Дело № 66а-4723/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 7 сентября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В.,
судей Синьковской Л.Г., Васильевой Т.И.,
при помощнике Островской М.А.
с участием прокуроров Бобылевой О.А., Будлова И.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-341/2020 по апелляционному представлению исполняющего обязанности прокурора Костромской области, апелляционным жалобам избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» и избирательного объединения «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» на решение Костромского областного суда от 26 августа 2020 года об отказе в удовлетворении административных исковых заявлений избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» и избирательного объединения «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» к избирательной комиссии Костромской области об отмене постановления избирательной комиссии Костромской области от 10 августа 2020 года №1464 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу.
Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г., объяснения представителей административных истцов избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» Зорину О.А. и избирательного объединения «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» Косенкову С.В., представителей заинтересованного лица избирательного объединения «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» Саакадзе В.Г. и Скворцова И.Н., заключение прокурора Будлова И.М., полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
установила:
Постановлением Костромской областной Думы от 10 июня 2020 года №1436 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва.
Постановлением избирательной комиссии Костромской области от 10 августа 2020 года № 1464 список кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу, зарегистрирован в количестве 22 человек.
Постановлениями избирательной комиссии Костромской области от 12 августа 2020 года № 1469 и № 1479 зарегистрированы списки кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутые избирательными объединениями «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» и «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» по тому же избирательному округу.
Избирательное объединение «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» и избирательное объединение «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» обратились в суд с административными исковыми заявлениями, в которых просили отменить постановление избирательной комиссии Костромской области от 10 августа 2020 года №1464 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу.
Определением судьи от 19 августа 2020 года административные дела по указанным административным искам объединены в одно производство.
Заявленные требования мотивированы тем, что 08 июля 2020 года избирательное объединение «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» уведомило избирательную комиссию Костромской области о выдвижении списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по областному избирательному округу и представило документы для заверения списка кандидатов с нарушением закона.
01 августа 2020 года избирательное объединение «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» представило в избирательную комиссию Костромской области документы на регистрацию списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по областному избирательному округу.
По мнению административных истцов, избирательная комиссия Костромской области зарегистрировала список кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу, при наличии оснований для отказа в регистрации, предусмотренных подпунктами «б», «б.1», «в.1», «г», «д» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ).
В нарушение пункта 11 статьи 29 Устава Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в числе документов, подтверждающих выдвижение списка кандидатов избирательное объединение «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» представило не протокол конференции от 02 июля 2020 года, а решение №3.4 конференции (выписку из протокола от 02 июля 2020 года).
Конференция Регионального отделения политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области, начавшаяся 02 июля 2020 года, завершилась 10 июля 2020 года. Несмотря на то, что она проводилась в два этапа: 02 июля 2020 года и 10 июля 2020 года, принятые ею решения были оформлены единым протоколом, заявленным избирательным объединением вместе с документами на регистрацию списка кандидатов. Согласно Уставу Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ протокол конференции регионального отделения должен быть оформлен и подписан в течение трех дней после закрытия данной конференции. Следовательно, на момент уведомления избирательной комиссии о выдвижении списка кандидатов 08 июля 2020 года протокол конференции, из которого можно было бы делать выписки, еще не был оформлен. Решение №3.4 конференции (выписка из протокола от 02 июля 2020 года) на 08 июля 2020 года не могла существовать. Таким образом, решение №3.4 конференции (выписка из протокола от 02 июля 2020 года) является недостоверным документом.
Также избирательное объединение «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» 08 июля 2020 года, уведомляя избирательную комиссию Костромской области о выдвижении списка кандидатов по областному избирательному округу, представило решение №5 конференции (выписка из протокола от 02 июля 2020 года) о назначении уполномоченных представителей, решение №6 конференции (выписка из протокола от 02 июля 2020 года) о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам, список уполномоченных представителей избирательного объединения, список уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения, согласия уполномоченных представителей и уполномоченного представителя по финансовым вопросам.
Тексты данных решений (выписки из протокола) существенно отличаются от текста самого протокола.
Административные истцы полагают, что решение о регистрации списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу, было принято с нарушением положений пункта 25 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, что нарушает принцип равенства кандидатов, предусмотренный частью 1 статьи 39 Федерального закона №67-ФЗ, и ставит кандидатов и избирательные объединения в неравные условия при принятии решения о регистрации списков кандидатов.
Решением Костромского областного суда от 26 августа 2020 года административные исковые заявления избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» и избирательного объединения «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» к избирательной комиссии Костромской области об отмене постановления избирательной комиссии Костромской области от 10 августа 2020 года №1464 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении исполняющий обязанности прокурора Костромской области просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права. Полагает, что список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, был зарегистрирован в нарушение требований подпункта «б» пункта 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ. Указывает, что нарушение пункта 3 части 8 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области является безусловным основанием для отказа в регистрации списка кандидатов политической партии. Указанное нарушение выражается в том, что 8 июля 2020 года в избирательную комиссию представлено решение № 3.4 конференции: выписка из протокола от 2 июля 2020 года. Вместе с тем, поскольку по состоянию на 2 июля 2020 года протокол конференции оформлен не был, постольку выписка из него не могла быть сделана. Также указывает на то, что протокол в избирательную комиссию был представлен без приложения, в то время как из протокола следует, что список кандидатов содержится в нём.
В апелляционных жалобах административные истцы просят отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению административных истцов, суд первой инстанции принял неправильное по существу решение, неправильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, положив в основу решения недоказанные обстоятельства, имеющие значение для дела, сделав выводы, несоответствующие обстоятельствам дела, не применив закон, подлежащий применению, а также неправильно истолковав закон.
Полагают, что суд безосновательно не согласился с доводами административных истцов о том, что избирательная комиссия Костромской области зарегистрировала списки кандидатов в депутаты Костромской Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу при наличии оснований для отказа в регистрации, предусмотренных подпунктами «б», «б.1», «в.1», «г», «д» пункта 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Суд ограничился оценкой правильности процедуры выдвижения областного списка кандидатов, не оценив доводы о наличии нарушений в документах, касающихся выдвижения областного списка.
Суд первой инстанции уклонился от оценки документов, касающихся выдвижения областного списка и не учёл доводы административных истцов о непредставлении решения о выдвижении кандидатов, решений о назначении уполномоченных представителей, уполномоченного по финансовым вопросам.
Решение о выдвижении списка кандидатов, решение о назначении уполномоченных и решение о назначении уполномоченного по финансам согласно Уставу партии, должны представляться в форме протокола, а не в форме решений (выписок из протокола).
В решении о выдвижении списка кандидатов вопреки пункту 4 части 4 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области нет решения о назначении уполномоченных представителей.
Представителями избирательной комиссии Костромской области Э.Н.Ахмеровой, избирательного объединения «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» Саакадзе В.Г. принесены возражения на апелляционные жалобы и представление.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика, представитель которого просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей административных истцов Косенкову С.В. и Зорину О.А., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителей заинтересованного лица Саакадзе В.Г. и Скворцова И.Н., возражавших по доводам апелляционных жалоб и представления, прокурора Будлова И.М., поддержавшего апелляционное представление и полагавшего в заключении решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции.
Частью 1 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (часть 5 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ).
В соответствии с требованиями пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1.1 названной статьи при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области одновременно со списками кандидатов, выдвинутых по областному избирательному округу, уполномоченным представителем избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в части 8 статьи 71 настоящего кодекса, в организующую выборы избирательную комиссию представляются решение съезда политической партии (конференции или общего собрания её регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии) о выдвижении списка кандидатов по областному избирательному округу.
Пунктом 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлен перечень оснований для отказа в регистрации списка кандидатов, к числу которых относятся:
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) (подпункт «б»);
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) (подпункт «б.1»).
Указанным требованиям федерального законодательства корреспондируют нормы пунктов 2 и 3 части 3 статьи 81 Избирательного кодекса Костромской области.
В силу пунктов 2, 14 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ, части 1 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями представляет собой инициативу избирательного объединения. Такая инициатива осуществляется политическими партиями в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Федеральный закон № 95-ФЗ).
В соответствии с положениями пунктов 2 статьи 25 Федерального закона № 95-ФЗ решения о выдвижении региональными отделениями политической партии списков кандидатов в депутаты органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.
