24RS0023-01-2022-000267-97
Дело № 2-227/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2022 года с. Казачинское
Казачинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Поляковой Т.П.,
при секретаре Слабинской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокопьева П. Г. к администрации Вороковского сельсовета Казачинского района Красноярского края, администрации Казачинского района Красноярского края о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Прокопьев П.Г. обратился в суд с иском к администрации Вороковского сельсовета Казачинского района Красноярского края, администрации Казачинского района Красноярского края о признании права собственности.
Свои требования мотивировал тем, что решением правления СХА (колхоз) «Искра» истцу была предоставлена в 1987 году квартира по адресу: <адрес>. 10.01.2001г. между истцом и СХА (колхоз) «Искра» был заключен договор найма жилого помещения. Земельным участком площадью 2200 кв.м. семья истца пользуется со дня предоставления квартиры. В связи с тем, что СХА (колхоз) Искра добровольно передал квартиру, которая ни за кем не зарегистрирована, истец обращается в суд с иском. На сегодняшний день квартира на балансе в Вороковском сельсовете не состоит, и Вороковский сельсовет не возражает о признании за истцом права собственности на основе приватизации. Спорная квартира не является муниципальной собственностью, права на нее ни за кем не зарегистрированы, спора о праве на нее нет, в связи с чем просит суд признать за истцом право собственности на квартиру, расположенную <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Истец Прокопьев П.Г., третьи лица Прокопьевой Р.И., Прокопьева А.П. в зал суда не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. Обратились в суд с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие. Третьи лица участвовать в приватизации квартиры не желают, спора о праве собственности у них нет. Против заявленных Прокопьевым П.Г. исковых требований возражений не имеют.
Представители ответчиков администрации Вороковского сельсовета Казачинского района Красноярского края, администрации Казачинского района Красноярского края в зал суда не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомили.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю в зал суда не явился, представил в суд письменные пояснения на иск, в которых просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений по иску не имеет.
Представитель третьего лица СХА (колхоз) «Искра» в зал суда не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией с гражданином, получающим жилое помещение в собственность.
В силу ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Исходя из действующего законодательства, решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст.18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий, в том числе на право бесплатной приватизации.
Как установлено в судебном заседании, решением правления СХА (колхоз) «Искра» Прокопьеву П. Г. была предоставлена в 1987 году квартира по адресу: <адрес>.
10.01.2001г. между Прокопьевым П.Г. и СХА (колхоз) «Искра» был заключен договор найма жилого помещения, согласно которого Прокопьеву П.Г. и членам его семьи была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, бессрочно.
Земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м. на основании постановления Вороковского сельсовета Казачинского района Красноярского края от 10.06.1992г. № предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства в аренду Прокопьеву П.Г.
На сегодняшний день квартира на балансе в Вороковском сельсовете не состоит, и Вороковский сельсовет не возражает о признании за истцом права собственности на основе приватизации, что подтверждается справкой от 12.05.2022г. №.
При этом ни СХА (колхоз) «Искра», ни его правопреемники реализуя правомочия собственника спорной квартиры, регистрацию права собственности, перехода права собственности на данный объект недвижимого имущества не осуществляли. Возражений по существу заявленных истцом требований суду не представляли.
Согласно выписки из похозяйственной книги от 12.05.2022г. № установлено, что в спорной квартире зарегистрированы: Прокопьев П.Г. с 18.04.2002г. - постоянно, по настоящее время; Прокопьева Р.И. - супруга с 19.12.1990г. – постоянно, по настоящее время; Прокопьев А.П. сын с 20.09.2004г. постоянно по настоящее время.
Согласно сведениям Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 23.05.2022г. установлено, что <адрес> по адресу: <адрес> в реестре государственной собственности Красноярского края не учитывается.
Согласно сведениям МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва от 23.05.2022г. установлено, что <адрес> адресу: <адрес> в реестре федерального имущества не учитывается.
Согласно справки от 12.05.2022г. администрации Вороковского сельсовета установлено, что <адрес> не является муниципальной собственностью и на балансе не состоит.
Согласно справки от 17.05.2022г. № администрации Казачинского района Красноярского края установлено, что <адрес> жилого <адрес> на балансе в администрации Казачинского района Красноярского края не состоит.
Согласно уведомления от 16.05.2022г. КУВИ-№ об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений установлено, что в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества <адрес>.
Ранее истец Прокопьев П.Г., трети лица Прокопьева Р.И., Прокопьев А.П. в приватизации жилых помещений не участвовали, что подтверждается справками администрации Казачинского района Красноярского края о неиспользовании права приватизации от 17.05.2022г. №, от 13.07.2022г. №, №.
В соответствии с техническим планом помещения от 08.06.2022г. установлено, что <адрес> по адресу: <адрес> имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., самовольных построек не имеется.
Спорное жилое помещение, которое истец желает приватизировать, не подпадает под перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, установленный ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Пунктом 11 ст. 54 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, в случае если нахождение имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом объекты жилищного фонда не отнесены к имуществу, которое может находиться в федеральной собственности.
Таким образом, жилищный фонд, находящийся в пользовании граждан в соответствии с договорами социального найма, подлежит передаче из федеральной собственности в собственность соответствующих муниципальных образований и в собственность граждан.
В соответствии с приложением № 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991г за № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальную собственность» в редакции постановления ВС РФ от 23 мая 1995г за № 2824-1 жилищный и нежилой фонд относится к муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Поскольку соответствующий объект является объектом муниципальной собственности на основании положений названного постановления Верховного Совета Российской Федерации, спорное жилое помещение должно рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Отсутствие жилого помещения в реестре муниципального жилищного фонда не свидетельствует о том, что данное помещение не является объектом муниципальной собственности. Тот факт, что квартира является объектом муниципальной собственности, также подтверждается иными материалами дела.
Как было указано выше, истец занимает жилое помещение на условиях найма, входящего в состав муниципального жилищного фонда, следовательно, вправе реализовать свое право на его приватизацию.
Отсутствие жилого помещения в реестре муниципального жилищного фонда является препятствием в приватизации жилого помещения занимаемого истцом, поэтому по этим основаниям им может быть отказано в передаче квартиры в собственность.
Однако отсутствие жилого помещения в реестре муниципального жилищного фонда никаким образом не может повлиять на реализацию права истца на приватизацию жилого помещения, поскольку реестр муниципального жилищного фонда существует с целью учета собственника жилого фонда – муниципального образования Казачинский район Красноярского края, администрации Рождественского сельсовета Казачинского района Красноярского края своего имущества и не влечет последствий, предусмотренных ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ст.131 ГК РФ. Как было указано выше, закон связывает право на приватизацию жилого помещения, являющегося муниципальной или государственной собственностью, которое лицо занимает на условиях социального найма. В силу ст.672 ГК РФ на условиях договора социального найма предоставляются жилые помещения только в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. На основании выше изложенного, суд считает, что требования Прокопьева П.Г. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Прокопьевым П. Г. - ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцем <адрес>, Чувашской АССР право собственности на помещение - квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенную по адресу: д. <адрес>, находящуюся в кадастровом квартале №.
Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня вынесения через Казачинский районный суд.
Председательствующий: Т.П. Полякова
Копия верна. Судья.
Мотивированное решение изготовлено 19.09.2022г.