дело № 2 - 424/2022
10RS0013-01-2022-000555-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2022 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Панасенко Н.В.,
при секретаре Альмададха О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гореликова А.В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны Российской Федерации» о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Гореликов А.В. обратился в суд с иском по тем основаниям, что хх.хх.хх г. между ним и филиалом специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский Фонд федерального имущества» в г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области был заключен договор купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества на аукционе №, в соответствии с которым истцом приобретено три объекта: одноэтажное здание склада (инв.12) площадью 88 кв.м, одноэтажное здание склада (инв №) площадью 262 кв.м, одноэтажное здание овощехранилища (инв №) общей площадью 245 кв.м, расположенные в ... Республики Карелия. Обязанность по оформлению земельно-правовых документов в соответствии с Планом продажи имущества возложена на покупателя. хх.хх.хх г. истец обратился в ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны Российской Федерации» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. Письмом от хх.хх.хх г. ему фактически было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на необходимость обоснования запрашиваемой площади земельного участка. Считая свои права нарушенными, указывая на недопустимость истребования дополнительных документов, не предусмотренных законом, истец просит признать незаконным оформленный письмом от хх.хх.хх г. № отказ в рассмотрении заявления о согласовании схемы расположения земельного участка, восстановить его нарушенные права, обязав ответчика рассмотреть по существу его заявление от хх.хх.хх г. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В судебном заседании истец не участвовал, его представитель Лобаго О.А. исковые требования поддержала.
Представитель ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации Кудринский Е.Г. с иском не согласился и пояснил, что ответчик не отказывал истцу в утверждении схемы расположения земельного участка, а предложил предоставить дополнительные документы, ответ от 05 марта 2022 г является промежуточным ответом и не является решением об отказе в удовлетворении заявления.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что хх.хх.хх г. между Гореликовым А.В. и специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области заключен договор купли-продажи высвобождаемого военного имущества на аукционе №, предметом которого являлись принадлежащие на праве собственности Российской Федерации и закрепленные на праве оперативного управления за Петрозаводской квартирно-эксплуатационной частью района квартирно-эксплуатационное управление Ленинградского военного округа Министерства обороны Российской Федерации имущество: здания складов (инв №) и здание овощехранилища (инв №), расположенные по адресу: ....
Согласно п.5.1 договора земельный участок, находящийся под объектом недвижимости и необходимый для его использования, передается покупателю в соответствии с действующим законодательством. Покупатель самостоятельно оформляет документы, необходимые для оформления права землепользования на основании договора купли-продажи и плана продажи имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Планом продажи имущества предусматривалось, что земельный участок в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, подлежит переводу в категорию не лесных земель. Покупатель оформляет права на земельный участок самостоятельно на основании договора купли-продажи имущества и плана продажи имущества в соответствии с действующим законодательством.
Начальником квартирно-эксплуатационного Управления ЛенВо от хх.хх.хх г. утверждена схема согласованного отвода ориентировочной площадью 5,0 га под часть реализуемого военного городка № из состава земельного участка № общей площадью 158, 0 га, находящегося в оперативном управлении в Петрозаводской КЭЧ района и расположенного по адресу: ....
Сведения Единого государственного реестра недвижимости содержат информацию о здании с кадастровым №, расположенном по адресу: ... инвентарный №, площадь 323,7 кв.м, назначение - нежилое, наименование - здание овощехранилища, правообладатель Гореликов А.В., вид права -собственность, дата регистрации хх.хх.хх г.
В Едином государственном реестре имеются сведения о здании с кадастровым №, адрес - ..., площадь 248, 5 кв.м, инвентарный №, назначение - нежилое, наименование - здание склада, правообладатель Гореликов А.В., вид права -собственность, дата регистрации хх.хх.хх г. и здании с кадастровым №, адрес - ..., площадь 90 кв.м, назначение - нежилое, наименование - здание склада, правообладатель Гореликов А.В., вид права -собственность, дата регистрации хх.хх.хх г.
В Едином государственном реестре содержится информация о земельном участке с кадастровым №, местоположение - ..., площадь 1190513 кв.м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специализированного назначения, вид разрешенного использования - обеспечение обороны и безопасности, земельный участок находится в федеральной собственности, правообладатель ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, вид права - постоянное (бессрочное) пользование дата регистрации - хх.хх.хх г.
хх.хх.хх г. Гореликов А.В. обратился в ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, просил утвердить схему расположения земельного участка площадью 50000 кв.м, расположенного в д.... для эксплуатации принадлежащих на праве собственности зданий с кадастровыми №, №, №, приложил материалы по составлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для образования земельного участка, необходимого для эксплуатации указанных зданий, выполненных кадастровым инженером Трусовым А.А.
Письмом от хх.хх.хх г. № ответчик сообщил, что земельный участок входит в границы хвойного лесничества Министерства обороны, покрытие лесными насаждениями составляет 90 процентов, на земельном участке расположены здания бывшего военного городка №, на территории лесничества установлена зона с особыми условиями использования территорий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от хх.хх.хх г. №, сведения о местоположении границ которой внесены в Единый государственной реестр недвижимости, отметил, что в представленном истцом пакете документов отсутствует обоснование испрашиваемой площади земельного участка с учетом градостроительной документации и СНиП и предложил предоставить заключение Комитета архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации населенного пункта, в котором указывается, что размещение объектов капитального строительства на земельном участке соответствует утвержденной градостроительной документации и разрешенному регламенту использования участка.
На основании п.1 ст.271 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Согласно ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования (пункт 1).
В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом (пункт 2).
Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором.
При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости (пункт 3).
В соответствии с п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Исходя из п.3 указанной статьи собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Таким образом, с момента приобретения права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенного на данном земельном участке, Гореликов А.В. приобрел право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданиями, необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний правообладатель и в соответствии с п.1 ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации имеет исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду.
Согласно п.1 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Исходя из п.3 указанной статьи целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пподп.3 п.1 ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п.14 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.13 указанной статьи).
В п.16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации приведены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно п.5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
В соответствии с п.п 71 п. 7 Положения Минобороны России в пределах своей компетенции осуществляет правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
В силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Приказом Министра обороны РФ от 03 сентября 2020 г. № 444 утверждено Положение о Департаменте военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, предназначенном для реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил, земельными участками, в п.12 Положения указано, что директор Департамента утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (в том числе в электронном формате XML).
Гореликов А.В. обратился в ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, как к правообладателю земельного участка, на котором располагаются принадлежащие ему объекты недвижимого имущества.
Ответчик предложил предоставить дополнительные документы и сообщил о готовности рассмотреть обращение по существу при условии обоснования площади испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу ч.1 ст.8 указанного закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Исходя из ч.4 указанной статьи в случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
На основании ч.1 ст.10 указанного закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Между тем, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации не рассмотрело обращение Гореликова А.В. по существу, и не направило в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в случае, если решение поставленных в обращении вопросов входит в компетенцию иного должностного лица, с уведомлением Гореликова А.В., направившего обращение, о переадресации его обращения.
В силу ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации целью обращения в суд лица, право которого нарушено, является восстановление нарушенного права этого лица.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ, либо иными способами, предусмотренными законом.
По смыслу названных норм права способы защиты подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующее их применения.
Учитывая, что Гореликову А.В. действиями ответчика созданы препятствия в реализации его прав на получение земельного участка, на котором находятся принадлежащие ему объекты недвижимого имущества, суд считает требования истца обоснованными, и возлагает на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Гореликова А.В. от хх.хх.хх г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования Гореликова А.В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны Российской Федерации» о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным решение Федерального казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны Российской Федерации», оформленное письмом от хх.хх.хх г. №.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны Российской Федерации» повторно рассмотреть заявление Гореликова А.В. от хх.хх.хх г.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны Российской Федерации» в пользу Гореликова А.В. расходы по уплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Панасенко
мотивированное решение изготовлено 25 июля 2022 г.
10RS0013-01-2022-000555-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2022 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Панасенко Н.В.,
при секретаре Альмададха О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гореликова А.В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны Российской Федерации» о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Гореликов А.В. обратился в суд с иском по тем основаниям, что хх.хх.хх г. между ним и филиалом специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский Фонд федерального имущества» в г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области был заключен договор купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества на аукционе №, в соответствии с которым истцом приобретено три объекта: одноэтажное здание склада (инв.12) площадью 88 кв.м, одноэтажное здание склада (инв №) площадью 262 кв.м, одноэтажное здание овощехранилища (инв №) общей площадью 245 кв.м, расположенные в ... Республики Карелия. Обязанность по оформлению земельно-правовых документов в соответствии с Планом продажи имущества возложена на покупателя. хх.хх.хх г. истец обратился в ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны Российской Федерации» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. Письмом от хх.хх.хх г. ему фактически было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на необходимость обоснования запрашиваемой площади земельного участка. Считая свои права нарушенными, указывая на недопустимость истребования дополнительных документов, не предусмотренных законом, истец просит признать незаконным оформленный письмом от хх.хх.хх г. № отказ в рассмотрении заявления о согласовании схемы расположения земельного участка, восстановить его нарушенные права, обязав ответчика рассмотреть по существу его заявление от хх.хх.хх г. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В судебном заседании истец не участвовал, его представитель Лобаго О.А. исковые требования поддержала.
Представитель ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации Кудринский Е.Г. с иском не согласился и пояснил, что ответчик не отказывал истцу в утверждении схемы расположения земельного участка, а предложил предоставить дополнительные документы, ответ от 05 марта 2022 г является промежуточным ответом и не является решением об отказе в удовлетворении заявления.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что хх.хх.хх г. между Гореликовым А.В. и специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области заключен договор купли-продажи высвобождаемого военного имущества на аукционе №, предметом которого являлись принадлежащие на праве собственности Российской Федерации и закрепленные на праве оперативного управления за Петрозаводской квартирно-эксплуатационной частью района квартирно-эксплуатационное управление Ленинградского военного округа Министерства обороны Российской Федерации имущество: здания складов (инв №) и здание овощехранилища (инв №), расположенные по адресу: ....
Согласно п.5.1 договора земельный участок, находящийся под объектом недвижимости и необходимый для его использования, передается покупателю в соответствии с действующим законодательством. Покупатель самостоятельно оформляет документы, необходимые для оформления права землепользования на основании договора купли-продажи и плана продажи имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Планом продажи имущества предусматривалось, что земельный участок в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, подлежит переводу в категорию не лесных земель. Покупатель оформляет права на земельный участок самостоятельно на основании договора купли-продажи имущества и плана продажи имущества в соответствии с действующим законодательством.
Начальником квартирно-эксплуатационного Управления ЛенВо от хх.хх.хх г. утверждена схема согласованного отвода ориентировочной площадью 5,0 га под часть реализуемого военного городка № из состава земельного участка № общей площадью 158, 0 га, находящегося в оперативном управлении в Петрозаводской КЭЧ района и расположенного по адресу: ....
Сведения Единого государственного реестра недвижимости содержат информацию о здании с кадастровым №, расположенном по адресу: ... инвентарный №, площадь 323,7 кв.м, назначение - нежилое, наименование - здание овощехранилища, правообладатель Гореликов А.В., вид права -собственность, дата регистрации хх.хх.хх г.
В Едином государственном реестре имеются сведения о здании с кадастровым №, адрес - ..., площадь 248, 5 кв.м, инвентарный №, назначение - нежилое, наименование - здание склада, правообладатель Гореликов А.В., вид права -собственность, дата регистрации хх.хх.хх г. и здании с кадастровым №, адрес - ..., площадь 90 кв.м, назначение - нежилое, наименование - здание склада, правообладатель Гореликов А.В., вид права -собственность, дата регистрации хх.хх.хх г.
В Едином государственном реестре содержится информация о земельном участке с кадастровым №, местоположение - ..., площадь 1190513 кв.м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специализированного назначения, вид разрешенного использования - обеспечение обороны и безопасности, земельный участок находится в федеральной собственности, правообладатель ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, вид права - постоянное (бессрочное) пользование дата регистрации - хх.хх.хх г.
хх.хх.хх г. Гореликов А.В. обратился в ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, просил утвердить схему расположения земельного участка площадью 50000 кв.м, расположенного в д.... для эксплуатации принадлежащих на праве собственности зданий с кадастровыми №, №, №, приложил материалы по составлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для образования земельного участка, необходимого для эксплуатации указанных зданий, выполненных кадастровым инженером Трусовым А.А.
Письмом от хх.хх.хх г. № ответчик сообщил, что земельный участок входит в границы хвойного лесничества Министерства обороны, покрытие лесными насаждениями составляет 90 процентов, на земельном участке расположены здания бывшего военного городка №, на территории лесничества установлена зона с особыми условиями использования территорий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от хх.хх.хх г. №, сведения о местоположении границ которой внесены в Единый государственной реестр недвижимости, отметил, что в представленном истцом пакете документов отсутствует обоснование испрашиваемой площади земельного участка с учетом градостроительной документации и СНиП и предложил предоставить заключение Комитета архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации населенного пункта, в котором указывается, что размещение объектов капитального строительства на земельном участке соответствует утвержденной градостроительной документации и разрешенному регламенту использования участка.
На основании п.1 ст.271 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Согласно ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования (пункт 1).
В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом (пункт 2).
Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором.
При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости (пункт 3).
В соответствии с п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Исходя из п.3 указанной статьи собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Таким образом, с момента приобретения права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенного на данном земельном участке, Гореликов А.В. приобрел право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданиями, необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний правообладатель и в соответствии с п.1 ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации имеет исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду.
Согласно п.1 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Исходя из п.3 указанной статьи целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пподп.3 п.1 ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п.14 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.13 указанной статьи).
В п.16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации приведены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно п.5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
В соответствии с п.п 71 п. 7 Положения Минобороны России в пределах своей компетенции осуществляет правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
В силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Приказом Министра обороны РФ от 03 сентября 2020 г. № 444 утверждено Положение о Департаменте военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, предназначенном для реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил, земельными участками, в п.12 Положения указано, что директор Департамента утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (в том числе в электронном формате XML).
Гореликов А.В. обратился в ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, как к правообладателю земельного участка, на котором располагаются принадлежащие ему объекты недвижимого имущества.
Ответчик предложил предоставить дополнительные документы и сообщил о готовности рассмотреть обращение по существу при условии обоснования площади испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу ч.1 ст.8 указанного закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Исходя из ч.4 указанной статьи в случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
На основании ч.1 ст.10 указанного закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Между тем, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации не рассмотрело обращение Гореликова А.В. по существу, и не направило в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в случае, если решение поставленных в обращении вопросов входит в компетенцию иного должностного лица, с уведомлением Гореликова А.В., направившего обращение, о переадресации его обращения.
В силу ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации целью обращения в суд лица, право которого нарушено, является восстановление нарушенного права этого лица.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ, либо иными способами, предусмотренными законом.
По смыслу названных норм права способы защиты подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующее их применения.
Учитывая, что Гореликову А.В. действиями ответчика созданы препятствия в реализации его прав на получение земельного участка, на котором находятся принадлежащие ему объекты недвижимого имущества, суд считает требования истца обоснованными, и возлагает на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Гореликова А.В. от хх.хх.хх г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования Гореликова А.В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны Российской Федерации» о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным решение Федерального казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны Российской Федерации», оформленное письмом от хх.хх.хх г. №.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны Российской Федерации» повторно рассмотреть заявление Гореликова А.В. от хх.хх.хх г.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны Российской Федерации» в пользу Гореликова А.В. расходы по уплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Панасенко
мотивированное решение изготовлено 25 июля 2022 г.