Решение по делу № 2-1119/2016 (2-9165/2015;) от 18.12.2015

Дело № 2-1119/16 Великий Новгород

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2016 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Щеглова И.В.,

при секретаре Дерябиной М.В.,

с участием представителя истца помощника прокурора Волотовского района Новгородской области – Родионовой Д.А.,

представителя ответчика ООО «Новкоммунсервис» - Фориковой М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волотовского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Новкоммунсервис» об обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Прокурор Волотовского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Новкоммунсервис» об обязании совершить определенные действия. Указывая на допущенные ответчиком нарушения требований пожарной безопасности в отношении котельной , расположенной по адресу: <адрес>, находящейся в аренде у ООО «Новкоммунсервис», прокурор, с учетом последующего уточнения исковых требований, просит обязать ответчика установить автоматическую систему пожарной сигнализации в помещении бытовки; установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; заменить деревянные (горючие) перекрытия в помещениях бытовки и насосной на негорючие.

Представитель третьего лица ГОУП ЖКХ «Новжилкоммунсервис», конкурсный управляющий Степанов А.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ранее представляли заявления с просьбой рассматривать дело без их участия, против удовлетворения исковых требований не возражают. На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании п. 1.1. договора аренды имущества от 01.10.2013 г. арендодатель ГОУП ЖКХ «Новжилкоммунсервис» передало арендатору ООО «Новкоммунсервис» во временное владение и пользование за плату имущество в соответствии с Приложением №1, в том числе, котельную по адресу: <адрес>.

В соответствии с п.п. 2.2.3 и 2.2.12 вышеуказанного договора, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, своевременно производить за свой счет текущий и капитальный ремонт имущества с письменного согласия арендодателя, за свой счет производить проверку технического состояния имущества на предмет его соответствия требованиям законодательства, а также производить подготовку имущества к отопительному сезону и нести прочие расходы на содержание имущества; соблюдать на арендованном имуществе требования, предъявляемые санитарно-эпидемиологическими службами, органами, осуществляющими надзор в сфере пожарной безопасности, инспекциями по охране труда, архитектурно-строительными службами и т.п.

В ходе проверки, проведенной 03.11.2015 г. и последующей проверки 09.03.2016 г., сотрудниками Волотовской прокуратуры, ОНД по Старорусскому, Парфинскому и Волотовскому районам, с участием представителей ООО «Новкоммунсервис», было установлено, что в котельной , расположенной в <адрес> в бытовом помещении – комнате оператора котельной отсутствует автоматическая система пожарной сигнализации, отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, помещения оператора и насосной оборудованы деревянными горючими перекрытиями.

При рассмотрении заявленных прокурором требований, суд исходит из следующего.

Из имеющихся материалов следует, что здание котельной , расположенной в <адрес> относится к категории "Г" по пожарной опасности, так как относится к котельным на твердом топливе (каменном угле) с круглосуточным обслуживающим персоналом.

В силу ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности (НПБ 110-03) утвержден перечень зданий подлежащих защите автоматической пожарной сигнализацией, в том числе приведена таблица 1. "Здания" (приложение к НПБ 110-03 (обязательное), содержащая перечень зданий, подлежащих оборудованию системами автоматической пожарной сигнализации.

Таблица 1 состоит из 13 пунктов, в которых перечислены здания, подлежащие в обязательном порядке оборудованию автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. В каждом из пунктов таблицы 1 указаны виды зданий и их конструктивные особенности. Здания категории "Г" в данной таблице не указаны.

В соответствии с НПБ 105-03 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности" угольные котельные по взрывопожарной и пожарной опасности относятся к категории Г и не подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

Таким образом, в здании котельной , расположенной в <адрес> установка автоматической пожарной сигнализации законом не предусмотрена. Следовательно, в указанной части в удовлетворении иска прокурора следует отказать.

Приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 г. N 323 утверждены "Нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03).

Согласно ч. 1 ст. 84 ФЗ N 123-ФЗ оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включение эвакуационного (аварийного) освещения; дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; иные способы, обеспечивающие эвакуацию.

Согласно табл. 2 поз. 20 НПБ 104-03 предусмотрена установка систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в производственных и складских зданиях и сооружениях, в том числе категории Г по пожарной опасности.

Соответственно, требование прокурора об обязании ООО «Новкоммунсервис» установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании котельной являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Также подлежат удовлетворению и требования об обязании замены в котельной деревянных перекрытий в помещениях бытовки и насосной на негорючие, поскольку в силу п.п. «л» п.23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ППР в РФ), на объектах запрещается устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих материалов и листового металла.

Доводы стороны ответчика о том, что котельная введена в эксплуатацию в 1990 г., в связи с чем, в соответствии со ст. 4 п. 4. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" должны применяться ранее действовавшие требования, судом не принимаются.

Согласно п. 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

По смыслу п. 4.3 СНиП 21-01-97* в процессе эксплуатации следует: обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них; обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке; не допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке.

Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", которые утратили силу с 01 октября 2003 г.

В силу пункта 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.

В таких случаях в соответствии с приведенной нормой компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

Таким образом, при введении в действие СНиП 21-01-97* распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей.

С 30 апреля 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к зданиям на всех стадиях их создания и существования.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Таким образом, СНиП 21-01-97* является нормативным документом, устанавливающим технические требования к зданиям, обеспечивающие их пожарную безопасность, обязательность применения которых зависит, в том числе, от содержания конкретной нормы.

В отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие указанных строительных норм и правил объектов капитального строительства данные правила подлежат применению в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.

В настоящем случае нарушения СНиП 21-01-97*, в части наличия деревянных (горючих) перекрытий в помещениях котельной содержат требования пожарной безопасности, предъявляемые к противопожарному режиму эксплуатации объекта, и соблюдение указанного свода правил является обязательным для Общества, поскольку объективно связано с риском для безопасности жизни и здоровья людей.

Ответчик не представил доказательств невозможности соблюдения правил, содержащихся в СНиП 21-01-97* исходя из конструктивных особенностей здания, построенного до принятия указанных Правил. Более того, не представлены и доказательства технической невозможности выполнения соответствующих работ по замене деревянных перекрытий.

При этом, письменное согласие собственника имущества ГОУП ЖКХ «Новжилкоммунсервис» на замену деревянных перекрытий в помещениях котельной в материалах дела имеется (л.д. 159).

На основании ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок исполнения решения суда в части удовлетворенных требований – один месяц со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, с ООО «Новкоммунсервис» в местный бюджет подлежит взысканию госпошлина 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск прокурора Волотовского района удовлетворить частично.

Обязать ООО «Новкоммунсервис» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности в котельной , расположенной по адресу: <адрес>, а именно:

- установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- заменить деревянные перекрытия в помещениях бытовки (помещение № 2 согласно техническому паспорту котельной) и насосной (помещение № 3 согласно техническому паспорту котельной) на негорючие.

В остальной части иска – отказать.

Взыскать с ООО «Новкоммунсервис» в местный бюджет госпошлину 300 руб.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором представление в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий                             И.В. Щеглов

Мотивированное решение составлено 07 июня 2016 года.

2-1119/2016 (2-9165/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Волотовского района
Ответчики
ООО "Новкоммунсервис"
Другие
конкурсный управляющий Степанов Александр Владимирович
ГОУП ЖКХ "Новжилкоммунсервис"
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Дело на странице суда
novgorodski.nvg.sudrf.ru
18.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2015Передача материалов судье
23.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2016Подготовка дела (собеседование)
15.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2016Судебное заседание
18.02.2016Судебное заседание
10.03.2016Судебное заседание
13.04.2016Судебное заседание
16.05.2016Судебное заседание
07.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее