Дело №2а-977/2017 Председательствующий - судья Сухорукова Л.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-3519/2017
05 сентября 2017 года г. Брянск
Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей Фроловой И.М., Цуканова Д.А.,
при секретаре Галкине А.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Граубергера П.Н. на решение Советского районного суда г. Брянска от 19.06.2017 г. по административному делу по административному иску Граубергера Павла Николаевича, Общества с ограниченной ответственностью «СХП «Снежеть» к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области об оспаривании разрешения на строительство.
Заслушав доклад судьи Цуканова Д.А., объяснения представителя административного соистца - Общества с ограниченной ответственностью «СХП «Снежеть» - Мякишева Д.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика – Департамента строительства и архитектуры Брянской области – Козловой В.С. и представителя заинтересованного лица – ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» - Бабич И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Граубергер П.Н. обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что он является сособственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
30.09.2016 года Департаментом строительства и архитектуры Брянской области было выдано разрешение на строительство № 32-000-15-2016, которым ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» разрешено строительство линейного объекта, в том числе строительство объекта капитального строительства, расположение которого планируется в пределах принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка. С сентября 2016 года на данном земельном участке ведется строительство, устанавливаются опоры линии электропередач.
Полагая указанное разрешение незаконным и нарушающим его права, поскольку строительство разрешено на земельном участке, не принадлежащем застройщику, без согласия собственников земельного участка, административный истец просил суд признать недействительным и отменить разрешение на строительство № 32-000-15-2016, выданное Департаментом строительства и архитектуры Брянской области ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы».
Решением Советского районного суда г. Брянска от 19.06.2017 г. административный иск оставлен без удовлетворения в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный истец Граубергер П.Н. просит отменить решение суда, указывая на отсутствие доказательств, подтверждающих законность оспариваемого разрешения, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, отсутствие оценки суда несоответствию документов, представленных застройщиком для выдачи разрешения на строительство, разрешенному использованию земельного участка.
В возражениях на апелляционную жалобу врио директора Департамента строительства и архитектуры Брянской области Мешков А.Н. и представитель административного ответчика Козлова В.С. просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность решения, отсутствие нарушений норм материального и процессуального права.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель заинтересованного лица - ПАО «ФСК ЕЭС» - Бабич И.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным доказательствам.
Административный истец Граубергер П.Н., представители заинтересованных лиц – Правительства Брянской области и Администрации Карачевского района Брянской области, заинтересованные лица Камынина Т.Н., Дракина Н.М., Рымарева А.А., Лазутин В.Н., Хромов С.В., Лагутин M.B., Артюхов Н.Т., Лагутина Т.Н., Поварова Г.Д., Пальгова Т.В., Шинкар Т.Т., Лисеева Т.Н., Ваганов В.В., Понкратова Т.И., Шалова В.А., Шалов А.И., Никитина Е.В., Деева Н.Д., Исаков В.Н., Журавлева М.В., Симакина Л.Д., Сокол Г.А., Петраков А.П., Чмыхов В.А., Черешнева М.А., Дударев Н.А., Дударева А.Н., Малаев В.А., Артюхов И.Г., Квасов Р.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены судом о месте и времени судебного заседания, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия не представили, об отложении слушания по делу не ходатайствовали, их явка обязательной не признана.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, административная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя административного соистца - Общества с ограниченной ответственностью «СХП «Снежеть» - Мякишева Д.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика - Департамента строительства и архитектуры Брянской области – Козловой В.С., представителя заинтересованного лица – ПАО «ФСК ЕЭС» - Бабич И.А., судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частями 5 и 5.1 настоящей статьи и другими федеральными законами, выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) (п. 2 ч. 6 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
Перечень документов, представляемых застройщиком уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации для выдачи разрешения на строительство линейного объекта капитального строительства, определен ч.ч. 7, 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, к числу которых отнесены правоустанавливающие документы на земельный участок.
Аналогичный перечень содержится в п.2.6 Административного регламента предоставления Департаментом строительства и архитектуры Брянской области государственной услуги по выдаче разрешения на строительство, утвержденного приказом Департамента № 75п от 21.09.2016 г.
В силу ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, в рамках Инвестиционной программы на 2016 - 2020 годы, утвержденной Приказом Минэнерго России от 18.12.2015 № 980, ПАО «ФСК ЕЭС» осуществляет строительство ПС 500 кВ Белобережская с заходами ВЛ 500 кВ Новобрянская - Елецкая, строительство ВЛ 220 кВ Белобережская - Цементная, ВЛ 220 кВ Белобережская - машзавод, ВЛ 220 кВ Белобережская - Брянская (Энергообъект).
Энергообъект внесен в схему территориального планирования Российской Федерации в области энергетики, утвержденную Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1634-р от 01.08.2016.
На энергообъект разработана документация по планировке территории, утвержденная Приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 1195 от 10.11.2016 «Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта «Строительство ПС 500 кВ Белобережская с заходами ВЛ 500 кВ Новобрянская - Елецкая, строительство ВЛ 220 кВ Белобережская - Цементная, ВЛ 220 кВ Белобережская - машзавод, ВЛ 220 кВ Белобережская - Брянская» (этапы 1, 2, 3)
Согласно схеме расположения объекта, актам о выборе земельных участков, градостроительным планам, проектной документации, для строительства энергообъекта ПАО «ФСК ЕЭС» на период строительства предоставлены земельные участки, в том числе: с кадастровым номером № под строительство ПС 500 кВ Белобережскя, общей площадью 307400 кв.м., местоположение: <адрес> категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Земельный участок предоставлен Мылинским сельским поселением на основании договора аренды земельного участка № 403075 от 01.10.2015 г.; земельные участки с кадастровыми номерами №, под строительство заходов ВЛ 500 кВ Новобрянская - Елецкая, строительство ВЛ 220 кВ Белобережская - Цементная, ВЛ 220 кВ Белобережская - машзавод, ВЛ 220 кВ Белобережская - Брянская, общей площадью 17,86 га, местоположение: <адрес>, на территории муниципального образования, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, предоставлены Администрацией Карачевского района на основании договора аренды земельного участка № 274 от 22.10.2014 г.; с кадастровым или условным номером № в ГКУ Брянской области «Карачевское лесничество», общей площадью 9,77 га, в том числе Степное участковое лесничество (СП «Снежеть») 6,56 га в целях строительства линейного объекта (заходы 500 кВ на объекте: «Строительство ПС 500 кВ Белобережская с заходами ВЛ 500 кВ Новобрянская - Елецкая, строительство ВЛ 220 кВ Белобережская - Цементная, ВЛ 220 кВ Белобережская - Машзавод, ВЛ 220 220 кВ Белобережская - Брянская»), предоставлен Управлением лесами Брянской области по договору аренды лесного участка от 11.03.2014 г.
Между земельными участками с кадастровыми номерами № запроектирована трасса для строительства заходов ВЛ по земельному участку с кадастровым номером №, площадь для строительства составляет 224654,0 кв.м.
Граубергер П.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, доля в праве общей долевой собственности 1/381, общая площадь 19 794 930 кв.м.
Помимо него собственником данного земельного участка является ООО «СХП «Снежеть» (доля в праве общей долевой собственности 218,75), а также заинтересованные лица Камынина Т.Н., Дракина Н.М., Рымарева А.А., Лазутин В.Н., Хромов С.В., Лагутин M.B., Артюхов Н.Т., Лагутина Т.Н., Поварова Г.Д., Пальгова Т.В., Шинкар Т.Т., Лисеева Т.Н., Ваганов В.В., Понкратова Т.И., Шалова В.А., Шалов А.И., Никитина Е.В., Деева Н.Д., Исаков В.Н., Журавлева М.В., Симакина Л.Д., Сокол Г.А., Петраков А.П., Чмыхов В.А., Черешнева М.А., Дударев Н.А., Дударева А.Н., Малаев В.А., Артюхов И.Г., Квасов Р.В.
Доли собственников данного земельного участка в натуре не выделены.
В соответствии с протоколом общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, в границах <адрес>, от 04 августа 2012 года, собственниками было принято решение о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории (приложение № 2 к протоколу) для строительства спорного энергетического объекта, которая является приложением к акту о выборе земельного участка для строительства энергетического объекта, при условии возмещения затрат на вывод полей из эксплуатации, оплаты использования земли, компенсации упущенной выгоды, оплаты за восстановление земель, возмещения в связи с прекращением деятельности хозяйства в п. Березовка с учетом замечаний и ответов, полученных в ходе собрания от представителей ОАО «ФСК ЕЭС», а также о заключении предварительного договора до начала строительства.
Постановлением № 872 Администрации Карачевского района Брянской области был утвержден акт о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения строительства линейного объекта. Акт о выборе земельного участка был согласован, в том числе, уполномоченным собственниками земельного участка с кадастровым номером № в границах <адрес>
13.08.2012 г. постановлением Администрации Карачевского района № 892 был утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Карачевский район, для строительства энергообъекта. Соответствие проектной документации, разработанной ЗАО «ЭнергоПроект», требованиям СНиП, САНПиН, пожарной и промышленной безопасности подтверждено положительным заключением государственной экспертизы № 550-13/СПЭ-2274/02 от 24.12.2013 г. ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Как следует из материалов дела, при обращении в Департамент строительства и архитектуры Брянской области 27.09.2016 года за выдачей разрешения на строительство ПАО «ФСК ЕЭС» представило следующие документы: проектную документацию, положительное заключение экспертизы проектной документации ФАУ «Главгосэкспертиза России» № 550-13/СПЭ-2274/02 от 24.12.2013 г. (номер в реестре 00-1-4-4975-13), договоры аренды земельных участков, в пределах которых осуществляется строительство, в том числе, предварительный договор № 1413-54 от 19.02.2013 года, заключенный между ОАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Северо-Запада, ООО «Новая Инжиниринговая Компания» и ООО «СХП «Снежеть» о подготовке и заключении в будущем договоров аренды земельных участков, компенсации рыночной стоимости размера убытков связанных с занятием земельных участков, компенсации рыночной стоимости затрат на биологическое восстановление плодородного слоя почвы земельных участков в отношении части земельных участков, расположенных по адресу: Брянская <адрес> земельный участок с кадастровым номером №, в общей долевой собственности ООО СХП «Снежеть», общей площадью 13,6 га, для строительства энергообъекта, кадастровые планы земельных участков, градостроительные планы земельных участков, акты о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения для строительства энергообъекта, в том числе, на земельном участке с кадастровым номером №
30 сентября 2016 года Департаментом строительства и архитектуры Брянской области ПАО «ФСК ЕЭС» выдано разрешение на строительство линейного объекта (объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта) № 32-000-15-2016 «Строительство ПС Белобережская с заходами ВЛ 500 кВ Новобрянская - Елецкая, строительство ВЛ 220 кВ Белобережская - Цементная, ВЛ 220 кВ Белобережская - Машзавод, ВЛ 220 кВ Белобережская - Брянская», в том числе, в пределах земельного участка с кадастровым номером №, со сроком действия до 30 августа 2018 года.
Разрешая заявленные требования по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из отсутствия доказательств нарушения оспариваемым разрешением на строительство прав и законных интересов административных соистцов.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда ввиду следующего.
В соответствии с ч.1 ст.4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст.3 Кодекса административного судопроизводства РФ задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии со ст.9 Кодекса административного судопроизводства РФ законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
По смыслу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, возникшим из публичных правоотношений, лежит на административном истце.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 21.08.2017 г. в пользу ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на период строительства ПС 500 кВ Белобережская с заходами ВЛ 500 кВ Новобрянская - Елецкая, строительство ВЛ 220 кВ Белобережская - Цементная, ВЛ 220 кВ Белобережская - Машзавод, ВЛ 220 кВ Белобережская - Брянская и период эксплуатации ПС 500 кВ Белобережская, ВЛ 220 кВ Белобережская -Цементная с заходами ВЛ 500 кВ Новобрянская - Елецкая, ВЛ 220 кВ Белобережская-Машзавод, ВЛ 220 кВ Белобережская - Брянская установлен частный сервитут (право ограниченного пользования), на земельные участки общей площадью 224654,0 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером № площадью 19794930,0 кв.м., по адресу: <адрес> а также установлена плата за пользование земельными участками в размере 296173 рубля 20 копеек в год, с условием прекращения сервитута по требованию Сервитуария ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.
Кроме того, указанным определением судебная коллегия обязала ООО СХП «Снежеть», Камынину Т.Н., Дракину Н.М., Рымареву А.А., Граубергера П.Н., Лазутина В.Н., Хромова С.В., Поварову Г.Д., Лагутина М.В., Артюхова Н.Т., Лагутину Т.Н., Пальгову Т.В., Шинкар Т.Т., Лисееву Т.Н. не чинить препятствия при строительстве указанных кабельно-воздушных высоковольтных линий.
Таким образом, данным апелляционным определением разрешен вопрос о праве ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» пользования земельным участком с кадастровым номером №, площадью 19794930,0 кв.м., по адресу: <адрес>.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии доказательств нарушения в настоящее время прав и охраняемых законом интересов административных истцов. В связи с этим признание разрешения на строительство № 32-000-15-2016 от 30 сентября 2016 года незаконным не приведет к восстановлению их прав и свобод, которые они полагают нарушенными, что по смыслу требований Кодекса административного судопроизводства РФ является необходимым условием для признания решения органа государственной власти незаконным.
Разрешая спор, суд первой инстанции в достаточном объёме установил обстоятельства дела, имеющие значение для его разрешения, дал надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам и правильно применил к установленным обстоятельствам материальный закон, на основании чего правомерно отказал в удовлетворении требования по мотивам, подробно изложенным в решении.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 19.06.2017 г. по административному делу по административному иску Граубергера Павла Николаевича, Общества с ограниченной ответственностью «СХП «Снежеть» к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области об оспаривании разрешения на строительство оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Граубергера П.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. Парамонова
Судьи И.М. Фролова
Д.А. Цуканов