Судья Башенхаев А.И.

    Судья-докладчик Рудковская И.А.                                 по делу № 33-4085/2022

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    20 июня 2022 года                                                                               г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

cудьи-председательствующего Рудковской И.А.,

судей Васильевой И.Л. и Кроваленко В.В.,

при секретаре Шипицыной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело              № 2-9/2022 (УИД 85RS0005-01-2021-000587-05) по иску министерства сельского хозяйства Иркутской области к Семенову В.А. о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности

по апелляционной жалобе Семенова В.А. на решение Аларского районного суда Иркутской области от 18 января 2022 года,

УСТАНОВИЛА:

Министерство сельского хозяйства Иркутской области обратилось в суд с иском к Семенову В.А., в обоснование которого указало, что в соответствии с порядком предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности на территории Иркутской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от Дата изъята Номер изъят Семенову В.А. предоставлены средства на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 505 890 руб. (средства федерального бюджета в размере 399 653 руб., средства бюджета Иркутской области в размере 106 237 руб.). Факт перечисления денежных средств подтверждается платежным поручением Номер изъят от 1 марта 2018 года. Согласно абзацам первому, третьему пункта 60 Порядка и на основании пунктов 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4 договора Номер изъят от 12 февраля 2018 года об обеспечении молодых семей, молодых специалистов, проживающих и работающих (осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность) на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность на территории Иркутской области работать там (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность) жильем с использованием на эти цели социальной выплаты на строительство жилого дома, заключенного между министерством и ответчиком, Семенов В.А. обязался построить жилой дом по адресу: <адрес изъят>, площадью 72 кв.м. и в течение одного месяца со дня ввода жилого дома в эксплуатацию, но не более чем в течение двух лет со дня выдачи свидетельства. Свидетельство Номер изъят выдано 19 февраля 2018 года. Обязанности, предусмотренные пунктом 2.2.3 договора, ответчиком не исполнены, в связи с чем, министерством Семенову В.А. направлялись требования о возврате выплаты от 29 декабря 2020 года Номер изъят, которые получены ответчиком 15 января 2021 года и не исполнены.

Министерство сельского хозяйства Иркутской области просило суд взыскать с Семенова В.А. социальную выплату на строительство жилья в сельской местности в размере 505 890 руб.

Решением Аларского районного суда Иркутской области от                  18 января 2022 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда Семеновым В.А. подана апелляционной жалоба, в которой содержится просьба об отмене решения суда. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не учтены обстоятельства выполнения договора Номер изъят от 12 февраля 2018 года на строительство жилого дома в указанные сроки в полном объеме. Указывает, что объективным обстоятельством остановки строительных работ явилось недостаточное финансирование, объем строительства был завышен с 33 кв.м. до 72 кв.м. без конкретного финансового обеспечения, сметная стоимость жилого дома выросла до 1 645 930 руб. Денежных средств на строительство жилого дома у ответчика не имеется, им предпринимались меры для поиска денежных средств, чтобы продолжить строительство, однако в настоящее время ситуация не изменилась. ФИО1 готов продолжить строительство при возобновлении финансирования, с которым ответчик заключил договор подряда и перечислил на его счет социальную выплату в полном объеме. Социальная выплата была использована ответчиком в полном объеме на строительство жилого дома, нецелевого использования средств не имеется. В своей жалобе ответчик ссылается на трудное финансовое положение, указывает, что работает и в дальнейшем планирует достроить жилой дом.

Письменных возражений на жалобу не поступило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Рудковской И.А., объяснения ответчика Семенова В.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика министерства сельского хозяйства Иркутской области ФИО2, согласившейся с решением суда, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда приходит к выводу об отмене решения Аларского районного суда Иркутской области на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением норм материального права.

Судом при рассмотрении дела установлено, что 12 февраля 2018 года между министерством сельского хозяйства Иркутской области и     Семеновым В.А. заключен договор Номер изъят об обеспечении молодых семей, молодых специалистов, проживающих и работающих (осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность) на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность на территории Иркутской области работать там (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность), жильем с использованием на эти цели социальной выплаты на строительство жилого дома, согласно которому орган исполнительной власти осуществляет выдачу получателю свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, подтверждающего его право на получение социальной выплаты. Срок действия свидетельства составляет один год с даты выдачи.

При этом получатель обязуется построить жилой дом пригодный для постоянного проживания, обеспеченный централизованными или автономными инженерными сетями по адресу: <адрес изъят>, площадью 72 кв.м. и оформить его в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве в течение одного месяца со дня ввода в эксплуатацию, но не более чем в течение двух лет со дня выдачи свидетельства.

В соответствии со свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Номер изъят Семенов В.А. является участником мероприятий по улучшению жилищных условий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, ему предоставляется социальная выплата в размере 505 890 руб., в том числе: 399 653 руб. за счет средств федерального бюджета, 106 237 руб. за счет средств бюджета Иркутской области. Срок действия свидетельства – не более одного года с даты выдачи.

Платежным поручением Номер изъят от 1 марта 2018 года министерство сельского хозяйства Иркутской области на расчетный счет Семенова В.А. в (данные изъяты) перечислило денежные средства в размере 505 890 руб.

