Судья Летучева И.О. Дело № 2-3329/2024
УИД 35RS0001-01-2024-002686-68
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 06 августа 2024 года № 33-4188/2024
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Вахониной А.М.,
судей Махиной Е.С., Белозеровой Л.В.,
при секретаре Рябининой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии города Череповца на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 08 мая 2024 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения представителя истца прокурора прокуратуры Вологодской области Казначеевой Я.А., судебная коллегия
установила:
первый заместитель прокурора города Череповца, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 59 (далее - МАДОУ «Детский сад № 59», образовательное учреждение), мэрии города Череповца, муниципальному автономному учреждению «Центр комплексного обслуживания» (далее - МАУ «ЦКО») о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности объектов.
В обоснование требований указал, что в ходе проверочных мероприятий, проведенных прокуратурой города совместно со специалистами отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Череповец Главного Управления МЧС России по Вологодской области в январе 2023 года, в деятельности МАДОУ «Детский сад № 59» выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.
По фактам выявленных нарушений 31 января 2023 года в адрес образовательного учреждения внесено представление об устранении нарушений законодательства, их причин и условий им способствующих, которое рассмотрено и признано обоснованным. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности объекта (территорий) в полном объеме не устранены, что подтверждается результатами проверочных мероприятий в феврале 2024 года.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности нарушают права граждан на охрану здоровья и жизни, влекут опасность гибели людей.
С учетом уточнения исковых требований истец просил в срок до 31 декабря 2024 года обязать МАДОУ «Детский сад № 59» устранить нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно в здании по адресу: г. Череповец, ул. Ломоносова, д. 35а выполнить следующее:
- установить аварийное освещение в здании на путях эвакуации общих лестниц, общих коридоров;
- обеспечить наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного;
- установить противопожарные люки выхода на кровлю с нормированным пределом огнестойкости;
- обеспечить категорирование по взрывоопасной и пожарной опасности помещение пищеблока;
- выделить помещение пищеблока противопожарными преградами нормируемого типа с соответствующим заполнением проемов;
- установить системы видеонаблюдения;
- оснастить объект стационарными или ручными металлоискателями.
В здании по адресу: г. Череповец, ул. Ленина, д. 147:
- обеспечить в соответствии с требованиями законодательства общий уровень звука звуковых сигналов СОУЭ;
- установить аварийное освещение на путях эвакуации общих лестниц, общих коридоров;
- обеспечить наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного;
- установить противопожарные люки выхода на кровлю с нормированным пределом огнестойкости;
- оснастить объект стационарными или ручными металлоискателями.
В здании по адресу: г. Череповец, ул. Ленина, д. 116а:
- обеспечить перенос оборудования и замены по истечению срока эксплуатации, предусмотренного заводом изготовителем, оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, обеспечить внесение соответствующих решений, дополнений и изменений в имеющуюся проектную документацию;
- привести в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности кабельные линии и электропроводку систем противопожарной защиты (обнаружения пожара и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);
- оборудовать пожарными извещателями помещение пищеблока;
- обеспечить ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы до их замены в установленном порядке (АУПС, СОУЭ);
- обеспечить бесперебойную работу систем АУПС и СОУЭ резервным источником питания АУПС и СОУЭ;
- обеспечить наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного;
- установить противопожарные люки выхода на кровлю с нормированным пределом огнестойкости;
- оснастить объект стационарными или ручными металлоискателями;
- установить систему видеонаблюдения.
Обязать мэрию города Череповца в срок до 31 декабря 2024 года обеспечить финансирование мероприятий в здании МАДОУ «Детский сад № 59», расположенном по адресу: г. Череповец, ул. Ломоносова, д. 35а по устранению выше названных нарушений требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно:
- по установке аварийного освещения в здании на путях эвакуации общих лестниц, общих коридоров;
- по обеспечению наличия средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного;
- по установке противопожарных люков выхода на кровлю с нормированным пределом огнестойкости;
- по выделению помещения пищеблока противопожарными преградами нормируемого типа с соответствующим заполнением проемов;
- по установке системы видеонаблюдения;
- по оснащению объекта стационарными или ручными металлоискателями.
