Дело № 2-1119/16 Великий Новгород
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2016 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Щеглова И.В.,
при секретаре Дерябиной М.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Волотовского района Новгородской области – Родионовой Д.А.,
представителя ответчика ООО «Новкоммунсервис» - Фориковой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волотовского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Новкоммунсервис» об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Прокурор Волотовского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Новкоммунсервис» об обязании совершить определенные действия. Указывая на допущенные ответчиком нарушения требований пожарной безопасности в отношении котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, находящейся в аренде у ООО «Новкоммунсервис», прокурор, с учетом последующего уточнения исковых требований, просит обязать ответчика установить автоматическую систему пожарной сигнализации в помещении бытовки; установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; заменить деревянные (горючие) перекрытия в помещениях бытовки и насосной на негорючие.
Представитель третьего лица ГОУП ЖКХ «Новжилкоммунсервис», конкурсный управляющий Степанов А.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ранее представляли заявления с просьбой рассматривать дело без их участия, против удовлетворения исковых требований не возражают. На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании п. 1.1. договора аренды имущества от 01.10.2013 г. № арендодатель ГОУП ЖКХ «Новжилкоммунсервис» передало арендатору ООО «Новкоммунсервис» во временное владение и пользование за плату имущество в соответствии с Приложением №1, в том числе, котельную № по адресу: <адрес>.
В соответствии с п.п. 2.2.3 и 2.2.12 вышеуказанного договора, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, своевременно производить за свой счет текущий и капитальный ремонт имущества с письменного согласия арендодателя, за свой счет производить проверку технического состояния имущества на предмет его соответствия требованиям законодательства, а также производить подготовку имущества к отопительному сезону и нести прочие расходы на содержание имущества; соблюдать на арендованном имуществе требования, предъявляемые санитарно-эпидемиологическими службами, органами, осуществляющими надзор в сфере пожарной безопасности, инспекциями по охране труда, архитектурно-строительными службами и т.п.
В ходе проверки, проведенной 03.11.2015 г. и последующей проверки 09.03.2016 г., сотрудниками Волотовской прокуратуры, ОНД по Старорусскому, Парфинскому и Волотовскому районам, с участием представителей ООО «Новкоммунсервис», было установлено, что в котельной №, расположенной в <адрес> в бытовом помещении – комнате оператора котельной отсутствует автоматическая система пожарной сигнализации, отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, помещения оператора и насосной оборудованы деревянными горючими перекрытиями.
При рассмотрении заявленных прокурором требований, суд исходит из следующего.
Из имеющихся материалов следует, что здание котельной №, расположенной в <адрес> относится к категории "Г" по пожарной опасности, так как относится к котельным на твердом топливе (каменном угле) с круглосуточным обслуживающим персоналом.
В силу ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности (НПБ 110-03) утвержден перечень зданий подлежащих защите автоматической пожарной сигнализацией, в том числе приведена таблица 1. "Здания" (приложение к НПБ 110-03 (обязательное), содержащая перечень зданий, подлежащих оборудованию системами автоматической пожарной сигнализации.
Таблица 1 состоит из 13 пунктов, в которых перечислены здания, подлежащие в обязательном порядке оборудованию автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. В каждом из пунктов таблицы 1 указаны виды зданий и их конструктивные особенности. Здания категории "Г" в данной таблице не указаны.
В соответствии с НПБ 105-03 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности" угольные котельные по взрывопожарной и пожарной опасности относятся к категории Г и не подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.
Таким образом, в здании котельной №, расположенной в <адрес> установка автоматической пожарной сигнализации законом не предусмотрена. Следовательно, в указанной части в удовлетворении иска прокурора следует отказать.
Приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 г. N 323 утверждены "Нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03).
Согласно ч. 1 ст. 84 ФЗ N 123-ФЗ оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включение эвакуационного (аварийного) освещения; дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; иные способы, обеспечивающие эвакуацию.
Согласно табл. 2 поз. 20 НПБ 104-03 предусмотрена установка систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в производственных и складских зданиях и сооружениях, в том числе категории Г по пожарной опасности.
Соответственно, требование прокурора об обязании ООО «Новкоммунсервис» установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании котельной являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Также подлежат удовлетворению и требования об обязании замены в котельной деревянных перекрытий в помещениях бытовки и насосной на негорючие, поскольку в силу п.п. «л» п.23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ППР в РФ), на объектах запрещается устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих материалов и листового металла.
Доводы стороны ответчика о том, что котельная введена в эксплуатацию в 1990 г., в связи с чем, в соответствии со ст. 4 п. 4. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" должны применяться ранее действовавшие требования, судом не принимаются.
Согласно п. 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
По смыслу п. 4.3 СНиП 21-01-97* в процессе эксплуатации следует: обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них; обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке; не допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке.
Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", которые утратили силу с 01 октября 2003 г.
В силу пункта 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
В таких случаях в соответствии с приведенной нормой компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
Таким образом, при введении в действие СНиП 21-01-97* распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей.
С 30 апреля 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к зданиям на всех стадиях их создания и существования.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, СНиП 21-01-97* является нормативным документом, устанавливающим технические требования к зданиям, обеспечивающие их пожарную безопасность, обязательность применения которых зависит, в том числе, от содержания конкретной нормы.
В отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие указанных строительных норм и правил объектов капитального строительства данные правила подлежат применению в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
В настоящем случае нарушения СНиП 21-01-97*, в части наличия деревянных (горючих) перекрытий в помещениях котельной содержат требования пожарной безопасности, предъявляемые к противопожарному режиму эксплуатации объекта, и соблюдение указанного свода правил является обязательным для Общества, поскольку объективно связано с риском для безопасности жизни и здоровья людей.
Ответчик не представил доказательств невозможности соблюдения правил, содержащихся в СНиП 21-01-97* исходя из конструктивных особенностей здания, построенного до принятия указанных Правил. Более того, не представлены и доказательства технической невозможности выполнения соответствующих работ по замене деревянных перекрытий.
При этом, письменное согласие собственника имущества ГОУП ЖКХ «Новжилкоммунсервис» на замену деревянных перекрытий в помещениях котельной № в материалах дела имеется (л.д. 159).
На основании ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок исполнения решения суда в части удовлетворенных требований – один месяц со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, с ООО «Новкоммунсервис» в местный бюджет подлежит взысканию госпошлина 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Волотовского района удовлетворить частично.
Обязать ООО «Новкоммунсервис» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности в котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, а именно:
- установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- заменить деревянные перекрытия в помещениях бытовки (помещение № 2 согласно техническому паспорту котельной) и насосной (помещение № 3 согласно техническому паспорту котельной) на негорючие.
В остальной части иска – отказать.
Взыскать с ООО «Новкоммунсервис» в местный бюджет госпошлину 300 руб.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором представление в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий И.В. Щеглов
Мотивированное решение составлено 07 июня 2016 года.