ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-10125/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 15 июня 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Леонтьевой Т.В., Раужина Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-302/2020, УИД 85RS0006-01-2020-000531-07 по исковому заявлению Федорова Сергея Владимировича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании ответчика включить в страж периоды работы, назначить страховую пенсию по старости, взыскании расходов по оплате госпошлины,
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) на решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 20 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федоров С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (далее - УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное)) о признании решения незаконным, обязании ответчика включить в стаж периоды работы, назначить страховую пенсию по старости, взыскании расходов по оплате госпошлины.
В обоснование исковых требований Федоров С.В. указал, что 30 января 2018 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». 5 февраля 2018 г. ответчик отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием 25-летнего стажа, стаж на соответствующих видах работ на 30 января 2018 г. составил 20 лет 05 месяцев 21 день. Ответчик не засчитал в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периоды: службы в Советской армии с 1 апреля 1984 г. по 16 июля 1986 г. - 2 года 1 месяц 29 дней, с 31 мая 1999 г. по 31 декабря 1999 г. в должности шофера 2 класса Государственной противопожарной службы - 7 месяцев 1 день, с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2003 г. в должности шофёра 2 класса Государственной противопожарной службы - 1 год, с 24 сентября 2013 г. по 27 сентября 2013 г., с 1 января 2017 г. по 30 января 2018 г. водителем автомобиля (пожарного) 1 класса - 1 год 29 дней.
Решением Эхирит- Булагатского районного суда Иркутской области от 30 июля 2018 г. на УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) возложена обязанность зачесть в специальный трудовой стаж Федорова С.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды трудовой деятельности с 31 мая 1999 г. по 31 декабря 1999 г., с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2003 г. в должности шофёра 2 класса Государственной противопожарной службы, с 24 сентября 2013 г. по 27 сентября 2013 г., с 1 января 2017 г. по 30 января 2018 г. в должности водителя автомобиля (пожарного) 1 класса. Таким образом, общий стаж Федорова С.В. на момент обращения в УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) 30 января 2018 г. составил 23 года 01 месяцев 24 дня. После вступления решения Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 30 июля 2018 г. в силу, Федоров С.В. продолжил работу в ФГКУ 12 отряд ФПС по Иркутской области водителем автомобиля (пожарного) 1 класса до 30 июня 2019 г. в пожарно-спасательной части № 45 ФГКУ 12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области. С 1 июля 2019 г. по 11 января 2020 г. он работал в профессии (должности) водителя автомобиля (пожарного) 1 класса в пожарно-спасательной части № 45 2 пожарно-спасательного отряда ФПС. Таким образом, по состоянию на 11 января 2020 г. он имеет общий стаж с начала трудовой деятельности (29 декабря 1994 г.) по дату обращения (11 января 2020 г.) с учётом стажа, включенного по решению Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 30 июля 2018 г. - 25 лет 12 дней.
11 января 2020 г. он обратился в УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. 23 января 2020 г. УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное), рассмотрев заявление Федорова С.В. от 11 января 2020 г. №, отказало ему в назначении страховой пенсии по старости, сославшись на то, что его стаж на дату обращения составил 21 год 07 месяцев 10 дней при требуемом стаже 25 лет. В ответе от 23 января 2020 г. № УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) в нарушение исполнения решения Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 30 июля 2018 г., не засчитывает прямо установленный решением суда стаж с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2003 г. в должности шофёра 2 класса Государственной противопожарной службы. Тем самым не было исполнено решение суда. После обращения заявителя Федорова С.В., указавшего на неисполнение решения суда, 7 февраля 2020 г. УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное), рассмотрев заявление Федорова С.В. от 11 июля 2020 г. №, добавило период, установленный судом, однако, отказало ему в назначении страховой пенсии по старости, сославшись на то, что его стаж на дату обращения составил 22 года 07 месяцев 12 дней при требуемом стаже 25 лет.
В ответе от 7 февраля 2020 г. № УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) не засчитывает следующие периоды: с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г., с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г., 1 января 2005 г. по 31 мая 2005 г. в профессии шофёра второго класса ОГУ «Осинская пожарная часть Государственной противопожарной службы МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу». С учётом включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, указанных периодов работы, его стаж на дату обращения в УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области о назначении досрочной страховой пенсии составляет 25 лет 12 дней.