В здании по адресу: г. Череповец, ул. Ленина, д. 147:
- по обеспечению в соответствии с требованиями законодательства общего уровня звука звуковых сигналов СОУЭ;
- по установке аварийного освещения на путях эвакуации общих лестниц, общих коридоров;
- по обеспечению наличия средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного;
- по установке противопожарных люков выхода на кровлю с нормированным пределом огнестойкости;
- по установке защитной решетки до высоты не менее 1,2 м на остекленных дверях эвакуационных выходов непосредственно наружу с обеих сторон двери;
- по оснащению объекта стационарными или ручными металлоискателями.
В здании по адресу: г. Череповец, ул. Ленина, д. 116а:
- по обеспечению переноса оборудования и замены по истечению срока эксплуатации, предусмотренного заводом изготовителем, оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, обеспечить внесение соответствующих решений, дополнений и изменений в имеющуюся проектную документацию;
- по приведению в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты (обнаружения пожара и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);
- по оборудованию пожарными извещателями помещения пищеблока;
- по обеспечению ежегодного проведения испытаний средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы до их замены в установленном порядке (АУПС, СОУЭ);
- по обеспечению бесперебойной работы систем АУПС и СОУЭ резервным источником питания АУПС и СОУЭ;
- по обеспечению наличия средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного;
- по обеспечению категорирования по взрывопожарной и пожарной опасности помещения продуктовой кладовой;
- по установке противопожарных люков выхода на кровлю с нормированным пределом огнестойкости;
- по оснащению объекта стационарными или ручными металлоискателями;
- по установке системы видеонаблюдения.
Обязать МАУ «Центр комплексного обслуживания» организовать проведение работ по устранению выше указанных нарушений требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в МАДОУ «Детский сад № 59», расположенном по адресу: г. Череповец, ул. Ломоносова, д. 35а, а именно:
- по установке аварийного освещения в здании на путях эвакуации общих лестниц, общих коридоров;
- по обеспечению наличия средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного;
- по установке противопожарных люков выхода на кровлю с нормированным пределом огнестойкости;
- по выделению помещения пищеблока противопожарными преградами нормируемого типа с соответствующим заполнением проемов;
- по установке системы видеонаблюдения;
- по оснащению объекта стационарными или ручными металлоискателями.
В здании по адресу: г. Череповец, ул. Ленина, д. 147:
- по обеспечению в соответствии с требованиями законодательства общего уровня звука звуковых сигналов СОУЭ;
- по установке аварийного освещения на путях эвакуации общих лестниц, общих коридоров;
- по обеспечению наличия средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного;
- по установке противопожарных люков выхода на кровлю с нормированным пределом огнестойкости;
- по установке защитной решетки до высоты не менее 1,2 м на остекленных дверях эвакуационных выходов непосредственно наружу с обеих сторон двери;
- по оснащению объекта стационарными или ручными металлоискателями.
В здании по адресу: г. Череповец, ул. Ленина, д. 116а:
- по обеспечению переноса оборудования и замены по истечению срока эксплуатации, предусмотренного заводом изготовителем, оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, обеспечить внесение соответствующих решений, дополнений и изменений в имеющуюся проектную документацию;
- по приведению в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты (обнаружения пожара и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);
- по оборудованию пожарными извещателями помещения пищеблока;
- по обеспечению ежегодного проведения испытаний средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы до их замены в установленном порядке (АУПС, СОУЭ);
- по обеспечению бесперебойной работы систем АУПС и СОУЭ резервным источником питания АУПС и СОУЭ;
- по обеспечению наличия средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного;
- по обеспечению категорирования по взрывопожарной и пожарной опасности помещения продуктовой кладовой;
- по установке противопожарных люков выхода на кровлю с нормированным пределом огнестойкости;
- по оснащению объекта стационарными или ручными металлоискателями;
- по установке системы видеонаблюдения.
Определением суда от 18 апреля 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено финансовое управление мэрии г. Череповца.
Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 08 мая 2024 года исковые требования первого заместителя прокурора города в интересах неопределенного круга лиц к МАДОУ «Детский сад № 59», мэрии города Череповца, МАУ «ЦКО» о возложении обязанности удовлетворены частично.
На МАДОУ «Детский сад № 59» (ИНН 3528068757) возложена обязанность в срок до 01 сентября 2026 года устранить нарушение требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно:
В здании, расположенном по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Ломоносова, д. 35а:
- установить аварийное освещение в здании на путях эвакуации общих лестниц, общих коридоров;
- обеспечить наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного;
- установить противопожарные люки выхода на кровлю с нормированным пределом огнестойкости;
- выделить помещение пищеблока противопожарными преградами нормируемого типа с соответствующим заполнением проемов;
- установить системы видеонаблюдения;
- оснастить объект стационарными или ручными металлоискателями.
В здании, расположенном по адресу: г. Череповец, ул. Ленина, д. 147:
- обеспечить в соответствии с требованиями законодательства общий уровень звука звуковых сигналов СОУЭ;
- установить аварийное освещение на путях эвакуации общих лестниц, общих коридоров;
- обеспечить наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного;
- установить противопожарные люки выхода на кровлю с нормированным пределом огнестойкости;
- оснастить объект стационарными или ручными металлоискателями.
В здании, расположенном по адресу: г. Череповец, ул. Ленина, д. 116а:
- обеспечить перенос оборудования и замены по истечению срока эксплуатации, предусмотренного заводом изготовителем, оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, обеспечить внесение соответствующих решений, дополнений и изменений в имеющуюся проектную документацию;
- привести в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности кабельные линии и электропроводку систем противопожарной защиты (обнаружения пожара и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);
- оборудовать пожарными извещателями помещение пищеблока;
- обеспечить ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы до их замены в установленном порядке (АУПС, СОУЭ);
- обеспечить бесперебойную работу систем АУПС и СОУЭ резервным источником питания АУПС и СОУЭ;
- обеспечить наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного;
- установить противопожарные люки выхода на кровлю с нормированным пределом огнестойкости;
- оснастить объект стационарными или ручными металлоискателями;
- установить систему видеонаблюдения.
На мэрию города Череповца (ИНН 3528009720) возложена обязанность в срок до 01 мая 2026 года обеспечить финансирование мероприятий в здании МАДОУ «Детский сад № 59» по устранению нарушений требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно:
В здании, расположенном по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Ломоносова, д. 35а:
- по установке аварийного освещения в здании на путях эвакуации общих лестниц, общих коридоров;
- по обеспечению наличия средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного;
- по установке противопожарных люков выхода на кровлю с нормированным пределом огнестойкости;
- по выделению помещения пищеблока противопожарными преградами нормируемого типа с соответствующим заполнением проемов;
- по установке системы видеонаблюдения;
- по оснащению объекта стационарными или ручными металлоискателями.
В здании, расположенном по адресу: г. Череповец, ул. Ленина, д. 147:
- по обеспечению в соответствии с требованиями законодательства общего уровня звука звуковых сигналов СОУЭ;
- по установке аварийного освещения на путях эвакуации общих лестниц, общих коридоров;
- по обеспечению наличия средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного;
- по установке противопожарных люков выхода на кровлю с нормированным пределом огнестойкости;
- по установке защитной решетки до высоты не менее 1,2 м на остекленных дверях эвакуационных выходов непосредственно наружу с обеих сторон двери;
- по оснащению объекта стационарными или ручными металлоискателями.
В здании, расположенном по адресу: г. Череповец, ул. Ленина, д. 116а:
- по обеспечению переноса оборудования и замены по истечению срока эксплуатации, предусмотренного заводом изготовителем, оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, обеспечить внесение соответствующих решений, дополнений и изменений в имеющуюся проектную документацию;
- по приведению в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты (обнаружения пожара и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);
- по оборудованию пожарными извещателями помещения пищеблока;
- по обеспечению ежегодного проведения испытаний средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы до их замены в установленном порядке (АУПС, СОУЭ);
- по обеспечению бесперебойной работы систем АУПС и СОУЭ резервным источником питания АУПС и СОУЭ;
- по обеспечению наличия средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного;
- по установке противопожарных люков выхода на кровлю с нормированным пределом огнестойкости;
- по оснащению объекта стационарными или ручными металлоискателями;
- по установке системы видеонаблюдения.
На МАУ «ЦКО» (ИНН 3528166338) возложена обязанность в срок до 01 сентября 2026 года организовать проведение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в МАДОУ «Детский сад № 59», а именно:
В здании, расположенном по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Ломоносова, д. 35а:
- по установке аварийного освещения в здании на путях эвакуации общих лестниц, общих коридоров;
- по установке противопожарных люков выхода на кровлю с нормированным пределом огнестойкости;
- по выделению помещения пищеблока противопожарными преградами нормируемого типа с соответствующим заполнением проемов;
- по установке системы видеонаблюдения;
- по оснащению объекта стационарными или ручными металлоискателями.
В здании, расположенном по адресу: г. Череповец, ул. Ленина, д. 147:
- по обеспечению в соответствии с требованиями законодательства общего уровня звука звуковых сигналов СОУЭ;
- по установке аварийного освещения на путях эвакуации общих лестниц, общих коридоров;
- по установке противопожарных люков выхода на кровлю с нормированным пределом огнестойкости;
- по установке защитной решетки до высоты не менее 1,2 м на остекленных дверях эвакуационных выходов непосредственно наружу с обеих сторон двери;
- по оснащению объекта стационарными или ручными металлоискателями.
В здании, расположенном по адресу: г. Череповец, ул. Ленина, д. 116а:
- по обеспечению переноса оборудования и замены по истечению срока эксплуатации, предусмотренного заводом изготовителем, оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, обеспечить внесение соответствующих решений, дополнений и изменений в имеющуюся проектную документацию;
- по приведению в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты (обнаружения пожара и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);
- по оборудованию пожарными извещателями помещения пищеблока;
- по обеспечению ежегодного проведения испытаний средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы до их замены в установленном порядке (АУПС, СОУЭ);
- по обеспечению бесперебойной работы систем АУПС и СОУЭ резервным источником питания АУПС и СОУЭ;
- по установке противопожарных люков выхода на кровлю с нормированным пределом огнестойкости;
- по оснащению объекта стационарными или ручными металлоискателями;
- по установке системы видеонаблюдения.
В удовлетворении требований в большем объёме отказано.
В апелляционной жалобе мэрия города Череповца просит решение суда изменить, отказать в удовлетворении требований прокурора к мэрии города Череповца о возложении обязанности обеспечить финансирование перечисленных мероприятий. Указывает, что судом при принятии решения не учтены нормы бюджетного законодательства, определяющие бюджетные полномочия исполнительного органа местного самоуправления. Мэрия города Череповца, как исполнительно-распорядительный орган, имеет возможность исполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия только в рамках бюджетных средств, которые предусмотрены в бюджете города на эти цели. Денежные средства на спорные мероприятия в бюджете не предусмотрены. Понуждение мэрии г. Череповца к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств местного бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе, вопроса, какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ей учреждений.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Череповца просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы возражений на неё, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в ходе проверочных мероприятий в деятельности МАДОУ «Детский сад № 59» выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.
По фактам выявленных нарушений 30 января 2023 года исполняющим обязанности прокурора города Агасиевым Э.Г. заведующей МАДОУ «Детский сад № 59» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, их причин и условий, им способствующих.
Нарушения требований пожарной безопасности, антитеррористической защищенности объекта (территорий) в здании образовательного учреждения по адресам: Вологодская область, г. Череповец, ул. Ломоносова, д. 35, ул. Ленина, д. 147, ул. Ленина, д. 116а в полном объёме не устранены, что сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 34-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006, которым утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), оценив представленные в материалы дела доказательства, установив факт нарушения в МАДОУ «Детский сад № 59» требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, пришёл к выводу о наличии у ответчиков обязанности принимать меры по устранению таких нарушений.
Поскольку вопросы финансирования проведения указанных выше мероприятий находятся в ведении исключительно главного распорядителя бюджета - мэрии города Череповца, в том числе в части расходов в сфере образования, суд обязал мэрию города Череповца профинансировать мероприятия по устранению нарушений норм пожарной безопасности в МАДОУ «Детский сад № 59» (зданиях по адресам: Вологодская область, г. Череповец, ул. Ломоносова, д. 35а, ул. Ленина, д. 147, ул. Ленина, д. 116а), МАУ «ЦКО» как учреждения, созданного муниципальным образованием «Город Череповец» с целью осуществления безопасной эксплуатации и содержания муниципальных объектов, а также эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на которое возложены обязанности по организации содержания, технического обслуживания, текущих ремонтов, обслуживанию зданий, размещение муниципального заказа, организовать проведение работ по устранению выявленных истцом нарушений, а МАДОУ «Детский сад № 59» - устранить нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в зданиях.
Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении регламентирующих спорные правоотношения норм материального права и с достоверностью подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Не оспаривая факт выявленных нарушений, необходимость проведения работ по устранению выявленных прокурором нарушений требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, обязанность мэрии города Череповца по финансированию проведения работ по устранению нарушений, автор жалобы ссылается на отсутствие в настоящее время в бюджете города денежных средств на финансирование данных мероприятий, на самостоятельное решение вопроса об очередности выделения денежных средств главным распорядителем, недопустимость вмешательства в деятельность органа местного самоуправления по расходованию бюджетных средств.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, обусловлены полномочиями органа местного самоуправления.
Из содержания Устава МАДОУ «Детский сад № 59» следует, что данное учреждение является некоммерческой организацией, созданной на основании постановления мэрии города Череповца от 09 июня 2021 года № 2390.
В соответствии с пунктом 1.3 Устава учредителем МАДОУ «Детский сад № 59» является муниципальное образование «Город Череповец».
От имени муниципального образования «Город Череповец» функции и полномочия учредителя осуществляют мэрия города, управление образования мэрии города.
Собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Город Череповец».
Учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета в финансовом управлении мэрии, печать, штампы, бланки со своим наименованием (пункт 1.4 Устава).
К компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников учреждения (пункт 4.5 Устава).
В силу пунктов 1,2, 1.3 Устава МАУ «ЦКО», утвержденного постановлением мэрии города Череповца от 10 февраля 2021 года № 444, учреждение создано на основании постановления мэрии города Череповца от 30 декабря 2020 года № 5593, учредителем учреждения является муниципальное образование «Город Череповец», функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования «Город Череповец» в пределах своей компетенции осуществляет мэрия города Череповца.
Предметом деятельности учреждения является осуществление безопасной эксплуатации и содержание муниципальных объектов (нежилых зданий и сооружений), а также эффективное использование имущества, находящегося в муниципальной собственности (пункт 2.2 Устава).
В пункте 2.4.1 Устава определены основные виды деятельности учреждения, предусмотренные для него муниципальным заданием, в том числе организация содержания, технического обслуживания и текущих ремонтов имущества, переданного учреждению в оперативное управление, организация содержания технического обслуживания имущества муниципальных образовательных учреждений.
Из пункта 2.5 Устава следует, что мэрия города формирует и утверждает муниципальное задание для Учреждения в соответствии с предусмотренной настоящим Уставом основной деятельностью. Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.
Источником финансовых ресурсов являются, в том числе субсидии из городского бюджета на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг; целевые субсидии из городского бюджета в случаях и в порядке, установленным муниципальными правовыми актами (пунктом 3.6 Устава).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении образования мэрии города Череповца, утвержденного решением Череповецкой городской Думы от 26 января 2010 года № 4 (далее – Положение), размещенного в общем доступе в справочно-правовой системе «Консультант Плюс», управление образования мэрии города Череповца (далее - управление) является органом мэрии города Череповца с правами юридического лица, созданным с целью обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования всех уровней для формирования успешной, социально активной и профессионально подготовленной личности, отвечающей требованиям современного общества и экономики.
В ведении управления находятся муниципальные общеобразовательные организации (пункт 1.5 Положения).
Управление осуществляет функции учредителя образовательных организаций в пределах предоставленных ему прав осуществления управления деятельностью образовательными организациями (пункт 3.4 Положения).
К функциям управления относятся, в том числе: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт 4.5), осуществление функций главного распорядителя, получателя бюджетных средств и администратора доходов городского бюджета (пункт 4.26), осуществление функций муниципального заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд для решения вопросов, отнесенных к компетенции управления (пункт 4.27 Положения).
В соответствии со статьей 38 Устава городского округа город Череповец Вологодской области, принятого постановлением Череповецкой городской Думы от 08 августа 2005 года № 84, размещенного в общем доступе в справочно-правовой системе «Консультант Плюс», мэрия города является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области.
