Дело № 2-647/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2022 года г. Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Шачневой А.А.,
при секретаре Селезневой К.А.,
помощник судьи Ледовских Ю.Н.,
с участием представителя процессуального истца старшего помощника Колпашевского городского прокурора Оспомбаева Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Томского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Корнееву В.В. об обязании разработать, утвердить и направить паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, предоставлении информации для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств,
УСТАНОВИЛ:
Томский транспортный прокурор обратился в Колпашевский городской суд <адрес> в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц с иском к ИП Корнееву В.В. (ИНН №, ОГРНИП №) об обязании в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры по представлению в Росморречфлот полной и достоверной информации в отношении пассажирского катера «<данные изъяты>» (идентификационный номер №) для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также принять меры к разработке, утверждению и направлению в Росморречфлот паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (пассажирский катер «<данные изъяты>» (идентификационный номер №).
В обоснование заявленных исковых требований указано, что Томской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзорных мероприятий выявлены нарушения требований законодательства о транспортной безопасности при перевозке пассажиров в деятельности индивидуального предпринимателя Корнеева В.В. Прокуратурой установлено, что в течение ДД.ММ.ГГГГ годов ИП Корнеев В.В. согласно выданной Обским УГРН Ространснадзора лицензии от ДД.ММ.ГГГГ № серии <данные изъяты> на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров осуществляет соответствующую деятельность по перевозке пассажиров в <адрес> по маршруту «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» с помощью пассажирского катера «<данные изъяты>» согласно информации администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также иных сведений. Указанное судно ИП Корнеев В.В. использует на законных основаниях согласно заключенного договора № аренды от ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение установленных ФЗ «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ от 09.02.2007, Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1637 требований ИП Корнеев В.В. мер по разработке, утверждению и направлению в Росморречфлот паспорта обеспечения транспортной безопасности в отношении эксплуатируемого судна с целью перевозки пассажиров, а также иных мер не принял с ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного прокурором в отношении ИП Корнеева В.В. возбуждалось дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ ИП Корнеев В.В. признан виновным с назначением штрафа в размере 30 000 рублей. Однако на ДД.ММ.ГГГГ ИП Корнеев В.В. не представил в Росморречфлот полную и достоверную информацию об используемом транспортном средстве для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также не принял действенных мер по разработке, утверждению и направлению в Росморречфлот паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, согласно сведений из указанного реестра, размещенного в свободном доступе на официальном сайте Росморречфлота www.morflot.ru Таким образом, ИП Корнеевым В.В. как субъектом транспортной инфраструктуры не обеспечивается состояние защищенности транспортных средств от актов незаконного вмешательства в связи с не представлением в Росморречфлот полной и достоверной информации для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также не принятием действенных мер по разработке, утверждению и направлению в Росморречфлот паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. Несоблюдение требований транспортной безопасности на внутреннем водном транспорте создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, а также государству и обществу в целом.
Определение суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Представитель процессуального истца старший помощник Колпашевского городского прокурора Оспомбаев Е.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных объяснений не имел.
Ответчик ИП Корнеев В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Федерального агентства морского и речного транспорта в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, каких-либо ходатайств не заявлял. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности представляет собой реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (п. 4); под перевозчиком понимаются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю) (п. 7); к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9); транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (п. 10); транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя, в том числе суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям (подп. «д» п. 11).
Таким специальным разрешением является лицензия, согласно положениям п.2 ст. 3, п.20 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий. В соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров подлежит лицензированию.
В ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» определено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено данным федеральным законом и иными федеральными законами (ст. 4 указанного Федерального закона).
В силу ч. 1.1 ст. 8 указанного Федерального закона требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для транспортных средств по видам транспорта устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные требования также включают в себя требования, обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками (в том числе иностранных государств), осуществляющими перевозки из пункта отправления в пункт назначения, расположенные на территории Российской Федерации (каботаж).
Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта (далее - транспортные средства) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1637.
Согласно подп. 3 и 4 п. 7 данных Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств обязаны: представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полную и достоверную информацию для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности"; разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство морского и речного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с положениями частей 1.3, 1.4 и 1.5 статьи 9 Федерального закона "О транспортной безопасности" по типовой форме согласно приложению (далее - паспорт транспортного средства).
