Решение по делу № 2а-130/2022 от 10.01.2022

                                                                     УИД: 45RS0023-01-2022-000010-52

    Дело № 2а –130/2022

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    Шумихинский районный суд Курганской области

        в составе председательствующего судьи Васильевой А.В.,

        при секретаре Королевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумихе Курганской области 14 февраля 2022 г. административное дело по административному исковому заявлению Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области к Шумихинскому районному отделению судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, судебному приставу исполнителю Шумихинского районного отделения судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов по Курганской области Ляпуновой Н.Г. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

        Администрация Шумихинского муниципального округа Курганской области обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением в котором просила освободить от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением административного ответчика от 9 декабря 2021 г. по исполнительному производству № 40457/20/45056-ИП от 1 октября 2020 г.

        В обоснование административного иска указывала, что является должником в исполнительном производстве № 40457/20/45056-ИП от 1 октября 2020 г. на основании исполнительного листа ****** от 13 августа 2012 г., выданного Шумихинским районным судом по делу № 2-705/2012, предмет исполнения: обязать обеспечить содержание водопровода с. Березово и д. Воробьево Шумихинского района Курганской области, и соответствие питьевой воды из указанных источников водоснабжения. Исполнительное производство возбуждено в отношении Администрации Березовского сельсовета Шумихинского района. Постановлением административного ответчика от 10 сентября 2021 г. по исполнительному производству произведена замена должника Администрации Березовского сельсовета на его правопреемника Администрацию Шумихинского муниципального округа Курганской области. Постановление о возбуждении исполнительного производства вместе с требованием о предоставлении документов, предупреждением об уголовной ответственности по ст. 315 Уголовного кодека Российской Федерации вручены Главе Шумихинского муниципального округа Курганской области Д. 27 октября 2021 г. 9 декабря 2021 г. административным ответчиком вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, предусмотренный для добровольного исполнения. Административный истец считает незаконным и необоснованным взыскание с должника исполнительского сбора, поскольку исполнение административным истцом исполнительного документа было невозможно по следующим основаниям. Исполнение решения Шумихинского районного суда Курганской области от 13 августа 2012 г. требует существенных временных и финансовых затрат. У Администрации округа времени на исполнение судебного решения не было. При этом судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, Администрации округа не устанавливался. Разработка проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения – дорогостоящее мероприятие. Администрация округа является бюджетным учреждением, и все денежные средства, находящиеся в ее распоряжении имеют целевой характер и используются в соответствии с бюджетом муниципального образования. Бюджет на 2021 год был утвержден решением Думы Шумихинского муниципального округа Курганской области от 25 декабря 2020 г. № 72, обязанность по исполнению судебного решения возложена на Администрацию округа в 2021 г. Администрация округа не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов может исполнить решение суда. Размещение заказов на выполнение работ для муниципальных нужд требует определенного времени, поскольку осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Вместе с тем Администрацией округа принимались меры, направленные на исполнение судебного акта: с целью заключения муниципальных контрактов на разработку зон санитарной охраны источников водоснабжения запрошены коммерческие предложения от специализированных организаций; обследованы источники водоснабжения и башни водопровода питьевого назначения, расположенные в с. Березово, д. Воробьево; внесены соответствующие изменения в бюджет Шумихинского муниципального округа Курганской области на 2022 г. Администрация считает, что в ее действиях отсутствует виновное неисполнение требований ФЗ «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций, основания для взыскания исполнительского сбора отсутствуют, поскольку неисполнение требований исполнительного документа не связано с уклонением должника от исполнения судебного решения или с его виновным противоправным поведением. Освобождение должника от уплаты исполнительского сбора не освобождает его от обязанности исполнить решение суда.

        Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Курганской области и судебный пристав-исполнитель Шумихинского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области.

        В судебное заседание представитель административного истца Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

        Представитель административного ответчика Шумихинского РО СП УФССП России по Курганской области, административного соответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, судебный пристав-исполнитель Шумихинского районного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области Ляпунова Н.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

        В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.

        Изучив обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

        Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).

        Частью 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

        Статьей 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).

        Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

        В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

        Должник вправе в порядке, установленном данным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).

        Из материалов дела следует, что решением Шумихинского районного суда Курганской области от 13 августа 2012 г. удовлетворены требования Шумихинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области: признано незаконным бездействие Администрации Березовского сельсовета Шумихинского района Курганской области по эксплуатации и содержанию водопроводных сооружений по адресу: с. Березово, д. Воробьево Шумихинского района Курганской области. На Администрацию Березовского сельсовета Шумихинского района Курганской области возложена обязанность в срок до 1 июля 2013 г. обеспечить содержание водопроводных сооружений, расположенных в с. Березово, д. Воробьево Шумихинского района Курганской области, требованиям законодательства Российской Федерации а именно: разработать программу (план) производственного контроля качества воды; организовать проведение производственного контроля в полном объеме согласно рабочей программы качества питьевой воды; иметь проекты санитарной охраны источников водоснабжения и башни водопровода питьевого назначения с. Березово и д. Воробьево Шумихинского района курганской области.

        18 сентября 2012 г. решение суда вступило в законную силу, выдан исполнительный лист № 2-705/2012 от 13.08.2012 серии ******.

        1 октября 2020 г. судебным приставом-исполнителем Шумихинского РО СП Управления ФССП по Курганской области на основании вышеуказанного исполнительного листа в отношении должника Администрации Березовского сельсовета Шумихинского района Курганской области возбуждено исполнительное производство № 40457/20/45056-ИП.

        Определением Шумихинского районного суда Курганской области от 24 июня 2021 г. произведена замена должника по исполнительному производству Администрации Березовского сельсовета Шумихинского района Курганской области на правопреемника Администрацию Шумихинского муниципального округа Курганской области.

        На основании указанного определения постановлением судебного пристава-исполнителя Шумихинского РО СП УФССП России по Курганской области от 10 сентября 2021 г. произведена замена Администрации Березовского сельсовета Шумихинского района Курганской области по исполнительному производству № 40457/20/45056-ИП на его правопреемника Администрацию Шумихинского муниципального округа Курганской области. Копия постановления направлена в адрес должника - правопреемника и получена адресатом 10 сентября 2021 г.

        27 октября 2021 г. руководителю должника-организации Администрации Шумихинского муниципального округа - Главе Шумихинского муниципального округа Курганской области вручены постановление о возбуждении исполнительного производства № 40457/20/45056-ИП от 1 октября 2020 г., требование о предоставлении документов, предупреждение об уголовной ответственности по ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, предложено в срок до 3 ноября 2021 г. представить документы, в том числе, документы, определяющие порядок организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальном образовании, реестры расходных обязательств, проекты бюджета и предложения о включении в проект бюджета различного рода расходов, в том числе на исполнение конкретных судебных решений на каждый год, начиная с года возбуждения исполнительного производства, утвержденный бюджет муниципального образования, сведения о наличии расчетных и иных счетов; в срок до 29 ноября 2021 г. предложено письменно уведомить судебного пристава-исполнителя об исполнении либо о причинах неисполнения данного судебного акта.

        Запрошенная информация предоставлена судебному приставу-исполнителю в полном объеме, в том числе, предоставлены ежемесячные отчеты о состоянии лицевого счета Администрации Шумихинского муниципального округа, за период с июля по ноябрь 2021 г.

        Администрация Шумихинского муниципального округа обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, определением Шумихинского районного суда от 23 ноября 2021 г. в удовлетворении заявления отказано.

        9 декабря 2021 г. судебным приставом-исполнителем Шумихинского районного отделения судебных приставов УФССП России по Курганской области Ляпуновой Н.Г. вынесено постановление о взыскании с Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб., которое получено должником 10 декабря 2021 г.

        Администрация Шумихинского муниципального округа обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

        В соответствии с частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

        Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

        Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

        Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

        Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

        Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 г. № 1-П, в котором было отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. При этом данная санкция, по ее смыслу в российской правовой системе, преследует штрафные цели, и, соответственно, ее размер, не увязываясь с расходами на принудительное исполнение, должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение для привлечения к ответственности обстоятельств.

        Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», в пункте 75 которого указано, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

        В пункте 78 того же постановления разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

        Из изложенного следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличии или отсутствии оснований для возложения на него ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

        В соответствии с законом Курганской области от 23 июня 2020 г. № 48 поселения, входящие в состав Шумихинского района Курганской области, в том числе Большевистский сельсовет Шумихинского района Курганской области, преобразованы путем объединения во вновь образованное муниципальное образование - Шумихинский муниципальный округ Курганской области (далее - вновь образованное муниципальное образование).

        В соответствии с частями 2, 4 статьи 3 указанного закона до формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

        В соответствии с федеральным законодательством органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Курганской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

        Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц юридическое лицо - Администрация Шумихинского муниципального округа Курганской области зарегистрировано 30 декабря 2020 г.

        Администрация Шумихинского муниципального округа Курганской области является правопреемником Администрации Березовского сельсовета Курганской области.

        Как следует из материалов дела на момент возбуждения исполнительного производства Администрация Березовского сельсовета находилась в стадии ликвидации. Правопреемник должника Администрация Шумихинского муниципального округа вступила в исполнительное производство в июле 2021 г.

        Поскольку обязанность по обеспечению содержания, эксплуатации водопроводных сооружений, расположенных в с. Березово, д. Воробьево Шумихинского района Курганской области была возложена на Администрацию Березовского сельсовета, бюджетом Шумихинского муниципального округа на 2021 год, принятом в декабре 2020 г., средства на указанные цели не были предусмотрены, что лишило должника возможности исполнить решение суда в полном объеме в установленный срок.

        В соответствии со статей 52 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

        В соответствии с бюджетным законодательством произвольное расходование бюджетных средств не допускается. При недостаточности в бюджете денежных средств администрация не имеет возможности произвольно израсходовать средства из других статей бюджета, так как это является нецелевым расходованием бюджетных средств.

        Распоряжением Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области от 10 декабря 2021 г. № 398 создана комиссия по проведению осмотра и установлению технического состояния инженерных сооружений. Данной комиссией проведены осмотры инженерных сооружений в с. Березово и в д. Воробьево Шумихинского района, о чем составлены акты от 13 декабря 2021 г. и 14 декабря 2021 г., согласно которым система водоснабжения (водопроводные сети водонапорные башни) в связи с износом не пригодны к эксплуатации.

        9 декабря 2021 г. Администрацией Шумихинского муниципального округа Курганской области направлено предложение в «Геологоразведка» о направлении коммерческого предложения на разработку проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и башен водопровода, автономных источников водоснабжения, расположенных в сельской местности Шумихинского муниципального округа Курганской области.

        Согласно выписке из приложения № 8 к Решению Думы Шумихинского муниципального округа Курганской области от 30 ноября 2021 г. № 184 в бюджет Шумихинского муниципального округа Курганской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов предусмотрены расходы на водоснабжение в сумме 1900, 0 тыс. руб., в том числе 1500, 0 тыс. руб. на устройство автономных источников водоснабжения.

        Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что в действиях должника - Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкции в виде взыскания исполнительского сбора. Администрацией Шумихинского муниципального округа Курганской области, как должником по исполнительному производству, предпринимаются возможные меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа, следовательно, имеются основания для освобождения от взыскания исполнительского сбора.

        Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

        решил:

        Требования Администрации Шумихинского муниципального округа Курганской области удовлетворить.

        Освободить Администрацию Шумихинского муниципального округа Курганской области от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Шумихинского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области Ляпуновой Н.Г. от 9 декабря 2021 г. по исполнительному производству № 40457/20/45056-ИП от 1 октября 2020 г.

        Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Шумихинский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

        Судья:                                                                                                А.В. Васильева

Мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2022 г.

2а-130/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Шумихинского Муниципального округа Курганской области
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Курганской области
Судебный пристав-исполнитель Шумихинского РОСП УФССП по Курганской области Ляпунова Н.Г.
Шумихинский РО СП УФССП России по Курганской области
Другие
Морозова Юлия Сергеевна
Суд
Шумихинский районный суд Курганской области
Судья
Васильева А.В.
Дело на сайте суда
shumihinsky.krg.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация административного искового заявления
10.01.2022Передача материалов судье
12.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
21.01.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2022Судебное заседание
21.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее