РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 февраля 2020 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Кулаковой С.А.
при секретаре Фуфачевой Л.С.,
с участием административных истцов Крутер Д.Ю., Степанов С.М., участвующих в качестве представителей заинтересованного лица ДНТ «Лондон Парк», представителя административных ответчиков Правительства Иркутской области, министерства имущественных отношений Иркутской области Богданоа Н.Н., действующей на основании доверенностей от 08.11.2019 №, от 25.02.2019 №, представившей диплом о высшем юридическом образовании ГОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет» № от 01.06.2006,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 2а-364/2020 по административному исковому заявлению Крутер Д.Ю., Степанов С.М. к Правительству Иркутской области в лице министерства имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказа в выдаче доверенности, возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
административный истец Крутер Д.Ю. обратилась с административным исковым заявлением к Правительству Иркутской области в лице министерства имущественных отношений Иркутской области (далее по тексту – министерство) о признании недействительным отказа Правительства Иркутской области в лице министерства имущественных отношений Иркутской области в выдаче доверенности в целях образования указанных земельных участков, изложенного в письме от 31.10.2019 № 02-51-11161/2019; возложении обязанности выдать ей доверенность в целях образования земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, ДНТ «Лондон Парк», участки <адрес>. В обоснование требований административный истец указала, что является членом ДНТ «Лондон Парк», 07.10.2019 обратилась с заявлением о выдаче доверенности в целях образования указанных земельных участков. Письмом от 31.10.2019 № 02-51-11161/2019 в выдаче доверенности в целях образования земельного участка ей отказано в связи с наличием нарушений при предоставлении земельного участка с кадастровым номером № ДНТ «Лондон Парк» в части отсутствия обоснованности площади предоставленного земельного участка; в связи с тем, что в данном товариществе земельные участки распределяются одним и тем же членам неоднократно; в связи с принятием мер по устранению в судебном порядке нарушений законодательства при предоставлении земельного участка ДНТ «Лондон Парк» в части нарушения порядка предоставления земельного участка. По мнению административного истца, такой отказ является незаконным, нарушает ее права и законные интересы, создает препятствия к осуществлению прав. Обращает внимание, что вопрос правомерности предоставления ДНТ «Лондон Парк» земельного участка с кадастровым номером №, являлся предметом судебного разбирательства в Арбитражном суде Иркутской области. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15.11.2018 признан незаконным отказ министерства в предварительном согласовании предоставления в собственность ДНТ «Лондон Парк» земельного участка, площадью 47663 кв.м, по адресу: <адрес>, выраженный в письме от 10.04.2018 № 02-51-5388/18, возложена обязанность на министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ДНТ «Лондон Парк». Постановлением Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 и Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.04.2019 решение Арбитражного суда Иркутской области оставлено без изменения. В феврале 2019 года прокурор Иркутского района обращался в Иркутский районный суд Иркутской области с иском в интересах Иркутской области в лице министерства имущественных отношений Иркутской области к администрации Иркутского районного муниципального образования, ДНТ «Лондон Парк» о признании недействительным постановления мэра Иркутского района, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, кадастровый номер №. Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 26.07.2019 по делу № 2-1162/2019 в удовлетворении исковых требований отказано. По мнению административного истца, решениями судов установлено отсутствие оснований для признания недействительным либо незаконным предоставления земельного участка ДНТ «Лондон Парк». Кроме того, министерство признало правомерность и обоснованность предоставления ДНТ «Лондон Парк» земельного участка с кадастровым номером №, подписав дополнительное соглашение от 16.06.2016 № 27 к договору № 85 безвозмездного срочного пользования земельным участком. Обращает внимание, что исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен в ст. 39.16 ЗК РФ. Оснований, по которым ей было отказано в выдаче доверенности в целях образования указанных земельных участков, статья 39.16 ЗК РФ не содержит. Поскольку земельный участок с кадастровым номером № выделен ДНТ «Лондон Парк», членом которого она является, правомерность и законность выделения этого участка не опровергнута в установленном законом порядке, у министерства отсутствуют основания для отказа в выдаче ей доверенности для дальнейшего образования земельных участков в ДНТ «Лондон Парк».
Административный истец Степанов С.М. обратился с административным исковым заявлением к Правительству Иркутской области в лице министерства имущественных отношений Иркутской области (далее по тексту – министерство) о признании недействительным отказа Правительства Иркутской области в лице министерства в выдаче доверенности в целях образования указанных земельных участков, изложенного в письме от 05.11.2019 № 02-51-11220/2019; возложении обязанности выдать доверенность в целях образования земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, ДНТ «Лондон Парк», участки № №, по аналогичным основаниям, что и административный истец Крутер Д.Ю.
Определением суда от 14.01.2020 административные дела объединены в одно производство.
В письменных возражениях представитель административных ответчиков Богданоа Н.Н. требования не признала, мотивируя тем, что документы, послужившие основанием для предоставления земельного участка ДНТ «Лондон Парк» (в том числе, списки граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков), отсутствуют. Имеются нарушения при создании ДНТ «Лондон Парк» и предоставлении ему администрацией Иркутского районного муниципального образования постановлением от 12.02.2014 № 679 «О предоставлении земельного участка дачному некоммерческому товариществу «Лондон Парк» земельного участка в безвозмездное срочное пользование, не соблюден порядок предоставления земельных участков гражданам, нуждающимся в получении земельных участков, предусмотренный ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В связи с тем, что имеются нарушения при создании ДНТ «Лондон Парк» и предоставлении земельного участка, в данном ДНТ земельные участки предоставляются одним и тем же членам неоднократно, не соблюден порядок предоставления земельных участков гражданам, нуждающимся в получении земельных участков, предусмотренный ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», министерством принимаются меры по устранению в судебном порядке нарушений законодательства при предоставлении земельного участка ДНТ «Лондон Парк». Обращает внимание, что суд не вправе подменять исполнительный орган государственной власти, в компетенцию которого входит принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Определением от 29.01.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ДНТ «Лондон Парк».
В судебном заседании административные истца Крутер Д.Ю., Степанов С.М. требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему, настаивали на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель административных ответчиков Богданоа Н.Н. требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
В судебном заседании представители заинтересованного лица председатель правления ДНТ «Лондон Парк» Степанов С.М. (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 31.01.2020, приказ ДНТ «Лондон Парк» от 22.03.2019 о назначении постоянно действующего органа – председателя правления, протокол от 22.03.2019 об избрании председателя правления), Крутер Д.Ю., действующая на основании доверенности от 27.12.2019, представившая диплом о высшем юридическом образовании Иркутской государственной экономической академии № от 18.06.1998, требования полагали подлежащими удовлетворению.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит административный иск Крутер Д.Ю., Степанов С.М. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, являются наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем, административный ответчик обязан доказать, что принятое решение соответствует закону.
Суд учитывает, что с административным исковым заявлением Крутер Д.Ю., Степанов С.М. обратились 19.12.2019, оспариваемые отказы датированы 31.10.2019 и 05.11.2019 соответственно, в связи с чем установленный ст. 219 КАС РФ срок административными истцами соблюден.
Судом установлено, что ДНТ «Лондон Парк», ОГРН 1133850020413, способ образования – создание юридического лица, 24.05.2013. Согласно уставу (утв. общим учредительным собранием членов ДНТ «Лондон Парк» от 15.05.2013), является некоммерческой организацией, создано по соглашению граждан путем их добровольного объединения на основе членства с целью организации и обустройства своих земельных участков путем добровольного объединения его членами целевых и иных взносов и передачи их в специальный фонд товарищества.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости земельный участок, кадастровый №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир Лебединка. Участок находится примерно в 500 м, по направлению на запад от ориентира. Почтовый адрес: <адрес>; площадь – 71040 +/- 1666 кв.м, кадастровая стоимость – 16940908,8 руб., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – под садоводство. Сведения о зарегистрированных правах: безвозмездное (срочное) пользование земельным/лесным участком, дата государственной регистрации 13.04.2018, лицо, в пользу которого установление ограничение прав и обременение объекта недвижимости – ДНТ «Лондон Парк».
Как следует из материалов дела, постановлением мэра Иркутского районного муниципального образования от 12.02.2014 № 679 ДНТ «Лондон Парк» предоставлен земельный участок, общей площадью 78000 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, для дачного строительства бесплатно в безвозмездное срочное пользование на срок до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков с собственность граждан – членов товарищества.
21.02.2014 комитетом по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования, ссудодатель, и ДНТ «Лондон Парк», ссудополучатель, заключен договор безвозмездного пользования земельным участком № 85.
По условиям договора ссудодатель, руководствуясь постановлением администрации Иркутского района от 12.02.2014 № 679, обязуется предоставить в безвозмездное срочное пользование ссудополучателю, а ссудополучатель принять земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый №, по адресу: <адрес>, под садоводство, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, общей площадью 78000 кв.м (п. 1.1 договора).
Постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 12.05.2016 № 165 внесены изменения в постановление администрации от 12.02.2014 № 679, уточнена площадь земельного участка - 71040 кв.м.
16.07.2016 министерством, ссудодатель, и ДНТ «Лондон Парк», ссудополучатель, подписано дополнительное соглашение к договору безвозмездного срочного пользования земельным участком от 21.02.2014 № 85, которым уточнена площадь земельного участка – 71040 кв.м.
26.10.2017 общим собранием ДНТ «Лондон Парк» утвержден проект организации и застройки ДНТ.
Постановлением администрации Ушаковского муниципального образования от 25.12.2017 № 742 утвержден проект организации и застройки территории ДНТ «Лондон Парк» в границах земельного участка, общей площадью 71040 кв.м, кадастровый номер №.
Судом установлено, что административные истцы являются членами ДНТ «Лондон Парк», Крутер Д.Ю. – с 30.01.2019, Степанов С.М. (является председателем правления ДНТ) – с 22.03.2017 (членские книжки ДНТ «Лондон Парк»).
Решением внеочередного общего собрания ДНТ от 05.10.2019 (выписка из протокола № 3-2019 внеочередного общего собрания) административным истцам согласно утвержденному постановлением администрации Ущаковского муниципального образования от 25.12.2017 № 742 проекту организации и застройки ДНТ «Лондон Парк» распределены земельные участки: административному истцу Степанов С.М., участок №, площадью 735 кв.м, и участок №, площадью 1605 кв.м; административному истцу Крутер Д.Ю. – участок № площадью 790 кв.м, участок №, площадью 1602 кв.м.
Как следует из материалов дела, 07.10.2019 административные истцы обратились в Правительство Иркутской области, просили выдать доверенность в Управление Росреестра по Иркутской области в целях образования земельных участков, расположенных: <адрес>, ДНТ «Лондон Парк», участки № №, № (Крутер Д.Ю.), участки № №, № Степанов С.М., путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с проектом организации и застройки.
Судом установлено, что министерством от имени Правительства Иркутской области отказано Крутер Д.Ю. 31.10.2019 за № 02-51-11161/19, отказано Степанов С.М. – 05.11.2019 № 02-51-11220/19 в выдаче доверенности в целях образования указанных выше земельных участков по аналогичным основаниям.
По сообщению министерства, «в соответствии со ст. 13 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в редакции, действовавшей до 12.02.2014, обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Органами местного самоуправления ведется регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках, утвержденных органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Документы, послужившие основанием для предоставления земельного участка с кадастровым номером №, ДНТ «Лондон Парк» (в том числе утвержденные списки граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков) по запросу министерства администрацией Иркутского районного муниципального образования предоставлены не были в связи с их отсутствием.
Анализ поступивших в министерство заявлений в отношении земельных участков, образуемых из земельного участка, предоставленного ДНТ «Лондон Парк», показал: наличие нарушений при предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, ДНТ «Лондон Парк» в части отсутствия обоснованности площади предоставленного земельного участка; что в данном товариществе земельные участки распределяются одни и тем же членам неоднократно.
Таким образом, имеются нарушения при создании ДНТ «Лондон Парк» и предоставлении ему администрацией Иркутского районного муниципального образования постановлением от 12.02.2014 № 679 «О предоставлении земельного участка дачному некоммерческому товариществу «Лондон Парк» земельного участка для дачного строительства; не соблюден порядок предоставления земельных участков гражданам, нуждающимся в получении земельных участков, предусмотренный Федеральным законом № 66-ФЗ.
Согласно Положению о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 № 264/43-пп, судебная защита прав и интересов Иркутской области в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками является одной из функций министерства.
Учитывая изложенное, министерством принимаются меры по устранению в судебном порядке нарушений законодательства при предоставлении земельного участка ДНТ «Лондон Парк» в части нарушения порядка предоставления земельного участка, предусмотренного Федеральным законом № 66-ФЗ».
Оценивая законность оспариваемых решений об отказе в выдаче доверенности в целях образования земельных участков, расположенных в ДНТ «Лондон Парк», суд приходит к следующему.В силу ст. 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» предоставление в соответствии с п. 1, подп. 10 п. 2 ст. 39.3, подпунктами 6, 7 ст. 39.5, п. 1, подпунктами 1, 2, 4, 13.1, 14, 15, 16, 18, 19, 23.1, 25, 27 п. 2 ст. 39.6, ст. 39.9, подпунктами 1, 3, 5, 11, 12, 14, 16 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ земельных участков осуществляются Правительством Иркутской области, если иное не предусмотрено законодательством, с учетом рекомендаций совещательного органа, сформированного Губернатором Иркутской области.
В силу подп. 29 п. 7 Положения о министерства имущественных отношений Иркутской области (утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 № 264/43-пп) министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками: 29) осуществление от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимых действий, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе: подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка в соответствии с подп. 1 п. 3, подп. 3 п. 4 ст. 39.11, подп. 1 п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ; принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков при предоставлении земельных участков в случаях, указанных в подпунктах 3, 5, 6 п. 2 ст. 39.3, подп. 3 ст. 39.5, подп.подп. 7, 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, решений о предоставлении в собственность земельного участка в соответствии с п. 2.10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, об отказе в предоставлении земельных участков, об отказе в проведении аукциона, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, об отказе в установлении сервитута, об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, о приостановлении рассмотрения заявления в случаях, указанных в подп. 3 п. 4 ст. 39.11, п. 6 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации; обеспечение образования земельных участков.
Таким образом, оспариваемый Степанов С.М. отказ, изложенный в письме от 05.11.2019 № 02-51-11220/19, оспариваемый Крутер Д.Ю. отказ, изложенный в письме от 31.10.2019 № 02-51-11161/19, приняты уполномоченным органом, в пределах предоставленных полномочий.
Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 217-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.
В соответствии со ст. 2 Закона № 217-ФЗ правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 217-ФЗ предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Распределение земельных участков между членами товарищества осуществляется на основании решения общего собрания членов товарищества согласно реестру членов товарищества. Условные номера таких участков указываются в реестре членов товарищества и проекте межевания территории (ч. 2 ст. 22 Закона № 217-ФЗ).
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлены ст. 39.16 ЗК РФ. Так, в силу подп. 1 указаной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
На момент предоставления ДНТ «Лондон Парк» земельного участка, кадастровый №, действовал Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
В соответствии п. 1 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции, действовавшей на момент предоставления ДНТ «Лондон Парк» земельного участка) предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции, действовавшей на момент предоставления ДНТ «Лондон Парк» земельного участка) обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
В соответствии с п. 2 ст. 13 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
В соответствии с п. 4 ст. 13 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции, действовавшей на момент предоставления ДНТ «Лондон Парк» земельного участка) орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции, действовавшей на момент предоставления ДНТ «Лондон Парк» земельного участка) орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (п. 2 ст. 14 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции, действовавшей на момент предоставления ДНТ «Лондон Парк» земельного участка)).
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (п. 3 ст. 14 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции, действовавшей на момент предоставления ДНТ «Лондон Парк» земельного участка)).
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (п. 4 ст. 14 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции, действовавшей на момент предоставления ДНТ «Лондон Парк» земельного участка)).
Анализируя приведенные нормы, действовавшие на момент предоставления ДНТ «Лондон Парк» земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения под садоводство, суд приходит к выводу о том, что списочное количество нуждающихся в предоставлении дачных земельных участков граждан является существенным критерием для определения площади земельного участка для его предоставления, в том числе платно и на праве аренды. В зависимости от количества подлежащих образованию земельных участков определяется площадь земельных участков общего пользования, необходимая для размещения общей инфраструктуры товарищества.
Вместе с тем, на момент предоставления ДНТ «Лондон Парк» указанного земельного участка соответствующие условия не были соблюдены. Так, по информации администрации Иркутского районного муниципального образования от 23.10.2019 № 8380 на обращение министерства о предоставлении списков граждан, утвержденных органами местного самоуправления, списки граждан, послужившие основанием для предоставления вышеуказанного земельного участка, отсутствуют в администрации Иркутского районного муниципального образования. В соответствии со ст. 62 КАС РФ административные истцы доказательств обратного суду не представили, настаивая, что действующим Законом № 217-ФЗ такие условия не предусмотрены.
Доводы о том, что действующим на момент принятия оспариваемых решений об отказе в выдаче доверенностей для образования земельного участка Законом № 217-ФЗ такие условия не установлены, не принимаются судом.
Суд исходит из того, что административным органом, уполномоченным принимать решение по распоряжению земельными участками, установлены нарушения при выделении земельного участка садоводству в 2014 году, когда действовали приведенные нормы ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Принимая во внимание, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства предоставлялся ДНТ «Лондон Парк» без учета особенностей, предусмотренных ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», потребности в земельных участках для размещения ДНТ «Лондон Парк» не определялись, обстоятельств, свидетельствующих о том, что земельный фонд был распределен с учетом заявлений граждан, нуждающихся в получении дачных земельных участков, не установлено, суд приходит к выводу о том, что правом на предоставление указанных выше земельных участков административные истцы не наделены. В связи с чем основания для выдачи доверенности в Управление Росреестра по Иркутской области для образования земельных участков, постановки на кадастровый учет у административного органа отсутствовали.
Доводы административных истцов о том, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 15.11.2018 по делу № А19-14810/2018 по заявлению ДНТ «Лондон Парк» к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказа от 10.04.2018 № 02-51-5388/18, отказ министерства признан незаконным, возложена обязанность на министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ДНТ «Лондон Парк», не влияют на выводы суда. Суд исходит из того, что предметом настоящего спора является законность отказа министерства в выдаче членам ДНТ «Лондон Парк» доверенностей на образование земельного участка, наличие оснований для предоставления земельных участков. В силу подп. 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка, если с заявлением о его предоставлении обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Как следует из решения Арбитражного суда от 15.11.2018, судом дана оценка документам о выделении земельного участка площадью 78000 кв.м кооперативу «Коллектив», сделан вывод о том, что представленные документы не являются доказательством относительно рассматриваемого участка, поскольку отсутствуют координаты ранее предоставленного участка кооперативу «Коллектив», документы, что земельные участки идентичные. Постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 06.11.2013 № 4914 государственный акт на право пользования землей (право постоянного (бессрочного) пользования кооперативу «Коллектив» на земельный участок площадью 78000 кв.м) от 13.02.1992 № А-I № 699942 признан утратившим силу. Доказательства правопреемства между кооперативом «Коллектив» и ДНТ «Лондон Парк» не представлены.
Доводы административных истцов о том, что постановление администрации Иркутского районного муниципального образования не признано незаконным, что вступившим в законную силу решением Иркутского районного муниципального образования от 26.07.2019 по гражданскому делу № 2-1162/2019 по иску прокурора Иркутского района, действующего в интересах субъекта Российской Федерации – Иркутской области в лице министерства имущественных отношений Иркутской области, к администрации Иркутского районного муниципального образования, ДНТ «Лондон Парк» о признании недействительным постановления мэра Иркутского района, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, применении последствий недействительности ничтожной сделки, отказа в удовлетворении иска прокурора, не влияют на выводы суда. Как следует из текста судебного акта, решение об отказе в иске принято в связи с пропуском истцом срок исковой давности, выводов о законности предоставления земельного участка ДНТ «Лондон Парк», а, следовательно, о наличии у административных истцом право на предоставление земельных участков, не содержит.
Доводы административных истцов о том, что министерство признало правомерность и обоснованность предоставления ДНТ «Лондон Парк» земельного участка с кадастровым номером №, подписав дополнительное соглашение от 16.06.2016 № 27 к договору № 85 безвозмездного срочного пользования земельным участком, не могут быть приняты во внимание, поскольку факт нарушения предусмотренных ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» особенностей при предоставлении земельного участка ДНТ не опровергает.
Принимая во внимание, что только наличие совокупности условий, предусмотренных ст. 226 КАС РФ, является основанием для удовлетворения требований, заявленных в порядке главы 22 КАС РФ, оспариваемое решение принято в пределах предоставленных полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими возникшие правоотношения, а проверку целесообразности оспариваемого решения суд не осуществляет, оснований для удовлетворения требований Крутер Д.Ю., Степанов С.М. не имеется.
Суд учитывает, что установленные нормативными правовыми актами, регулирующими возникшие правоотношения, основания для принятия оспариваемых отказов имелись, права административных истцов, не представивших в соответствии со ст. 62 КАС РФ доказательств наличия у них права на предоставление земельных участков, в связи с принятием таких решений не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ 31.10.2019 № 02-51-11161/2019, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №№, №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ «░░░░░░ ░░░░»; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ 05.11.2011 № 02-51-11220/2019, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № №, №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ «░░░░░░ ░░░░», - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2020 ░░░░