Дело № 2-689/21 25 марта 2021 года
78RS0018-01-2020-001110-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Тонконог Е.Б.,
при секретаре Трутневой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Филипповой И.В. и Филиппова С.В. к администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения, взыскании морального вреда,
у с т а н о в и л:
Филипповы обратились с иском в суд, указывая, что решениями администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга от 21.01.2020 на них возложена обязанность возвратить ежемесячную денежную выплату, полученную ими за период с 27.02.2019 до 19.12.2019 в соответствии с Законом Санкт- Петербурга от 22.11.2011 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», в сумме <данные изъяты> каждый, по причине отсутствия у них регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге (л.д.21, 32, 47). Истцы считают решения незаконными, так как они не были поставлены в известность о снятии их с регистрационного учета по решению суда. Просили отменить указанные решения и взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> в пользу каждого.
Истец Филиппов С.В. в суде поддержал требования, дополнив их требованиями о взыскании расходов на уплату госпошлины и почтовых отправлений в общей сумме <данные изъяты> Пояснил, что являются бывшими супругами, решение о выселении их из квартиры по <адрес> они обжаловали в вышестоящих инстанциях, в данной квартире не проживали, т.к. она являлась аварийной, о снятии их с учета не знали, зарегистрировались самостоятельно по новому адресу в декабре 2019 года.
Филиппова И.В. в суд не явилась, извещена. Ранее дала показания, аналогичные показаниям соистца.
Представители ответчика Дементьева И.С. и Кочанова Н.А. иск не признали по доводам, изложенным в отзыве (л.д.75, 85).
Представитель третьего лица Комитета по социальной политике Санкт- Петербурга Маткова Т.Л. по иску возражала, представила письменный отзыв.
Представитель третьего лица ОМВД по Петродворцовому району СПб не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела и оценив собранные по делу доказательства, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истцы являются получателями мер социальной поддержки в соответствии со ст.ст.61-66 Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» по льготной категории пенсионер. Они проживали и были зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 12.11.2018 по делу № 2-1177 Филипповы выселены из данной квартиры в квартиру по адресу: <адрес> (л.д.53-56). Решение вступило в законную силу 27.02.2019. На основании данного решения Филипповы были сняты с регистрационного учета 27.02.2019 (л.д.159 – справка формы 9).
Распоряжением администрации Петродворцового района от 20.11.2019 №-р прекращено предоставление административным истцам мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат с 1.12.2019 в связи с отсутствием сведений о регистрации в Санкт-Петербурге (л.д.87). Позже выплаты возобновлены с 01.12.2019 в связи с постановкой истцов на регистрационный учет в квартире в <адрес> 19.12.2019. В связи с решением о прекращении выплат 21.01.2020 администрацией Петродворцового района приняты решения о возврате необоснованно (излишне) выплаченных сумм ежемесячной денежной выплаты, установлен срок возврата – 45 дней со дня принятия решения (л.д.8, 34).
Согласно ч.1 ст.4 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" право на получение мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, которые предусмотрены настоящим кодексом, имеют граждане и иные лица в случаях, прямо предусмотренных настоящим кодексом. Как указано в п.4 ст.4 Социального Кодекса СПб, место жительства и место пребывания гражданина или иного лица устанавливаются на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда. В силу п.1 ст.60 Социального Кодекса СПб в соответствии с главой 14 меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются гражданам, являющимся получателями ежемесячных денежных выплат за счет средств федерального бюджета, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге, и гражданам без определенного места жительства. При этом гражданин без определенного места жительства – гражданин Российской Федерации, не имеющий регистрации по месту жительства в Российской Федерации (ст.2 Социального Кодекса).
Согласно Перечню документов, необходимых для предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.05.2016 № 385, в числе прочих предоставляется документ, содержащий сведения о месте жительства гражданина в Санкт-Петербурге (справка о регистрации по месту жительства (форма 9) или решение суда об установлении места жительства в Санкт-Петербурге) (в случае отсутствия в документе, удостоверяющим личность гражданина, сведений о месте жительства в Санкт-Петербурге (для граждан, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге) либо справка о постановке на учет Санкт- Петербургским государственным казенным учреждением "Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства" (для граждан без определенного места жительства).
Согласно ст.2 Закона РФ № 5242-1 от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства пределах Российской Федерации" в целях настоящего Закона используются следующие основные понятия как регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства. Место жительства – жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии со ст.3 указанного Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
В соответствии с п.32 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, при снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства на основании вступившего в законную силу решения суда о выселении из занимаемого жилого помещения соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.
ОМВД по Петродворцовому району СПб не сообщило на запрос суда о лице, подавшем документы на снятие с учета. Из пояснений сторон следует, что Филипповы с заявлением о снятии их с учета не обращались, это было сделано администрацией или уполномоченным ею лицом. О снятии с учета Филипповы не были уведомлены, однако это не является нарушением, поскольку такая обязанность законом не предусмотрена.
Суд учитывает, что Филипповы знали о вынесении решения о выселении и вступлении его в законную силу, поскольку принимали участие в судебных заседаниях по делу № 2-1177/18, то есть они не могли не понимать, что подлежат снятию с регистрационного учета с 27.02.2019. Согласно представленной истцом выписке по лицевому счету по квартире начисления квартплаты после снятия с учета не производились (л.д.161). Из пояснений Филипповых следует, что они не регистрировались по месту жительства в пос.Парголово в связи с дальнейшим обжалованием решения о выселении. Данное обстоятельство не может быть учтено при рассмотрении настоящего дела, поскольку правового значения не имеет.
В связи с тем, что в период с 27.02.2019 по 18.18.2019 Филипповы не имели регистрации в СПб, у них отсутствовало право на получение дополнительных мер социальной поддержки в виде ЕДВ. Таким образом, оспариваемые решения не подлежат отмене, равно как и отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда и судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Филипповой И.В. и Филиппову С.В. отказать в удовлетворении требований к администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья (подпись)