Судья Маркин Э.А. Дело № 33-5674/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Шишкина И.В., Зепаловой Н.Н.,
при секретаре Барабановой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 марта 2016 года апелляционную жалобу Красильникова Н.Г. на решение Королевского городского суда Московской области от 14 декабря 2015 года по делу по иску Красильникова Н. Г. к Королевскому управлению социальной защиты населения и Министерству социального развития Московской области о взыскании ежемесячной денежной выплаты,
заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.,
объяснения истца,
УСТАНОВИЛА:
Красильников Н.Г. обратился в суд с иском к Королевскому управлению социальной защиты населения и Министерству социального развития Московской области о взыскании ежемесячной денежной выплаты.
Требования мотивировал тем, что он участвовал в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 года и на него распространяются льготы и компенсации, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Также ему присвоено звание «Ветеран труда», выдано соответствующее удостоверение. Таким образом, на него распространяются льготы и компенсации, установленные Федеральным законом «О ветеранах».
04.02.2015 года он обратился с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты по категории «Ветеран труда», однако ему было неправомерно отказано.
Ответчики иск не признали.
Решением Королевского городского суда от 14 декабря 2015 года в удовлетворении требований отказано.
Истец не согласился с решением суда, в апелляционной жалобе просит отменить его как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Красильников Н.Г. как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, является получателем ежемесячной выплаты в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В связи с присвоением звания "Ветеран труда" истец просит назначить ежемесячную денежную выплату как ветерану труда.
Согласно ст.3 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ "О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Согласно ст.13 данного Федерального закона "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Красильников Н.Г. имеет два статуса: ветеран труда и участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В соответствии с п.4 ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истец имеет право и получает ежемесячную денежную выплату.
Данная мера социальной поддержки, введенная с 01.01.2005 года, по своей правовой природе является элементом механизма восполнения потерь для граждан-чернобыльцев, ранее являвшихся получателями льгот и гарантий в натуральной форме, и по своему целевому назначению направлена на сохранение ранее достигнутого уровня их социальной защиты, на предоставление им реальной возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся социальной защиты в натуральной форме.
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусматривает необходимость выбора оснований предоставления ежемесячной денежной выплаты при наличии у гражданина, подвергшегося воздействию радиации, права на получение указанной выплаты по основанию, предусмотренному данным Законом, и какому-либо иному основанию, не связанному с воздействием радиации.
В соответствии с п.2 ст.23.1 Федерального закона "О ветеранах" при наличии у гражданина права на ежемесячную денежную выплату по данному Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 10.01.2002 года №2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по Федеральному закону "О ветеранах", либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Вместе с тем, п.2 указанной нормы подлежит применению по смыслу и во взаимосвязи с положениями п.1 ст.23.1, устанавливающими, что право на ежемесячную денежную выплату имеют лица, перечисленные в ней, в частности, инвалиды войны; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Закона; военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда, среди которых ветераны труда не поименованы.
При этом п.3 ст.23.1 предусмотрено, что гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в п.1 настоящей статьи, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.
Таким образом, по смыслу закона положения п.3 ст.23.1 предусматривают исключения для лиц, поименованных в п.1 этой же статьи, и не подлежат применению к иным категориям ветеранов, в частности, ветеранам труда.
Не свидетельствует о возможности получения ежемесячных денежных выплат одновременно по нескольким основаниям и положения ст.13 Федерального закона "О ветеранах". Названной нормой установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе получение ежемесячной денежной выплаты. Законом установлено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Поскольку истец является получателем ежемесячной денежной выплаты по Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", является также ветераном труда, то меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты могут быть ему установлены только по одному из указанных оснований, а не по каждому из них. Исключений в отношении таких лиц, позволяющих рассчитывать на предоставление выплат по двум основаниям, законодательством не предусмотрено.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Королевского городского суда Московской области от 14 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Красильникова Н.Г. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи