Решение по делу № 33-424/2020 от 09.01.2020

Дело № 33-424/2020 ч/ж

Судья: Акульчева М.В. (дело № 2-2174/2019;

УИД 68RS0002-01-2019-002738-21)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 февраля 2020 года г. Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Арзамасцевой Г.В.,

судей Малининой О.Н., Коростелёвой Л.В.,

при секретаре Симоновой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Ольги Владимировны к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области о признании незаконным решения и возложении обязанности произвести единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения,

по апелляционной жалобе Поповой Ольги Владимировны на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 11 ноября 2019 года.

Заслушав доклад судьи Малининой О.Н., судебная коллегия

установила:

Попова О.В. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области (далее -УМВД России по Тамбовской области) о признании незаконным решения ответчика и возложении обязанности произвести единовременную социальную выплату на приобретение или строительства жилого помещения в большем размере.

В обоснование исковых требований привела, что на основании ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2001 года *** ее бывший супруг Попов А.В. с семьей в количестве 3-х человек был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

17 декабря 2015 года брак между ней и Поповым А.В. был расторгнут, в связи с чем, на основании ее заявления и решением ЖБК УМВД России по Тамбовской области от 22 января 2016 года учетное дело для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения переоформлено с Попова А.В. на нее.

Распоряжением УМВД России по Тамбовской области от 24 ноября 2018 года *** утверждено решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тамбовской области, ей на семью в составе 2-х человек предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 1 400 072,10 рублей.

На основании изложенного считает, что при расчете незаконно была вычтена площадь 1/4 части жилого дома, расположенного по адресу: ***, так как на момент расчета полагающейся ей выплаты ни у нее, ни у ее сына в собственности жилых помещений не было. Данная часть жилого дома 12 ноября 2014 года была подарена ею по договору дарения своей матери Вячиной М.Н.

Попова О.В. просила суд признать незаконными действия УМВД России по Тамбовской области при расчете размера полагающейся на ее семью единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в части вычета из расчета жилой площади равной 7,4 кв. м. Обязать УМВД России по Тамбовской области устранить допущенные нарушения, вынести правовые акты о предоставлении ее семье в составе 2-х человек выплаты незаконно вычтенной при расчете размера единовременной социальной выплаты суммы для приобретения 17,4 кв. м жилья на момент ее фактического предоставления и направлении данных документов для дальнейшего исполнения в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 11 ноября 2019 года исковые требования Поповой О.В. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Попова О.В. ставит вопрос об отмене данного решения и принятии нового об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме.

Указывает, что положения ч. 7 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 247-ФЗ), статьи 53 ЖК РФ, на которые сослался суд, применяются исключительно при принятии сотрудника на учет для получения ЕСВ, и ссылок о применении указанных статей при расчете ЕСВ при ее получении не содержат. Расширенное толкование норм закона, постановления не предусмотрено.

Единственным основание в соответствие с пунктом 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренний дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, в также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты» для вычета из размера общей площади занимаемого жилого помещения является тот случай, когда сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма.

Других жилых помещений, принадлежащих ей или ее сыну на праве собственности, на момент получения указанной единовременной социальной выплаты у них не имелось.

Считает, что при расчете суммы единовременной социальной выплаты необходимо руководствоваться исключительно главой III Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 без ссылок на ч. 7 ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ и ст. 53 ЖК РФ.

Заслушав истца Попову О.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы по изложенным выше основаниям, представителя ответчика просившего решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Попов А.В. распоряжением УМВД России по Тамбовской области от 24 июля 2012 года *** в составе семьи их 3-х человек был поставлен в очередь для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. При этом семья Поповых была поставлена на учет, как необеспеченная в полной мере на каждого члена семьи площадью жилого помещения по учетной норме равной 15 кв. м, так как Попову А.В. принадлежало 16,76 кв. м жилой площади, а Поповой О.В. - 17,4 кв. м, совокупно на семью из 3-х человек приходилось 34,16 кв. м.

Брак между истицей и ее супругом был расторгнут 17 декабря 2015 года и по заявлению Поповой О.В. и на основании распоряжения УМВД России по Тамбовской области от 22 января 2016 года *** порядковый номер состояния в очереди на получение социальной выплаты был присвоен Поповой О.В. с исключением из очереди ее супруга Попова А.В.

Решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты УМВД России по Тамбовской области от 23 ноября 2018 года, утвержденным распоряжением УМВД России по Тамбовской области от 24 ноября 2018 года ***, истцу на семью из двух человек была предоставлена социальная выплата в размере 1 400 072,1 руб.

При определении размера выплаты ЖБК УМВД России по Тамбовской области из 42 кв. м вычло ранее принадлежащую истице жилую площадь в размере 17,4 кв. м, которая 12 ноября 2014 года была отчуждена в пользу ее матери, то есть отчуждение было произведено в период нахождения истца в очереди на предоставление соответствующей выплаты.

Разрешая данный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247 –ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренний дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, в также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты», Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующих данные правоотношения сторон, пришел к выводу, что в случае совершения сотрудником и (или) членом его семьи, с учетом которых производится расчет единовременной социальной выплаты, в течение 5 лет до принятия соответствующей комиссией решения о постановке сотрудника на учет для получения выплаты и решения о предоставления сотруднику данной выплаты, намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в том числе путем отчуждения жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи, площадь этих помещений при расчете суммы единовременной социальной выплаты подлежит зачету.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.

Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ) предусмотрено обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также предоставление им иных социальных гарантий, в том числе закреплено как право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.

В соответствии с частью 1 статьи 4 названного Федерального закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.

Право сотрудника органов внутренних дел на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 42 кв. м общей площади жилого помещения – на семью из двух человек.

В части 5 статьи 4 данного Федерального закона предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 30.12.2011 № 1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).

Пунктом 27 Правил определен порядок расчета размера единовременной социальной выплаты уполномоченным органом с приведением соответствующей формулы, которая в числе прочих параметров содержит такой, как сумма общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.

Согласно пункту 29 Правил в случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений. Указанное положение не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3 - 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Из изложенного следует, что при определении общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты площадь принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи жилых помещений на праве собственности или занимаемых ими по договору социального найма, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 - 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ, подлежит зачету.

Довод автора жалобы, что данная норма предусматривает возможность учета только тех жилых помещений, которые принадлежат сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности или занимаемых ими по договору социального найма на момент принятия комиссией решения о предоставлении единовременной социальной выплаты, основан на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Учитывая, что единовременная социальная выплата является одной из социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий, пункт 29 Правил должен применяться наряду с другими нормами, регулирующими порядок и условия предоставления указанной выплаты.

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу указанной нормы закона, данное ограничение допустимо в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, в результате которого такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу подпункта «д» пункта 9 Правил (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относится в том числе отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.

Из указанных норм, включая пункт 29 Правил, в системной связи с положениями статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что в случае совершения сотрудником и (или) членами его семьи, с учетом которых производится расчет единовременной социальной выплаты, в течение 5 лет до принятия соответствующей комиссией решения о постановке сотрудника на учет для получения выплаты и решения о предоставлении сотруднику данной выплаты, намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в том числе путем отчуждения жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи, площадь этих помещений при расчете суммы единовременной социальной выплаты подлежит зачету.

По данному делу юридически значимыми обстоятельствами с учетом заявленных Поповой О.В. требований и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являются установление ее нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных пунктом 2 частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247 -ФЗ, а также несовершение Поповой О.В. или членами ее семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию их нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Как установлено судом первой инстанции, такие действия истцом совершены, и с моменты отчуждения принадлежащей ей доли жилого помещения (2014 год) пятилетний срок на момент получения единовременной социальной выплаты и принятия комиссией решения о предоставлении Поповой О.В. такой выплаты не истек. Доказательств вынужденного характера отчуждения принадлежащих истцу доли в праве собственности на жилой дом Поповой О.В. суду первой инстанции не представлено, не указано на такие обстоятельства последней и в суде апелляционной инстанции.

Таким образом, вывод суда о законности решения комиссии, которой рассчитан размер единовременной социальной выплаты по норме предоставления с учетом подлежащих применению к спорным правоотношениям статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ, подпункта «д» пункта 9 Правил и установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении Поповой О.В. жилищных условий.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, а доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норма материального права.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                    Определила:

решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 11 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Поповой Ольги Владимировны – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

33-424/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Попова Ольга Владимировна
Ответчики
УМВД России по Тамбовской области
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Малинина Ольга Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
10.01.2020Передача дела судье
05.02.2020Судебное заседание
13.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2020Передано в экспедицию
05.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее