2а-1598/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2020 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
с участием представителя административных истцов Булычевой Л.А.
представителя административного ответчика администрации г. Орла Ситникова М.В.,
представителя заинтересованного лица Мерцаловой О.А.,
при секретаре Парфененко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному иску Шубиной ФИО40, Кисенковой ФИО41, Кутеневой ФИО42, Соколова ФИО43, Соколовой ФИО44, Романова ФИО45, Юриной ФИО46, Голушко ФИО47, Голушко ФИО48, Гончаровой ФИО49, Бекетова ФИО50, Шевляковой ФИО51, Сафонова ФИО52, Жукова ФИО53, Клейменова ФИО54, Щекотихиной ФИО55, Пономаревой ФИО56, Кузьмы ФИО57, Кувшиновой ФИО58, Бунина ФИО59, Метальниковой ФИО60, Афонина ФИО61, Романовой ФИО62, Гончарова ФИО63, Брусник ФИО64, Щедрина ФИО65 к муниципальному образованию «Город Орел» о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Шубина Е.А., Кисенкова Т.А., Кутенева Ю.В., Соколова А.Л., Соколова О.Э., Романов Р.Н., Юрина А.А., Голушко Ю.В., Голушко С.В., Гончарова Т.В., Бекетов Д.Д., Шевлякова С.Н., Сафонов В.А., Жуков А.Л., Клейменов Н.И., Щекотихина С.Г., Пономарева С.Г., Кузьма Т.В., Кувшинова О.В., Бунин С.А., Метальникова Н.П., Афонин М.Н., Романова Я.В., Гончаров С.М., Брусник М.С., Щедрин А.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Орла о признании постановления и акта приемки в эксплуатацию помещения незаконным.
В обоснование заявленных требований представитель административных истцов Булычева Л.А. указала, что административные истцы являются собственниками помещений в многоквартирном жилом <...>.
Заинтересованными лицами Зарубиным С.И. и Голубинским Б.В., являющимися собственниками нежилого помещения №***, расположенного на первом этаже дома, произведены работы по реконструкции и перепланировке помещения и переоборудования инженерных систем дома с целью открытия медицинского центра гемодиализа, которые затронули общее имущество дома.
Так, в крыше террасы второго этажа заинтересованные лица сделали отверстия и установили свою автономную приточно- вытяжную вентиляцию без шумоизоляции, смонтировали короб высотой 1.5 метров, почти полностью загородив обзор окон. При этом в квартирах собственников помещений дома появились трещины стен из-за разрушения плиты перекрытия. Также заинтересованными лицами разобрана часть кладки вспомогательного помещения, расположенного на террасе второго этажа, установлена металлическая дверь, что привело к незаконному пользованию ими частью общего имущества многоквартирного жилого дома. Кроме того, указанными лицами осуществлена установка металлической конструкции к стене фасада дома, демонтаж части козырька над входом в подвал дома, установка двух промышленных кондиционеров. В плите перекрытия между подвальным помещением и первым этажом произведено устройство 20 отверстий для канализационных труб, входящих в общую систему канализации. К трансформаторной подстанции многоквартирного жилого дома проложен кабель электроснабжения помещения №***. Без разрешения собственников помещений многоквартирного жилого дома заинтересованными лицами установлена система видеонаблюдения, осуществлено обустройство автономного отопления помещения, заменена часть общей системы водоотведения, проходящей через помещение №*** дома.
В ходе рассмотрения гражданского дела по иску административных истцов к Зарубину С.И. и Голубинскому Б.В. об устранении препятствий в пользовании имуществом, администрацией г. Орла предоставлена копия оспариваемого постановления и акта приемки выполненных работ в помещении № №***, содержащего выводы о соответствии произведенных работ в помещении заинтересованных лиц действующим требованиям.
Административные истцы считают данные выводы не соответствующими действительности, поскольку проведенные работы по перепланировке помещения, переустройству инженерных систем затрагивают общее имущество собственников помещений многоквартирного жилого дома и осуществлены в отсутствие проекта по переустройству инженерных систем и согласия собственников помещений дома.
На основании изложенного просят суд признать постановление администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГ №*** «О согласовании перепланировки и переустройства помещения №*** в многоквартирном жилом <...> в <...>» гражданам Голубинскому Б.В., Зарубину С.И. и акт приемки в эксплуатацию помещения после проведения переустройства и перепланировки №*** от ДД.ММ.ГГ незаконными, отменить указанные постановление администрации г. Орла и акт приемки в эксплуатацию помещения.
В судебном заседании представитель административных истцов Булычева Л.А. поддержала административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске.
Административные истцы Шубина Е.А., Кисенкова Т.А., Кутенева Ю.В., Соколова А.Л., Соколова О.Э., Романов Р.Н., Юрина А.А., Голушко Ю.В., Голушко С.В., Гончарова Т.В., Бекетов Д.Д., Шевлякова С.Н., Сафонов В.А., Жуков А.Л., Клейменов Н.И., Щекотихина С.Г., Пономарева С.Г., Кузьма Т.В., Кувшинова О.В., Бунин С.А., Метальникова Н.П., Афонин М.Н., Романова Я.В., Гончаров С.М., Брусник М.С., Щедрин А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещались надлежаще.
Представитель административного ответчика администрации г. Орла Ситников М.В. не признал административные требования, считает их незаконными и не подлежащими удовлетворению. Согласно представленного письменного возражения оспариваемое постановление администрации г. Орла не нарушает права и законные интересы административных истцов, поскольку не влечет уменьшение общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. Постановлением администрации г. Орла согласована перепланировка и переустройство производимая внутри помещения №***. Указанные в административном иске работы, являющиеся основанием для его предъявления, оспариваемым постановлением администрации г. Орла не согласовывались. Акт приемки в эксплуатацию помещения после проведения переустройства и перепланировки также отсутствуют работы, влекущие уменьшение общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома.
Оспариваемое постановление администрации г. Орла принято в соответствии с требованиями жилищного законодательства, в пределах предоставленных административному ответчику полномочий.
В связи с чем просит отказать в удовлетворении административного иска.
Представитель заинтересованного лица Зарубина С.И. Мерцалова О.А. также возражала против удовлетворения административных исковых требований, считает принятое административным ответчиком постановление законным, не нарушающим права и интересы административных истцов, поскольку в соответствии с заявлением заинтересованных лиц, по результатам рассмотрения которого вынесено оспариваемое постановление, перепланировка помещения №*** не касалась общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома.
Представитель заинтересованного лица ООО «Эксплуатация жилья», заинтересованные лица Зарубин С.И., Голубинский Б.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещались надлежаще.
Суд, выслушав представителей сторон, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы административного дела, считает рассматриваемые исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее- КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие двух условий- несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
Согласно части 10 статьи 12 Жилищного кодекса РФ определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.
В соответствии со статьями 25, 26 Жилищного кодекса РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Пунктом 1.7. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила) установлены условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах.
Из содержания пункта 1.7.1 указанных Правил следует, что переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (абзац 3 пункта 1.7.1 Правил).
Переоборудование жилых помещений может включать в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения (абзац 2 п. 1.7.1 Правил).
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Постановлением администрации города Орла от 15.01.2019 № 30 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме» (далее- Административный регламент).
В соответствии с пунктом 1.3.10. Административного регламента муниципальная услуга предоставляется на основании письменного заявления о согласовании перепланировки и (или) переустройства помещения в многоквартирном доме, поданного собственником или уполномоченным им лицом.
Пунктом 1.4.2. Административного регламента предусмотрено, что решение о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройства помещения в многоквартирном доме должно быть принято не позднее чем через сорок пять дней со дня представления необходимого пакета документов.
Конечным результатом предоставления муниципальной услуги является в том числе выдача документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по форме и содержанию, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 2.3.1. Административного регламента).
В соответствии с пунктом 2.6.1. Административного регламента для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме заявитель представляет в том числе: заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса РФ; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2.8.1. Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является в частности несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии (часть 1 статьи 28 ЖК РФ).
Постановлением администрации города Орла от ДД.ММ.ГГ №*** утверждена форма акта приемки в эксплуатацию помещений после проведения переустройства и (или) перепланировки и о назначении приемочных комиссий, а также назначена комиссия по приемке в эксплуатацию помещений после проведения переустройства и (или) перепланировки в том числе по Советскому району города Орла.
Из материалов административного дела следует, что Голубинский Б.В. и Зарубин С.И. являются собственниками нежилого помещения №*** многоквартирного жилого дома <...>
ДД.ММ.ГГ представитель собственников помещения №*** указанного дома обратился в администрацию г. Орла с заявлением о переустройстве и перепланировке помещения в многоквартирном жилом доме согласно представленного проекта переустройства и перепланировки помещения.
В соответствии с проектом перепланировки и переустройства указанного нежилого помещения №***-ПЗ, подготовленного ООО «<данные изъяты>», нежилое помещение №*** расположено на первом этаже дома, является встроено- пристроенным помещением.
Строительно- ремонтные работы, проектируемые в нежилом помещении при перепланировке заключаются в демонтаже перегородок между кабинетом и санузлом, между кабинетом и торговым залом, между техническим помещением и торговым залом, в закладке дверного проема между электрощитовой и торговым залом, в устройстве проема между санузлом и электрощитовой, в возведении новых перегородок в торговом зале для создания новых внутренних помещений (кабинетов, диализных залов, гардеробов, комнат приема пищи, раздевалок, санузлов, смотровой, венткамеры, кладовых, электрощитовой, серверной, помещения для водоподводки, водомерного узла), в устройстве коробов в кладовых, устройстве короба в помещении водомерного узла, в устройстве новой внутренней отделки в соответствии с назначением каждого помещения.
Строительно- ремонтные работы, проектируемые в помещении при переустройстве заключаются в установке новых санитарных приборов в санузлах, диализных залах, раздевалках, комнате приема пищи; устройстве гидроизоляции в санузлах и всех мокрых зон; устройстве новой разводки принудительной вентиляции из всех внутренних помещений, с подключением в существующую вентиляционную систему, не связанную с общедомовой.
Согласно выводам проекта ООО «<данные изъяты>» №***-ПЗ, проектируемая перепланировка и переустройство в нежилом помещении №*** соответствуют действующим требованиям, обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию нежилого помещения и жилого дома в целом. Проектируемая перепланировка и переустройство в нежилом помещении не затронет конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности помещения и жилого дома, не приведет к уменьшению ограждающих несущих и не несущих конструкций многоквартирного жилого дома.
По результатам рассмотрения заявления Голубинского Б.В. и Зарубина С.И. о переустройстве и перепланировке помещения №*** в многоквартирном жилом доме, с учетом технического плана помещения, проекта перепланировки и переустройства помещения, подготовленного ООО «<данные изъяты>» администрацией г. Орла на основании положений статей 25-28 ЖК РФ вынесено постановление №*** от ДД.ММ.ГГ «О согласовании перепланировки и переустройства помещения №*** в многоквартирном жилом <...> в <...>». Указанным постановлением администрации г. Орла на собственников помещения возложена обязанность выполнить работы по перепланировки и переустройству помещения в строгом соответствии с представленной проектной документацией. Комиссии по приемке в эксплуатацию помещения после проведения перепланировки и переустройства предписано осуществить приемку выполненных работ и подписание акта о завершении перепланировки и переустройства помещения.
ДД.ММ.ГГ комиссией по приемке в эксплуатацию помещения после проведения перепланировки и переустройства по <...>, назначенной постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГ №***, произведен осмотр нежилого помещения №*** после переустройства и перепланировки и принято решение о принятии в эксплуатацию предъявленного к приемке помещения, о чем составлен акт №***.
Комиссией по приемке в эксплуатацию помещения установлено, что технологические и архитектурно- строительные решения по объекту характеризуются работами, указанными в проекте ООО «Ред Групп» по перепланировке и переустройству помещения, выполнены в соответствии с нормами, действующими на территории РФ (пункт 5 акта).
Принимая во внимание приведенные выше положения Жилищного Кодекса РФ, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Административного регламента, в совокупности с установленными обстоятельствами, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований. Оспариваемое постановление администрации г. Орла принято уполномоченным органом в установленном порядке, на основании проекта перепланировки и переустройства, предусматривающего проведение строительно- ремонтных работ внутри самого помещения, устройство новой разводки принудительной вентиляции с подключением в существующую вентиляционную систему, не связанную с общедомовой, а также установку новых санитарных приборов. При этом проект, подготовленный ООО «Ред Групп», не предусматривает подключение санитарных приборов, планируемых к установке в помещении №***, каждого отдельно к общим системам водоснабжения и водоотведения дома, как на то указывала представитель административных истцов. Соответственно данным проектом не затрагивается общее имущество многоквартирного жилого дома.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 62 КАС РФ административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) административного ответчика нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
По смыслу пункта 1 части 9 статьи 226, пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ обязательным условием для удовлетворения административного иска о признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установленный судом факт нарушения подлежащих восстановлению прав, свобод или законных интересов административного истца.
Поскольку администрация г. Орла оспариваемым постановлением согласовала перепланировку и переустройство принадлежащего заинтересованным лицам нежилого помещения в строгом соответствии с представленным проектом перепланировки и переустройства, не предусматривающим работы, связанные с общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, а комиссией по приемке в эксплуатацию помещения по Советскому району г. Орла принято в эксплуатацию помещение, соответствующее проекту ООО «<данные изъяты>», суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав административных истцов.
Иных доказательств опровергающих указанный вывод и подтверждающих нарушение прав административных истцов, суду не представлено.
Доводы представителя административного истца о производимых Голубинским Б.В. и Зарубиным С.И. работах, фактически затрагивающих общее имущество дома и в отсутствие проекта на переустройство инженерных систем, не имеют правового значения, поскольку не свидетельствуют о незаконности принятого органом местного самоуправления акта, разрешающего проведение строительно- ремонтных работ исключительно в соответствии с проектом, не предусматривающим проведение других работ помимо тех, которые в нем указаны.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Шубиной ФИО66, Кисенковой ФИО67, Кутеневой ФИО68, Соколова ФИО69 Соколовой ФИО70, Романова ФИО71, Юриной ФИО72, Голушко ФИО73, Голушко ФИО74, Гончаровой ФИО75, Бекетова ФИО76, Шевляковой ФИО77, Сафонова ФИО78, Жукова ФИО79, Клейменова ФИО80, Щекотихиной ФИО81, Пономаревой ФИО82, Кузьмы ФИО83, Кувшиновой ФИО84, Бунина ФИО85, Метальниковой ФИО86, Афонина ФИО87, Романовой ФИО88, Гончарова ФИО89, Брусник ФИО90, Щедрина ФИО91 к муниципальному образованию «Город Орел» о признании решения незаконным оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения в Орловский областной суд.
Мотивированный текст решения суда будет изготовлен 28.09.2020.
Председательствующий Т.Н. Горбачева