г.Сыктывкар Дело № 2-8398/2019 г.
(№ 33-7282/2019 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Мельниковой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 декабря 2019 года дело по апелляционным жалобам администрации МО ГО «Сыктывкар» и Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 октября 2019 года, по которому
возложена на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность предоставить Волгиной К.В. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах МО ГО «Сыктывкар».
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., судебная коллегия
установила:
Волгина К.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилья по договору найма специализированного жилого помещения в порядке ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация МО МР «Корткеросский» и Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного просят в апелляционных жалобах ответчик администрация МО ГО «Сыктывкар» и третье лицо Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся лиц, при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Волгина К.В., <Дата обезличена> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (мать и отец лишены родительских прав по решению Корткеросского районного суда Республики Коми от 06.06.2013).
По распоряжению Отдела опеки и попечительства по Корткеросскому району Агентства Республики Коми по социальному развитию от 05.08.2011 № 138 истец устроена в Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа № 1 им. А.А. Католикова». За истцом сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <Адрес обезличен>
На основании заключения межведомственной комиссии от 05.07.2013 постановлением администрации СП «Корткерос» от 05.07.2013 № 120 жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> признано непригодным для проживания.
01.09.2014 Волгина К.В. окончила обучение в ГУ РК «Детский дом им. А.А. Католикова для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», после чего обучалась в СГУ им. Питирима Сорокина.
Постановлением администрации МР «Корткеросский» от 25.10.2016 № 1050 Волгина К.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
В настоящее время Волгина К.В. обучается в ГПОУ «Коми республиканский агропромышленный техникум» и проживает в г.Сыктывкаре.
03.07.2019 истец обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, и предоставлении жилого помещения на территории г.Сыктывкара.
Письмом № 01/2-01/2455 от 12.07.2019 ответчик отказал истцу в удовлетворении данных требований, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Разрешая спор, суд, исходя из положений ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» и учитывая, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, на момент рассмотрения спора жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, не обеспечена, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований. При этом суд учел, что постоянным местом жительства истца является город Сыктывкар, в связи, с чем обязанность по предоставлению истцу жилого помещения должна быть возложена на администрацию МО ГО «Сыктывкар».
Правовых оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на законе и соответствуют фактическим обстоятельствам.
Не оспаривая право Волгиной К.В. на предоставление ей жилого помещения, администрация МО ГО «Сыктывкар» в апелляционной жалобе указывает на невозможность предоставления истцу в настоящее время жилья по причине недостаточного финансирования, а также в связи с нарушением прав других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истец, но в более ранние сроки.
Данные доводы ответчика правильность выводов суда не опровергают, поскольку исходя из требований статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и от недостаточности средств выделяемых на эти цели из федерального бюджета, и от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Доводы жалобы Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми о том, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено по месту её регистрации, т.е. в Корткеросском районе, не состоятельны, учитывая, что из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 02.02.1998 № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционных жалоб, судебной коллегией не установлено.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации МО ГО «Сыктывкар» и Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: