Дело № 2- 5465/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2016 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Эльзессера В.В.
при секретаре Лемех М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г. к АО «Райффайзенбанк» в < адрес > филиал «Северная столица» о признании недействительными условий кредитного договора, применении недействительности сделки и взыскании денежных средств, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Г. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором руководствуясь п.1 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 168 ГК РФ просит признать недействительными следующие пункты кредитного договора от < Дата > №: п. 3.4 (полностью), п.6.1.3 (полностью), поскольку их положения противоречат п.1 ст. 779 ГК РФ, п.1 ст.819 ГК РФ, п.2 ст.5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», ст.10 и ст.37 Закона РФ «О защите прав потребителей» и нарушают нормы, установленные п.2 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей». Просит применить последствия недействительности ничтожных условий кредитного договора, взыскать с филиала «Северная столица» OA «Райффайзенбанк» операционный офис «Калининградский» в пользу Истца в соответствии со ст. 1102 ГК РФ сумму неосновательно полученных (списанных) денежных средств в размере < ИЗЪЯТО > США и < ИЗЪЯТО > Признать ничтожным Договор комплексного ипотечного страхования от < Дата > № №, заключение которого обусловило выдачу кредита. Признать ничтожным Договор комбинированного договора страхования от < Дата > №, заключение которого противоречит нормам закона и приносит истцу убытки. Взыскать с филиала «Северная столица» АО «Райффайзенбанк» операционный офис Калининградский в пользу истца сумму процентов, начисленных за период < Дата > по < Дата >, за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395 ГК РФ в размере < ИЗЪЯТО > США. Взыскать с филиала «Северная столица» OA «Райффайзенбанк» операционный офис калининградский в пользу Г. сумму процентов в размере < ИЗЪЯТО >, начисленных на сумму < ИЗЪЯТО > за период с < Дата > года по день фактического исполнения обязательства, за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395 ГК РФ, в счет компенсации морального вреда < ИЗЪЯТО >.
Определение суда от < Дата > исковое заявление оставлено без движения в части требований о признании ничтожным Договора комплексного ипотечного страхования от < Дата > № №; признании ничтожным Договора комбинированного договора страхования от < Дата > №.
Определением суда от < Дата > исковое заявление в части требований о признании ничтожным Договора комплексного ипотечного страхования от < Дата > № № признании ничтожным Договора комбинированного договора страхования от < Дата > № возвращено в связи с неисполнением определения суда от < Дата >.
Истица в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика OA «Райффайзенбанк» в судебное заседание не явился, представлены письменные возражения, в котором ответчик заявил о пропуске Г. срока исковой давности.
Суд, исследовав все доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
< Дата > между Банком и ОАО «Сведбанк» был заключен кредитный договор № № на предоставление ипотечного кредита.
< Дата > в соответствии со ст. 382,384 ГК РФ между ОАО «Сведбанк» и ЗАО «Райффайзенбанк» был заключен договор уступки прав требования № в соответствии с которым ОАО «Сведбанк» уступил права требования по кредитным договорам, в том числе по Кредитному договору, заключенному с ответчиком Г., а также договорам, обеспечивающим исполнение прав требования.
В соответствии с условиями заключенного между Г. и Банком Кредитного договора, Банк предоставил истцу кредит в размере < ИЗЪЯТО > на срок < ИЗЪЯТО > месяцев с обязательством уплаты < ИЗЪЯТО > % годовых, между клиентом и Банком был подписан график платежей с указанием сумм и дат ежемесячных платежей,
Пунктом 3.4. Договора предусмотрена единовременная оплата комиссии за выдачу кредита. Размер комиссии установлен в Приложении № Договора в размере < ИЗЪЯТО > США.
Уплата комиссии произведена заемщиком < Дата >, что подтверждается приходным кассовым ордером №.
Кроме того, пунктом 6.1.3 Договора предусмотрено, что до фактического предоставления кредита заемщик обязан застраховать за свой счет свои жизнь и потерю трудоспособности, квартиру от рисков утраты и повреждения, а также рисков утраты права собственности владельца квартиры в пользу банка на сумму не менее 110 процентов от суммы кредита и на срок не менее срока кредита в одной из согласованных банком страховых компаний, указав в договоре страхования банк в качестве первого выгодоприобретателя.
< Дата > между Г. и ООО «Росгосстрах-Северо-Запад» заключен договор страхования, согласно которого Истец был застрахован на случаи смерти, потери трудоспособности, уничтожения или повреждения, а также утраты права собственности владельца квартиры, переданной в залог банку.
ООО «Росгосстрах-Северо-Запад» выданы соответствующие страховые полисы, удостоверяющие начало действия страхования с < Дата > по < Дата >, с < Дата > по < Дата >, с < Дата > по < Дата >.
Согласно квитанций № от < Дата >, № от < Дата >, № от < Дата > на получение страхового взноса, Г. внесла страховые премии.
< Дата > Г. руководствуясь ст. 168 ГК РФ, заявила требования о признании недействительным п. 3.4, п. 6.1.3 кредитного договора от < Дата > №, как нарушающим положения ст. с. 10, 16, 37 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.1 ст. 779 ГК РФ, п.1 ст.819 ГК РФ, п.2 ст.5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», и применив последствия недействительности ничтожных условий кредитного договора, взыскать с ответчика сумму неосновательно полученных (списанных) в качестве комиссии за выдачу денежных средств в размере < ИЗЪЯТО > США, расходы на оплату страховых премий < ИЗЪЯТО > а также проценты за пользование чужими денежными средствами за период с < Дата >, компенсацию морального вреда.
Согласно ст. 819 ГК РФ, по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу с ч. 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет 3 года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Согласно ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой, заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Кредитный договор между Банком и Истцом Г. был подписан < Дата >. Исполнение указанного Кредитного договора началось < Дата > следовательно, срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки истек < Дата >.
В силу разъяснений данных в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске. Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Течение срока давности по названным требованиям определяется не субъективным фактором (осведомленностью заинтересованного лица о нарушении его прав), а объективными обстоятельствами, характеризующими начало исполнения сделки.
Согласно п. 10 Постановления Пленума от 23 июня 2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для требований сторон ничтожной сделки о применении последствий ее недействительности и о признании такой сделки недействительной установлен трехлетний срок исковой давности, который исчисляется со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, то есть одна из сторон приступила к фактическому исполнению сделки, а другая - к принятию такого исполнения (пункт 1 статьи 181 ГК РФ).
Исходя из того, что в данном случае право истца на предъявление иска связано с наступлением последствий исполнения ничтожной сделки и имеет своей целью их устранение, то именно момент начала исполнения такой сделки, когда возникает производный от нее неправовой результат, в силу закона и является началом исчисления срока давности, на что верно указано судом первой инстанции.
Учитывая, что истец обратился в суд с иском более чем через три года с момента возникновения права на предъявление иска, принимая во внимание заявление ответчика о применении срока исковой давности, отсутствие со стороны истца ходатайства о его восстановлении, а также доказательств, подтверждающих уважительность причины пропуска срока исковой давности, исковые требования об оспаривании условий кредитного договора в части взимания платы за страхование, сумм комиссий, подлежат отклонению за пропуском срока исковой давности.
Соответственно, не подлежат удовлетворению и производные от основных, требования о взыскании убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, штрафа.
При этом, часть 2 статьи 935 ГК РФ предусматривает, что обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону.
Вместе с тем, такая обязанность может возникнуть у гражданина в силу договора. В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно статье 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, помимо указанных в ней способов, и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Приведенные правовые нормы свидетельствуют о том, что в кредитных договорах может быть предусмотрена возможность заемщика застраховать свою жизнь и здоровье в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и в этом случае в качестве выгодоприобретателя может быть указан банк.
В ходе рассмотрения настоящего дела суд не установил оснований для признания оспариваемого пункта кредитного договора ущемляющим права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, а потому недействительным. Несмотря на обеспечение обязательств договором страхования, заемщик Г. от оформления кредитного договора и получения кредита не отказался, возражений против предложенных страховой компанией условий не заявил, напротив, Г. собственноручно выразила согласие на заключение договора страхования путем его подписания, а позже приступил к выполнению его условий.
Кредитор не является стороной договора страхования.
В свою очередь оплаченная истцом страховщику услуга по страхованию фактически оказана, вследствие чего расходы истца в по уплате страховой суммы не могут быть квалифицированы как убытки.
При таком положении законные снования для удовлетворения иска Г. отсутствуют, в том числе о взыскании с ответчика компенсации морального вреда и процентов за пользование чужими денежными средствами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Г. к АО «Райффайзенбанк» в < адрес > филиал «Северная столица» о признании недействительными условий кредитного договора, применении недействительности сделки и взыскании денежных средств, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2016 года.
Судья