ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33а-15462/2021
по делу № 2а-5156/2021
01 сентября 2021 года г.Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Куловой Г.Р.
судей Портновой Л.В.
Субхангулова А.Н.
при ведении протокола судебного
заседания помощником судьи Гильмутдиновой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гарипова Р. Р. о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации
по апелляционной жалобе Гарипова Р. Р. на решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 21 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Административный истец Гарипов Р.Р. обратился в суд с названным административным иском, указывая, что Гарипов Р.Р. является ....
Административным истцом в сети «Интернет» обнаружена информация, размещенная по ссылкам, которая представляет собой статьи об Административном истце.
Обнаруженная информация размещена по следующим ссылкам:
...Сведения, содержащиеся в вышеуказанных статьях, не соответствуют действительности – административный истец не занимается незаконной деятельностью, участником каких-либо процессуальных проверок по фактам причастности к преступной деятельности не является и ранее не являлся, обвинительных приговоров суда в отношении Административного истца либо возбужденных уголовных дел не имеется.
Уточнив исковые требования, административный истец просил признать информацию, размещенную по следующим ссылкам:
1. ...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
Информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решением Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 21 июня 2021 года постановлено:
В удовлетворении административного иска Гарипова Р. Р. о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации отказать.
В апелляционной жалобе Гарипов Р.Р. просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении требований, указывая в обосновании доводов о том, что согласно п. 1 ст. 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В статьях содержится информация не соответствующая действительности, носит клеветнический и оскорбительный характер, за распространение которой предусмотрена уголовная (ст. 128.1 УК РФ) и административная (ст. 5.61 КоАП РФ) ответственность.
Указанные в иске статьи носят явно заказной характер, что подтверждается их массовостью и одинаковым содержанием.
Согласно п. 2, пп. 2 п. 5 ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено сведений, распространение которых на территории Российской Федерации запрещено, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Признание тех или иных информационных материалов запрещенными к распространению означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные действующим законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу правам и свободам человека и гражданина, основам конституционного строя, обеспечению целостности и безопасности РФ (Определение Верховного Суда Российской Федерации от дата по делу №...).
Принимая во внимание одинаковое содержание статей, информация, содержащаяся в указанных в административном иске статьях, ранее уже была признана информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, решениями Кировского районного суда адрес РБ от дата по делу №..., от дата по дел; №..., от дата по делу №....
Таким образом, суд необоснованно пришел к выводу, что сведения, размещенные на соответствующих сетевых ресурсах, не являются информацией, распространение которой должно быть запрещено в Российской Федерации.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в порядке, предусмотренном статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Судом первой инстанции установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на вышеуказанных интернет адресах размещена информация под громкими заголовками, которая, по мнению истца, порочит его честь, достоинство и деловую репутацию.
Исследовав представленные в суд письменные доказательства, а именно, протоколы осмотра и исследования письменных доказательств (информация с сети Интернет), составленные и удостоверенные нотариусом нотариального округа город Уфа Республики Башкотостан Халиковой Р.Х., суд пришел к выводу о том, что сведения, размещенные на соответствующих сетевых ресурсах, не являются информацией, распространение которой должно быть запрещено в Российской Федерации в рамках реализации положений статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ; само по себе нарушение личных неимущественных прав административного истца, связанных с обработкой и распространением без его согласия персональных данных о нем, не свидетельствует о наличии правовых оснований для отнесения размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" подобных сведений к категории информации, распространение которой создает угрозу интересам Российской Федерации, ее безопасности и правопорядку, а также опасность для неопределенного круга лиц.
Разрешая требования, суд указал, что в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Из содержания части 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ следует, что запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система (Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Реестр)).
В Реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункты 1 и 2 части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ).
При этом в силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ основанием для включения в Реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из анализа содержания приведенных положений статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ следует, что информация, признаваемая запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, должна носить ярко выраженный противоправный характер, наносящий вред неопределенному кругу лиц. По общему правилу Реестр предназначен для противодействия распространению информации, представляющей собой угрозу интересам Российской Федерации, безопасности и правопорядку, создающей опасность для населения Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 части 3 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, уполномоченный защищать права субъектов персональных данных, по результатам рассмотрения обращения субъекта персональных данных имеет право ограничивать доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, с соблюдением процедуры и порядка, установленных статьей 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ.
Указание в административном иске на часть 1 статьи 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (предусматривающей уголовную ответственность за клевету, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию), а также на части 1 и 2 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (предусматривающих административную ответственность за нарушения прав граждан), не может являться основанием удовлетворения административного иска Гарипова Р.Р., поскольку в рамках рассмотрения административного дела в порядке главы 27.1 КАС РФ суды не вправе давать оценку на предмет наличия в действиях операторов, осуществляющих обработку персональных данных, составов данных преступления и административных правонарушений.
На основании изложенного, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Гарипова Р.Р.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Сайт в сети "Интернет" - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет" (пункт 13 статьи 2 Закона об информации).
Частью 1 статьи 9 Закона об информации предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пункт 6 указанной статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или - религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 года N 742 "Об отдельных полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: осуществляет контроль за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с п. 5 Правил создания, формирования и ведения Единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденных Постановление Правительства РФ от 26.10.2012 года N 1101, основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, являются в частности:
- вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией.
Исследовав протоколы осмотра и исследования письменных доказательств (информация в сети интернет), Судебная коллегия приходит к выводу, что размещение информации на указанных сайтах не содержат данных об источнике информации и не содержит указание на приговор, постановление о привлечение к административной ответственности либо решение суда, установивших факты, отраженные на сайтах, соответственно нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на объективную информацию, на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, в силу чего является незаконным и подлежит запрещению к распространению на территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 21 июня 2021 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
1. ...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.