15 июня 2020 г. ответчиком было отменено ранее выданное и оспариваемое решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости № от 7 февраля 2020 г. 15 июня 2020 г. ответчиком было принято новое решение №, которым из его стажа были дополнительно исключены периоды трудовой деятельности, дающие право на досрочное получение пенсии по старости. Дополнительно исключенные указанным решением периоды его трудовой деятельности принимались ответчиком в льготный трудовой стаж. В стаж на соответствующих видах работ ответчиком не были включены периоды: с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г., с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г., с 1 января 2005 г. по 31 июля 2007 г. в профессии шофёра второго класса ОГУ «Осинская пожарная часть Государственной противопожарной службы МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу». Согласно решению ответчика № от 15 июня 2020 г. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, было засчитано 20 лет 05 месяцев 10 дней, при требуемом стаже 25 лет. Все остальные периоды, как указано в решении не подлежат зачёту в стаж на соответствующих видах работ. Согласно записей в трудовой книжке истец работал: с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г., с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г., с 1 января 2005 г. по 31 июля 2007 г. в профессии шофёра второго класса ОГУ «Осинская пожарная часть Государственной противопожарной службы МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу», на условиях постоянной занятости в течение полного рабочего дня, на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с уплатой за периоды работы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно выписке из его индивидуального лицевого счёта страхователем за период с 1 января 2002 г. по 1 июня 2005 г. указано Осинская пожарная часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям УОБАО. С 1 июня 2005 г. по 31 июля 2007 г. страхователем значится Окружное государственное учреждение «Осинская пожарная часть Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий по УОБАО». Таким образом, его служба проходила в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти, в должностях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 г. № 437 (ред. от 26 мая 2009 г.). Спорные периоды трудовой деятельности подлежат зачёту в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии. С учётом зачёта спорного периода трудовой деятельности в совокупности со стажем, зачтённым ответчиком добровольно, специальный стаж на дату обращения 11 января 2020 г. составлял более 25 лет.
Федоров С.В. просил суд признать незаконным решение УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) № от 15 июня 2020 г. в части отказа во включении Федорову С.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов трудовой деятельности с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г., с 1 января 2004 г. по 31 июля 2007 г. Признать за Федоровым С.В. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Обязать УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) зачесть Федорову С.В. период трудовой деятельности с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г., с 1 января 2004 г. по 31 июля 2007 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Обязать УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) назначить Федорову С.В. досрочную страховую пенсию по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 11 января 2020 г.
Решением Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 20 октября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 января 2021 г., исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным решение УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) № от 15 июня 2020 г. в части отказа во включении Федорову С.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов трудовой деятельности с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г., с 1 января 2004 г. по 31 июля 2007 г.
Признано за Федоровым С.В. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) обязано зачесть Федорову С.В. период трудовой деятельности с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г., с 1 января 2004 г. по 31 июля 2007 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и назначить Федорову С.В. досрочную страховую пенсию по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 11 января 2020 г.
С УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) в пользу Федорова С.В. взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) просит отменить решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 20 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 января 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем истца Федорова С.В. – Морозовой Т.Б. принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей частичному удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 3797 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 11 января 2020 г. Федоров С.В. обратился в УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) от 15 июня 2020 г. № Федорову С.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с тем, что стаж на дату обращения составил 20 лет 05 месяцев 10 дней при требуемом стаже 25 лет.
