В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
дело №33а-5094/2021
(2а-в55/2021)
строка №3.012а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Воронеж 31 августа 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Меремьянина Р.В.,
судей Кобзевой И.В., Привалова А.А.
при секретаре Тезиковой Е.О.,
с участием прокурора Сергеевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Багринцева Н.А., Герман А.Н., Черных В.В., Дедовой В.Ф., Панарина Н.В. к администрации Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконным и недействующим со дня принятия постановления главы администрации Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области № 27 от 18 сентября 2020 года «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, предназначенной для размещения объекта «Подъездная автомобильная дорога с твердым покрытием к Ферме 1- Свиноводческого комплекса», по апелляционной жалобе Багринцева Н.А., Герман А.Н., Черных В.В., Дедовой В.Ф., Панарина Н.В. на решение Павловского районного суда Воронежской области от 18 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Меремьянина Р.В., заслушав пояснения Багринцева Н.А., Черных В.В., представителя истцов,- адвоката Овсянникова А.П., поддержавших доводы жалобы, пояснения представителя администрации Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области и администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области Глотова И.В., представителя заинтересованного лица ООО «АГРОЭКО-ВОСТОК» Поповой Е.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора Сергеевой О.А., судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Багринцев Н.А., Герман А.И., Черных В.В., Дедова В.Ф., Панарин Н.В. обратились в Павловский районный суд с административным исковым заявлением к администрации Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконным и недействующим со дня принятия постановления главы администрации Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области № 27 от 18 сентября 2020 года «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, предназначенной для размещения объекта «Подъездная автомобильная дорога с твердым покрытием к Ферме 1 - Свиноводческого комплекса».
Решением Павловского районного суда Воронежской области от 18 мая 2021 года с учетом определения суда об исправлении описки от 11 июня 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просят отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно п. 20 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 10 ст. 2 Закона Воронежской области «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» № 148-ОЗ от 10.11.2014 года к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Частью 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим кодексом.
В силу ч. 10 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 13 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.
Из содержания частей 1 и 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории и подлежит опубликованию в установленном порядке.
В части 3 данной статьи предусмотрено право физических или юридических лиц со дня опубликования такого решения представить в соответствующий орган свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
В силу предписаний части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Согласно части 6 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
В целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проекту планировки территории и проекту межевания территории в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (части 1 ст. 5.1 ГрК РФ).
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам планировки территории, проектам межевания территории, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 ГрК РФ).
Процедура проведения общественных обсуждений и публичных слушаний установлена частями 4 – 23 ст. 5.1 ГрК РФ.
При проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.
Участники общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол общественных обсуждений или публичных слушаний.
Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 11 ст. 46 ГрК РФ).
Согласно части 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку
Основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается (часть 13.1 ст. 46 ГрК РФ). Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 14 ст. 46 ГрК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, действовавшему до 25.03.2021 года, а так же классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412, действующему с 25.03.2021 года, содержание вида разрешенного использования земельного участка "сельскохозяйственное использование" включает в себя ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.18, в том числе с кодом 1.7 «животноводство», предусматривающего, в том числе размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения животных, производства, хранения и первичной переработки продукции; разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 02.07.2020 года администрацией Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области на основании обращения ООО «Агроэко-Восток» о разрешении подготовки проекта планировки и межевания территории, выдаче технического задания для размещения объекта «Подъездная автомобильная дорога с твердым покрытием к Ферме 1 - Свиноводческого комплекса» 2 этап строительства», было принято постановление № 16 «О разработке проекта планировки и проекта межевания территории, предназначенной для размещения объекта «Подъездная автомобильная дорога с твердым покрытием к Ферме 1 – Свиноводческого комплекса» в <адрес>.
В соответствии с Уставом Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района, принятым решением Совета народных депутатов Верхнемамонского муниципального района Воронежской области от 20.03.2015 года № 4 утверждение подготовленной на основании генеральных планов поселения документации по планировке территории относится к вопросам местного значения поселения (пункт 19 статьи 9 Устава).
По проектам планировки территории, проектам межевания территории проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок и организация проведения которых определяется нормативным правовым актом Совета народных депутатов Гороховского сельского поселения с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности (пункт 9 статьи 19 Устава).
Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном периодическом издании «Информационный бюллетень Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» или в газете «Донская новь» (статья 46 Устава).
Согласно материалов дела, указанное постановление было опубликовано в официальном периодическом печатном издании «Информационный бюллетень Гороховского сельского поселения» от 02.07.2020 г. № 18.
04 августа 2020 г. от ООО «Агроэко-Восток» в администрацию Гороховского сельского поселения поступило заявление с приложением разработанного проекта планировки и межевания территории.
Из проектов планировки и межевания территории следует, что проектируемый линейный объект «Подъездная автомобильная дорога с твердым покрытием к «Ферме 1 –Свиноводческого комплекса» 2 этап строительства предназначен для устройства подъезда к территории комплекса. Начальная точка трассы проектируемого линейного объекта – точка примыкания к автомобильной дороге М-4 «Дон» в Верхнемамонском районе Воронежской области, конец трассы соответствует въезду на территорию комплекса. Протяженность проектируемого линейного объекта составляет 2,16 км. Территория, на которую разрабатывается проект находится в границах Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области. Категория земель, по которым проходит проектируемый линейный объект – земли сельскохозяйственного назначения; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Согласно акта государственной историко-культурной экспертизы от 20 декабря 2019 года, подготовленным экспертом – директором ООО «Научно-производственный центр «Черноземье», раздел проекта «Обеспечение сохранности объектов археологического наследия при реализации проекта «Подъездная автомобильная дорога с твердым покрытием к Ферме 1 Свиноводческого комплекса» в Верхнемамонском районе Воронежской области соответствует действующему законодательству в сфере охраны объектов культурного наследия при проведении земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ; обеспечение сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, возможно. Указанный акт государственной историко-культурной экспертизы не оспорен и является действующим.
Распоряжением № 4 от 10 августа 2020 г. главы Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района были назначены общественные обсуждения по указанному проекту.
10 августа 2020 г. оповещение о начале общественных обсуждений было опубликовано в официальном периодическом печатном издании «Информационный бюллетень Гороховского сельского поселения» от 11 августа 2020 г. № 27, а так же размещено на официальном сайте администрации.
11 августа 2020 года проект планировки и межевания территории, подлежащий обсуждению на общественных обсуждениях, был размещен на официальном сайте Гороховского сельского поселения.
С 11 августа 2020 г. по 14 сентября 2020 г. была открыта экспозиция по проекту планировки и межевания территории.
В ходе общественных обсуждений от истца Черных В.В. и других граждан села Гороховка поступали замечания и предложения относительно проекта планировки и межевания территории. Черных В.В. просила отказать в утверждении проекта планировки и межевания территории, предназначенной для размещения подъездной автомобильной дороги к «Ферме 1 Свиноводческого комплекса».
17 сентября 2020 г. составлен протокол общественных обсуждений и подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений, согласно которому предложения участника общественных обсуждений Черных В.В. признаны нецелесообразными. Данное заключение опубликовано в официальном периодическом печатном издании «Информационный бюллетень Гороховского сельского поселения» от 17 сентября 2020 г. № 36.
18 сентября 2020 г. администрацией Гороховского сельского поселения было принято оспариваемое постановление № 27 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, предназначенной для размещения объекта «Подъездная автомобильная дорога с твердым покрытием к Ферме1-Свиноводческого комплекса» 2 этап строительства. Указанное постановление опубликовано в официальном периодическом печатном издании «Информационный бюллетень Гороховского сельского поселения» от 18 сентября 2020 г. № 37, а так же на официальном сайте администрации Гороховского сельского поселения в разделе «Градостроительство».
Административные истцы являются жителями с. Гороховка Верхнемамонского района Воронежской области, имеют недвижимое имущество на территории поселения, в связи с чем, действие оспариваемого нормативного правового акта распространяет своей действие на указанных лиц.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции проанализировал положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, а также положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава сельского поселения и пришел к правильному выводу о том, что постановление главы администрации Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области № 27 от 18 сентября 2020 года «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, предназначенной для размещения объекта «Подъездная автомобильная дорога с твердым покрытием к Ферме1 - Свиноводческого комплекса» соответствует требованиям закона и прав административных истцов не нарушает.
