Решение по делу № 2-3078/2024 от 26.06.2024

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2024 года <адрес>

Первомайский районный суд <адрес>

в составе:

председательствующего судьи Щедриной Н.Д.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Отдел образования <адрес>», третье лицо: Управление образования <адрес>, об обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения прав и интересов инвалидов в части исполнения законодательства, направленного на обеспечение общедоступности социальной инфраструктуры в МКУ «Отдел образования <адрес>». МКУ «Отдел образования <адрес>» является объектом социальной инфраструктуры. Вместе с тем, в здании МКУ «Отдел образования <адрес>», в нарушение п.3.27, п.3.15, п.6.5.9 Свода правил, отсутствуют средства информации тактильные, а именно носители информации, предназначенные для чтения людьми с нарушением зрения посредством прикосновения к источнику информации, в том числе отсутствие пандуса, тактильно-звуковой таблички, установленной перед входом во внутреннее помещение, в котором оказываются услуги, с указанием назначения помещения. Также, в нарушение п.п. 4,5 Приказа Минздрава России от 12.11.2015г. н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи» отсутствует дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля. Выявленные несоответствия препятствуют доступу инвалидов в Учреждение, в том числе маломобильных граждан, круг которых не определен, что нарушает их права.

На основании изложенного истец просил суд обязать МКУ «Отдел образования <адрес>» устранить нарушения указанных положений законодательства, путем приведения объектов Учреждения, расположенных по адресу: <адрес> соответствие с требованиями СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу путем проведения работ по нанесению перед входной лестницей тактильных предупреждающих указателей в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Свода правил.

Представитель истца: помощник прокурора <адрес> ФИО3 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, месте и времени слушания дела.

Представитель 3-го лица в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, месте и времени слушания дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных государством.

В силу статьи 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно п. 7 ст. 9 названного закона получатели социальных услуг имеют право на обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ), социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. К объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.

В соответствии с п. 3 Приказа Минздрава России от 12.11.2015г. н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи» – руководители органов и организаций, предоставляющих услуги, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.

Согласно п. 4, 5 названного приказа – органы и организации, предоставляющие услуги, обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски: условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них; возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объекты, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью сотрудников, предоставляющих услуги; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказание сотрудниками, предоставляющими услуги, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами; при необходимости оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.

Кроме условий доступности услуг, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, органами и организациями, предоставляющими услуги, обеспечиваются: размещение помещений, в которых предоставляются услуги, преимущественно на нижних этажах зданий; оборудование на прилегающих к объекту территориях мест для парковки автотранспортных средств инвалидов; оснащение медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с порядками оказания медицинской помощи в зависимости от вида, профиля медицинской помощи, заболеваний или состояний.

В соответствии с п.8 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.07.2011г. н «О мерах по реализациипостановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы"в части реализации в 2011-2012 годах пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации, обеспечение доступности приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов с учетом их особых потребностей и других маломобильных групп населения, исходя из ограничений их жизнедеятельности, предполагает реализацию базовых мероприятий.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию зданий и помещений, закреплены в СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный и введенный в действие приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр (далее – Свод правил), который разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года.

Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность, формирование среды жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления. Настоящий свод правил разработан в целях обеспечения соблюдения требований федеральных законов от29.12.2004г.№ 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», от24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от27.112.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно раздела 1 «Область применения», из п. 1.1, п. 1.2 следует, что настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения – маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна). Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН.

Согласно п 3.27 Свода правил средства информации тактильные – это носители информации, предназначенные для чтения людьми с нарушением зрения посредством прикосновения к источнику информации.

Как следует из п. 6.5.9 Свода правил, информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефноточечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.

Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ Свода правил, Информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей поФИО4 52875или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.

В судебном заседании установлено, что МКУ «Отдел образования <адрес>» является объектом социальной инфраструктуры.

<адрес> проведена проверка соблюдения прав и интересов инвалидов в части исполнения законодательства, направленного на обеспечение общедоступности социальной инфраструктуры в МКУ «Отдел образования <адрес>».

Проверкой установлено, что в здании МКУ «Отдел образования <адрес>» в нарушение п.3.27, 6.5.9 Свода правил, отсутствуют средства информации тактильные, а именно носители информации, предназначенные для чтения людьми с нарушением зрения посредством прикосновения к источнику информации, в том числе отсутствие тактильно-звуковой таблички, установленной перед входом во внутреннее помещение, в котором оказываются услуги, с указанием назначения помещения. Также, в нарушение п.п. 4,5 Приказа Минздрава России от 12.11.201г. н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи» отсутствует дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

В целях устранения данных нарушений31.05.2024г. в адрес Начальника МКУ «Отдел образования <адрес>» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере соблюдения прав и интересов инвалидов.

По результатам рассмотрения представления выявленные нарушения фактически не устранены, что не отрицалось ответчиком.

Выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

С учетом высокого уровня социальной значимости указанных мероприятий суд полагает необходимым установить срок для исполнения возложенных на ответчиков обязанностей по созданию условий для беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры в течение трех месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу, который отвечает требованиям разумности и достаточности.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения искового заявления в полном объеме.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Как следует из ч.1 ст.103 ГПК РФ что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с МКУ «Отдел образования <адрес>» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ :

Обязать МКУ «Отдел образования <адрес>» (ИНН ) устранить нарушения указанных положений законодательства, путем приведения объектов Учреждения, расположенных по адресу: <адрес> соответствие с требованиями СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу путем проведения работ по нанесению перед входной лестницей тактильных предупреждающих указателей в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Свода правил.

Взыскать с МКУ «Отдел образования <адрес>» (ИНН в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Cудья

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2024 года <адрес>

Первомайский районный суд <адрес>

в составе:

председательствующего судьи Щедриной Н.Д.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Отдел образования <адрес>», третье лицо: Управление образования <адрес>, об обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения прав и интересов инвалидов в части исполнения законодательства, направленного на обеспечение общедоступности социальной инфраструктуры в МКУ «Отдел образования <адрес>». МКУ «Отдел образования <адрес>» является объектом социальной инфраструктуры. Вместе с тем, в здании МКУ «Отдел образования <адрес>», в нарушение п.3.27, п.3.15, п.6.5.9 Свода правил, отсутствуют средства информации тактильные, а именно носители информации, предназначенные для чтения людьми с нарушением зрения посредством прикосновения к источнику информации, в том числе отсутствие пандуса, тактильно-звуковой таблички, установленной перед входом во внутреннее помещение, в котором оказываются услуги, с указанием назначения помещения. Также, в нарушение п.п. 4,5 Приказа Минздрава России от 12.11.2015г. н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи» отсутствует дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля. Выявленные несоответствия препятствуют доступу инвалидов в Учреждение, в том числе маломобильных граждан, круг которых не определен, что нарушает их права.

На основании изложенного истец просил суд обязать МКУ «Отдел образования <адрес>» устранить нарушения указанных положений законодательства, путем приведения объектов Учреждения, расположенных по адресу: <адрес> соответствие с требованиями СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу путем проведения работ по нанесению перед входной лестницей тактильных предупреждающих указателей в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Свода правил.

Представитель истца: помощник прокурора <адрес> ФИО3 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, месте и времени слушания дела.

Представитель 3-го лица в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, месте и времени слушания дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных государством.

В силу статьи 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно п. 7 ст. 9 названного закона получатели социальных услуг имеют право на обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ), социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. К объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.

В соответствии с п. 3 Приказа Минздрава России от 12.11.2015г. н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи» – руководители органов и организаций, предоставляющих услуги, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.

Согласно п. 4, 5 названного приказа – органы и организации, предоставляющие услуги, обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски: условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них; возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объекты, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью сотрудников, предоставляющих услуги; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказание сотрудниками, предоставляющими услуги, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами; при необходимости оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.

Кроме условий доступности услуг, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, органами и организациями, предоставляющими услуги, обеспечиваются: размещение помещений, в которых предоставляются услуги, преимущественно на нижних этажах зданий; оборудование на прилегающих к объекту территориях мест для парковки автотранспортных средств инвалидов; оснащение медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с порядками оказания медицинской помощи в зависимости от вида, профиля медицинской помощи, заболеваний или состояний.

В соответствии с п.8 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.07.2011г. н «О мерах по реализациипостановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы"в части реализации в 2011-2012 годах пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации, обеспечение доступности приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов с учетом их особых потребностей и других маломобильных групп населения, исходя из ограничений их жизнедеятельности, предполагает реализацию базовых мероприятий.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию зданий и помещений, закреплены в СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный и введенный в действие приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр (далее – Свод правил), который разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года.

Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность, формирование среды жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления. Настоящий свод правил разработан в целях обеспечения соблюдения требований федеральных законов от29.12.2004г.№ 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», от24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от27.112.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно раздела 1 «Область применения», из п. 1.1, п. 1.2 следует, что настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения – маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна). Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН.

Согласно п 3.27 Свода правил средства информации тактильные – это носители информации, предназначенные для чтения людьми с нарушением зрения посредством прикосновения к источнику информации.

Как следует из п. 6.5.9 Свода правил, информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефноточечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.

Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ Свода правил, Информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей поФИО4 52875или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.

В судебном заседании установлено, что МКУ «Отдел образования <адрес>» является объектом социальной инфраструктуры.

<адрес> проведена проверка соблюдения прав и интересов инвалидов в части исполнения законодательства, направленного на обеспечение общедоступности социальной инфраструктуры в МКУ «Отдел образования <адрес>».

Проверкой установлено, что в здании МКУ «Отдел образования <адрес>» в нарушение п.3.27, 6.5.9 Свода правил, отсутствуют средства информации тактильные, а именно носители информации, предназначенные для чтения людьми с нарушением зрения посредством прикосновения к источнику информации, в том числе отсутствие тактильно-звуковой таблички, установленной перед входом во внутреннее помещение, в котором оказываются услуги, с указанием назначения помещения. Также, в нарушение п.п. 4,5 Приказа Минздрава России от 12.11.201г. н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи» отсутствует дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

В целях устранения данных нарушений31.05.2024г. в адрес Начальника МКУ «Отдел образования <адрес>» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере соблюдения прав и интересов инвалидов.

По результатам рассмотрения представления выявленные нарушения фактически не устранены, что не отрицалось ответчиком.

Выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

С учетом высокого уровня социальной значимости указанных мероприятий суд полагает необходимым установить срок для исполнения возложенных на ответчиков обязанностей по созданию условий для беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры в течение трех месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу, который отвечает требованиям разумности и достаточности.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения искового заявления в полном объеме.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Как следует из ч.1 ст.103 ГПК РФ что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с МКУ «Отдел образования <адрес>» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ :

Обязать МКУ «Отдел образования <адрес>» (ИНН ) устранить нарушения указанных положений законодательства, путем приведения объектов Учреждения, расположенных по адресу: <адрес> соответствие с требованиями СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу путем проведения работ по нанесению перед входной лестницей тактильных предупреждающих указателей в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Свода правил.

Взыскать с МКУ «Отдел образования <адрес>» (ИНН в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Cудья

2-3078/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Первомайского района г. Ростова-на-Дону
Ответчики
МКУ "Отдел образования Первомайского района г. Ростова-на-Дону"
Другие
Управление образования г.Ростова-на-Дону
Суд
Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Щедрина Наталья Дмитриевна
Дело на сайте суда
pervomajsky.ros.sudrf.ru
26.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2024Передача материалов судье
28.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2024Подготовка дела (собеседование)
05.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2024Судебное заседание
02.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее