КОПИЯ Дело № 2-971/2024
44RS0002-01-2023-005455-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2024 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Королевой Ю.П.,
с участием представителя истца Зиновьевой Ю.В., ответчиков Добрыниной В.Н., Перминовой Л.В., представителя ответчика Знароченковой А.Г., прокурора Солдатовой Д.А.,
при секретаре Цветковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы к ООО «Строймеханика», Перминовой Л. В., Добрыниной В. Н. об изъятии жилых помещений и земельного участка для муниципальных нужд, прекращении права собственности на жилые помещения с выплатой денежной компенсации и по встречным искам Перминовой Л. В. и Добрыниной В. Н. к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы об обязании предоставить жилые помещения взамен изымаемых,
установил:
Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы обратилось в суд с иском к ООО «Строймеханика», Цветковой Л.И., Перминовой Л.В., Токарчук О.Н., Токтоназаровой З.М., Таировой В.С., Гвоздковой С.Ю., Добрыниной В.Н., в котором просило суд:
- принудительно изъять для муниципальных нужд у Цветковой Л.И. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1732 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дома многоэтажной многоквартирной жилой застройки, под многоквартирным домом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Российская Федерация, ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения, а также 45/138 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 69,3 кв.м, назначение: жилое помещение, расположенное по адресу: Российская Федерация, ..., путем выплаты возмещения Цветковой Л.И. в размере 1 315 001 руб.; обязать ООО «Строймеханика» после перехода права собственности к муниципальному образованию городской округ город Кострома на изымаемые объекты произвести выплату возмещения Цветковой Л.И. в размере 1 315 001 руб.; прекратить право общей долевой собственности Цветковой Л.И. на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру общей площади жилого помещения;
- принудительно изъять для муниципальных нужд у Перминовой Л.В. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1732 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенна использования: дома многоэтажной многоквартирной жилой застройки, по многоквартирным домом с кадастровым номером №, расположенны по адресу: Российская Федерация, ..., ... ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения, также 18/70 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение кадастровым номером №, общей площадью 70 кв.м, назначение: жиле помещение, расположенное по адресу: Российская Федерация, Костромская облает ..., путем выплаты возмещения Перминовой Л.В. в размере 1 079 106 руб.; обязать ООО «Строймеханика» после перехода права собственности к муниципальному образованию городской округ город Кострома на изымаемые объекты произвести выплату возмещения Перминовой Л.В. в размер 1 079 106 руб.; прекратить право общей долевой собственности Перминовой Л.В. на жилое помещение и земельный участок пропорционально размер общей площади жилого помещения;
- принудительно изъять для муниципальных нужд у Токарчук О.Н. в пользу муниципального образования городской округ ... земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1732 кв.м категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дом! многоэтажной многоквартирной жилой застройки, под многоквартирным домом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Российская Федерация, ... пропорционально размеру общей площади жилого помещения, а также 25/70 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение с кадастровым номерок №, общей площадью 70 кв.м, назначение: жилое помещение расположенное по адресу: Российская Федерация, ..., путем выплаты возмещения Токарчук О.Н. в размере 1 456 662 руб.; обязать ООО «Строймеханика» после перехода права собственности к муниципальному образованию городской округ город Кострома на изымаемые объекты произвести выплату возмещения Токарчук О.Н. в размере 1 456 662 руб.; прекратить право общей долевой собственности Токарчук О.Г. на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру общей площади жилого помещения;
- принудительно изъять для муниципальных нужд у Токтоназаровой З.М. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1732 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дома многоэтажной многоквартирной жилой застройки, под многоквартирным домом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Р. Ф., ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения, а также 24/69 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 69,1 кв.м, назначение: жилое помещение, расположенное по адресу: Российская Федерация, ..., путем выплаты возмещения Токтоназаровой З.М. в размере 1 391 736 руб.; обязать ООО «Строймеханика» после перехода права собственности к муниципальному образованию городской округ город Кострома на изымаемые объекты произвести выплату возмещения Токтоназаровой З.М. в размере 1 391 736 руб.; прекратить право общей долевой собственности Токтоназаровой З.М. на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру общей площади жилого помещения;
