Решение по делу № 2-1219/2023 от 28.12.2022

Дело № 2-1219/2023,

44RS0001-01-2022-006702-82

Решение

Именем Российской Федерации

01 марта 2023 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего Суховой Е.В.,

при секретаре Бекеневе И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горькова ... к ОГКУ «Центр социальных выплат» о признании права на предоставление государственной социальной помощи, признании его семьи малоимущей, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,

установил:

Горьков Н.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к ОГКУ «Центр социальных выплат». Требования обосновал тем, что является инвалидом второй группы (бессрочно), получает пенсию в размере 13849 рублей 69 коп., других доходов не имеет. Его супруга ФИО8., согласно справкам, состояла в ЦЗН с <дата>, затем снята с учета, работу с помощью ЦЗН найти ей не удалось из-за плохого транспортного сообщения. Доходы её за июль -94,77 руб., август -0 руб. С 01 сентября 2022 года супруга работает, но трудовой договор работодатель не заключает. За сентябрь ее доход составил -14500 руб., октябрь -6380 руб. (была на неоплачиваемом больничном), ноябрь- 9800 рублей. Дочь истца является студенткой «Костромского автотранспортного колледжа» 2 курса группы сроком окончания обучения <дата>. Доходов не имеет. <дата> истцом написано заявление в Областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат». Согласно ответу от <дата>, истцу предложили обратиться в Департамент по труду и социальной защите населения. Истец с ответом ответчика не согласен. Согласно Постановлению Администрации Костромской области от 30 мая 2022 года № 264а, установленный прожиточный минимум в размере на душу население составляет 12860 рублей. Величина доходов семьи истца не превышает величину прожиточного уровня. Исходя из этого, истец полагает, непризнание его семьи малоимущей является не законным. Он неоднократно вынужден обращаться в суд для защиты своих прав. Данное исковое заявления является четвертым по оспариванию незаконного отказа. На основании изложенного, просит признать право на предоставление государственной социальной помощи и признание его семьи малоимущей с <дата>; взыскать с ОГКУ «Центр социальных выплат» в его пользу моральный вред в размере 32000 рублей, а также судебные расходы 100,28 рублей.

В судебном заседании истец Горьков Н.А. требования поддержал по доводам указанным в иске, дополнительно суду пояснил, что претендует на меры государственной социальной помощи в соответствии с Законом Костромской области №292-ЗКО.

Представитель ОГКУ «Центр социальных выплат», действующая по доверенности Фомина М.А. считала требования не подлежащими удовлетворению. ОГКУ «Центр социальных выплат» назначает и предоставляет гражданам социальные выплаты и компенсации, признание граждан малоимущими не относится к полномочиям Центра. С заявлением о назначении государственной социальной помощи малоимущим семьям истец не обращался, никакие документы, предусмотренные Порядком определения размера, назначения и выплат малоимущим семьям не прикладывал. Никаких нарушений в действиях ОГКУ «ЦСВ» не имеется.

Привлеченный в качестве третьего лица Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области своего представителя в суд не направил, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Уставу ОГКУ «Центр социальных выплат» (далее по тексту-ОГКУ «ЦСВ»), утвержденному Приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от <дата> целью создания Центра является обеспечение полномочий департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области по предоставлению социальных выплат и компенсаций. Предметом деятельности Центра является назначение и предоставление гражданам, проживающим на территории Костромской области, социальных выплат и компенсаций в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством (п. 16,17 Устава).

Горьков Н.А. является инвалидом 2 группы, получает пенсию по инвалидности.