Указанные требования начали действовать с 22.10.2020.
Аналогичная обязанность субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков указанной подп. 3 п. 7 Постановления Правительства РФ предусмотрена п. 4 ч. 2 ст. 12 Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» категорированные и не подлежащие категорированию объекты транспортной инфраструктуры, а также транспортные средства включаются (исключаются) в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Полномочия по ведению реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона "О транспортной безопасности", в установленной сфере деятельности осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) (п. 5.4.8 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановление Правительства РФ от 23.07.2004 № 371).
Указанный реестр размещен на официальном сайте Росморречфлота <данные изъяты> согласно утвержденному Приказом Росморречфлота от 27.10.2017 № 113 Положению об официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта <данные изъяты> в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Порядок ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, который определяет процедуру ведения федеральными агентствами, подведомственными Министерству транспорта Российской Федерации (далее - компетентные органы), реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Реестр) утвержден Приказом Минтранса России 15.09.2020 № 377.
Согласно положениям данного Порядка компетентные органы включают в Реестр и исключают из Реестра, в том числе транспортные средства, определенные частью 5 статьи 6 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (п.2).
Реестр формируется и ведется компетентными органами в электронной форме с использованием инфраструктуры Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности. Реестр состоит из трех разделов. В раздел 3 вносятся сведения о транспортных средствах (п.3).
Основанием для включения в Реестр не подлежащего категорированию объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства - является решение компетентного органа на основании предоставленной субъектом транспортной инфраструктуры полной и достоверной информации (п.8).
Внесение записи о включении в Реестр транспортного средства, о внесении изменений в Реестр, а также исключении из Реестра должно производиться в течение 30 календарных дней со дня предоставления субъектом транспортной инфраструктуры полной и достоверной информации (п.12).
Компетентный орган в течение 30 календарных дней со дня предоставления субъектом транспортной инфраструктуры полной и достоверной информации направляет субъекту транспортной инфраструктуры и в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта уведомление о включении объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства в Реестр (п.13).
Размещение сведений, содержащихся в Реестре, на официальном сайте компетентных органов в информационно-коммуникационной сети "Интернет" обеспечивается компетентными органами не позднее 10 календарных дней со дня направления уведомления субъекту транспортной инфраструктур (п.13).
Согласно ч. 1.1 ст. 9 приведенного Федерального закона субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства, за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона (ч. 1.3).
Два экземпляра утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства и его электронная копия в течение семи дней направляются субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности. Первый экземпляр утвержденного паспорта с отметкой о получении подлежит возврату субъекту транспортной инфраструктуры в течение десяти дней с даты его поступления в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 1.4).
Началу разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и (или) транспортного средства предшествует проведение субъектом транспортной инфраструктуры обследования соответствующих объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства, а также изучение реализуемых на них мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности. Результаты обследования и изучения являются приложением к паспорту обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства (ч. 1.5).
Исходя из приведенных законоположений на субъектов транспортной инфраструктуры (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц), в частности, использующих на законом основании транспортные средства – суда на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, допускаемые к перевозке по специальному разрешению (лицензии), возлагается обязанность по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1637, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, в том числе представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полную и достоверную информацию для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности"; разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство морского и речного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с положениями частей 1.3, 1.4 и 1.5 статьи 9 Федерального закона "О транспортной безопасности" по типовой форме согласно приложению.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ответчик ИП Корнеев В.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ (ОГРНИП №).
ИП Корнееву В.В. на основании приказа Обского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта выдана лицензия серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров бессрочно. При осуществлении в составе лицензируемого вида деятельности перевозок внутренним водным транспортом пассажиров ответчиком используется моторный водометный пассажирский катер <данные изъяты>, идентификационный № №.
Данное транспортное средство предоставлено ответчику в аренду сроком на 5 лет для перевозки пассажиров по маршруту «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ на основании заключенного между МО «<адрес>» и ИП «Корнеевым В.В. договора № аренды транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ пассажирские перевозки внутренним водным транспортом на территории <адрес> осуществляются также по местным маршрутам «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» <адрес> при использовании пассажирского катера <данные изъяты>. В целях обеспечения транспортной доступности населения водным транспортом между поселениями в границах муниципального образования «<адрес>» заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ «Перевозка пассажиров и багажа судами по водным маршрутам между поселения в границах муниципального образования «<адрес>», выполняемая по указанным маршрутам. Подрядчиком является ИП Корнеев В.В., ИНН №.
Принимая во внимание указанное выше с учетом положений п.9 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» ответчик ИП Корнеев В.В. является субъектом транспортной инфраструктуры.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проведения Томской транспортной прокуратурой надзорных мероприятий выявлены нарушения ИП Корнеевым В.В. требований законодательства в сфере транспортной безопасности, выразившиеся в не представлении в Росморречфлот на ДД.ММ.ГГГГ полной и достоверной информации об используемом транспортном средстве для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также не принятии действенных мер по разработке, утверждению и направлению в Росморречфлот паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, согласно сведений из указанного реестра, размещенного в свободном доступе на официальном сайте Росморречфлота <данные изъяты>.
Кроме этого также за неисполнение пп. 3 п. 7 Требований по обеспечению безопасности при осуществлении в навигацию ДД.ММ.ГГГГ года перевозки внутренним водным транспортом пассажиров с помощью пассажирского катера <данные изъяты> по указанному маршруту Томским транспортным прокурором в отношении ИП Корнеева В.В. возбуждалось дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ ИП Корнеев В.В. государственным инспектором ОН ОТБ УГАН НОТБ СФО Ространснадзора признан виновным в его совершении с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
По сообщению Федерального агентства морского и речного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного на запрос суда, заявление на внесение транспортного средства «<данные изъяты>» в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств поступило в Росморречфлот ДД.ММ.ГГГГ за вх. № №. Паспорт обеспечения транспортной безопасности вышеназванного транспортного средства в Росморречфлот не поступал. Изложенное подтверждено копиями соответствующего заявления ИП Корнеева В.В. с приложением к нему.
Доказательств выполнения ответчиком требования по разработке, утверждению и направлению в Росморречфлот паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства – пассажирский катер «<данные изъяты>», идентификационный номер № в судебное заседание не представлено.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что ИП Корнеевым В.В., являющимся субъектом транспортной инфраструктуры, в нарушение требований законодательства о транспортной безопасности при осуществлении перевозки пассажиров на внутреннем водном транспорте до настоящего времени не приняты меры по разработке, утверждению и направлению в Федеральное агентство морского и речного транспорта паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с положениями частей 1.3, 1.4 и 1.5 статьи 9 Федерального закона "О транспортной безопасности", тем самым не обеспечивается состояние защищенности транспортных средств от актов незаконного вмешательства
Вместе с тем несоблюдение требований транспортной безопасности на внутреннем водном транспорте создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, а также государству и обществу в целом.
В связи с чем, требования истца об обязании ИП Корнеева В.В. принять меры к разработке, утверждению и направлению в Росморречфлот паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (пассажирский катер «<данные изъяты>» (идентификационный номер №) обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно ст.206 ГПК РФ суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия. При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В данном случае, принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, суд полагает, что указанный в иске срок для устранения выявленных нарушений действующего законодательства и исполнения судебного решения – в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда, является разумным и достаточным.
В удовлетворении требования об обязании ответчика принять меры по предоставлению в Росморречфлот полной и достоверной информации в отношении указанного судна следует отказать в силу исполнения данного требования ответчиком в данной части до вынесения судом настоящего решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Томского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Корнееву В.В. об обязании разработать, утвердить и направить паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, предоставлении информации для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств удовлетворить частично.
Обязать индивидуального предпринимателя Корнеева В.В. (ИНН №, ОГРНИП №) в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры к разработке, утверждению и направлению в Росморречфлот паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (пассажирский катер «<данные изъяты>» (идентификационный номер №).
В удовлетворении требования об обязании индивидуальному предпринимателю Корнеева В.В. представить в Росморречфлот полную и достоверную информацию в отношении пассажирского катера «<данные изъяты>» (идентификационный номер №) для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: А.А. Шачнева
В окончательной форме решение принято 12 августа 2022 года
Судья: А.А. Шачнева