- принудительно изъять для муниципальных нужд у Гвоздковой С.Ю., Таировой В.С. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1732 кв.м, категория земель: земли населенных-пунктов, вид разрешенного использования: дома многоэтажной многоквартирной жилой застройки, под многоквартирным домом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Р. Ф., ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения, а также жилое помещение - комнату, с кадастровым номером №, общей площадью 12,4 квадратного метра, назначение: жилое помещение, расположенное по адресу: Российская Федерация, ..., городской округ ... -я, ..., комната 7 по плану 1-го этажа, путем выплаты возмещения Гвоздковой С.Ю. в размере 577 818 руб., Таировой В.С. в размере 192 606 руб.; принудительно изъять для муниципальных нужд у Гвоздковой С.Ю., Таировой В.С. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1732 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дома многоэтажной многоквартирной жилой застройки, под многоквартирным домом с кадастровым номером № расположенный по адресу: Российская Федерация, ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения, а также жилое помещение - комнату, с кадастровым номером №, общей площадью 20,4 квадратного метра, назначение: жилое помещение, расположенное по адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ ..., комната 6 по плану 1-го этажа, путем выплаты возмещения Гвоздковой С.Ю. в размере 898 225,50 руб., Таировой В.С. в размере 299 408,50 руб.; обязать ООО «Строймеханика» после перехода права собственности к муниципальному образованию городской округ город Кострома на изымаемые объекты произвести выплату возмещения Гвоздковой С.Ю. в размере 1 476 043,50 руб., Таировой В.С. в размере 492 014,50 руб.; прекратить право общей долевой собственности Гвоздковой С.Ю., Таировой В.С. на жилые помещения и земельный участок пропорционально размеру общей площади жилых помещений;
- принудительно изъять для муниципальных нужд у Добрыниной В.Н. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 17: кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования дома многоэтажной многоквартирной жилой застройки, под многоквартирным домом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Российская Федерация, ..., дом ж пропорционально размеру общей площади жилого помещения, а также 24/69 доли праве общей долевой собственности на жилое помещение с кадастровым номере №, общей площадью 69,2 кв.м, назначение: жилое помещение расположенное по адресу: Российская Федерация, ..., путем выплаты возмещения Добрыниной В.Н. в размере 1 406 477 руб.; обязать ООО «Строймеханика» после перехода права собственности к муниципальному образованию городской округ город Кострома на изымаемые объекты произвести выплату возмещения Добрыниной В.Н. размере 1 406 477 руб.; прекратить право общей долевой собственности Добрыниной В.Н. на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру общей площади жилого помещения;
- обязать Цветкову Л.И., Перминову Л.В., Токарчук О.Н., Токтоназарову З.М., Гвоздкову С.Ю., Таирову В.С., Добрынину В.Н. передать жилые помещения по акту приема-передачи в течение девяноста календарных дней со дня выплаты возмещения, передать ключи от вышеуказанных жилых помещений; оплатить имеющуюся задолженность за жилищно-коммунальные услуги и другие платежи, связанные с проживанием в жилых помещениях, возникшие до подписания акта приема-передачи объектов.
Требования мотивированы тем, что постановлением администрации городского округа город Кострома от 17.03.2015 № 540 «О развитии застроенной территории в границах улиц Ленина, 11-я Рабочая, 7-я Рабочая» принято решение о развитии застроенной территории в границах улиц Ленина, 11-я Рабочая, 7-я Рабочая. Жилой дом, расположенный по адресу: ..., включен в Перечень зданий, строений, сооружений, расположенных на застроенной территории, ограниченной ... объект отнесен к объектам капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.
dd/mm/yy между муниципальным образованием городской округ город Кострома в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы и ООО «Строймеханика» (застройщик) был заключен договор о развитии застроенной территории в городе Костроме, по условиям которого застройщик принимает обязательства своими силами и за свой счет и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 2.1.2-2.1.10, осуществить мероприятия, связанные с развитием застроенной территории в границах улиц Ленина, 11-я Рабочая, 7-я Рабочая. В соответствии с пунктом 2.1.4 договора застройщик взял на себя обязательства уплатить возмещение за изымаемые на основании решения администрации города Костромы жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, либо не соответствующими градостроительным регламентам и расположенных на территории и земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома. Размер возмещения за жилое помещение, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением, заключенным с собственником изымаемого жилого помещения в соответствии с законодательством, на основании отчетов об оценке, составленных ООО «РОСТоценка Валерия» от dd/mm/yy. В свою очередь согласно пункту 2.3.2 договора администрация ... взяла на себя обязательства принять решение об изъятии путем выкуп жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, либо не соответствующие градостроительным регламентам и расположенных на территории, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома, в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно заключению межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от dd/mm/yy № многоквартирный дом по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации города Костромы от 22.10.2014 № 2800 «О дальнейшем использовании многоквартирного ...» (с изменениями, внесенными постановлениями администрации города Костромы от 07.06.2018 № 1189, от 29.09.2022 а № 1841), признан необходимым снос многоквартирного ..., установлен срок отселения жителей из указанного дома до dd/mm/yy.
Правообладателями долей в праве общей долевой собственности на жилые помещения - квартиры №№, расположенные по адресу: ..., являются следующие граждане: 45/138 долей в праве общей долевой собственности - Цветкова Л.И. (...); 18/70 долей в праве общей долевой собственности - Перминова Л.В., 25/70 долей в праве общей долевой собственности - Токарчук О.Н. (...); 24/69 доли в праве общей долевой собственности - Токтоназарова З.М. (...); 1/4 доля в праве общей долевой собственности - Таирова B.C., 3/4 доли в праве общей долевой собственности - Гвоздкова С.Ю. (..., комната 6); 1/4 доля в праве общей долевой собственности - Таирова B.C., 3/4 доли в праве общей долевой собственности Гвоздкова СЮ. (..., комната 7); 24/69 доли в праве общей долевой собственности Добрынина В.Н. (...), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Администрацией города Костромы принято постановление от 29.05.2023 № 857 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером № и жилых помещений, расположенных по адресу: Российская Федерация, ..., городской округ ...». В адрес собственников жилых помещений, расположенных по адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ ..., направлены требования о сносе вышеуказанного многоквартирного дома; копия постановления администрации города Костромы от 29.05.2023 № 857; сопроводительными письмами направлены проекты соглашений об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений, отчеты об оценке от dd/mm/yy. Подписанные соглашения в адрес администрации города Костромы ответчиками не представлены.
В ходе рассмотрения дела в связи с заключением соответствующих соглашений исковые требования администрацией г. Костромы не поддержаны к Цветковой Л.И., Токарчук О.Н., Токтоназаровой З.М., в связи с чем указанные лица исключены из числа участников процесса.
Перминова Л.В. и Добрынина В.Н. обратились к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы со встречными исками об обязании предоставить жилые помещения взамен изымаемых.
Также со встречным иском к администрации г. Костромы обратились Таирова В.С. и Гвоздкова С.Ю.
Протокольным определением суда от dd/mm/yy исковые требования муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы к ООО «Строймеханика», Таировой В.С., Гвоздковой С.Ю. и встречные искровые требования Таировой В.С. и Гвоздковой С.Ю. к администрации г. Костромы выделены в отдельное производство.
В деле в качестве третьих лиц участвовали Управление Росреестра по Костромской области, УФССП России по Костромской области.
В судебном заседании представитель администрации г. Костромы по доверенности Зиновьева Ю.В. полностью поддержала заявленные исковые требования, не признав встречный иски.
Ответчики Перминова Л.В., Добрынина В.Н. и ее представитель адвокат Знароченкова А.Г. в судебном заседании поддержали встречные исковые требования.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приняв во внимание заключение прокурора, согласно которому требования администрации г. Костромы подлежат частичному удовлетворению, встречные исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, многоквартирный дом по адресу: ..., 1936 года постройки.
Перминовой Л.В. на праве собственности с dd/mm/yy принадлежит 18/70 доли в праве на ..., площадью 70 кв.м, в указанном доме, Добрыниной В.Н. с dd/mm/yy – 24/69 доли в праве собственности на ..., площадью 69,2 кв.м.
Указанные квартиры являются коммунальными, в занимаемых Перминовой Л.В. и Добрыниной В.Н. комнатах никто не зарегистрирован.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН, справками МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан».
Постановлением администрации городского округа город Кострома от 17.03.2015 № 540 «О развитии застроенной территории в границах улиц Ленина, 11-я Рабочая, 7-я Рабочая» принято решение о развитии застроенной территории в границах улиц Ленина, 11-я Рабочая, 7-я Рабочая.
Жилой дом, расположенный по адресу: ..., включен в Перечень зданий, строений, сооружений, расположенных на застроенной территории, ограниченной ....
Данный объект отнесен к объектам капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.
dd/mm/yy между муниципальным образованием городской округ город Кострома в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы и ООО «Строймеханика» (застройщик) был заключен договор о развитии застроенной территории в городе Костроме, по условиям которого застройщик принимает обязательства своими силами и за свой счет и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 2.1.2-2.1.10, осуществить мероприятия, связанные с развитием застроенной территории в границах улиц Ленина, 11-я Рабочая, 7-я Рабочая.
В соответствии с пунктом 2.1.4 договора застройщик взял на себя обязательства уплатить возмещение за изымаемые на основании решения администрации города Костромы жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, либо не соответствующими градостроительным регламентам и расположенных на территории и земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома.
Размер возмещения за жилое помещение, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением, заключенным с собственником изымаемого жилого помещения в соответствии с законодательством, на основании отчетов об оценке, составленных ООО «РОСТоценка Валерия» от dd/mm/yy.
В свою очередь согласно пункту 2.3.2 договора администрация город Костромы взяла на себя обязательства принять решение об изъятии путем выкуп жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, либо не соответствующие градостроительным регламентам и расположенных на территории, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома, в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно заключению межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от dd/mm/yy № многоквартирный дом по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации города Костромы от 22.10.2014 № 2800 «О дальнейшем использовании многоквартирного ...» (с изменениями, внесенными постановлениями администрации города Костромы от 07.06.2018 № 1189, от 29.09.2022 а № 1841), признан необходимым снос многоквартирного ..., установлен срок отселения жителей из указанного дома до dd/mm/yy.
Администрацией города Костромы принято постановление от 29.05.2023 № 857 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером № и жилых помещений, расположенных по адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ ...».
В адрес собственников жилых помещений, расположенных по адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ ..., направлены требования о сносе вышеуказанного многоквартирного дома; копия постановления администрации города Костромы от 29.05.2023 № 857; сопроводительными письмами направлены проекты соглашений об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений, отчеты об оценке от dd/mm/yy.
Подписанные соглашения в адрес администрации города Костромы ответчиками не представлены.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 названного Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, частями 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ предусмотрено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1).
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части; 3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы; обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств; 5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, - часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году (ч. 2).
Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи (ч. 2.2).
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение (ч. 3).
Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на: 1) приобретение жилых помещений; 2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; 3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений; 4) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки; 5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части; 6) приведение жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан (ч. 6).
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 8.1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Указанная правовая позиция изложена в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.
При этом согласно тому же Обзору судебной практики требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом установленных обстоятельств применительно к приведенным выше правовым нормам и разъяснениям по их применению, суд приходит к выводу о том, что поскольку жилой дом, в котором находятся принадлежащие ответчикам жилые помещения, признан аварийным и подлежащим сносу, и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, ответчиками избран способ обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного, то заявленные требования администрации г. Костромы об изъятии жилого помещения у ответчиков путем его выкупа являются незаконными, а встречные исковые требования подлежат удовлетворению.
При этом ссылки представителя администрации г. Костромы на то, что региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019 - 2025 годы» и утвержденной в ее развитие муниципальной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома» не предусмотрено предоставление собственникам жилых помещений иных жилых помещений в собственность взамен аварийных, судом отклоняются как несостоятельные, с учетом того, что предусмотренное федеральным законодателем нормой, имеющей большую юридическую силу, право собственника жилого помещения, признанного аварийным, на предоставление иного жилого помещение не ставится в зависимость от того, установлена ли данная возможность соответствующей адресной программой субъекта по переселению.
Кроме того, из ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» следует, что на федеральном уровне выделяются денежные средства на приобретение иных жилых помещений, в том числе и для собственников признанных в установленном законом порядке аварийными жилых помещений, что подтверждается и положениями региональной адресной программы и муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области.
При таких обстоятельствах, на муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы подлежит возложению обязанность предоставить ответчикам благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, равнозначное по общей площади ранее занимаемым ими жилым помещениям.
Принимая во внимание то, что правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения является прекращение права собственности на данное жилое помещение и его выселение из этого жилого помещения, то после предоставления ответчикам иного жилого помещения право собственности на спорное жилое помещение подлежит признанию за администрацией г. Костромы.