Согласно пункту 12 статьи 8 Устава к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Вологодской области), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 40 Устава мэрия города осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, а также финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями; составляет проект городского бюджета, а также отчет о его исполнении (пункт 2); разрабатывает проект Стратегии социально-экономического развития города Череповца и формирует сводный отчет о ее реализации (пункт 2.1); обеспечивает исполнение городского бюджета (пункт 3).
В соответствии со статьей 6 Положения о бюджетном процессе в городе Череповце, утвержденного решением Череповецкой городской Думы от 24 июня 2008 года № 78, участниками бюджетного процесса в городе Череповце являются: глава города Череповца; городская Дума; мэрия города; контрольно-счетная палата города Череповца; главные распорядители бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.
Согласно пункту 7.3. статьи 7 указанного Положения мэрия города обладает следующими бюджетными полномочиями: устанавливает порядок и сроки составления проекта городского бюджета; обеспечивает составление проекта городского бюджета и вносит проект городского бюджета с необходимыми документами и материалами на утверждение городской Думе; устанавливает порядок разработки и утверждения, период действия, а также требования к составу и содержанию бюджетного прогноза города на долгосрочный период с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации; устанавливает порядок ведения реестра расходных обязательств города; устанавливает порядок исполнения городского бюджета; устанавливает порядок осуществления бюджетных полномочий главными администраторами доходов городского бюджета; обеспечивает исполнение городского бюджета и составление бюджетной отчетности; представляет отчет об исполнении городского бюджета на утверждение городской Думе; осуществляет муниципальные заимствования; определяет порядок предоставления муниципальных гарантий; предоставляет муниципальные гарантии; обеспечивает управление муниципальным долгом, управляет муниципальными активами; устанавливает состав информации, порядок и срок ее внесения в муниципальную долговую книгу дополнительно к сведениям, подлежащим внесению в муниципальную долговую книгу в соответствии с действующим законодательством; осуществляет иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиям, в том числе по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 Закона № 131-ФЗ).
Бюджетным Кодексом Российской Федерации закреплено понятие главного распорядителя бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета). Это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом настоящего пункта порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.
Контроль за соблюдением указанных в пункте 1 настоящей статьи условий осуществляется главным распорядителем бюджетных средств.
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (часть 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе, следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности непосредственным образом влияют на безопасное пребывание в образовательном учреждении обучающихся и работников детского сада, ставят под угрозу их жизнь и здоровье, могут повлечь причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.
При этом судебная коллегия отмечает, что ранее неоднократно, а именно 01 февраля 2023 года, 21 февраля 2023 года, 03 октября 2023 года, 15 февраля 2024 года заведующим образовательным учреждением в адрес МАУ «ЦКО» направлялись ходатайства о рассмотрении вопроса о выделении финансовых средств для проведения мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.
Однако, дополнительное финансирование для проведения соответствующих работ не было выделено.
С учетом того, что выполнение возложенных обязанностей по устранению нарушений требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности на мэрию города Череповца, МАУ «ЦКО» и образовательное учреждение связаны с необходимостью привлечения бюджетных средств, необходимости финансовых и временных затрат, а также с учетом характера выявленных нарушений, их значимости, с учетом того, что неисполнение обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, создает потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан, суд обоснованно определил срок для исполнения судебного акта для мэрии города Череповца до 01 мая 2026 года, для МАУ «ЦКО» и образовательного учреждения - до 01 сентября 2026 года.
Вопреки доводам апеллянта удовлетворение заявленных требований к мэрии города Череповца не влечет ограничения самостоятельности муниципального образования в сфере распределения бюджетных средств и не может быть квалифицировано как вмешательство в бюджетный процесс.
Ссылка подателя жалобы на иную судебную практику не свидетельствует о нарушении судом единообразия в толковании и применении норм материального права с учетом конкретных обстоятельств спора и положений статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах решение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным, отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 08 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Череповца - без удовлетворения.
Председательствующий А.М. Вахонина
Судьи Судьи Е.С. Махина
Л.В. Белозерова
М
Мот Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 августа 2024 года.
М
.