Дело № 12-141/2013 (02)
Р Е Ш Е Н И Е
23 июля 2013 г. Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:
Председательствующего Кириленко И.В.
При секретаре Персиной О.Т.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО НПО «НовоТест Системы» Козыря ФИО7 на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> Стрелкова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> Стрелкова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО НПО «НовоТест Системы» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в сумме <данные изъяты> рублей.
Генеральный директор ООО НПО «НовоТест Системы» ФИО1 обжаловал вышеуказанное постановление мирового судьи. В обоснование жалобы указано, что Судом не были проанализированы конкретные нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, а также не было выяснено обязывают ли организацию указанные нормы законодательства выполнять мероприятия, указанные протоколе об административном правонарушении.
1. Разработать распорядительный документ руководителя о назначении специалиста уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
Ст. 1,2, ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 11 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определяют основные понятия, задачи в области гражданской обороны и полномочия организаций в этой области.
Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» - не указано какая норма постановления нарушена. Данное постановление принято во исполнение ст. 12 ФЗ «О гражданской обороне» об органах, осуществляющих управление гражданской обороной, и утверждает Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.
П. 12 приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» - п. 12 не приказа, а Положения им утвержденного, который устанавливает, что органами, осуществляющими управление гражданской обороной в муниципальных образованиях (организациях), являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны (далее - структурные подразделения (работники) по гражданской обороне.
Указанными в протоколе нормами законодательства не устанавливается обязанность субъекта проверки назначить специалиста, уполномоченного на решение задач в области защиты населения…
2. Провести обучение руководителя организации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
П. «в» ст. 14 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «Организации обязаны: обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях» - требование об обучении всех работников предприятия, которое проводится по месту работы в форме самостоятельного изучения действий при чрезвычайных ситуациях, и не содержит обязанности проведению обучения руководителя в области защиты населения и территорий от ЧС.
Пп. 2, 6 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. Повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: б) руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации»
Согласно п. «б» п. 13 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, утв. Вышеуказанным постановлением, Министерство РФ по делам ГО И ЧС определяет перечень уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебно-методических центрах по гражданской обороне. Согласно п. 14 данного Положения финансирование подготовки руководителей осуществляется за счет соответствующих бюджетов.
Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 19 утвержден Перечень уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, в котором нет должности руководителя предприятия. П. 3,4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны: Лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы: а) руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций (далее именуются - руководители). Обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием форм согласно приложению. Обучение является обязательным и проводится в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются - учебно-методические центры), в иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются - курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.Повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны, а также преподавателей курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений общего и профессионального образования проводится не реже 1 раза в 5 лет. Для данной категории лиц, впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы являются обязательными.
Руководитель ООО «НПО «НовоТестСистемы» проходит обучение по месту работы в форме самоподготовки. Прохождение повышение квалификации в учебно-методических центрах предусмотрено для руководителей организаций, уполномоченных на решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления единой систем
3. Разработать распорядительный документ руководителя об организации подготовки руководящего состава специалистов в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и назначении учебных групп.
П. «в» ст. 14 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «Организации обязаны: обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях» - требование об обучении всех работников предприятия, которое проводится по месту работы в форме самостоятельного изучения действий при чрезвычайных ситуациях, и не содержит обязанности по организации подготовки руководящего состава специалистов.
П. 18 постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - пункт не постановления, а Положения о единой государственной системе, утвержденного этим постановлением, устанавливает: «Подготовка работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления единой системы, организуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.»
Пп. 2а, 4а, 9 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население); Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает: а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках. Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее именуются - формирования) организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год.».
Указанные нормы не устанавливают обязанности субъекта проверки по организации подготовки руководящего состава специалистов в области гражданской обороны и ЧС, а обязывают проводить обучение всего работающего населения по месту работы с самостоятельным изучением порядка действий во время чрезвычайных ситуаций. Тактико-специальные учения проводятся при наличии аварийно-спасательных служб и формирований, которые создаются только на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения.
П. 45,62 приказа МЧС от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» К основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения относятся…подготовка персонала к действиям при чрезвычайных ситуациях;..». Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется путем проведения сборов, учений, тренировок в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, учебно-тренировочных центрах, центрах подготовки федеральных органов исполнительной власти.»
П. 16.1. приказа МЧС от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях»:«По обучению населения в области гражданской обороны:
разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, соответственно, рабочих программ обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ обучения работников организаций в области гражданской обороны;
осуществление обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;
создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;
пропаганда знаний в области гражданской обороны.»
Указанные нормы не устанавливают требований по организации подготовки руководящего состава специалистов в области гражданской обороны в ООО «НПО «НовоТестСистемы», т.к. общество является потенциально опасным объектом и объектом жизнеобеспечения, не имеет в своем составе формирований и служб (аварийно-спасательных).
Данные нормы содержат обязанность проводить обучение всего работающего населения по месту работы с самостоятельным изучением порядка действий во время чрезвычайных ситуаций.
4.Разработать распорядительный документ руководителя о создании комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, а так же объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях.
П. «б» ст. 14 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС..: «б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;»
Ч. 1 ст. 9 № 28-ФЗ «Полномочия организаций в области гражданской обороны Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;»
Указанные нормы не содержат требований о создании комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, не могут быть применены к субъекту проверки, т.к. организация прекращает свою деятельность в военное время и в чрезвычайных ситуациях, не является важным экономическим объектом, либо объектом социального назначения.
5.Разработать план работы комиссии по повышению устойчивости функционирования - Указанные нормы не могут быть применены к субъекту проверки, т.к. организация прекращает свою деятельность в военное время и в чрезвычайных ситуациях, не является важным экономическим объектом, либо объектом социального назначения.
6.Разработать распорядительный документ о создании эвакуационной (эвакоприемной) комиссии.
Статья 14. ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС..»: « Организации обязаны: а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций»
Ст. 9 28-ФЗ «О гражданской обороне» определяет полномочия организаций в области гражданской обороны, а не обязанности организаций в области гражданской обороны, в т.ч. по созданию эвакуационной комиссии.
П. 25, 28 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»: « Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:….»
П. 9 приказа МЧС №: «Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами местного самоуправления и руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей соответствующих органов местного самоуправления и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны.»
Постановление Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке проведения эвакуационных мероприятий в <адрес>» - не указаны нарушенные нормы.
Указанные положения нормативных актов распространяются на организации входящие в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеющие полномочия в области гражданской обороны, обладающие помещениями, территориями, транспортными средствами для выполнения эвакуационных мероприятий.
7.Разработать положение об эвакуационной комиссии и утвердить у соответствующего руководителя гражданской обороны - Указанные требования не могут быть применены к субъекту проверки, т.к. он не входит в единую систему предупреждения и ликвидации ЧС, не имеет ресурсов для проведения эвакуационных мероприятий.
8.Разработать план основных мероприятий на текущий год и представить отчетные материалы о выполненных мероприятиях.
Ст. 1, 2, 9 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» Ст. 1,2,9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» - устанавливает основные понятия, задачи в области гражданской обороны и полномочия организаций в этой области.
П. 3, 4 Приказа МЧС № от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», пункты не приказа, а утвержденного им положения: Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых и перспективных планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации). План основных мероприятий муниципального образования на год разрабатывается органом местного самоуправления и согласовывается с органом, уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, - главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.»
Планирование основных мероприятий гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 116. Выписки из Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ, №), «Организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.»
Положения п. 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, а утвержденного приказом МЧС № от ДД.ММ.ГГГГ №, на ОО «НПО «НовоТестСистемы» не распространяется, т.к. организация не имеет категории по гражданской обороне, прекращает работу в военное время, расположено вне зон возможных разрушения и опасного химичского заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения.
Для предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций в статье 4 ФЗ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий …» предусмотрено создание единой государственной системы, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, деятельность которой организуется в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 794.
Согласно пункту 10 данного Положения к постоянно действующим органам управления единой системой на объектовом уровне являются структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Таким образом, постановлением по административному делу на организацию возложено исполнение обязанностей, которые могут быть отнесены только на специально уполномоченные в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны организации, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При этом ни в акте проверки, ни в протоколе, ни в оспариваемом постановлении ОНД <адрес>, ни специалистом МУ «Управление гражданской защиты <адрес>» не указаны положения нормативного или ненормативного акта, в силу которого ООО «НПО «НовоТестСистемы» является организацией, в полномочия которой входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне.
Положения Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N 105, Постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке проведения эвакуационных мероприятий в <адрес>» к ООО «НПО «НовоТестСистемы» не могут быть применены, так как организация не относится к потенциально опасным объектам и объектам жизнеобеспечения, прекращает свою деятельность в военное время и в чрезвычайных ситуациях, не входит в Новороссийское городское звено <адрес>вой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Следовательно ООО «НПО «НовоТестСистемы» не обязано назначать уполномоченных на решение задач в области ГО, комиссии по повышению устойчивости функционирования организации в чрезвычайных ситуациях, создавать эвакуационные комиссии.
В связи с этим требования указанных нормативных правовых актов на рассматриваемые правоотношения не распространяются. Исполнение требований, на которые имеются ссылки в протоколе об административном правонарушении и постановлении мирового суда, не может быть возложено на ООО «НПО «НовоТест Системы».
В судебном заседании представитель ООО НПО «НовоТест Системы» по доверенности ФИО5 настаивала на удовлетворении жалобы по вышеуказанным мотивам.
Представитель Отдела надзорной деятельности <адрес> МЧС России по доверенности ФИО6 возражал, полагая, что обжалуемое постановление вынесено в соответствие с требованиями закона.
Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд полагает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Ст. 1,2, ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 11 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определяют основные понятия, задачи в области гражданской обороны и полномочия организаций в этой области.
Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» - не указано какая норма постановления нарушена. Данное постановление принято во исполнение ст. 12 ФЗ «О гражданской обороне» об органах, осуществляющих управление гражданской обороной, и утверждает Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.
Указанными в протоколе нормами законодательства не устанавливается обязанность субъекта проверки назначить специалиста, уполномоченного на решение задач в области защиты населения.
П. «в» ст. 14 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «Организации обязаны: обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях» - требование об обучении всех работников предприятия, которое проводится по месту работы в форме самостоятельного изучения действий при чрезвычайных ситуациях, и не содержит обязанности проведению обучения руководителя в области защиты населения и территорий от ЧС.
Пп. 2, 6 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. Повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации»
Согласно п. «б» п. 13 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, утв. Вышеуказанным постановлением, Министерство РФ по делам ГО И ЧС определяет перечень уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебно-методических центрах по гражданской обороне. Согласно п. 14 данного Положения финансирование подготовки руководителей осуществляется за счет соответствующих бюджетов.
Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 19 утвержден Перечень уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, в котором нет должности руководителя предприятия.П. 3,4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны Лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы: руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций (далее именуются - руководители). Обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием форм согласно приложению. Обучение является обязательным и проводится в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются - учебно-методические центры), в иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются - курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.
П. 18 постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - Положения о единой государственной системе, утвержденного этим постановлением, устанавливает: «Подготовка работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления единой системы, организуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.»
Пп. 2а, 4а, 9 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население). Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает: для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках. Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее именуются - формирования) организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год.».
П. 45,62 приказа МЧС от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» К основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения относятся…подготовка персонала к действиям при чрезвычайных ситуациях. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется путем проведения сборов, учений, тренировок в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, учебно-тренировочных центрах, центрах подготовки федеральных органов исполнительной власти.»
П. 16.1. приказа МЧС от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» По обучению населения в области гражданской обороны: разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, соответственно, рабочих программ обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ обучения работников организаций в области гражданской обороны; осуществление обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;
пропаганда знаний в области гражданской обороны.»
Данные нормы содержат обязанность проводить обучение всего работающего населения по месту работы с самостоятельным изучением порядка действий во время чрезвычайных ситуаций.
Ч. 1 ст. 9 № 28-ФЗ :. «Полномочия организаций в области гражданской обороны» Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.
Указанные нормы не содержат требований о создании комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, не могут быть применены к субъекту проверки, т.к. организация прекращает свою деятельность в военное время и в чрезвычайных ситуациях, не является важным экономическим объектом, либо объектом социального назначения.
П. 25, 28 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»: « Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются»
П. 9 приказа МЧС №: «Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами местного самоуправления и руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей соответствующих органов местного самоуправления и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны.»
Указанные положения нормативных актов распространяются на организации входящие в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеющие полномочия в области гражданской обороны, обладающие помещениями, территориями, транспортными средствами для выполнения эвакуационных мероприятий.
Согласно п. 116. Выписки из Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ, №), «Организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.»
Положения п. 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, а утвержденного приказом МЧС № от ДД.ММ.ГГГГ №, на ОО «НПО «НовоТестСистемы» не распространяется, т.к. организация не имеет категории по гражданской обороне, прекращает работу в военное время, расположено вне зон возможных разрушения и опасного химичского заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения.
Для предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций в статье 4 ФЗ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий …» предусмотрено создание единой государственной системы, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, деятельность которой организуется в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 794.
Согласно пункту 10 данного Положения к постоянно действующим органам управления единой системой на объектовом уровне являются структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Таким образом, постановлением по административному делу на организацию возложено исполнение обязанностей, которые могут быть отнесены только на специально уполномоченные в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны организации, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Положения Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N 105, Постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке проведения эвакуационных мероприятий в <адрес>» к ООО «НПО «НовоТестСистемы» не могут быть применены, так как организация не относится к потенциально опасным объектам и объектам жизнеобеспечения, прекращает свою деятельность в военное время и в чрезвычайных ситуациях, не входит в Новороссийское городское звено <адрес>вой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Следовательно ООО «НПО «НовоТестСистемы» не обязано назначать уполномоченных на решение задач в области ГО, комиссии по повышению устойчивости функционирования организации в чрезвычайных ситуациях, создавать эвакуационные комиссии.
В силу ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствии состава правонарушения.
При таком положении следует признать, что в действиях генерального директора ООО «НПО «НовоТест Системы» ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ влечет прекращение производства по делу.
Руководствуясь п. 1.3 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░1 ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 20.7 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░. 20.7 ░░░░ ░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░