Довод представителя ответчика о том, что администрация г. Костромы является ненадлежащим ответчиком со ссылкой на договор о развитии застроенной территории г. Костромы от dd/mm/yy, судом отклоняется как несостоятельный.
Как следует из вышеуказанной региональной программы по переселению граждан, финансирование по переселению граждан предусмотрено не за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а по иным программа субъекта РФ.
Так, dd/mm/yy между муниципальным образованием городской округ г. Кострома и ООО «Строймеханика» (застройщик) заключен договор о развитии застроенной территории в г. Костроме. Спорный дом, в котором проживают ответчики, поименован в договоре.
Согласно п. 2.1.3 договора застройщик обязуется создать либо приобрести, а также передать в муниципальную собственность г. Костромы благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения, расположенных на территории г. Костромы.
Таким образом, из условий договора следует, что обязанность по предоставлению жилых помещений лицам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, возлагается на муниципальное образование, а не на застройщика.
В соответствии с п. 2.1.4 договора на застройщика возложена обязанность уплатить возмещение за изымаемые на основании решения администрации жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу. Также указано, что по соглашению с собственником жилого помещения может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение, созданное или приобретенное за счет собственных и (или) привлеченных средств застройщика с зачетом его стоимости в размер возмещения.
Однако каких-либо соглашений до настоящего времени между истцами и застройщиком не заключено.
В этой связи оснований для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения ответчикам на застройщика не имеется.
Вопросы, касающиеся компенсации затрат, понесенных администрацией г. Костромы по переселению граждан, предметом настоящего спора не являются и решаются сторонами договора в рамках заключенного между ними соглашения.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы удовлетворить частично, встречные исковые требования Перминовой Л. В. и Добрыниной В. Н. удовлетворить.
Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы предоставить Перминовой Л. В. в собственность благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по площади равнозначное площади, приходящейся на ее долю в праве собственности на ранее занимаемое жилое помещение.
После предоставления жилого помещения взамен изымаемого:
- прекратить право общей долевой собственности Перминовой Л. В. (18/70 доли в праве) на квартиру, общей площадью 70 кв.м, расположенную по адресу: ..., кадастровый №, а также на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1 732 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади указанного жилого помещения;
- признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на 18/70 доли в праве на квартиру, общей площадью 70 кв.м, расположенную по адресу: ..., кадастровый №, а также на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1 732 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади указанного жилого помещения;
- обязать Перминову Л. В. передать жилое помещение по акту приема-передачи в течение 90 (девяносто) календарных дней со дня предоставления иного жилого помещения, передать ключи от указанного жилого помещения, оплатить имеющуюся задолженность за жилищно-коммунальные услуги и другие платежи, связанные с проживанием в жилом помещении, возникшие до подписания акта приема-передачи объектов.
Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы предоставить Добрыниной В. Н. в собственность благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по площади равнозначное площади, приходящейся на ее долю в праве собственности на ранее занимаемое жилое помещение.
После предоставления жилого помещения взамен изымаемого:
- прекратить право общей долевой собственности Добрыниной В. Н. (24/69 доли в праве) на квартиру, общей площадью 69,2 кв.м, расположенную по адресу: ..., кадастровый №, а также на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1 732 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади указанного жилого помещения;
- признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на 24/69 доли в праве на квартиру, общей площадью 69,2 кв.м, расположенную по адресу: ..., кадастровый №, а также на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1 732 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади указанного жилого помещения;
- обязать Добрынину В. Н. передать жилое помещение по акту приема-передачи в течение 90 (девяносто) календарных дней со дня предоставления иного жилого помещения, передать ключи от указанного жилого помещения, оплатить имеющуюся задолженность за жилищно-коммунальные услуги и другие платежи, связанные с проживанием в жилом помещении, возникшие до подписания акта приема-передачи объектов.
В удовлетворении исковых требований муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы об изъятии жилых помещений и земельного участка для муниципальных нужд путем выплаты денежной компенсации отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.П. Королева
Мотивированное решение суда изготовлено 18 июля 2024 года: Судья Ю.П. Королева
Мотивированное решение суда изготовлено dd/mm/yy
ВЕРНО: Судья Ю.П. Королева