтвердить общий стаж, в том числе подтвердить факт принадлежности вышеуказанных архивных справок.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости возложения на орган пенсионного обеспечения обязанности по перерасчёту истице пенсии по инвалидности со дня возникновения права на пенсию по инвалидности, то есть с 15.04.2020 года.
Судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка установленным обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам с учетом особенностей правового регулирования спорных правоотношений.
Выводы суда первой инстанции являются обоснованными, подтверждаются материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы по существу спора являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание.
На основании вышеизложенного судебная коллегия считает, что правовые основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком не представлены в суд допустимые доказательства, опровергающие выводы суда по существу спора; доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание.
На основании вышеизложенного судебная коллегия считает, что правовые основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 15 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: