Дело № ******
РЕШЕНИЕ
«25» февраля 2016 года <адрес>
Судья Октябрьского районного суда <адрес> ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО «Пневмостроймашина» ФИО1 на постановления № ******, № ****** старшего государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и постановление № ****** старшего государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Пневмостроймашина»,
установил:
Указанными постановлениями ОАО «Пневмостроймашина» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей по каждому постановлению.
Должностным лицом в ходе проведенной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки выявлено несоблюдение ОАО «Пневмостроймашина» экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: не представлено в установленный срок федеральное статистическое наблюдение «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2014 год» по форме № ******-ТП (отходы); в установленном порядке не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; в результате производственной деятельности образуются отходы I-IV класса опасности, для которых не подтверждено отнесение к конкретному классу опасности; отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; территория участков сбора маслоотходов и металлической стружки, загрязненной нефтепродуктами, имеет следы загрязнения нефтепродуктами.
Не согласившись с постановлениями, защитник ОАО «Пневмостроймашина» ФИО1 обратилась в суд с жалобами, в которых просит об изменении постановлений должностного лица. В обоснование жалоб пояснила, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях должностном лицом не учтены положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, поскольку допущенные юридическим лицом правонарушения образованы одним бездействием, в связи с чем должно быть назначено одно наказание. Кроме того, полагает, что при назначении наказания должностным лицом не учтены имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность, поскольку в отношении ОАО «Пневмостроймашина» введена одна из процедур банкротства – внешнее управление, в связи с чем полагает возможным с учетом положений ч. 2 ст. 4.4 и ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ назначить за совершение всех правонарушений одного административного наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, то есть в размере 50000 рублей.
В судебном заседании защитник ОАО «Пневмостроймашина» ФИО1 доводы жалобы поддержала, пояснив, что юридическое лицо не оспаривает наличие событий административных правонарушений и вину в их совершении, однако, допущенные правонарушения вызваны тяжелым финансовым положением ОАО «Пневмостроймашина», в связи с чем в отношении общества введено внешнее управление. ОАО «Пневмостроймашина» предпринимаются все возможные меры в целях сохранения более одной тысячи рабочих мест, однако, в целях оптимизации расходов обеспечить выполнение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления затруднительно. В связи с этим просила по основаниям, указанным в жалобе, за совершение правонарушений назначить административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Старший государственный инспектор Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу ФИО2 в судебном заседании возражал против доводов жалобы, поскольку допущенные юридическим лицом нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления образованы различными бездействиями с различными фактическими обстоятельствами.
В судебном заседании судьей на основании абз. 9 п. 4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» дела по жалобам на постановления № ****** (дело № ******), 468 (дело № ******), 572 (дело № ******), 574 (дело № ******) от ДД.ММ.ГГГГ и постановление № ****** (дело № ******) от ДД.ММ.ГГГГ объединены в одно производство с присвоением единого номера дела 12-71/2016 для совместного рассмотрения по существу.
Выслушав объяснения, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к выводу о частичной обоснованности жалоб по следующим основаниям.
Ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
При этом, в силу ст. 1 указанного федерального закона, к отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 18 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 14 Закона № 89-ФЗ).
Порядок сбора, учета и рационального использования отработанных нефтепродуктов, направленных на вовлечение в оборот резервов экономии топливных ресурсов и предотвращение загрязнения окружающей природной среды утвержден приказом Минтопэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. п. 4, 5 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации
В судебном заседании установлено, что по результатам проведенной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Росприроднадзора по УрФО плановой выездной проверки выявлено несоблюдение ОАО «Пневмостроймашина» экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: не представлено в установленный срок федеральное статистическое наблюдение «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2014 год» по форме № ******-ТП (отходы); в установленном порядке не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; в результате производственной деятельности образуются отходы I-IV класса опасности, для которых не подтверждено отнесение к конкретному классу опасности; отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; территория участков сбора маслоотходов и металлической стружки, загрязненной нефтепродуктами, имеет следы загрязнения нефтепродуктами.
Вина ОАО «Пневмостроймашина» в совершении указанных в постановлениях административных правонарушениях подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе актами обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Юридическим лицом вина в совершении административных правонарушений не оспаривалась.
Таким образом, должностным лицом в материалы дела представлена совокупность относимых, допустимых и достаточных доказательств наличия в бездействии ОАО «Пневмостроймашина» события инкриминируемого административного правонарушения и вины юридического лица в его совершении.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, является формальным, в связи с чем общественную опасность представляют не какие-либо негативные последствия, наступившие вследствие противоправного бездействия юридического лица, а сам факт пренебрежительного отношения общества к исполнению возложенной на него законом обязанности по выполнение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Вместе с тем, считаю заслуживающими внимание доводы жалобы в части назначенного наказания.
В силу ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Исследовав материалы дел об административных правонарушениях, прихожу к выводу о том, что юридическим лицом совершено одно бездействие, содержащее состав одного правонарушения, обусловленное различными нарушениями обязательных для исполнения требований в области обращения с отходами, поскольку ОАО «Пневмостроймашина» не разработало проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не ведет учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не относит отходы к конкретному классу опасности, не выполняет требования к размещению отходов. Как следствие допущенных нарушений – непредставление в установленный срок федеральное статистическое наблюдение «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2014 год» по форме № ******-ТП (отходы).
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ возможность назначения наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотрена при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
При этом согласно ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В данном случае, исходя из общественных и государственных интересов, с учетом представленных в материалы дела доказательств, оснований для признания допущенных правонарушений исключительными и, как следствие, назначения наказания в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией статьи, не усматривается, поскольку соблюдение требований к порядку образования, размещения и утилизации отходов, непосредственно влияет на благоприятные условия труда работников предприятия, проживающего вблизи ОАО «Пневмостроймашина» населения, а также в целом на благоприятную экологическую и санитарно-эпидемиологическую среду на территории <адрес>.
При этом, считаю необходимым обратить внимание на то обстоятельство, что ОАО «Пневмостроймашина», желая исключить возможность наступления неблагоприятных последствий в виде банкротства предприятия и потери рабочих мест более чем одной тысячи жителей <адрес>, не вправе умалять права других жителей на благоприятную окружающую среду, для поддержания которой в нормальном для проживания людей состоянии разработаны вышеуказанные требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и подзаконные нормативно-правовые акты.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ч. ч. 2, 3 ст. 4.4 КоАП РФ, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, принимая во внимание количество и характер допущенных нарушений экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а также необходимость достижения указанных в ст. 3.1 КоАП РФ целей административного наказания, прихожу к выводу о том, что достаточным и соразмерным содеянному является назначение административного наказания в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу защитника ОАО «Пневмостроймашина» ФИО1 – удовлетворить частично.
Постановления № ******, 468, 572, 574 старшего государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и постановление № ****** старшего государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении открытого акционерного общества «Пневмостроймашина» – изменить.
Признать открытое акционерное общество «Пневмостроймашина» виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.2, ст. 8.2, ст. 8.2, ст. 8.2, ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 150000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.
В остальной части постановления должностного лица оставить без изменения, жалобу защитника – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня получения или вручения его копии через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья ФИО3