Обращаясь в суд с настоящим иском о взыскании социальной выплаты, истец ссылается на ненадлежащее исполнение ответчиком Семеновым В.А. обязанности по оформлению построенного жилого помещения в собственность.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком не исполнены обязательства по строительству и регистрации права собственности на жилой дом, суд указал, что ответчик при должной осмотрительности должен был позаботиться о наличии собственных денежных средств на строительство дома, предполагая, что полученной субсидии будет недостаточно, но самонадеянно надеялся на возможное получение гранта и развитие фермерского хозяйства. С момента возведения объекта незавершенного строительства, а именно с февраля 2019 года, согласно итоговому акту сдачи-приемки выполненных работ, работы по завершению строительства ответчиком не проводились, меры для этого не предпринимались, доказательств обратному суду не представлено.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласиться не может исходя из следующего.

В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом социальным является государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Положения, касающиеся конституционного права на жилище, находят отражение и в установленных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» правовых основах государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (часть 2 статьи 1 этого федерального закона).

Пунктом 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» установлено, что обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве, являются основными целями государственной аграрной политики.

Согласно положениям статьей 8 и 9 названного федерального закона эти цели принимаются во внимание при разработке государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при формировании федеральных целевых программ по ее конкретным направлениям и программ субъектов Российской Федерации для реализации положений федеральных нормативных актов по вопросам сельского хозяйства.

В целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности на территории Иркутской области, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, государственной программой Иркутской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от    26 октября 2018 года № 772-пп, Правительством Иркутской области установлен порядок предоставления социальных выплат на строительство и приобретение жилья гражданам проживающим в сельской местности              (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).

В соответствии с указанным Порядком социальная выплата предоставляется на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим и работающим в сельской местности на территории Иркутской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

На основании пункта 2 указанного Порядка социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального и областного бюджетов в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории Иркутской области, утвержденной Правительством Иркутской области на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках мероприятий, указанных в пункте 2 Правил за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в Иркутской области на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Иркутской области, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на первый квартал очередного финансового года.

Из материалов дела следует, что в соответствии с указанным Порядком 12 февраля 2018 года между министерством сельского хозяйства Иркутской области и Семеновым В.А., заключен договор Номер изъят об обеспечении молодых семей, молодых специалистов, проживающих и работающих (осуществляющих предпринимательскую деятельность) на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность на территории Иркутской области и работать там (осуществлять предпринимательскую деятельность), жильем с использованием на эти цели социальной выплаты на строительство жилого дома.

По условиям договора истец перечисляет на счет ответчика социальную выплату, а ответчик обязуется построить дом площадью, не менее площади, используемой для расчета размера социальной выплаты на строительство жилого дома, по адресу: <адрес изъят>, площадью 72 кв.м.

Ответчик Семенов В.А. является молодым специалистом, проживающим в сельской местности и осуществляющим предпринимательскую деятельность – крестьянское фермерское хозяйство.

Платежным поручением Номер изъят от 1 марта 2018 года министерство сельского хозяйства Иркутской области на расчетный счет Семенова В.А. в (данные изъяты) перечислило денежные средства в размере 505 890 руб.

Удовлетворяя требования истца и взыскивая с ответчика социальную выплату, перечисленную на строительство жилого помещения в рамках Программы поддержки молодых специалистов, проживающих в сельской местности, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о возможности взыскания социальной выплаты, предоставленной ответчику для строительства жилого помещения.

В рамках дополнительной подготовки, проведенной судом апелляционной инстанции 23 мая 2022 года, истцом представлен договор аренды земельного участка от 29 декабря 2015 года, согласно которому Семенов В.А. получил в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес изъят>, с разрешенным использованием под строительство индивидуального жилого дома, сроком на 20 лет.

5 февраля 2016 года ответчиком получено разрешение на строительство жилого дома по указанному адресу.

11 марта 2018 года между Семеновым В.А. и ФИО1 заключен договор на строительство жилого дома, площадью 72 кв.м., при этом сметная стоимость строительства составила 1 645 930 руб.

В 2016 году составлен рабочий проект строительства жилого дома.

Во исполнение указанного договора на расчетный счет       ФИО1 Семеновым В.А. перечислена сумма 505 890 руб.

Из актов приема-передачи материальных ценностей от 15 февраля 2019 года и 11 марта 2018 года следует, что Семеновым В.А. приобретены строительные материалы на общую сумму 93 000 руб. и 427 706,31 руб.

Ответчиком представлены фотоснимки из которых следует, что произведены работы по заливке фундамента, а также произведено частичное возведение стен.

Таким образом, из представленных материалов дела следует, что Семеновым В.А. в полном объеме расходована предоставленная социальная выплата на строительство жилого помещения, учитывая, что субсидия ответчику предоставлена из расчета 33 кв.м., однако в соответствии с договором площадь построенного жилого дома должна составлять 72 кв.м.

Принимая во внимание, что ответчиком представлены доказательства, свидетельствующие о целевом использовании предоставленной социальной выплаты на строительство жилого дома, исходя из цели предоставления указанной выплаты направленной на оказание помощи молодым специалистом, проживающим и осуществляющим трудовую деятельность в селе именно для приобретения или строительства жилого помещения, учитывая оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, что отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания социальной выплаты.

Учитывая изложенное, решение Аларского районного суда Иркутской области от 18 января 2022 года подлежит отмене и принятием нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░                       18 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                     ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░                                                                                                ░.░. ░░░░░░░░░

░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 23 ░░░░ 2022 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-4085/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Министерство Сельского хозяйства Иркутской области
Ответчики
Семенов Виталий Александрович
Другие
Семенов Александр Владимирович
ИП Чергисханов А.Д.
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Рудковская Ирина Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
21.04.2022Передача дела судье
23.05.2022Судебное заседание
20.06.2022Судебное заседание
01.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2022Передано в экспедицию
20.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее