Решение по делу № 33-990/2020 от 25.02.2020

Судья Кныш Н.Н.                    № 2-3245/2019

                                (в первой инстанции)

                                № 33-990/2020

                                (в апелляционной инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 марта 2020 года                            г.Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи Радовиля В.Л.,

судей Ваулиной А.В., Балацкого Е.В.,

при секретаре Выскребенцевой В.Ю.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании апелляционную жалобу Беляковой Натальи Анатольевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Белякова Богдана Олеговича, на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 05 декабря 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Беляковой Натальи Анатольевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Белякова Богдана Олеговича, к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Правительству Севастополя (третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Управление Федеральной службы безопасности по Республике Крым и г.Севастополю, Департамент образования и науки города Севастополя) о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, понуждении заключить договор социального найма,

заслушав доклад судьи Ваулиной А.В.,

установила:

Белякова Н.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Белякова Б.О., обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Правительству Севастополя, в котором просила признать за ними право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма, обязать ответчика заключить договор социального найма в отношении данной квартиры.

В обоснование своих требований указала, что их право пользования спорным жилым помещением возникло на основании служебного ордера серия 51 № 31, выданного 26 мая 2000 года на основании обменного ордера УСБУ в Севастополе от 05 мая 2000 года № 07/03. Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 04 августа 2017 года № 10411-РДИ занимаемая ими квартира включена в Реестр собственности города Севастополя. 24 сентября 2019 года решением Департамента капитального строительства города Севастополя в предоставлении истцу государственной услуги и заключении договора социального найма в отношении этого жилого помещения было отказано по мотивам того, что заявитель не состоит на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и что спорная квартира предоставлялась не на условиях договора социального найма, а в качестве служебного. Данное решение истец полагала необоснованным, нарушающим её права. Так, по мнению истца, произошедшая смена собственника жилого помещения повлекла утрату помещением статуса служебного и возможность применения к отношениям по пользованию им положений о договоре социального найма. Тем более, что квартира решением компетентного органа к числу жилых помещений специализированного жилищного фонда не отнесена, в качестве такового в установленном порядке не зарегистрирована. Истец отмечала, что запрошенная государственная услуга может быть предоставлена также лицам, не состоящим на учёте в качестве нуждающихся, если им было предоставлено право пользования жилым помещением до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 05 декабря 2019 года в удовлетворении иска Беляковой Н.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Белякова Б.О., отказано.

С таким решением суда Белякова Н.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Белякова Б.О., не согласна и в своей апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное в нарушении норм материального и процессуального права, приняв новое решение об удовлетворении заявленных требований по доводам аналогичным исковому заявлению. Дополнительно ссылается на положения статьи 10 Закона города Севастополя от 21 мая 2019 года № 507-ЗС, в соответствии с которыми спорное жилое помещение не подлежит включению в специализированный жилищный фонд.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Департамента капитального строительства города Севастополя, Правительства Севастополя, Департамента образования и науки города Севастополя не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии со статьёй 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Белякова Н.А. и её представитель Кравчук О.А., действующая на основании доверенности от 02 августа 2019 года, апелляционную жалобу поддержали, просили её удовлетворить.

Представитель УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю Вертий Д.П., действующий на основании доверенности от 26 ноября 2018 года № 171/21-6736, апелляционную жалобу просил разрешить по усмотрению суда.

Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что письмом от 04 ноября 1999 года исх.№ 9475 адресованным первому заместителю Севастопольской городской государственной администрации Б.В.М. Управление Службы безопасности Украины в г.Севастополе ходатайствовало о включении в число служебных жилых помещений квартир, построенных и сданных в эксплуатацию, согласно соответствующим договорам, в том числе: двухкомнатной <адрес> жилой площадью 35,04 кв.м по <адрес> (л.д.105-106).

Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 03 апреля 2000 года № 524-р в соответствии со статьёй 118 Жилищного кодекса УССР, пунктом 3 Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений и пользовании ими в УССР, утверждённого Постановлением Совета Министров УССР от 04 февраля 1988 года № 37, спорное жилое помещение включено в число служебных жилых помещений Управление Службы безопасности Украины в г.Севастополе (л.д.104).