Порядок выдвижения политической партией списков кандидатов в депутаты органов государственной власти регулируется уставом политической партии (подпункт «и» пункта 2 статьи 21 Федерального закона № 95-ФЗ).
Как следует из положений статьи 29 Устава Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ решения Конференции регионального отделения оформляются ее протоколом. Протокол Конференции регионального отделения должен быть оформлен и подписан в течение трех дней после закрытия данной Конференции. Протокол Конференции регионального отделения подписывают председательствующий и секретарь Конференции регионального отделения. Выписки из протокола Конференции регионального отделения подписывает Председатель Совета регионального отделения (пункт 11).
Из материалов дела следует, что конференция Регионального отделения Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области, по результатам которой состоялось выдвижение списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу, проведена в два этапа (1 этап - 02 июля 2020 года, 2 этап - 10 июля 2020 года).
По итогам конференции, завершившейся 10 июля 2020 года, был составлен протокол, согласно которому делегатами конференции 2 июля 2020 года приняты решения о выдвижении списка кандидатов, о назначении уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам, избирательного объединения, лиц для заверения списка.
Между тем, 8 июля 2020 года избирательное объединение «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» уведомило избирательную комиссию Костромской области о выдвижении списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по областному избирательному округу и представило документы для заверения списка кандидатов. В качестве решения о выдвижении списка кандидатов по областному избирательному округу было представлено решение № 3.4 конференции (выписка из протокола от 2 июля 2020 года). Также представлены решения №5 конференции (выписка из протокола от 2 июля 2020 года) о назначении уполномоченными представителями избирательного объединения «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» Гавриловой М.Ю., Головина А.А., Скворцова И.Н.; решение №6 конференции (выписка из протокола от 2 июля 2020 года) о назначении уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области Будиловой Н.А; решение №7 конференции (выписка из протокола от 02 июля 2020 года) о назначении уполномоченными лицами для заверения списка кандидатов по областному (единому) избирательному округу, а также списка кандидатов по одномандатным избирательным округам при проведении выборов депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва Зиновьева М.Ф., Скворцова И.Н.
Протокол конференции не был заявлен в числе других документов, представленных на стадии выдвижения 8 июля 2020 года, а был представлен вместе с документами на регистрацию списка кандидатов 1 августа 2020 года.
Постановлением избирательной комиссии Костромской области от 10 августа 2020 года №1464 список кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу, зарегистрирован в количестве 22 человек.
Исходя из текста данного постановления порядок выдвижения областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области», заверенного в количестве 22 человек постановлением избирательной комиссии Костромской области от 10 июля 2020 года № 1336 и представленные для регистрации областного списка кандидатов документы соответствуют требованиям статей 71, 72, 75, 76, 80 Избирательного кодекса Костромской области.
В ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика пояснял, что на момент принятия избирательной комиссией Костромской области решения о регистрации списка кандидатов избирательная комиссия располагала решением о выдвижении списка кандидатов: решением № 3.4 (выписка из протокола), представленного в избирательную комиссию Костромской области одновременно с документами для заверения списка кандидатов.
Согласно правовым позициям, изложенным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2016 года № 1742-О, кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Исходя из изложенного, представление избирательным объединением протокола конференции 1 августа 2020 года к юридически значимым обстоятельствам в силу приведённых норм права не может быть отнесено.
Выводы суда о возможности оформления требуемых документов решением (выпиской из протокола от 2 июля 2020 года) до закрытия конференции и до изготовления самого протокола противоречат положениям Устава Политической партии Социальной защиты.
Поскольку решение о выдвижении списка кандидатов, оформленное в соответствии с Уставом протоколом либо выпиской из протокола, в избирательную комиссию в числе документов, необходимых для выдвижения списка кандидатов 8 июля 2020 года представлено не было, постольку у избирательной комиссии Костромской области имелись основания для отказа в регистрации списка кандидатов на основании подпункта «б» пункта 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ ввиду отсутствия среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов).
Соответствующие доводы апелляционного представления и апелляционных жалоб судебная коллегия находит заслуживающими внимания.
С учётом изложенного, решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении административных исков.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Костромского областного суда от 26 августа 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
Отменить Постановление избирательной комиссии Костромской области от 10 августа 2020 года № 1464 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу.
Кассационная жалоба может быть подана в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи