№ 2-357/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(полный текст)
28 сентября 2021 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Романова С.А.,
при секретаре Пержинской К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шляховой ... к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Абдувелиеву ..., Исаеву ... об установлении фактических границ земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Шляхова ... обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Абдувелиеву ..., Исаеву ... об установлении фактических границ земельного участка, площадью 1000 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (код 2.1), находящегося по адресу: г. Севастополь, ..., кадастровый ..., мотивируя требования тем, что является собственником данного земельного участка на основании договора купли-продажи земельного участка б/н от ....
На момент купли-продажи границы земельного участка не были установлены в соответствии с действующим законодательством. Для дальнейшего использования земельного участка, строительства на нём Шляховой В.И. необходимо установить фактические границы данного земельного участка.
В целях уточнения местонахождения границ земельного участка были проведены кадастровые работы по определению фактического местоположения границ земельного участка. Графические документы, определяющие местоположение границ земельного участка, отсутствуют.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Шляхова В.И. просила суд обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя установить границы земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, ..., кадастровый ..., согласно приложенному межевому плану от ..., составленному кадастровым инженером ..., в соответствующих координатах.
Истица Шляхова В.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом. Представитель Истца, согласно представленному в материалы дела письменному заявлению, просила рассматривать дело в её отсутствие, поддержала заявленные требования. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчики Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреестр), - в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении не заявляли. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчики Абдувелиев ..., Исаев ... в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом. Ответчики просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно Решения исполнительного комитета Верхнесадовского сельского Совета народных депутатов Нахимовского района города Севастополя ... от ... ... предоставлен земельный участок площадью 0,10 га в селе Фронтовое по ... ... для проектирования, строительства и обслуживания индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых построек в постоянное пользование. На основании вышеуказанного решения ... ... зарегистрировала своё право собственности на земельный участок без установления его границ.
... Зарединова Э.С. и Шляхова В.И. заключили предварительный договор купли-продажи спорного земельного участка. В соответствии с п. 3 Предварительного договора Зарединова Э.С. обязалась до заключения основного договора (п. 1 - до ...) за свой счет установить сведения о границах отчуждаемого земельного участка.
По инициативе Зарединовой Э.С. на земельный участок был изготовлен межевой план. На заявление о государственном кадастровом учете последовало уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учета от ... и дальнейшее решение об отказе от 08.07.2020 года по причине того, что заявителем не представлены документы, позволяющие определить местоположение границ уточняемого земельного участка. Исходя из содержания иска, данные документы у Зарединовой Э.С. и Шляховой В.И. отсутствуют. Зарединовой Э.С. не удалось установить границы отчуждаемого земельного участка.
... года между Зарединовой Э.С. (продавец) и Шляховой В.И.был заключен договор купли-продажи земельного участка.
Истцу – Шляховой В.И. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, находящийся по адресу: г. Севастополь, ..., кадастровый .... При заключении договора купли-продажи участок был осмотрен, его состояние Покупателя удовлетворило. На момент купли-продажи границы земельного участка не были установлены в соответствии с действующим законодательством, что не допустимо с точки зрения принципа достоверности сведений, содержащихся в ЕГРН. Смежные земельные участки принадлежат: ... - Исаеву ...; ... - Абдувелиеву ...; участок по ... - не сформирован, принадлежит городу Севастополю, на нем находится детская площадка.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
В материалы дела Истцом представлен межевой план от ..., составленный кадастровым инженером .... В ходе проведения кадастровых работ, в связи с отсутствием документа подтверждающего местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ..., определены границы земельного участка в соответствии со следующими координатами:
... | ... | |
... | ... | |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | 4398672.73 |
Смежный земельный участок по ..., кадастровый ..., принадлежит ..., его граница установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Граница уточняемого земельного участка ... примыкает к границе земельного участка ..., между участками установлен забор.
Смежный земельный участок по ..., кадастровый ..., принадлежит ..., его граница установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Граница уточняемого земельного участка ... примыкает к границе земельного участка ..., между участками установлен забор.
Смежный участок по ..., - не сформирован, принадлежит городу Севастополю, на нём расположена детская площадка.
Площадь фактического землепользования принадлежащего Истцу участка, исходя из представленного межевого плана, составляет 1000 кв.м., что соответствует сведениям ЕГРН.
В результате рассмотрения заявление об учете изменений объекта недвижимости от ... ... и представленного межевого плана от ... кадастровый учет приостановлен, а в дальнейшем - отказано в учете изменений в связи с отсутствием в межевом плане документа, предусмотренного пунктом 10 статьи 22 закона от ... № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить её в качестве индивидуально определенной вещи.
Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено ведение Единого государственного реестра недвижимости, который представляет собой свод достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Федеральным законом № 218-ФЗ предусмотрен Государственный кадастровый учет земельных участков - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона №218-ФЗ, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В Единый государственный реестр недвижимости входит, в том числе, реестр объектов недвижимости (ч. 2 ст. 7 Федерального закона №218-ФЗ).
Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона №218-ФЗ, порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно - правового регулирования.
Из содержания ст. 8 Федерального закона №218-ФЗ следует, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (4.1).
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков (ч.2).
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 ст. 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (ч. 3).
В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок), кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, ранее присвоенный государственный учетный номер, кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости), сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование, площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, номера регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, кадастровых инженеров, которые выполняли кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ, кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости (ч.4).
В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, вид или виды разрешенного использования земельного участка, адрес объекта недвижимости (ч. 5).
Согласно ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч.1). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета является, кроме прочего, межевой план, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (ч.2). Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (ч.5).
Из содержания ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" следует, что результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план.
Согласно ст. 22 Федерального закона №218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1). В межевом плане указываются новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (ч.2). В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч.3).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.8). При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п. 10).
В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Верховный Суд РФ в определении от 21.12.2016 по делу №-ЭС16-10203 об установлении границы земельного участка в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане, разъяснил, что «Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена граница земельного участка по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время — Единый государственный реестр недвижимости)».
При рассмотрении спора суд может установить границу земельного участка на основании представленного истцом межевого плана. При этом суд исходит из фактически сложившегося землепользования, баланса интересов сторон, правоустанавливающих документов, учитывает целевое назначение участка, границы которого устанавливаются, и смежных участков, а также превышение/отсутствие превышения предельного минимального размера предоставления земли разницей между фактическим землепользованием и площадью, указанной в правоустанавливающем документе. При выборе варианта установления границ земельного участка суд может принять во внимание такие обстоятельства как длительность землепользования участком истцом и его право предшественником.
В данном случае площадь фактически сложившегося землепользования соответствует правоустанавливающим документам и сведениям ЕГРН, не нарушает интересов третьих лиц.
Таким образом, представляется возможным установление границы земельного участка истца по фактическому землепользованию, площадь участка в фактических границах не нарушает требований Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В силу пункта 1 статьи 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.
Данная позиция подтверждается разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав", согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шляховой ... - удовлетворить.
Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о границах земельного участка, расположенного по адресу: г. ... кадастровый номер ... в следующих координатах:
... | ... | |
... | ... | |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | ... |
... | ... | 4398672.73 |
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя.
В окончательной форме решение изготовлено 30 сентября 2021 г.
Судья С.А. Романов