Дело № 2а-268/2020
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Усть-Катав 11 июня 2020 года
Усть-Катавский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Хлёскиной Ю.Р.,
РїСЂРё секретаре Рвановой Рћ.Р’.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Челябинской области к Басеник Светлане Викторовне о признании задолженности безнадежной к взысканию,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области обратилась в суд с иском к Басеник С.В. о признании задолженности Басеник С.В. по недоимке, пени и штрафу по взносам: в Фонд социального страхования в сумме 99 руб. 80 коп., в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 3 866 руб. 41 коп., в ФФОМС в сумме 1 880 руб. 77 коп., всего 5 846 руб. 98 коп. безнадежной к взысканию (л.д. 3-5).
Р’ обоснование исковых требований представитель истца указал, что Басеник РЎ.Р’. состояла РІ налоговом учете РІ Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 18 РїРѕ Челябинской области. Согласно сведениям, содержащимся РІ программном комплексе налогового органа Р·Р° налогоплательщиком Басеник РЎ.Р’. числится задолженность РїРѕ налоговым платежам, РІ том числе РїРѕ недоимке, пени Рё штрафу РїРѕ взносам: РІ Фонд социального страхования РІ СЃСѓРјРјРµ 99 СЂСѓР±. 80 РєРѕРї., РІ Пенсионный фонд Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ СЃСѓРјРјРµ 3866 СЂСѓР±. 41 РєРѕРї., РІ ФФОМС РІ СЃСѓРјРјРµ 1 880 СЂСѓР±. 77 РєРѕРї., всего 5 846 СЂСѓР±. 98 РєРѕРї. Рнспекцией РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 69, 70 РќРљ Р Р¤ выставлялись требования РѕР± уплате налогов, пени, санкции. Однако, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что СЃСЂРѕРє хранения данных документов истек, налоговый орган РЅРµ имеет возможности представить РёС… РІ СЃСѓРґ. Недоимки Рё финансовые санкции РїРѕ налогам Рё сборам подлежат взысканию СЃ налогоплательщиков СЃ последующим поступлением РЅР° расчетные счета соответствующих бюджетов, так как неуплата указанных платежей влечет неисполнение РґРѕС…РѕРґРЅРѕР№ части бюджета, Р° как следствие, недополучение государством денежных средств. Основания прекращения обязанности РїРѕ уплате налога или СЃР±РѕСЂР° регулируются СЃС‚. 44 РќРљ Р Р¤. Р’ соответствии СЃ указанной статьей РЅРµ предусмотрено РІ качестве основания для прекращения обязанности РїРѕ уплате налогов Рё (или) СЃР±РѕСЂРѕРІ РїСЂРѕРїСѓСЃРє СЃСЂРѕРєРѕРІ взыскания. Законодателем меры РїРѕ списанию задолженности допускаются, РІ частности, РІ случае принятия СЃСѓРґРѕРј акта, РІ соответствии СЃ которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности РїРѕ пеням Рё штрафам РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ истечением установленного СЃСЂРѕРєР° РёС… взыскания, РІ том числе вынесения РёРј определения РѕР± отказе РІ восстановлении пропущенного СЃСЂРѕРєР° подачи заявления РІ СЃСѓРґ Рѕ взыскании недоимки, задолженности РїРѕ пеням Рё штрафам (Рї.Рї. 4 Рї. 1 СЃС‚. 59 РќРљ Р Р¤). РџРѕ смыслу положений СЃС‚. 44 РќРљ Р Р¤ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания СЃСѓРјРј налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие РёРј РІ установленные СЃСЂРѕРєРё надлежащих мер Рє взысканию, сама РїРѕ себе РЅРµ является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика РїРѕ РёС… уплате Рё, следовательно, для исключения соответствующих записей РёР· его лицевого счета. Согласно взаимосвязанному толкованию РЅРѕСЂРј подпункта 5 пункта 3 статьи 44 Рё подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей РёР· лицевого счета налогоплательщика РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ только РЅР° основании судебного акта, РІ соответствии СЃ которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ истечением установленного СЃСЂРѕРєР° РёС… взыскания, РІ том числе РІ случае отказа РІ восстановлении пропущенного СЃСЂРѕРєР° подачи РІ СЃСѓРґ заявления Рѕ взыскании этих СЃСѓРјРј. Вывод РѕР± утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ истечением установленного СЃСЂРѕРєР° РёС… взыскания может содержаться РІ судебном акте РїРѕ любому налоговому делу, РІ том числе Рё РІ мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом РёР· лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта РІ силу. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе налоговый орган, РІ том числе путем подачи РІ СЃСѓРґ заявления Рѕ признании СЃСѓРјРј, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными РєРѕ взысканию.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 22), просит рассмотреть дело в его отсутствии.
Административный ответчик Басеник С.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом (л.д. 23), заявлений и ходатайств в суд не представила.
Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении сторон, суд определил рассматривать дело в их отсутствие.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ находит исковые требования подлежащими удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налоговым кодексом РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (пункт 1 статьи 3); налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац первый пункта 1 статьи 45).
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
РР· материалов дела следует, что Басенник РЎ.Р’. РІ период СЃ 28 декабря 2004 РїРѕ 13 декабря 2013 РіРѕРґР° являлась индивидуальным предпринимателем Рё была обязана РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ уплачивать страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ (Р».Рґ. 7-8).
Согласно справке о состоянии расчетов за Басеник С.В. числится недоимка по уплате налога на 5 марта 2020 года в Фонд социального страхования в сумме 99 руб. 80 коп., в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 3 866 руб. 41 коп., в ФФОМС в сумме 1 880 руб. 77 коп., всего 5 846 руб. 98 коп. (л.д. 6).
РР· административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Межрайонной РФНС в„– 18 РїРѕ Челябинской области следует, что данная задолженность Басеник РЎ.Р’. образовалась РґРѕ 2005 РіРѕРґР°, какие-либо документы, подтверждающие ее обоснованность, отсутствуют РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ истечением СЃСЂРѕРєР° хранения.
На момент возникновения спорных отношений (в данном случае задолженность образовалась до 2005 года) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов) в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
С 01 января 2017 года вышеуказанный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию (ч. 3 ст. 5 указанного ФЗ).
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Согласно ч. 1 ст. 14 указанного Закона плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени (ч. 1 ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии со ст.ст. 18, 19 указанного Федерального закона, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона. Заявление о взыскании недоимки может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи (ч. 2 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ).
Объективных причин, препятствующих своевременному обращению истца за судебной защитой, не установлено.
В силу п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание установлены ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням, штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам.
Как было указано выше, недоимка по уплате Басеник С.В. в Фонд социального страхования в сумме 99 руб. 80 коп., в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 3 866 руб. 41 коп., в ФФОМС в сумме 1 880 руб. 77 коп., всего 5 846 руб. 98 коп. образовалась до 2005 года, документы, подтверждающие размер недоимки, период образования, а также направление в адрес плательщика требования об уплате недоимки не сохранились в связи с истечением срока хранения.
С учетом установленных законом порядка и сроков взыскания задолженности по уплате страховых взносов, на данный момент истцом утрачена возможность принудительного взыскания с ответчика указанной задолженности.
Принимая во внимание изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты госпошлины.
Ч. 1 ст. 114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 21.01.2016 г. № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца административным ответчиком.
Поскольку обращение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Челябинской области в суд с требованием о признании задолженности безнадежной к взысканию не было обусловлено нарушением ее права ответчиком, государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика Басеник С.В.
Руководствуясь ст. 177, 178-180 КАС РФ, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Рсковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„–18 РїРѕ Челябинской области Рє Басеник Светлане Викторовне Рѕ признании задолженности безнадежной Рє взысканию, удовлетворить.
Признать безнадежной к взысканию задолженность Басеник Светланы Викторовны по недоимке, пени и штрафу по взносам: в Фонд социального страхования в сумме 99 руб. 80 коп., в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 3 866 руб. 41 коп., в ФФОМС в сумме 1 880 руб. 77 коп., всего 5 846 рублей 98 копеек.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Усть-Катавский городской суд Челябинской области.
Председательствующий подпись Ю.Р.Хлёскина Решение не вступило в законную силу
Полное мотивированное решение изготовлено 17 июня 2020 года.