<дата> Горьков Н.А. обратился в ОГКУ «ЦСВ» с заявлением о признании гражданина и членов его семьи малоимущими. В заявлении указал, что просит признать малоимущей свою семью, состоящую из 3 человек, проживающих с ним совместно. Состав семьи: Горьков ..., <дата> г.р. (заявитель, инвалид 2 группы), ФИО9 (так фамилия указана в заявлении) ФИО10, <дата> г.р., (супруга, работает), ФИО11 <дата> г.р. (дочь, студент). Горьков Н.А. получает пенсию в размере 13849 рублей 69 коп., других доходов не имеет. Его супруга ФИО12. с <дата> работает, но трудовой договор работодатель не заключает. Согласно справкам, состояла в ЦЗН с <дата>, затем снята с учета, работу с помощью ЦЗН найти ей не удалось из-за плохого транспортного сообщения. Доходы за июль - 94,77 руб., август -0 руб., сентябрь -14500 руб., октябрь -6380 руб. (была на неоплачиваемом больничном). Дочь истца является студенткой «Костромского автотранспортного колледжа» 2 курса группы сроком окончания обучения <дата>. Доходов не имеет.

При этом в данном заявлении Горьков Н.А. указал, что справки предоставлять не будет, поскольку считает, что нет смысла их предоставлять и тратить деньги на проезд по их сбору. Кроме того, они это могут сделать сами. ( л.д.7)

Письмом от <дата> г. за ОГКУ «Центр социальных выплат» уведомило истца о том, что в функции учреждения признание граждан и членов их семьи малоимущими не входит. На основании Постановления администрации Костромской области от <дата> №134-а «О реализации Закона Костромской области от 19.07.2005 №292-ЗКО», ОГКУ «ЦСВ» оказывает государственную социальную помощи в виде денежных выплат малоимущим семьям, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Костромской области». Так же ему разъяснено, что он вправе обратиться с соответствующим заявлением в ОГКУ «МФЦ» по месту жительства, в электронном виде через Интерактивный портал социальной защиты населения Костромской области либо направить заявление посредством почтовой связи.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.

В соответствии со ст.7 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ получателями социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Закон Костромской области от 19.07.2005 N 292-ЗКО (ред. от 25.11.2022) "О государственной социальной помощи в Костромской области" (принят Костромской областной Думой 06.07.2005) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) устанавливает условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в Костромской области, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.

В соответствии со ст. 5 Закона Костромской области от 19.07.2005 N 292-ЗКО, оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (единовременная выплата на основании социального контракта, ежемесячная социальная выплата на основании социального контракта, выплаты на газификацию и иные цели); (в ред. Законов Костромской области от 21.07.2008 N 347-4-ЗКО, от 26.12.2013 N 483-5-ЗКО, от 22.12.2020 N 48-7-ЗКО) натуральная помощь (продукты питания, одежда, обувь, медикаменты, топливо и другие виды натуральной помощи).

Частью 1 статьи 6 указанного закона предусмотрено, что получателями государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в виде денежных выплат или натуральной помощи являются малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Костромской области.

Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". ( ст. 6 ч. 2.1.)

Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи получателям, указанным в настоящей статье, в части, не определенной настоящим Законом, устанавливается постановлением администрации Костромской области. ( ч. 2.2. ст. 6)

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается постановлением администрации Костромской области с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. ( ч. 2.3. ст. 6)

В целях реализации Закона Костромской области от 19 июля 2005 года N 292-ЗКО "О государственной социальной помощи в Костромской области" администрацией Костромской области принято Постановление от 22 марта 2021 г. N 134-а «О реализации Закона Костромской области от 19.07.2005 №292-ЗКО», которым утверждены:

1) порядок определения размера, назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде денежных выплат малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (приложение N 1);

2) порядок определения размера, назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, заключения, изменения и расторжения социального контракта (приложение N 2);

3) порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (приложение N 3); (пп. 3 в ред. постановления администрации Костромской области от 03.10.2022 N 487-а)

4) типовую форму социального контракта (приложение N 4);

5) порядок проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта (приложение N 5).

Порядок определения размера, назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде денежных выплат малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий определяет механизм назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде денежных выплат, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Костромской области, а также реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, независимо от среднедушевого дохода. Основанием для назначения государственной социальной помощи является обращение гражданина (представителя гражданина) (далее - заявитель) в областное государственное казенное учреждение "Центр социальных выплат" (далее - Центр) с заявлением о назначении государственной социальной помощи (далее - заявление) по формам согласно приложениям N 1, 2 к настоящему Порядку: 1) лично; 2) через областное государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению" и его обособленные структурные подразделения по месту жительства или по месту пребывания (далее - МФЦ) в соответствии с соглашением о взаимодействии, заключенным между МФЦ, департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области и Центром; 3) в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", Единого портала Костромской области региональной государственной информационной системы "Комплексная система предоставления услуг населению Костромской области"; 4) посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.

Заявитель несет ответственность за достоверность и полноту представляемых сведений.

МФЦ: 1) осуществляет прием заявления и документов от заявителя; 2) регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений или в учетной карточке обращения электронного журнала регистрации обращений автоматизированной информационной системы; 3) формирует личное дело заявителя; 4) в течение 3 дней со дня регистрации заявления и документов направляет личное дело заявителя в Центр.( п. 5 Порядка)

Центр: 1) регистрирует поступившее из МФЦ личное дело или от заявителя заявление; 2) осуществляет расчет среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи"; 3) истребует недостающие документы посредством межведомственного взаимодействия (в случае необходимости) и приобщает ответы на межведомственные запросы к личному делу заявителя; 4) в случае необходимости дает поручение организации социального обслуживания Костромской области, расположенной по месту жительства заявителя, предметом деятельности которой является предоставление социальных услуг в полустационарной форме и на дому, о проведении дополнительной проверки (комиссионного обследования) в целях подтверждения сведений, указанных в заявлении; 5) принимает решение о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении по основаниям, предусмотренным Законом, и направляет гражданину уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя, а при проведении дополнительной проверки (комиссионного обследования) - не позднее чем через 30 дней после подачи заявления; 6) обеспечивает начисление государственной социальной помощи, организует перечисление денежных средств в размере, установленном пунктом 2 настоящего Порядка, способом, указанным в заявлении. ( п. 5 Порядка)

Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи. Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. ( п. 4,5 Порядка определения размера, назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, заключения, изменения и расторжения социального контракта).

Основанием для отказа заявителю в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта является представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащих ему (его семье) имуществе на праве собственности, несоответствие заявителя категории получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта, указанной в статье 6 Закона Костромской области от 19 июля 2005 года N 292-ЗКО "О государственной социальной помощи в Костромской области" (п. 21 Порядка определения размера, назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, заключения, изменения и расторжения социального контракта).

Материалами дела установлено, и не оспаривалось истцом в процессе, что Горьков Н.А. в установленном порядке с заявлением о назначении государственной социальной помощи по формам согласно приложениям N 1, 2 к Порядку определения размера, назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, заключения, изменения и расторжения социального контракта не обращался, документы не представлял.

Таким образом, оснований для назначения государственной социальной помощи Горькову Н.А. с <дата>, которым является обращение гражданина, не имеется. Кроме того, основанием для отказа заявителю в назначении государственной социальной помощи является представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащих ему (его семье) имуществе на праве собственности, несоответствие заявителя категории получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта, указанной в статье 6 Закона Костромской области от 19 июля 2005 года N 292-ЗКО "О государственной социальной помощи в Костромской области", при этом истцом не оспаривалось не представление указанных сведений.

При этом суд отмечает, что вопреки доводам истца о наличии у ответчика возможности с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия получить сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, ответчик не вправе без соответствующего заявления Горькова Н.А. собирать в отношении него какую-либо информацию.

При указанных обстоятельствах, требования иска о признании за ним права на предоставление государственной социальной помощи и признании его семьи малоимущей в <дата> удовлетворению не подлежат, как не подлежат и производные из данного требования, требования о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

В удовлетворении исковых требований Горькова ... о признании права на предоставление государственной социальной помощи, признании его семьи малоимущей, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца.

Судья - (подпись) Е.В. Сухова

2-1219/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Горьков Николай Александрович
Ответчики
ОГКУ "Центр социальных выплат"
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Сухова Евгения Владимировна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
28.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.12.2022Передача материалов судье
29.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2023Судебное заседание
01.03.2023Судебное заседание
07.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее