Дело № 2-481/2022 (2-4809/2021)
УИД33RS0002-01-2021-006880-45
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 июня 2022 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Веселовой А.О.,
при секретаре Макаровой В.О.
с участием истца Кузнецовой Е.А.
представителя ответчика – ФКП Образовательное
учреждение №46 Перфильевой Г.Г.
представителя третьего лица УФСИН России
по Владимирской области Вагнер Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Кузнецовой Елены Александровны к ФКП образовательное учреждение №46, Отделению ПФР по Владимирской области об обязании произвести доначисление и уплату дополнительных страховых взносов, зачислить дополнительные страховые взносы на пенсионный лицевой счет
установил:
Кузнецова Е.А. обратилась в суд с иском, с учетом уточнений, об обязании ФКП образовательное учреждение №46 произвести доначисление и уплату дополнительных страховых взносов в ПФ РФ за период с 01.11.2018 по ноябрь 2021года включительно, производить начисление и уплаты дополнительного тарифа страховых взносов с декабря 2021года, обязании Отделения ПФР по Владимирской области зачислить дополнительные страховые взносы на ее пенсионный лицевой счет.
В обоснование иска указала, что 26.09.2016 была принята на работу в ФКП образовательное учреждение №43 ФСИН России по Владимирской области на должность <данные изъяты>. Согласно должностной инструкции <данные изъяты> относится к категории служащего. С момента ее трудоустройства ответчик регулярно производил отчисления в Пенсионный фонд РФ дополнительных страховых взносов на обязательное страхование для досрочного выхода на пенсию. В октябре 2021 года от сотрудников ФКП №46 она узнала, что с 01.11.2018 ответчик прекратил осуществлять дополнительные взносы, в связи с чем она утратила право на досрочный выход на пенсию.
В судебном заседание истец на иске настаивал, указав, что целый рабочий день занят непосредственно с работой с осужденными и специальная оценка труда к ней не применяется со ссылкой на письмо Минтруда от 08.06.2017 №15-1/ООГ-1593.
Представитель ответчика ФКП образовательное учреждение №46 Перфильева Г.Г. (по доверенности) просила в иске отказать в полном объеме по доводам, приведенным в письменных возражениях (л.д.73- 75).
В обоснование возражений указала, до ноября 2018 года учреждением уплачивались взносы по дополнительному тарифу без учета специальной оценки труда на всех работников учреждения в размере 6%. После указанной даты в связи с проведением в октябре 2018 года специальной оценки условий труда дополнительные страховые взносы не уплачиваются. В силу п.17 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ одним из критериев при установлении досрочной пенсии является наличие вредного или опасного класса условий труда, установленного по результатам СОУТ. Поскольку на рабочем месте Кузнецовой Е.А. по результатам СОУТ был установлен допустимый класс условий труда, в силу пенсионного законодательства работник утратил право на досрочное пенсионное обеспечение.
Представитель ответчика – ГУ Отделения Пенсионного фонда РФ по Владимирской области не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее участвуя в судебном заседании Дьякова А.С. (по доверенности) просила в иске отказать в полном объеме по доводам, приведенным в письменном отзыве (л.д.113- 115), указав, что в связи с тем, что правом для назначения досрочной страховой пенсии по старости наделены работники, занятые на рабочих местах по работам, указанным в п.п. 1-18 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ, если класс условий труда соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам оценки условий труда, то основания для начисления дополнительного тарифа в соответствии со ст.428 НК РФ отсутствуют, т.к. по результатам специальной оценки условий труда рабочего места педагогического работника, которое занимала Кузнецова Е.А., присвоен 2 (допустимый) класс условий труда.
Представитель третьего лица УФСИН России по Владимирской области Вагнер Е.Г. (по доверенности) полагала заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Определением суда от 02.03.2022 к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено ООО «Экспертный центр безопасности труда», который не направил представителя для участия в судебном заседании, извещался надлежащим образом.
Определением суда от 18.04.2022 к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора привлечена ИФНС России по Октябрьскому району г. Владимира, представитель которой в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Условия назначения страховой пенсии по старости установлены ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу п.17 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 N 85 утвержден список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, в который включены работники общеобразовательных организаций воспитательных колоний, а также образовательных организаций, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, мастера.