В последующем данная квартира в связи с прохождением службы в Управлении СБУ в г.Севастополе предоставлена Б.О.П. на состав семьи три человека, включая его жену Белякову Н.А. и дочь Б.С.О. В подтверждении чего 26 мая 2000 года Севастопольской городской государственной администрацией на основании обменного ордера Управления СБУ в г.Севастополе от 05 мая 2000 года № 07/03 был выдан ордер серии 51 № 31 от с отметкой «служебный».

27 июня 2000 года Б.О.П. и члены его семьи, а 11 августа 2009 года также сын Беляков Б.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были зарегистрированы в спорном жилом помещении по адресу места жительства. По этому адресу согласно Выписке из домой книги квартиросъёмщика, выданной паспортистом ГУПС «ЕИРЦ» 25 июня 2019 года, до настоящего времени семья регистрацию сохраняет. При этом, фактически в рассматриваемой квартире остались проживать Белякова Н.А. и её несовершеннолетний сын Беляков Б.О.

В соответствии с письмом УМВД России по г.Севастополю от 07 октября 2019 года исх.№ 33-8893/14-01 Б.О.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, не документирован.

Согласно сведениям представленным Военным комиссариатом Гагаринского и Балаклавского района города Севастополя от 02 октября 2019 года, Военным комиссариатом Нахимовского и Ленинского района города Севастополя от 07 октября 2019, Центром социального обеспечения Военного комиссариата города Севастополя 30 сентября 2019 года Б.О.П. на воинском учёте не значится, пенсионером Министерства обороны Российской Федерации не является, пенсия по законодательству Российской Федерации ему не назначалась и не выплачивалась.

Представленным нотариально удостоверенным заявлением от 06 сентября 2019 года Б.О.П. подтвердил, что действительно проживает и зарегистрирован, как внутренне перемещенное лицо на территории Украины, по адресу: <адрес>, и указал, что не собирается принимать участие в приватизации спорной квартиры в г.Севастополе и даёт согласие на приватизацию этого жилого помещения своей супругой Беляковой Н.А. и сыном Беляковым Б.О.

Аналогичное нотариально удостоверенное заявление от 06 сентября 2019 года с указанием на факт регистрации и проживания по адресу: Украина, <адрес>, и утверждением об отсутствии намерений участвовать в приватизации квартиры в Севастополе в месте с матерью и братом и дачи им своё согласие представила С.С.О. (до заключения брака Б.).

Также судом установлено, что распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 04 августа 2017 года № 10411-РДИ, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, включена в Реестр собственности города Севастополя, как имущество находящееся в казне города Севастополя.

08 августа 2017 года объекту недвижимости присвоен реестровый номер , что подтверждается Выпиской из реестра собственности <адрес> от 02 июля 2019 года .

На основании решения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 22 июля 2019 года № 7105/48-08/19 жилому помещению присвоен адрес: Российская Федерация, <адрес>.

В настоящее время эта квартира к жилищному фонду УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю не отнесена.

26 июня 2019 года Белякова Н.А. обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги по заключению договора социального найма жилого помещения.

Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от 24 июля 2019 года № ОДН/19-162 в удовлетворении заявления истца отказано по основаниям подпунктов 3, 13, 15 пункта 19 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», утверждённого приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 27 сентября 2016 года № 131-а/2016, а именно: подача заявления и документов лицом, не входящим в перечень лиц, установленный пунктом 2 настоящего Административного регламента; заявителями на получение государственной услуги являются физические лица, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которым ранее, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации было предоставлено во владение и пользование жилое помещение на условиях социального найма, постоянно зарегистрированные в данном помещении, в то время как спорное относится к специализированному жилищному фонду; установление разночтений в предоставленных документах относительно адреса жилого помещения.

Полагая, что у истцов возникло право пользования рассматриваемым жилым помещением на условиях договора социального найма, что такое право подлежит признанию в судебном порядке с возложением на Департамент капитального строительства города Севастополя обязанности по заключению такого договора в отношении спорной квартиры, Белякова Н.А., действуя также в интересах несовершеннолетнего Белякова Б.О., обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, и отказывая истцам в иске, суд первой инстанции признал установленным, что спорная квартира предоставлена супругу истца в качестве служебного жилого помещения на период прохождения службы в органах Службы безопасности Украины, который военнослужащим Российской Федерации не является, имеет гражданство Украины и постоянно проживает на её территории. В настоящее время жилое помещение является собственностью города Севастополя, из специализированного жилищного фонда оно не исключено, соответствующего решения уполномоченного органа об исключении из числа служебных жилых помещений не имеется и не принималось, статус служебного жилого помещения сохраняется и договор социального найма в отношении него не заключался. Вследствие чего, пришёл к выводу об отсутствии у Беляковой Н.А. и несовершеннолетнего Беляева Б.О. права на признание права пользования квартирой по договору социального найма и мотивов понуждать ответчика к заключению с истцами такой сделки.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, как соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со статьёй 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской федерации или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

В силу части 1 статьи 52 и части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем.

Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (часть 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 6 Решения от 17 марта 2014 года № 7156 Севастопольского городского совета «О статусе города-героя Севастополя», государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.

В силу положений статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города Севастополя признается правом государственной собственности субъекта РФ города Севастополя.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Севастополя от 15 мая 2015 года №137-ЗС «О жилищной политике города Севастополя», жилые помещения включаются и исключаются из специализированного жилищного фонда города Севастополя с соблюдением требований и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти города Севастополя.

Согласно части 5 статьи 2 Закона города Севастополя от 05 июня 2019 года № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд, вносятся в Реестр специализированного жилищного фонда города Севастополя.

Судебная коллегия отмечает, что с учётом предписаний статьи 118 Жилищного кодекса УССР, пункта 3 Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений и пользовании ими в УССР, утверждённого Постановлением Совета Министров УССР от 04 февраля 1988 года № 37, решение об отнесении спорного жилого помещения к числу служебных принято уполномоченным органом, в соответствии с действующим на тот момент законодательством и до предоставления супругу истца спорной квартиры в связи с прохождением им службы в органах Службы безопасности Украины в городе Севастополе.

Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом. Статус служебного жилого помещения может быть прекращён лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа. В рассматриваемом случае суду не представлено доказательств в подтверждение доводов истца об изменении статуса спорного жилого помещения. Ни Севастопольской городской государственной администрацией до марта 2014 года, ни уполномоченным органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя, в чьей собственности в настоящее время находится спорная квартира, решений об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не выносилось, доказательств обратного не имеется.

Поскольку спорное жилое помещение было предоставлено в качестве служебного жилья в связи с прохождением Б.О.П. и на время прохождения им службы в СБУ, у ответчика отсутствуют обязательства, основанные на законе, по предоставлению жилого помещения по договору социального найма. Передача спорного жилого помещения в казну города Севастополя таких обязательств у ответчика перед истцом не создаёт.

Утверждения апеллянта о том, что в связи со сменой собственника квартира утратила статус служебного жилого помещения, к спорным правоотношениям подлежат применению положения статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», со ссылкой на Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утверждённый Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 года (вопрос 21), основаны на ошибочном толковании норм материального права и о допущенных судом первой инстанции нарушениях не свидетельствует. Поскольку служебное жилое помещение поступило в государственную собственность субъекта федерации, а не в муниципальную собственность органа местного самоуправления, следовательно, статус служебного жилого помещения по этим основаниям не утрачен, мотивов для применения правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, не имеется.

При этом в связи с переходом права собственности на спорное жилое помещение к городу федерального значения Севастополя, вопреки доводам апелляционной жалобы, принятие уполномоченным органом нового решения о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду жилых помещений специализированного жилищного фонда не требуется.

Так согласно пункту 3 части 3 статьи 2 Закона города Севастополя от 05 июня 2019 года № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» специализированный жилищный фонд города Севастополя формируется из жилых помещений, перешедших в государственную собственность города Севастополя в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.

