Дело №2а-110/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 мая 2019 года г.п. Угольные Копи
Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Кадырова И.К., при секретаре Горниковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного предприятия «Аэропорты Чукотки» к Управлению ФССП России по Чукотскому автономному округу, судебному приставу-исполнителю ОСП Анадырского района Управления ФССП России по Чукотскому автономному округу Колоровой Э.Ю. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
ФКП «Аэропорты Чукотки» обратилось в суд с административным иском к Управлению ФССП России по Чукотскому автономному округу, судебному приставу-исполнителю ОСП Анадырского района Управления ФССП России по Чукотскому автономному округу Колоровой Э.Ю. об освобождении от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 09 апреля 2019 года в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного 24 августа 2017 года, в размере 50000 рублей.
В обоснование административного иска указано, что административный истец является должником по исполнительному производству №-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного Анадырским районным судом Чукотского автономного округа по гражданскому делу №2-5/2013. Решение суда не может быть исполнено по независящим от должника обстоятельствам, так как ФКП «Аэропорты Чукотки», является казенным предприятием, не имеет достаточных финансовых средств на проведение строительства и реконструкции на объектах транспортной инфраструктуры ФКП «Аэропорты Чукотки», которое возможно только путем выделения денежных средств из бюджета Российской Федерации в форме целевых вложений. Кроме того, в уставе ФКП «Аэропорты Чукотки» отсутствует такой вид деятельности, как осуществление строительства и реконструкции объектов капитального строительства. Постановлением Правительства РФ от 20.12.2017 №1596 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы», которая предусматривает реконструкцию всех аэропортов должника, в процессе которой будут производиться работы в том числе и по реконструкции периметрового ограждения аэропортов.
В суд от Управления ФССП России по Чукотскому автономному округу и судебного пристава-исполнителя ОСП Анадырского района Управления ФССП России по Чукотскому автономному округу Колоровой Э.Ю. поступили возражения на административное исковое заявление, в которых они просили отказать в удовлетворении административного иска, так как административным истцом не представлено наличие объективных причин, препятствующих исполнению, а также того, что исполнение требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, явилось следствием непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Представитель административного истца ФКП «Аэропорты Чукотки», представитель Управления ФССП России по Чукотскому автономному округу, судебный пристав-исполнитель Колорова Э.Ю. и прокурор, уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
В соответствии со ст. 14 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Как следует из материалов дела, решением Анадырского районного суда от 17 апреля 2013 года, вступившим в законную силу 18 мая 2013 года, на ФКП «Аэропорты Чукотки» возложена обязанность в срок до 01 мая 2015 года произвести работы по установлению вокруг территории аэропортов Певек, Кепервеем, Залив Креста, Марково, Беринговский сплошного ограждения высотой 2,13 – 2,44 метра по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону, расстоянием между предупредительными аншлагами не более 100 метров.
Определением Анадырского районного суда от 08 мая 2015 года ФКП «Аэропорты Чукотки» предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения суда до 31 декабря 2017 года.
24 августа 2017 года постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Анадырского района УФССП России по Чукотскому автономному округу возбуждено исполнительное производство №3259/17/87002-ИП на основании исполнительного листа Анадырского районного суда по гражданскому делу № 2-5/2013. Копия данного постановления получена должником ФКП «Аэропорты Чукотки» 25 августа 2017 года.
Указанным постановлением должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Установлено, что в 5-дневный срок решение суда исполнено не было.
09 апреля 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП Анадырского района УФССП России по Чукотскому автономному округу Колоровой Э.Ю. вынесено постановление о взыскании с ФКП «Аэропорты Чукотки» исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Согласно ч.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Как следует из правовой позиции, изложенной в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В силу ч.3 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ч.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Наличие вины (умысла или неосторожности) ФКП «Аэропорты Чукотки» в неисполнении исполнительного документа, обязывающего должника ФКП «Аэропорты Чукотки» произвести работы по установлению вокруг территории аэропортов Певек, Кепервеем, Залив Креста, Марково, Беринговский сплошного ограждения высотой 2,13 – 2,44 метра по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону, расстоянием между предупредительными аншлагами не более 100 метров, суд не усматривает, должником приняты необходимые меры для надлежащего исполнения обязательства, возложенного решением суда.
Так, из устава ФКП «Аэропорты Чукотки» следует, что оно (предприятие, ФКП «Аэропорты Чукотки») образовано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года №1190-р. Правомочия собственника имущества предприятия осуществляют в установленном законодательством Российской Федерации порядке Правительство Российской Федерации, Федеральное агентство воздушного транспорта и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Предприятие является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества.
В 2014 и 2016 годах ФКП «Аэропорты Чукотки» заключило с ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» и ОАО «Проектно-изыскательский институт воздушного транспорта «Дальаэропроект» государственные контракты на разработку проектной документации и инженерных изысканий по реконструкции аэропортов Кепервеем, Беринговский, Залив Креста.
Техническое задание на проектирование содержит в себе в том числе ограждение аэродрома и служебно-технической территории.
Также собственником имущества ФКП «Аэропорты Чукотки», а именно Правительством Российской Федерации принято постановление 20.12.2017 №1596, которым утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы» со сроком реализации 2018-2024 годы, которая предусматривает реконструкцию аэропортовых комплексов г. Певек, «Бухта Провидения», «Лаврентий», аэропортов Беринговский, Залив Креста, Кепервеем, Марково. Реконструкция аэропортов предусматривает также ограждение аэропортов согласно проектной документации.
Таким образом, административным истцом ФКП «Аэропорты Чукотки» ведется работа, направленная на исполнение решения суда, обязывающего ФКП «Аэропорты Чукотки» произвести работы по установлению вокруг территории аэропортов Певек, Кепервеем, Залив Креста, Марково, Беринговский сплошного ограждения.
В силу изложенного, принимая во внимание статус должника (административного истца) как казенного предприятия, что исполнение судебного решения о возложении обязанности произвести работы по установлению вокруг территории аэропортов Певек, Кепервеем, Залив Креста, Марково, Беринговский сплошного ограждения требует значительных временных и финансовых затрат за счет бюджетных средств, суд находит доводы административных ответчиков об отсутствии у административного истца объективных причин, препятствующих исполнению данного судебного решения и исполнительного документа в срок, несостоятельными, и приходит к выводу о том, что имеют место объективные причины неисполнения ФКП «Аэропорты Чукотки» решения суда, при этом установлено отсутствие виновного противоправного бездействия должника - ФКП «Аэропорты Чукотки» в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок, в связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Федерального казенного предприятия «Аэропорты Чукотки» к Управлению ФССП России по Чукотскому автономному округу, судебному приставу-исполнителю ОСП Анадырского района Управления ФССП России по Чукотскому автономному округу Колоровой Э.Ю. об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Чукотки» от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Анадырского района Управления ФССП России по Чукотскому автономному округу Колоровой Э.Ю. от 09 апреля 2019 года в рамках исполнительного производства №-ИП.
Настоящее решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором - апелляционного представления в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.К. Кадыров