При этом суд обоснованно исходил из того, что процедура проведения общественных обсуждений проекта планировки и межевания территории, установленная частями 4 – 23 ст. 5.1 ГрК РФ, процедура принятия оспариваемого постановления административным ответчиком соблюдена, вид использования спорного земельного участка соответствует его целевому назначению, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом компетентного органа, в установленные сроки опубликовано, противоречия между проектом планировки и межевания территории, генеральным планом поселения, правилами землепользования и застройки Гороховского сельского поселения отсутствуют.
Поскольку подъездная автомобильная дорога является линейным объектом, правила о соответствии документации по планировке территории документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки на указанную документацию (проекты планировки и межевания территории) не распространяются.
Доказательства несоответствия проекта планировки и проекта межевания территории требованиям, указанным в части 10 статьи 45 ГрК РФ суду не представлены.
Согласно генеральному плану Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, утвержденному решением Совета народных депутатов Гороховского сельского поселения от 23.03.2012 г. № 9 (с изменениями от 04.03.2020 года), на территории Гороховского сельского поселения предусмотрены мероприятия по размещению на территории поселения объектов агропромышленного комплекса, в том числе свиноводческого комплекса на земельном участке с кадастровым номером №36:06:1500003:46, проектируемый линейный объект «Подъездная автомобильная дорога с твердым покрытием к «Ферме 1 Свиноводческого комплекса» предназначен для устройства подъезда к территории комплекса, то есть является одним из элементов комплекса, предназначенного для содержания и разведения животных.
Судом первой инстанции обосновано указано, что строительство подъездной автомобильной дороги к «Ферме 1 свиноводческого комплекса» осуществляется на земельном участке, образованном из земельного участка с кадастровым номером № за счет выдела ООО «Экополе» принадлежащих ему земельных долей. Процедура выдела земельного участка не оспаривалась. Вновь образованный с целью строительства подъездной автомобильной дороги земельный участок поставлен на кадастровый учет 11.08.2020 года с кадастровым номером №, право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за ООО «Экополе» и также не оспорено.
При этом как следует из материалов дела, автомобильная дорога на земельном участке с кадастровым номером № расположена таким образом, что ее придорожная полоса расположена также на указанном земельном участке и не проходит через территорию земельного участка с кадастровым номером №, который находит в долевой собственности граждан и юридических лиц. Указанное подтверждается и сведениями публичной кадастровой карты, находящейся в открытом доступе в сети «Интернет».
С учетом изложенного судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы административных истцов о том, что строительство подъездной дороги запланировано на земельном участке, который находится в долевой собственности истца Панарина Н.В., что нарушает его права. Нарушений прав и законных интересов Панарина Н.В., судом не установлено.
Судом были исследованы и получили надлежащую правовую оценку доводы истцов о том, что строительство подъездной дороги угрожает жизнедеятельности жителей села, нарушает их право на благоприятную окружающую среду, атмосферный воздух, не обеспечивает сохранность объектов археологического наследия, подпадающих в зону реализации проекта по строительству дороги.
При этом суд принял во внимание материалы историко-культурной экспертизы, сведения о мерах по обеспечению сохранности объектов археологического наследия, мероприятия по проведению инженерно-экологических изысканий, рекомендации по организации природоохранных мероприятий содержащихся в проекте планировки территории и пришел к верному выводу, что указанные доводы материалами дела не подтверждены, нарушения прав и законных интересов административных истцов не имеется.
Решение суда по существу является верным. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности. Нарушений требований ст.84 КАС РФ при оценке доказательств, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с принятым по делу решением, повторяют доводы, приведенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, которые были предметом исследования, получили надлежащую оценку и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемом решении суда.
Указанные доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, материалами дела не подтверждены и не могут являться основанием к отмене принятого по делу судебного постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятого судом решения, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Павловского районного суда Воронежской области от 18 мая 2021 года, с учетом определения суда об исправлении описки от 11 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Багринцева Н.А., Герман А.Н., Черных В.В., Дедовой В.Ф., Панарина Н.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
судьи коллегии