В стаж на соответствующих видах работ по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» засчитаны следующие периоды работы: с 29 декабря 1994 г. по 2 апреля 1995 г. в профессии (должности) пожарного в Осинской части пожарной охраны ОГПС УВД по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу; с 3 апреля 1995 г. по 31 декабря 2001 г. – в должности шофёра 2 класса в ОГУ «Осинская пожарная часть Государственной противопожарной службы МЧС России по УОБАО; с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2003 г. в должности шофёра 2 класса в ОГУ «Осинская пожарная часть Государственной противопожарной службы МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу; с 1 августа 2007 г. по 9 августа 2007 г. в должности шофёра 2 класса в пожарной части Государственной противопожарной службы № 3 МЧС России по Осинскому району; с 10 августа 207 г. по 31 декабря 2008 г. в должности водителя в пожарной части Государственной противопожарной службы № 3 МЧС России по Осинскому району; с 1 января 2009 г. по 30 июня 2019 г. в должности водителя автомобиля (пожарного) 1 класса в пожарно-спасательной части № 45 ФГКУ (12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области; с 1 июля 2019 г. по 11 января 2020 г. в должности водителя автомобиля (пожарного) 1 класса в пожарно-спасательной части № 45 пожарно-спасательного отряда ФПС.
Все остальные периоды работы, как следует из решения, не подлежат зачёту в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных действующим законодательством, регулирующим досрочное пенсионное обеспечение, и позволяющим отнести их к стажу на соответствующих видах работ, дающему право на досрочное назначение страховой пенсии.
Из трудовой книжки истца следует, что Федоров С.В. 29 декабря 2014 г. принят в Часть пожарной охраны Осинского района на должность пожарного, на основании приказа № от 22 марта 1995 г. переведён 2 апреля 1995 г. на должность шофера 2 класса в ОГУ «Осинская пожарная часть Государственной противопожарной службы МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу» (далее также – УОБАО), 17 сентября 2002 г. Осинская пожарная часть ОГПС УВД УОБАО преобразована в Осинскую пожарную часть ОГПС МЧС России УОБАО. 25 мая 2004 г. Осинская пожарная часть ОГПС МЧС России УОБАО преобразована в Осинскую пожарную часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям УОБАО. 21 марта 2005 г. Осинская пожарная часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям УОБАО преобразована в Окружное Государственное учреждение Осинская пожарная часть Центра по делам ГО ЧС и ПБ УОБАО. 19 июня 2006 г. Окружное Государственное учреждение Осинская пожарная часть Центра по делам ГО ЧС и ПБ УОБАО переименовано в Окружное государственное учреждение Осинская пожарная часть ГПС Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации стихийных бедствий УОБАО. 9 августа 2007 г. истец уволен переводом к другому работодателю. 10 сентября 2007 г. принят на должность водителя в пожарную часть ГПС Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации стихийных бедствий УОБАО, 31 декабря 2008 г. уволен переводом к другому работодателю. 1 января 2009 г. принят в пожарную часть № 45 (по охране с. Оса) на должность водителя автомобиля (пожарного) 1 класса. 30 декабря 2011 г. государственное учреждение «12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» (ГУ «12 ОФПС по Иркутской области») переименовано в ФГКУ «12 отряд ФПС по Иркутской области». 1 апреля 2016 г. пожарная часть № 45 (по охране с. Оса) переименована в пожарно-спасательную часть № 45 (по охране с. Оса). 30 июня 2019 г. истец уволен переводом с его согласия на работу к другому работодателю. 1 июля 2019 г. принят на должность водителя автомобиля (пожарного) 1 класса 45 пожарно-спасательной части (по охране с. Оса) 2 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы 9п. Усть-Ордынский), где продолжает работать.
Согласно справки, уточняющей характер от 29 сентября 2020 г. № М-236-81, выданной ГУ МЧС России по Иркутской области следует, что Федоров С.В., работал: с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г. в качестве шофёра второго класса на предприятии Осинская пожарная часть отдела Государственной противопожарной службы МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу; с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. в качестве шофёра второго класса на предприятии Осинская пожарная часть Государственной противопожарной службы МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу; с 1 января 2005 г. по 20 марта 2005 г. в качестве шофёра второго класса на предприятии Осинская пожарная часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Усть-Ордынского Бурятского автономного округа; с 21 марта 2005 г. по 18 июня 2005 г. в качестве шофёра второго класса на предприятии Окружное государственное учреждение «Осинская пожарная часть» Центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Усть-Ордынского Бурятского автономного округа; с 19 июня 2006 г. по 31 июля 2007 г. в качестве шофёра второго класса на предприятии Окружное государственное учреждение «Осинская пожарная часть» Государственной противопожарной службы МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счёта истца, Федоров С.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ За период с 1 января 2002 г. по 31 июля 2007 г. проставлен код 28-ПЖ.
Согласно устава Окружного государственного учреждения «Осинская пожарная часть Государственной противопожарной службы МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу», утверждённому приказом руководителя Центра по делам ГОЧС и ПБ УРБАО от 19 июня 2006 г. №15-о/д, Окружное государственное учреждение «Осинская пожарная часть Государственной противопожарной службы МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу» создано путём преобразования окружного государственного учреждения «Осинская пожарная часть Центра по делам ГОЧС и ПБ У ОБ АО». Учредитель - Центр по делам ГОЧС и ПБ УОБАО. ОГУ «Осинская ПЧ ГПС МЧС России по У- ОБАО» является правопреемником ОГУ «Осинская пожарная часть Центра по делам ГОЧС и ПБ УОБАО».
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода трудовой деятельности Федорова С.В. с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г. и с 1 января 2004 г. по 31 июля 2007 г., суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности».
Суд первой инстанции, ссылаясь на то, что до 1 января 2005 г. пожарная охрана подразделялась на Государственную противоположную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны, с учётом данных индивидуального лицевого счёта, пояснений работодателя, содержащихся в письменном отзыве, пришёл к выводу, что в указанные периоды служба Федорова С.В. проходила в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти, в должностях, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2002 г. № 437 «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Установив, что с учётом спорных периодов работы, зачтённых судом, и периодов работы, учтённых пенсионным органом, специальный стаж истца на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составил более 25 лет, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 11 января 2020 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций в части включения в специальный стаж периодов работы истца с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г., с 1 января 2004 г. по 21 марта 2005 г. основаны на подлежащих применению к спорным правоотношениям нормах права, подтверждаются материалами дела и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно пункту 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующего с 1 января 2015 г. (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно- спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (статья 8).
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определён Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно подпункту «л» пункта 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. № 437 (далее - Список № 437).
Указанным Списком № 437 предусмотрены, в том числе, должности: водитель (шофёр) автомобиля (пожарного).
В силу положений статей 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В систему Государственной противопожарной службы входят: федеральный орган управления Государственной противопожарной службы; пожарно - технические научно - исследовательские учреждения и пожарно - технические учебные заведения; специальные и воинские подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления; территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации; подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления, а также предприятия Государственной противопожарной службы.
Территориальные органы управления Государственной противопожарной службы, создаваемые в субъектах Российской Федерации, являются самостоятельными оперативными органами управления Государственной противопожарной службы, входящими в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Указанные органы руководят деятельностью дислоцированных на соответствующих территориях подразделений Государственной противопожарной службы, за исключением подразделений, непосредственно подчиненных федеральному органу управления Государственной противопожарной службы.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О пожарной безопасности» установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте «о» части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Установлено, что Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел считаются с 1 января 2002 года соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения. При этом указано, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации вышеуказанным лицам сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 октября 2004 г. № 487 постановлено создать до 1 января 2005 г. территориальные органы МЧС России - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, положение о которых утверждено приказом МЧС России от 6 августа 2004 г. № 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации».
В перечне территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации под № 86 значится Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (место нахождения - п. Усть-Ордынск).
Как указано в пункте 1 Положения территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Установив, что Федоров С.В. проходил службу с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г. в качестве шофёра второго класса на предприятии Осинская пожарная часть отдела Государственной противопожарной службы МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу; с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. в качестве шофёра второго класса на предприятии Осинская пожарная часть Государственной противопожарной службы МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу; с 1 января 2005 г. по 20 марта 2005 г. в качестве шофёра второго класса на предприятии Осинская пожарная часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о зачёте периода работы истца с 1 января 2002 г. по 17 апреля 2005 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Вместе с тем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для включения в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы истца с 21 марта 2005 г. по 18 июня 2005 г. в качестве шофёра второго класса на предприятии Окружное государственное учреждение «Осинская пожарная часть» Центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Усть-Ордынского Бурятского автономного округа; с 19 июня 2006 г. по 31 июля 2007 г. в качестве шофёра второго класса на предприятии Окружное государственное учреждение «Осинская пожарная часть» Государственной противопожарной службы МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, и находит в указанной части заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы ответчика.
Удовлетворяя требования истца в данной части, суды нижестоящих инстанции исходили из того, что в индивидуальных сведениях в отношении специального стажа Федорова С.В. за период с 1 января 2002 г. по 31 июля 2007 г. проставлен код льготных условий труда 28-ПЖ, данные лицевого счёта работодателем не коректировались.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
При подсчёте страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счёт с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учёта (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» в редакции, действовавшей на дату обращения Фастовича С.Г. в пенсионный орган).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчётности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь приведёнными правовыми нормами, пришли к правильному выводу, что по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтверждён путём представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, суды нижестоящих инстанций не учли, что в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у мужчин и женщин по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, изложенной в Определении от 5 февраля 2009 г. № 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряжёнными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвёртый квартал 2008 года, утверждённом Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2009 г., от 4 марта 2009 г.)
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создаётся органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с законом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 28 января 2000 г. № 120-оз «О пожарной безопасности в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе» для решения задач по предупреждению и тушению пожаров, имеющих окружное значение, а также для организации управления, материально-технического обеспечения Государственной противопожарной службы округа создаётся подразделение Государственной противопожарной службы округа, финансируемое за счёт средств окружного бюджета.
Согласно Устава Окружного Государственного учреждения «Осинская пожарная часть Центра по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» (далее – пожарная часть), утверждённого 21 марта 2005 г., где работал истец в период с 21 марта 2005 г. по 18 июня 2006 г., учредителем пожарной части является Центр по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Основными источниками финансирования пожарной части являются средства, выделяемые в установленном порядке из окружного бюджета.
Согласно Устава Окружного Государственного учреждения «Осинская пожарная часть Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу» (далее – пожарная часть), утверждённого19 июня 2006 г., где работал Федоров С.В. в период с 19 июня 2006 г. по 31 июля 2007 г. в качестве шофёра второго класса, учредителем пожарной части является Центр по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Основными источниками финансирования пожарной части являются средства, выделяемые в установленном порядке из окружного бюджета.
В соответствии с Положением о Центре по материально-техническому обеспечению мероприятий в области выполнения задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, утверждённым Постановлением главы Администрации УОБАО от 3 февраля 2005 г. № 21-п (в ред. от 24 ноября 2005 г.), утратившего силу в связи с изданием Указа Губернатора Иркутской области от 27 февраля 2010 г. № 30-уг, Центр по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа - государственное учреждение, предназначенное для материально-технического обеспечения выполнения задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, является правопреемником Управления по делам ГО и ЧС Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Общее руководство Центром по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа осуществляет глава администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Финансирование Центра по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа осуществляется из окружного бюджета.
Как следует из нормы, содержащейся в пункте 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образам, для правильного разрешения спора в части требований истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, периода его работы с 21 марта 2005 г. по 31 июля 2007 г. юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению судом, являлось не только установление факта подтверждения спорного периода работы сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта, но и факт работы истца в спорный период именно на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
При таких обстоятельствах решение суда и апелляционное определение в части признания незаконным решения УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области № от 15 июня 2020 г. в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода работы Федорова С.В. с 21 марта 2005 г. по 31 июля 2007 г., возложения на УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области обязанности зачесть период работы Федорова С.В. с 21 марта 2005 г. по 31 июля 2007 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и назначить Федорову С.В. досрочную страховую пенсию по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 11 января 2020 г., нельзя признать законным, что в соответствии со статьёй 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых решения суда и апелляционного определения в указанной части и направления дела в данной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2020 ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 25 ░░░░░░ 2021 ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ 15 ░░░░ 2020 ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 18 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░. № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ 21 ░░░░░ 2005 ░. ░░ 31 ░░░░ 2007 ░., ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ 21 ░░░░░ 2005 ░. ░░ 31 ░░░░ 2007 ░. ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 18 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░. № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 18 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░. № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ 11 ░░░░░░ 2020 ░., ░░░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2020 ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 25 ░░░░░░ 2021 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░