В силу подпункта 1 пункта 2.1 Порядка ведения Реестра специализированного жилищного фонда города Севастополя, утверждённого Постановлением Правительства Севастополя от 27 февраля 2020 года № 54-ПП, внесение сведений о жилых помещениях, подлежащих учету в Реестре специализированного жилищного фонда города Севастополя, осуществляется на основании распоряжения Департамента о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд города Севастополя с отнесением его к одному из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда, либо иного правового акта о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением его к одному из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда, в случае принятия такого решения иным органом до вступления в действие постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» либо Закона города Севастополя от 05.06.2019 № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя».

Таким правовым актом в понимании вышеуказанных законоположений является распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 03 апреля 2000 года № 524-р «О включении в число служебных жилых помещений», которое в установленном порядке не отменялось, не признавалась незаконным и продолжает действовать до настоящего времени.

Не являются основанием для отмены законного и обоснованного решения суда и ссылки апеллянта на положения статьи 10 Закона города Севастополя от 05 июня 2019 года № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя», в соответствии с которой в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины; правоотношения по пользованию этими жилыми помещениями, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации.

Норма данной статьи ранее принятые акты об отнесении жилых помещений к специализированному жилому фонду, в частности распоряжение органа власти от 03 апреля 2000 года № 524-р, в отсутствии прямого указания на это в законе, не отменяет и автоматического действия не имеет. Кроме того, не умоляет установленного законодателем механизма, в соответствии с которым разрешение вопроса об отнесении или исключении жилого помещения к специализированному жилищному фонду является компетенцией специально уполномоченного органа государственной власти (в данном случае Департамента капитального строительства города Севастополя), которое не может подменять собой судебное решение. В отношении же спорной квартиры, ранее отнесённой к числу специализированных жилых помещений, такого решения ответчиком не принималось.

Нельзя согласиться с доводами апелляционной жалобы, основанными на неправильном толковании пункта 2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», утвержденного приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 27 сентября 2016 года № 131-а/2016. Действительно данный пункт содержит указание на возможность получения государственной услуги лицами, не состоящими на учёте в качестве нуждающихся, однако применяется в отношении лиц, которым ранее, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, было предоставлено во владение и пользование жилое помещение на условиях социального найма, постоянно зарегистрированных в данном жилом помещении.

В настоящем случае, во-первых, спорная квартира из специализированного жилищного фонда была предоставлена не истцу, а её супругу - Б.О.П. для проживания на период прохождения им службы в СБУ, в связи с чем, Белякова Н.А. самостоятельного права пользования указанным объектом не приобрела, её право пользования и аналогичное право её несовершеннолетнего сына Белякова Б.О. производно от соответствующего права Б.О.П., который, будучи в настоящее время гражданином Украины, постоянно проживающим на территории иностранного государства, во-вторых, жилое помещение предоставлялось в качестве служебного, а не на условиях социального найма.

Доказательств того, что спорная квартира была предоставлена семье Беляковых для постоянного проживания на условиях договора социального найма и, что они относились до 18 марта 2014 года к нуждающимся в получении жилого помещения на территории города Севастополя, в нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не приведено.

С учётом изложенного, фактически приведённые и иные доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению позиции истца по заявленным требованиям по делу и переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. Суд первой инстанции в своём решении оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.

Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 05 декабря 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Беляковой Натальи Анатольевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Белякова Богдана Олеговича – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:                        В.Л. Радовиль

Судьи:                                    А.В. Ваулина

                                        Е.В. Балацкий

33-990/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Белякова НАталья АНатольевна
Ответчики
Департамент капитального строительства г. Севастополя
Правительство г. Севастополя
Другие
Кравчук Ольга Александровна
Управление федеральной службы безопасности по Республике Крым и г. Севастополь
Шевченко Дарья Олеговна
Орган опеки и попечительства Департамента образования г. Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Ваулина Анна Викторовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
25.02.2020Передача дела судье
12.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2020Передано в экспедицию
12.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее