УИД 69RS0006-03-2023-000238-70
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 марта 2024 года город Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Цветкова В.В.,
судей Беляк А.С., Голубевой О.Ю.,
при секретаре судебного заседания Барменковой Я.А.
по докладу судьи Голубевой О.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» на решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 14 ноября 2023 года, которым постановлено:
«исковое заявление Администрации Фировского района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» в лице обособленного подразделения «АтомЭнергоСбыт» Тверь, Вышневолоцкого отделения обособленного подразделения «АтомЭнергоСбыт» Тверь, Фировского участка Северо-Восточного округа обособленного подразделения «АтомЭнергоСбыт» Тверь о возложении обязанности обеспечить поставку электрической энергии на период отопительного сезона 2023-2024 годов на объекты - блочно-модульные котельные удовлетворить.
Обязать акционерное общество «АтомЭнергоСбыт» (ОГРН 1027700050278) в лице обособленного подразделения «АтомЭнергоСбыт» Тверь, Вышневолоцкого отделения обособленного подразделения «АтомЭнергоСбыт» Тверь, Фировского участка Северо-Восточного округа обособленного подразделения «АтомЭнергоСбыт» Тверь поставлять электрическую энергию на период отопительного сезона 2023-2024 годов на объекты - котельные, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>, <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Взыскать с Акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» (ОГРН 1027700050278) в доход бюджета муниципального образования «Фировский муниципальный район Тверской области» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей».
Судебная коллегия
установила:
администрация Фировского района Тверской области обратилась в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к АО «АтомЭнергоСбыт» о возложении обязанности обеспечить поставку электрической энергии на котельные в период отопительного сезона 2023-2024 годов.
В основании иска указала, что МУП «Фировские коммунальные услуги» является теплоснабжающей и теплосетевой организацией на территории Фировского района.
21 сентября 2022 года между МУП «Фировские коммунальные услуги» и АО «АтомЭнергоСбыт» заключен договор энергоснабжения №.
По условиям договора гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю. Потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором и нормами действующего законодательства (пункт 1.1 Договора).
Пунктом 5.6 договора определены следующие периоды (сроки) платежа: 30% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится, до десятого числа этого месяца; 40% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который, осуществляется оплата, вносится до двадцать пятого числа этого месяца; стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем в качестве оплаты электрической энергии(мощности) в течение этого месяца, оплачивается до восемнадцатого числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
МУП «Фировские коммунальные услуги» осуществляет эксплуатацию пяти котельных, расположенных по следующим адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Вышеуказанные котельные закреплены за предприятием на праве хозяйственного ведения в соответствии с заключенными 19 июля 2021 года договорами между МО <адрес> и МУП «Фировские коммунальные услуги».
Согласно схемам теплоснабжения Фировского городского поселения, Великооктябрьского сельского поселения, Рождественского сельского поселения вышеперечисленные котельные осуществляют отопление двадцати многоквартирных домов, объектов социального назначения (<данные изъяты>»).
АО «АтомЭнергоСбыт» является единственным поставщиком электрической энергии на территории Фировского района, соответственно, МУП «Фировские коммунальные услуги» не имеет возможности получить услугу в виде поставки электроэнергии надлежащего качества и объема у иных поставщиков.
По состоянию на май 2023 года у МУП «Фировские коммунальные услуги» перед АО «АтомЭнергоСбыт» образовалась кредиторская задолженность по договору энергоснабжения № в размере 1904377 рублей 98 копеек.
В связи с образовавшейся задолженностью АО «АтомЭнергоСбыт» направило в Фировское отделение АО «Тверьгорэлектро» уведомления от 2 мая 2023 года № 818799, № 818798 о введении полного ограничения режима потребления электроэнергии путем отключения присоединений по точкам поставки на котельных, эксплуатируемых МУП «Фировские коммунальные услуги» с 11 мая 2023 года.
Решением Арбитражного суда Тверской области с МУП «Фировские коммунальные услуги» в пользу АО «АтомЭнергоСбыт» взыскана задолженность за отопительный период 2022-2023 годов (по апрель 2023 года). Возбуждено исполнительное производство. В рамках исполнительных производств наложен арест на расчетные счета предприятия, поэтому осуществлять расчеты оно не имеет возможности. Кроме того, наложен арест на заключенный с ЕРКЦ агентский договор, поступающие платежи арестованы на 80%.
Действия АО «АтомЭнергоСбыт» по отказу от поставки электрической энергии МУП «Фировские коммунальные услуги» создают препятствия для проведения мероприятий по подготовке предприятия к отопительному сезону 2023-2024 годов, а также для подачи тепловой энергии населению.
На основании изложенного истец просил обязать АО «АтомЭнергоСбыт» обеспечить поставку электрической энергии в период отопительного сезона 2023-2024 годов на указанные в исковом заявлении котельные.
Лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания своих представителей в суд не направили.
Из представленных АО «АтомЭнергоСбыт» письменных возражений следует, что по состоянию на 27 сентября 2023 года задолженность МУП «Фировские коммунальные услуги» по договору купли-продажи электроэнергии (мощности) № от 1 сентября 2022 года составила 1898993 рубля 87 копеек, что превышает один период между установленными договором сроками платежа.
В связи с невыполнением требования о погашении задолженности в отношении объектов, находящихся в эксплуатации МУП «Фировские коммунальные услуги», в соответствии с Правилами № 442 введено полное ограничение режима потребления электрической энергии. Данные мероприятия проведены АО «АтомЭнергоСбыт» в соответствии с действующим законодательством и являются законными.
Обязательства по обеспечению населения коммунальными услугами лежат на МУП «Фировские коммунальные услуги» и органах местного самоуправления. МУП «Фировские коммунальные услуги» могло обеспечить своих потребителей тепловой энергией путем использования альтернативных источников электроэнергии (например, генераторов), следовательно, АО «АтомЭнергоСбыт» своими действиями не нарушало прав неопределенного круга лиц.
Не исполняя обязательства по оплате электрической энергии, МУП «Фировские коммунальные услуги» ставит под угрозу энергоснабжение иных потребителей электрической энергии Тверского региона, в том числе социально незащищенных категорий населения. Денежные средства, получаемые за поставленную электроэнергию, необходимы АО «АтомЭнергоСбыт» для расчетов на оптовом рынке электрической энергии и услуг по передаче электроэнергии.
2 октября 2023 года введенное ограничение отменено, подача электрической энергии в котельные возобновлена.
Поскольку ограничение режима потребления электрической энергии введено по инициативе АО «АтомЭнергоСбыт» с соблюдением процедуры, регламентированной пунктом 15 Правил № 442, а также в связи с отсутствием предмета спора, требования истца удовлетворению не подлежат.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе АО «АтомЭнергоСбыт» просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в возражениях на исковое заявление, и выражают несогласие с той оценкой, которую суд первой инстанции дал приведенным ответчиком обстоятельствам.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу ответчика – без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 13 февраля 2024 года на основании статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Закона Тверской области № 13-ЗО от 13 апреля 2023 года в порядке правопреемства произведена замена истца - администрации Фировского района Тверской области и третьих лиц - Великооктябрьского сельского поселения Фировского района Тверской области, Рождественского сельского поселения Фировского района Тверской области, Фировского городского поселения Тверской области на правопреемника - администрацию Фировского муниципального округа Тверской области.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.
С учетом положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утверждены Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее – Правила № 442).
Пунктом 10.1 Правил № 442 предусмотрено, что введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается.
Исходя из положений пункта 17.1 Правил № 442, введение ограничения режима потребления в отношении граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 приложения к Правилам 442 организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения населенных пунктов, относятся к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
На основании подпункта «а» пункта 33 Правил № 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается (пункт 121 Правил № 354).
Коммунальная услуга «теплоснабжение» осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и должна обеспечивать теплоснабжение помещений, входящих в состав многоквартирного дома. Услуга теплоснабжения должна оказываться круглосуточно, непрерывно в течение отопительного периода, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (пункт 6.1 ГОСТ Р 51617-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования», утвержденного приказом Госстандарта от 11 июня 2014 года № 544-ст).
Пунктом 14 приложения № 1 к Правилам № 354 определено, что допустима продолжительность перерыва отопления не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 16 часов единовременно - при температуре, воздуха в жилых помещениях от + 12 °С до нормативной температуры, указанной в пункте 15 приложения; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях, от + 10 °С до + 12 °С, не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от + 8 °С до + 10 °С.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министерства энергетики РФ № 116 от 19 марта 2014 года АО «АтомЭнергоСбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика с 1 апреля 2014 года, то есть Общество фактически является единственным поставщиком электроэнергии в Тверской области.
МУП «Фировские коммунальные услуги» выполняет функции теплоснабжающей и теплосетевой организации на территории Фировского района, выступает поставщиком тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры.
На основании договоров между администрацией Фировского района Тверской области и МУП «Фировские коммунальные услуги» от 19 июля 2021 года за последним на праве хозяйственного ведения закреплены и переданы по актам приема-передачи здания котельных, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>, а также оборудование котельных и участки теплотрасс.
Постановлениями органов местного самоуправления городского и сельских поселений утверждены схемы теплоснабжения Фировского городского поселения, Великооктябрьского сельского поселения и Рождественского сельского поселения Фировского района Тверской области.
21 сентября 2022 года между АО «АтомЭнергоСбыт» (гарантирующий поставщик) и МУП «Фировские коммунальные услуги» (потребитель) заключен договор энергоснабжения №, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором и нормами действующего законодательства (пункт 1.1).
Точки поставки и адреса энергопринимающих устройств потребителя указаны в приложении № 1 к договору (пункт 1.4). Согласно приложению № 1 в перечень точек поставки электрической энергии (мощности) МУП «Фировские коммунальные услуги» входят, в том числе, указанные выше котельные.
Сообщениями от 29 апреля 2023 года № 818715 и 2 мая 2023 года №№ 818798, 818799 АО «АтомЭнергоСбыт» уведомило МУП «Фировские коммунальные услуги» о наличии задолженности по договору № от 21 сентября 2022 года в размере 1600 918 рублей 34 копейки и предупредило о принудительном введении ограничения режима потребления после 12.00 часов 11 мая 2023 года путем отключения электроустановок, в том числе рассматриваемых котельных.
10 мая 2023 года МУП «Фировские коммунальные услуги» самостоятельно ввело режим полного ограничения потребления электроэнергии, что подтверждается соответствующими актами.
16 августа 2023 года администрация Фировского района направила в АО «АтомЭнергоСбыт» письмо о возобновлении электроснабжения котельных МУП «Фировские коммунальные услуги» на период отопительного сезона 2023-2024 годов и получила отказ гарантирующего поставщика (письмо № 69-002-29.08-71 от 29 августа 2023 года).
25 августа 2023 года прокурор Фировского района Тверской области внес главе Фировского района Тверской области предостережение о недопустимости срыва отопительного сезона 2023-2024 годов.
Распоряжением администрации Фировского района Тверской области от 26 сентября 2023 года № 254 начало отопительного сезона 2023-2024 годов на территории Фировского района объявлено с 28 сентября 2023 года.
2 октября 2023 года АО «АтомЭнергоСбыт» уведомило МУП «Фировские коммунальные услуги» об отмене ранее введенного ограничения ввиду устранения оснований для этого и просило предприятие возобновить подачу электроэнергии.
Однако уже 18 октября 2023 года АО «АтомЭнергоСбыт» вновь направило МУП «Фировские коммунальные услуги» уведомление о наличии задолженности по договору в размере 1864435 рублей 10 копеек (по состоянию на 18 октября 2023 года) и предупреждение о принудительном введении ограничения режима потребления после 12.00 часов 30 октября 2023 года путем отключения электроустановок.
За разрешением спора истец, как орган местного самоуправления, в порядке статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд.
Удовлетворяя исковые требования, руководствуясь положениями статей 12, 539, 540, 541, 542, 546, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, учитывая, что альтернативные поставщики электроэнергии в районе обслуживания МУП «Фировские коммунальные услуги» отсутствуют, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ответчик АО «АтомЭнергоСбыт» применил такой способ самозащиты права, который привел к нарушению прав граждан-потребителей, добросовестно оплачивающих предоставляемые им услуги, что является злоупотреблением правом и доминирующим положением, что недопустимо.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, ибо они соответствуют установленным обстоятельствам дела при правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы АО «АтомЭнергоСбыт» о том, что у МУП «Фировские коммунальные услуги» имеется задолженность перед ответчиком за поставленную электроэнергию, сами по себе правильности выводов суда первой инстанции не опровергают и основанием для введения режима ограничения потребления электрической энергии не являются, ибо в отопительный период это может привести к возникновению чрезвычайной ситуации в рассматриваемых населенных пунктах, созданию непосредственной угрозы жизни и здоровью людей. Введение ответчиком режима ограничения потребления электроэнергии даже при наличии задолженности является неправомерным.
Аргументы апеллянта о том, что ограничение было введено в межотопительный период, когда услуга по отоплению населению не оказывается, а, соответственно, права потребителей таким ограничением не нарушаются, правового значения не имеют, поскольку оспариваемым судебным актом на ответчика возложена обязанность обеспечить поставку электрической энергии в котельные только на период отопительного сезона.
В ситуации, когда АО «АтомЭнергоСбыт» является монополистом на рынке услуг электроснабжения в Тверской области, ссылки подателя жалобы на то, что МУП «Фировские коммунальные услуги» вправе было заключать иные соглашения с гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в отношении социально-значимых объектов, а также должно самостоятельно нести ответственность перед потребителями ввиду своего неправомерного поведения, нельзя признать состоятельными.
В целом позиция апеллянта не нуждается в дополнительной проверке, направлена на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не может служить основанием для отмены правильного по существу решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 14 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АО «АтомЭнергоСбыт» – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение принято 21 марта 2024 года.
Председательствующий В.В. Цветков
Судьи А.С. Беляк
О.Ю. Голубева