Частью 6 ст.30 Федерального закона№400-ФЗ установлено, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой (до 1 января 2015 года - трудовой) пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия по старости назначается досрочно (пункты 1 и 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; пункты 1 - 18 части 1 и часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Таким образом, установление для лиц, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости связывается не с любой работой в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а лишь с такой, которая непосредственно связана с осужденными и при выполнении которой подвергаются риску жизнь и здоровье работников этих учреждений, учитываются также и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях.
При этом на работодателей, применяющих труд работников на указанных видах работ, была возложена обязанность по уплате начиная с 1 января 2013 года дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а также было предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия назначения трудовой (страховой) пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда; до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой (страховой) пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (пункт 3 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; часть 6 статьи 30 и часть 8 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу.
Пунктом 1 ст.15 Федерального закона N167-ФЗ застрахованные лица вправе беспрепятственно получать от работодателя (страхователя) информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
При невыполнении страхователем обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 14 названного Федерального закона, по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованное лицо вправе обратиться с иском в суд о взыскании со страхователя страховых взносов за предшествующий период.
С 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование урегулированы положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации
В соответствии со статьей 428 НК РФ для плательщиков-работодателей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются дополнительные тарифы страховых взносов на ОПС.
В силу ч.2 указанной статьи для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи).
При допустимом классе условий труда (подкласс условий труда 2) дополнительный тариф страхового взноса равен 0.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с 26.09.2016 по настоящее время истец и ответчик состоят в трудовых отношениях.
26.09.2016 между Федеральным казенным профессиональным образовательным учреждением №43 (впоследствии в связи с реорганизацией ФКП образовательное учреждение №46) и Кузнецовой Е.А. заключен трудовой договор №25, с учетом доп. соглашения №152 от 09.01.2018, по условиям которого она принята на работу на должность <данные изъяты> на неопределенный срок, ей установлен сокращенный режим работы – 36 часов в неделю, продолжительность ежедневной работы 7ч12 мин. Местом работы работника установлен филиал по адресу: <...>
По условиям трудового договора трудовые обязанности работника не связаны с выполнением работ с вредными, опасными условиями труда.
В соответствии с Уставом (л.д.55- 58) Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение №46 Федеральной службы исполнения наказаний является учреждением, осуществляющим среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, профессиональное обучение в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности.
Согласно должностной инструкции Кузнецовой Е.А. (л.д. 21- 25) <данные изъяты> обязан проводить занятия по учебной практике (производственному обучению), подготавливать оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, заведовать учебно-производственной мастерской, обеспечивать соблюдение правил по охране труда, пожарной и электробезопасности, организовывать выполнение практических работ, а также работ по изготовлению изделий в период учебной практики и т.д.
До 01.11.2018 в отношении Кузнецовой Е.А. работодатель производил исчисление и уплату страховых взносов по дополнительному тарифу (л.д.60), которые прекращены в связи с проведением специальной оценки труда ООО «Экспертный центр безопасности труда».
Согласно карте специальной оценки условий труда №16 от 30.10.2018, с которой Кузнецова Е.А. была ознакомлена под роспись 22.11.2018 (л.д.61- 63), для мастера производственного обучения (по профессии парикмахер) установлен допустимый итоговый класс (подкласс) условий труда (2).
В соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Приведенная СОУТ истцом не оспорена, в связи с чем оснований подвергать сомнениям приведенные в ней характеристики у суда не имеется.
В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования.
Определение и подтверждение полной занятости работой по конкретной профессии является прямой обязанностью работодателей и подтверждается документами предприятия. Ответственность за достоверность и объективность представленной информации несет работодатель.
Между тем относимых и допустимых доказательств соблюдения указанного выше условия сторонами по делу не представлено.
С учетом изложенного, оценив в совокупности собранные по делу доказательства суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по исчислению и уплате дополнительных страховых взносов в связи с проведенной СОУТ, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований суд отказывает в полном объеме.
Суд не принимает во внимание ссылку истца на письмо Минтруда России от 08.06.2017 N 15-1/ООГ-1593, поскольку оно не является нормативным правовым актом. Более того, сотрудником УИС истец не является.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ №46 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.11.2018 ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 14.06.2022.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░